Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая программа по элективному курсу "Продовольственная безопасность и ЗОЖ"

Рабочая программа по элективному курсу "Продовольственная безопасность и ЗОЖ"

Скачать материал

Рассмотрено                                 Согласовано                           Утверждено

на заседании МО         с Педагогическим советом      директор МАОУ СОШ Протокол № 1 от 28.08.2014 г. Протокол №1 № 38 г. Томска 

Руководитель МО                        от 29.08.2014 г.                      _________________

__________/Алексеева Н.А./                                                                        Г.М. Русакова

приказ № 184 - О от 11.09.2014 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по элективному курсу 

«Продовольственная безопасность и ЗОЖ» 

Ступень обучения (класс):  основное общее образование, 9 класс

Количество часов                 17

Уровень                                             базовый

Разработана на основе авторского УМК «Продовольственная безопасность и ЗОЖ», Томск, 2008 г.

 

 

 

 

 

                                                                                                       Автор: 

учитель биологии Алексеева Н.А. ВКК

 

 

 

 

 

 

Томск – 2014 г.

 Раздел 1.       Пояснительная записка.

Предлагаемая программа охватывает основной курс биологии, который знакомит обучаемых с современными представлениями основных биологических процессов протекающих в организме человека.

Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально – экономических условий жизни. В последнее время состояние здоровья людей ухудшилось, а продолжительность жизни уменьшилась, особенно в городах. Это связано с ухудшением экологических факторов (загрязнение окружающей среды, повышения радиации, недоброкачественные продукты питания и питьевая вода) – все это грозит опасностью генетических изменений.

Особое внимание уделено развитию у обучаемых понимания того, каким образом протекают обменные процессы в организме, как они регулируют работу организма и к каким последствиям приводят.        

В программе основной школы курса «Биология» очень мало уделяется времени на изучение вопросов гигиены, санитарии, здорового образа жизни, что необходимо каждому человеку. Данная программа является дополнением к основному курсу биологии. Полученные знания могут стать основой, на которой в дальнейшем должно формироваться правильное отношение к своему здоровью и ведению здорового образа жизни. Очевидно, что от таких факторов, как: физическое здоровье; качество и калорийность питания; пищевой рацион и режим питания; весовой режим зависят здоровье, личная карьера, успех. Важно научить обучающих, проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье; оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов; проводить при необходимости оздоровительные действия. С этой целью в программе предусмотрена серия практических работ.

Содержание программы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Курс базируется на обязательных учебных программах биологических дисциплин и химии. Содержание программы направлено на: 

-     условия развития личности обучаемого;

-     развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

-     обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

-     приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям; 

-     интеллектуальное и духовное развитие личности обучаемого;

-     расширение кругозора обучаемых, повышение научного и культурного уровня, мотивации к обучению, социализацию обучаемых через самостоятельную деятельность.

Основная цель программы – формирование здорового образа жизни, формирования культуры здоровья, культуры питания, формирование научного миропонимания, гигиенических норм и правил.   

Основные задачи курса:

      Формировать ответственное отношение к своему здоровью;

      Научиться использовать информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;

      Формировать конкретные привычки здорового образа жизни;

      Расширить знания, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками.

Наибольшее внимание в курсе уделено: Основам правильного питания;

      Принципам здорового образа жизни;

      Проблемам, связанным с возможной экологической опасностью продуктов питания и воды. Результаты данной программы будут отслеживаться: Защита рефератов и творческих работ на текущих занятиях;

      Защита проекта на школьной и городской конференции; Представление материалов на конкурс учебных программ.

 

Раздел 2.        Общая характеристика курса 

Курс на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведѐн с учѐтом культурологического подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья в повседневной жизни и практической деятельности.

Курс как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

-     формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

-     овладение научным подходом к решению различных задач;

-     овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

-     овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

-     воспитание ответственного и бережного отношения к собственному здоровью;

-     формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путѐм применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа по курсу «Продовольственная безопасность и ЗОЖ» включает в себя следующие содержательные линии:

-     биологическая природа и социальная сущность человека;

-     структурно-уровневая организация живой природы;

-     ценностное отношение к своему здоровью;

-     практико-ориентированная сущность биологических знаний. 

Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учѐтом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. 

Основной формой организации учебного процесса является урок: урок – исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчѐт, урок изобретательства, урок - рассказ, урок защиты исследовательских проектов, урок - экспертиза, урок открытых мыслей, урок-экскурсия. 

Формирование ключевых компетенций обучающихся осуществляется через деятельностный подход с использованием технологий развития универсальных учебных действий в основной школе:

      технология развития критического мышления через чтение и письмо;

      проектные и исследовательские методы обучения;

      ИКТ;

      технология проблемного обучения;

      технология групповой работы;

      здоровьесберегающая технология;

      технология уровневой дифференциации;

      обучение на основе учебных ситуаций;

      игровые технологии;

      технологии развивающего обучения.

Ведущей формой деятельности является исследовательская и проектная. Данные формы организации учебной работы в большой степени способствуют развитию самостоятельной деятельности обучающихся.

Раздел 3. Место курса «Продовольственная безопасность и ЗОЖ» в учебном плане.

Данный элективный курс изучается в основной школе в 9 классе в рамках предпрофильного образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Общее число учебных часов – 17 (1час в неделю) в течение одного полугодия. 

Раздел 4. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса. 

Результаты освоения курса «Продовольственная безопасность и ЗОЖ» 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по курсу «Продовольственная безопасность и ЗОЖ»:

1.      знание основных принципов и правил отношения к собственному здоровью, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2.      реализация установок здорового образа жизни;

3.      сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здоровья человека; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по курсу «Продовольственная безопасность и ЗОЖ» должны отражать:

1.      умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

2.      умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

4.      умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

5.      владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

6.      умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7.      умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8.      смысловое чтение; 

9.      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; 

10.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 

11.  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12.  формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по курсу «Продовольственная безопасность и ЗОЖ» являются:

1.      В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-     выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и

превращение энергии в организме);

-     приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вредными привычками;

-     объяснение роли курса в практической деятельности людей; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

-     различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов человека, органов и систем органов животных; 

-     сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-     выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

-     овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.      В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

-     анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.      В сфере трудовой деятельности:

-     знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-     соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.      В сфере физической деятельности:

-     освоение приемов оказания первой помощи при отравлении; 

-     рациональной организации труда и отдыха; 

-     проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5.      В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ценностные ориентиры содержания курса «Продовольственная безопасность и ЗОЖ»

Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между собой, но не тождественны друг другу, так как культура включает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процессе деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.

Само понятие ценности предполагает наличие ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического образования в основной школе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. Ориентиры это то, чего мы стремимся достичь. При этом ведущую роль в курсе играют познавательные ценности, так как данный курс входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения курса, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Курс «Продовольственная безопасность и ЗОЖ» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс в наибольшей мере направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Раздел 5     Содержание курса

Общее количество часов  -17 часов Введение. -2 часа.

Науки о человеке: анатомия и физиология. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Влияние биологических и социальных факторов на здоровье человека. Общий план строения пищеварительной системы. Органы пищеварения, их строение и функции. Пищевые продукты и питательные вещества (белки, жиры, углеводы). Регуляция процессов пищеварения. Общие закономерности роста и развития организма человека.

Демонстрация: рисунки современного человека и его предков, торс человека. Обмен веществ -5 часов.

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Виды обмена веществ. Значение для организма белков, жиров, углеводов, витаминов, воды, минеральных солей и микроэлементов. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Суточная потребность в белках, углеводах жирах. Образование и расход энергии в организме человека. Особенности рационального питания. Режим питания и обмен веществ.

Лабораторные работы:

1.      Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат;

2.      Оценка санитарно – гигиенического качества своего рабочего места;

3.      Оценка состояния здоровья;

4.      Определение влияния образа жизни на состояние здоровья;

 

Запись в тетради расчета энергии при различных видах физических нагрузок. Очаги продовольственной опасности – 7 часов.

Заболевания органов пищеварения. Нарушения режима питания. Болезни, связанные с нарушением питания: гастрит, холецистит, панкреатит, язва. Пищевые отравления. Опасности, связанные с употреблением алкоголя. Гельминты. Потенциальные опасности, связанные с употреблением генномодифицированных продуктов питания. Государственное регулирование промышленного применения трансгенных организмов. Отношение общества к трансгенной биотехнологии. Пищевые добавки. Биологически активные добавки. Витамины. Вода. Загрязнение воды. Водно – экологический фактор здоровья. Водопровод в жизни города Томска. Диеты.

Демонстрация: влажные препараты паразитических червей, витаминные препараты, экологические знаки и экологическая маркировка.

Эксперимент:

1. Загрязнения воды органическими отходами; 2. Загрязнение воды неорганическими веществами;

3. Бактериальное загрязнение воды.

Лабораторные работы:

1.      Жизненные циклы паразитических червей.

2.      Знакомство с устройствами очистки воды в бытовых условиях.

 

Экскурсии: 

1.      На водоочистительную станцию «Томскводоканал»

2.      Патологический музей СГМУ.

 

Основы здорового образа жизни. -2 часа.

Профилактика заболеваний желудочно – кишечного тракта. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций и гельминтозов. 

Демонстрация: видеофильм «Описторхоз»

Заключение -1 час. Защита проектов.

Темы для рефератов (примерные): 

1.      Мутагены антропогенного происхождения.

2.      Потребительская корзина обучаемых нашей школы.

3.      Секреты правильного питания.

4.      Заболевания, связанные с водным фактором.

5.      Способы улучшения качества воды в бытовых условиях.

6.      Продукты питания, модифицированные методами генной инженерии.

7.      Диеты: за и против.

 

Формы организации и методы обучения.

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала обучаемых, индивидуализации и персонализации образования. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно – семинарская система, проектная и практическая деятельность, интерактивные и ролевые игры,  дискуссии и конференции. 

На школьной лекции предусматривается крупноблочное обобщенное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций. Доля лекционной части по отношению к остальным формам организации учебной деятельности составляет 1:3.

Семинар является специфической формой организации учебной деятельности, предполагающей творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение, и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы обучаемых, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Семинары могут проводится в форме выступлений обучаемых на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.

Проектная деятельность предполагает на базе данного материала работу по актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности обучаемых, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В этом случае обучаемые синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным фактором является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.

Интерактивные методики – методы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя. К ним относятся «мозговые штурмы», «ледоколы» (сплоченность и сотрудничество внутри группы), имитации, дискуссии и диспуты, ролевые и дидактические игры. При использовании интерактивных методов желательно создавать благоприятный эмоциональный фон, использовать групповые формы работы, применять игровые технологии.

Компьютерная поддержка. Применение компьютера на занятиях курса стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Использование элементов компьютерных технологий позволяет интенсифицировать деятельность учителя и обучаемого, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

Практическая форма обучения и эксперимент. Эпиграфом к работе могут стать слова Альберта Сент - Дьердви, который говорил о том, что исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. На данных занятиях обучаемые решают проблемный вопрос и добывают новые знания в ходе самостоятельного выполнения и обсуждения предложенной лабораторной работы, ребята выступают в роли исследователей, цель которых – выяснить суть, стоящей перед ними задачи.

Демонстрации учебных и художественных видеофильмов, слайдов, альбомов, презентаций способствует визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного  материала.

Опорные схемы,  спроецированные на экран, можно использовать для закрепления  и систематизации материала. С их помощью акцентируется внимание на изучаемых вопросах.                

Кроме классно урочной системы предполагается проведение экскурсий. Применение этих организационных форм желательно завершать дискуссиями и защитами проектов.

Межпредметные связи. В программе предусматривается широкие возможности  для реализации межпредметных связей (география, химия, экология). Такие занятия специфичны, требуют от учителя тщательного отбора содержания, с тем, чтобы учебный, наглядный материал двух предметов гармонично соответствовал целям и задачам каждого занятия.

Подобные уроки убеждают ребят, как много интересного можно узнать, если не только изучать материал по учебнику, а использовать еще и дополнительную литературу. Они развивают творчество, активность, самостоятельность. Нестандартные формы проведения урока - это не самоцель, они довольно точно отражают многие важные особенности нашей жизни и позволяют учителю творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят. 


Раздел 6.            Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

 

Урок 

Вид деятельности

Системообразующие понятия

Характеристика основных видов деятельности обучающихся/ УУД

Введение –2 часа

1.  

 

 

Что такое 

«продовольственная

безопасность» «ЗОЖ»

 

и

Знакомство с особенностями нового курса, с используемой

литературой, анкетирование.

«продовольственная безопасность», здоровый образ жизни, питание,

продукты питания

 

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии

Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных; животных разных типов и классов.

Оценивать цель и смысл своих действий по отношению к объектам живой природы.

Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Различать на таблицах органы и системы органов человека.

2.  

 

 Особенности  пищеварения человека.

 

Обзорная          лекция          с

использованием интерактивных методик и презентаций.

Органы         пищеварения, изменения    с питательными веществами, 

Обмен веществ – 5 часов

 

3.  

 

Режим питания и

обмен  веществ.

 

Обзорная лекция с использованием опорных конспектов, интерактивных методик и презентаций, интеграция с химией, физикой

Энергетический обмен и его сущность, расход энергии, углеводы, жиры, реакции окисления, брожения, необратимость тепловых процессов, КПД теплового двигателя.

Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека. 

Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Различать     на        таблицах         и          муляжах           органы пищеварительной системы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

 

4.  

 

Основы рационального 

питания.       Нормы питания.

Работа с доп. литературой, лабораторная работа.

Рациональное питание, расход энергии, суточный рацион, энергетическая ценность, режим питания, принципы рационального питания.

5.  

Оценка состояния 

Практическая работа 

Самооценка,               анализ

Выделять существенные признаки обмена веществ и

 

 

здоровья.

 

результатов, мониторинг, режим             школьника, аппетит,          настроение, образ   жизни,             вредные привычки.

превращений энергии в организме человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

6.  

 

 

Мое здоровье

Работа в группах с использованием интерактивных методик

Здоровье как сложное понятие, внешние факторы, влияющие на здоровье (гигиенические нормы, образ мысли, привычки, качественные продукты питания, чистота питьевой воды и

т. д.

7.  

Очаги продовольственной опасности -7 часов

8.  

 

 

Очаги

продовольственной  опасности. Трансгенные  продукты.

Защита рефератов,  работа с дополнительной литературой с использованием интерактивных методик.

Биотехнология, трансгенные продукты,

продовольствие, программа, микробиологическая промышленность.

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения   мер      профилактики           нарушений             обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения   мер      профилактики           заболеваний пищеварительной системы.

Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек.

Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела.

Находить в научно-популярной литературе информацию

9.  

 

 

Очаги

продовольственной  опасности. Пищевые добавки.

Работа с доп. литературой, практическая работа.

Биологически активные добавки, экологическая маркировка,

экологические знаки, товарный штрихкод, стандарт, страна – производитель, реклама.

10.  

 

Очаги

продовольственной  опасности. Диеты.

Защита рефератов

Пищевые продукты, питательные вещества, витамины, обмен веществ, энергетическая ценность

 

 

 

 

пищи, красота тела.

о факторах здоровья и риска, оформлять ее в виде доклада или реферата, участвовать в обсуждении информации. 

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека

11.  

 

Очаги

продовольственной  опасности. Вода.

Лекция, мозговой штурм, анкетирование, 

Вода, водные ресурсы, функции воды, загрязнения воды, водно – экологические проблемы, свойства воды, вода в организме

12.  

 

 

Чем может быть  загрязнена вода? Вода и здоровье.

Обмен мнениями, мозговой штурм, эксперимент. Защита рефератов, просмотр фильма «Великая тайна воды»

Экологические факторы, типология загрязнителей, загрязнитель, загрязнение, целостность, взаимосвязь, взаимозависимость, 

качество воды. Санитарно

– гигиенические показатели качества питьевой воды, заболевания, связанные с водным фактором

13.  

 

Водопровод в жизни

города 

Томска.

Экскурсия

Водообеспечение, родники, водонапорные башни, экономия воды, скважина водозабора, «Томскводоканал» сегодня, артезианская вода, качество воды.

14.  

 

Очаги

продовольственной  опасности.

Гельминты.

Встреча с интересными людьми (врач СЭС, школьная медсестра) или экскурсия в музей патологической анатомии.

Гельминты, инвазии, способы заражения, заболевания, гигиена, правила обработки пищи.

Основы здорового образа жизни – 3 часа

15.  

Здоровье в саду и на

Демонстрация

Витамины,                обмен

Анализировать и оценивать последствия деятельности

 

 

грядке.

кинофрагментов, работа в группах в интерактивном режиме с использованием компьютерных технологий.

веществ, рациональное и нерациональное питание

человека в природе.

Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

 

16.  

 

 

«Питание, производство  пищевых продуктов и ЗОЖ». 

Конференция.

 

17.   

Итоговое занятие.

Подготовка      к      защите

проектов/защита проектов

 


Раздел 7.        Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы по программе:

1.      Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

2.      Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс:

методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.

3.      Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.

4.      Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012 г.

5.      Драгомилов А.Г.,. Маш Р.Д «Биология 8 класс» - М., Вентана-Граф, 2012.

6.      НМЖ Журнал «Биология в школе», ООО Издательство «Школа- Пресс», -  2004, 2010-2012 годы.

7.      Петрова,          О.Г.     Проектирование        уроков            биологии        в          информационно-

коммуникационной предметной среде / О.Г.Петрова //Биология в школе. - 2011. - №6. - С. 35-39

8.      Пономарева И.Н., Корнилова О.А.  и. Чернова Н.М  «Основы общей биологии» М., Изд. центр «Вентана - Граф», 2011г. Рабочая тетрадь №1,2

9.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011.

10.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.С. Асмолова. – М.: Просвещение

11.  Общая биология. Под редакцией  Рувинского А.О.- М.: Просвещение, 1993.

12.  Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3т./Пер. с англ.; Под ред. Р. Сопера.М.: Мир, 1990.

13.  Богданов А.А., Медников Б. М. Власть над геном.- М.: Просвещение, 1989.

14.  О.Д. Лукашевич, М.В. Колбек: «Чистая вода для всех. Методическое пособие для учителей. Томск 2004.

15.  В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград:Учитель,2003.

16.  Полезные навыки. Учебное пособие для средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя. Москва, 2001.

17.  А. Семенова «Чем красна колбаса? Пищевые красители «за» и «против», журнал «Сфера», №20, 2005.

18.  Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» (утв. Главным Государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003).

19.  Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение», ГИОРД, 2000.

Дополнительная литература для учащихся.

1.      Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

2.      Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с. 

3.      Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Е.М. Ивановой, 2000;

4.      Энциклопедия для детей. Биология/ под редакцией М.Д. Аксеновой - М.: Аванта +, 2001.

Сайты по биологии

-     www.biolog188.narod.ru   

 

-     www.bio.1september.ru  

-     www.floranimal.ru 

-     www.filin.vn.ua 

-     www.nasekomie.h10.ru

-     www.invertebrates.geoman.ru  

-     www.bird.geoman.ru

-     www.animal.geoman.ru

-     www.plant.geoman.ru 

-     www.nature.ok.ru  

-     www.bril2002.narod.ru 

-     www.festival.1september.ru 

 

Информационные  – ресурсы:

1.      CD – ROM. Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение. 2003

2.      CD – ROM. Биология. Лабораторный практикум. 6-11 класс.  Республиканский  мультимедиа центр, 2004.

3.      DVD video. Фильм «Вода. (Великая тайна воды)».

4.      http://www.nature.ru - сайт МГУ (Россия) по всем разделам биологии, медицины и другим наукам (статьи, рефераты, обзоры)

5.      http://www.issep.rssi/ru - сайт Соросовского образовательного журнала (все статьи в свободном доступе)

6.      http://med.claw.ru – Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас.

7.      http://www.1september.ru/ - «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей.

«Открытый урок».

8.      Пособия на СD (DVD): 

-   «Открытая биология»,

-   «Биология. Интерактивные творческие задания»

-   «Анатомия. Физиология, Гигиена. 8-9 кл»

-   «Биологические исследования»

9.      Пособие на DVD – фильм «Биология человека».

Материально-техническое обеспечение

К категории раздаточного оборудования относятся некоторые приборы, модели и лабораторное оборудование. Это оборудование обозначено буквой «Р». Остальные средства обучения приобретаются в единичном экземпляре и используются для демонстрации. Эти пособия обозначены буквой «Д». Особую группу составляет оборудование, которое используется несколькими обучающимися поочередно. Эта группа обозначена буквой «П».

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа (должно быть)

Наличие в ОУ

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ  ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

 

 

1.        

Стандарт  основного общего образования по биологии

Д

 

2.        

Примерная программа  основного общего  образования по биологии

Д

 

3.        

Авторские рабочие программы  по разделам биологии

Д

 

4.        

Общая методика преподавания биологии

Д

 

5.        

Книги для чтения по всем разделам  курса биологии

П

 

6.        

Методические пособия для учителя (рекомендации  к проведению уроков)

Д

 

 

  7.        

Учебники по всем разделам (баз.)

Р

 

  8.        

Учебники по профилям

 

 

2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

 

 

1.  

Биотехнология

 

 

2.  

Генетика

Д

 

3.  

Единицы измерений, используемых в биологии

 

 

4.  

Основы экологии

Д

 

5.  

Портреты ученых биологов

Д

 

6.  

Правила поведения в учебном кабинете

Д

 

7.  

Правила поведения на экскурсии

Д

 

8.  

Правила работы с цифровым микроскопом

 

 

9.  

Систематика  животных

Д

 

10.

Систематика растений

Д

 

11.

Строение, размножение и разнообразие животных

Д

 

12.

Схема строения  клеток живых организмов

Д                    

 

13.

Уровни организации живой природы

Д

 

 

Карты

 

 

 

1.  

Население и урбанизация мира

 

 

 

2.  

Природные зоны  России

Д

 

 

3.  

Центры происхождения культурных растений и домашних животных

Д

 

 

Атласы

 

 

 

1.

Анатомия человека

Д

 

 

3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ  СРЕДСТВА

 

 

 

1.  

Мультимедийные обучающие программы  (обучающие, треннинговые,  контролирующие) по всем разделам  курса биологии

Д\П

 

 

2.  

Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии

Д\П

 

 

3.  

Электронные базы данных по всем разделам курса биологии

Д

 

 

4.ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ   (могут быть в цифровом и компьюте

рном виде

)

 

Видеофильмы

 

 

 

1.  

Фрагментарный  видеофильм по обмену веществ у растений и животных

Д

 

 

2.  

Фрагментарный видеофильм  по генетике 

Д

 

 

3.  

Фрагментарный видеофильм  по эволюции живых организмов

Д

 

 

4.  

Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека

Д

 

 

5.  

Фрагментарный видеофильм по гигиене  человека 

Д

 

 

6.  

 Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи

Д

 

 

7.  

Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам

Д

 

 

Слайды-диапозитивы

 

 

 

1

Методы и приемы работы в микробиологии

 

 

 

Плакаты

 

 

 

1.  

Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.)

Д

 

 

2.  

Рефлекторные дуги рефлексов

Д

 

 

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

1.  

Видеокамера на штативе

 

 

 

2.  

Видеомагнитофон (или видеоплейер)

Д

 

 

3.  

Документ-камера (имиджер)

Д

 

 

4.  

Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных), с возможностью  подключения к интернет: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками

Д

 

 

 

Раздел 8.        Планируемые результаты элективного курса Обучаемый должен знать:

      Особенности строения органов пищеварения человека;

      Основные процессы, протекающие в органах пищеварения;

      Роль ферментов и витаминов в организме;

      Особенности энергетического и пластического обмена;

      Основные механизмы обмена веществ;

      Принципы оценки своего образа жизни и своего здоровья;

      Влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;

      Влияние алкоголя, наркотиков на здоровье человека;

      Основные правила профилактики отравления некачественными продуктами питания. Обучаемый научится:

-     характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

-     применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-     использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

-     ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

-     называть, показывать и определять топографию органов пищеварения;

-     составлять меню с учетом физической и умственной нагрузкой на организм;

-     расшифровывать сопутствующую информацию на продуктах питания; соблюдать правила здорового образа жизни, его личной и общественной гигиены; соблюдать правила профилактики отравления некачественными продуктами питания. Обучаемый получит возможность научиться:

-     использовать на практике приѐмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

-     выделять эстетические достоинства человеческого тела;

-     реализовывать установки здорового образа жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

-     находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять еѐ в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;  

-     анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

-     соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

-     использовать приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

-     выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к собственному организму.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по элективному курсу "Продовольственная безопасность и ЗОЖ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по элективному курсу "Продовольственная безобасность и ЗОЖ" разработана на основе авторского УМК  "Продовольственная безопасность и ЗОЖ", примерной образовательной программы по биологии и Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения. Курс разработан для обучающихся девятых класов и реализуется в рамках   предпрофильного образования. Рабочая программа вместе с рабочей тетрадью для обучающихся и методическими рекомендациями для педагогов, является составной часть учебно - методического комплекта "Продовольственная безопасность и ЗОЖ"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1148
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 331
    • PDF 396.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алексеева Наталья Анатольевна
    Алексеева Наталья Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 29710
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе