Қазақстан
Республикасының білім және ғылым министрлігі
Павлодар
технологиялық колледжі
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский
технологический колледж
БЕКІТЕМІН
Дир-ң ОІ
жөніндегі орынбасары
«___» ______________ 2014 ж.
__________ Ш.У Бектұрғанова.
Оқу жұмыс
бағдарламасы
Рабочая учебная
программа
Оқытушы:
Маусымбаева З.Т.
Преподавателя
Есеп негіздері пәні бойынша
жұмыс
бағдарламасы типттік бағдарлама негізінде құрастырылған
Рабочая
программа разработана на основании типовой программы
по
дисциплине: Бухгалтерский учет
2012ж________
«____» ___________тіркету №
Регистрационный
№
4224001
«Сүт тағамдарын жасау шебері» мамандығы
Для
специальности 4224001 «Мастер производства молочной
продукции»
Оқыту
сағаттарын бөлу
Распределение
учебного времени
курс
|
Барлық сағат/
всего часов
|
Оның
ішінде/из них
|
Теориялық
сабақ/теоретических ханятий
|
Зертхана жұмысы/лабораторные
работы
|
Тәжірибе
сабағы/практические занятия
|
Курстық
жұмыстар/
курсовых
работ
|
Сем.№
|
Сем.№
|
Сем.№
|
Сем.№
|
Сем.№
|
Сем.№
|
Сем.№
|
Сем.№
|
3
|
62
|
28
|
24
|
-
|
-
|
6
|
4
|
-
|
-
|
Топтарда
оқылатын пән
Предмет
изучается в группах
Оқу
жылы/учебный год
|
Курстың
нөмірі/номер курса
|
Топтың
шифрі/шифр группы
|
2012-2013
|
3
|
ПМ- 31
|
Әлеуметтік-экономикалық пәндерінің
циклдік-әдістемелік комиссиясында қаралған
2014ж «_6__» қыркүйек
№_1_
хаттама
ЦӘК төрайымы __________/__________/
Структура рабочей программы
Стр.
1.
Пояснительная
записка 1
2.
Тематический
план 2
3.
Содержание учебной
программы. 4
4. Основные требования к знаниям,
умениям, навыкам
учащихся
14
5. Литература.
20
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по дисциплине «Бухгалтерский учет» разработана согласно государственному
общеобязательному стандарту РК по специальностям «Производство молока» на основе типовой учебной программы по предмету,
утвержденной приказом Министерства образования и науки республики Казахстан от
2002 года.
На изучение дисциплины учащимися по
учебной программе отводится 62 часа.
Из них:
-теоретические – 52 часа;
-практические – 10 часов.
Изучение
данного предмета в учебных заведениях начального и среднего профессионального
образования ставит целью сформировать у учащихся умения и навыки, а также приобрести учащимися теоретические и практические
знания: о бухгалтерском
учете, предмете бухгалтерского учета, хозяйственный
учете, его сущности и значении, методе бухгалтерского учета, бухгалтерском
балансе, счетах и двойной записи, основах классификации счетов бухучета,
первичной документации и документообороте в бух учете, инвентаризации
ценностей, отчетности, основных принципах организации бух учета на
предприятии, учете основных средств, учете материальных ценностей, учете
труда и заработной платы, учете готовой продукции, учете фондов.
Тематический
план учебной
программы
по
предмету: Бухгалтерский учет
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
К-во
часов
|
Кол-во часов, в том числе
|
|
теоретич
|
практич.
|
1
|
Введение
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 1.
Основы бухгалтерского учета
|
4
|
4
|
|
2
|
Сущность и значение бухгалтерского учета
в системе управления
|
2
|
2
|
|
3
|
Принципы бухучета
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 2.
Предмет бухгалтерского учета
|
2
|
2
|
|
4
|
Классификация хозяйственных средств
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 3.Хозяйственный учет, его
сущность и значение
|
4
|
4
|
|
5
|
Хозяйственный учет, его сущность и
значение
|
2
|
2
|
|
6
|
Источники собственных средств
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 4.
Метод бух учета
|
2
|
2
|
|
7
|
Метод бух учета и его элементы
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 5. Бухгалтерский баланс
|
6
|
4
|
2
|
8
|
Бухгалтерский баланс, его содержание и
строение
|
2
|
2
|
|
9
|
Актив и пассив баланса.
|
2
|
2
|
|
10
|
Практическая работа
Типовые изменения (4) в балансе, происходящие под влиянием хозяйственных
операций.
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 6. Счета и двойная запись
|
12
|
8
|
4
|
11
|
Понятие о счетах бухгалтерского учета.
|
2
|
2
|
|
12
|
Счета активные и пассивные
|
2
|
2
|
|
13
|
Двойная запись и корреспонденция счетов
|
2
|
2
|
|
14
|
Практическая работа по составлению и корреспонденции счетов на основании данных.
|
2
|
|
2
|
15
|
Счета синтетического и аналитического
учета
|
2
|
2
|
|
16
|
Практическая работа. Составление
оборотной ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 7. Основы классификации счетов бухучета
|
4
|
4
|
|
17
|
Классификация счетов по назначению и структуре.
|
2
|
2
|
|
18
|
План счетов бухгалтерского учета и его значение.
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 8.
Первичная документация и документооборот
в бух учете
|
4
|
4
|
|
19
|
Первоочередное требование к документам:
своевременность составления, полнота и достоверность информации
|
2
|
2
|
|
20
|
Классификация документов.
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 9.
Инвентаризация ценностей.
|
4
|
2
|
2
|
21
|
Виды инвентаризации
|
2
|
2
|
|
22
|
Практическая работа
Составление выявления результатов
инвентаризации и порядок отражения их в бухучете
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 10. Отчетность
|
2
|
2
|
|
23
|
Сущность отчетности. Виды отчетности
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 11.
Основные принципы организации
бух учета на предприятии
|
2
|
2
|
|
24
|
Роль и место бухгалтерии
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 12.
Учет основных средств
|
4
|
2
|
2
|
25
|
Группировка основных средств
|
2
|
2
|
|
26
|
Практическая работа
Составление группировки основных средств
предприятия.
|
2
|
|
2
|
|
Раздел 13.
Учет материальных ценностей
|
4
|
4
|
|
27
|
Материалы, их классификация
|
2
|
2
|
|
28
|
Учет материалов в бухгалтерии
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 14.
Учет труда и заработной платы
|
4
|
4
|
|
29
|
Документация по учету и
заработной платы.
|
2
|
2
|
|
30
|
Синтетический учет и аналитический учет
заработной платы.
|
2
|
2
|
|
|
Раздел 15.
Учет готовой продукции
|
2
|
2
|
|
31
|
Понятие о готовой продукции и ее
реализации
|
2
|
2
|
|
|
Всего:
|
62
|
52
|
10
|
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Предмет
«Бухгалтерский учет»
Задачи
и содержание предмета «Бухгалтерский учет», его значение в системе подготовки
«Производство молока».
Цель
дисциплины- приобретение учащимися теоретических и практических знаний о
бухгалтерском учете на предприятиях, классификации хозяйственных средств,
классификации основных фондов, учету готовой продукции.
Бухгалтерский
учет называют языком бизнеса. Терминами и понятиями бухгалтерского учета
оперируют коммерсанты, менеджеры, инвесторы, банкиры и др. все, кто имеют
какое-то отношение к хозяйственно-финансовой деятельности своих предприятий
(организаций).
Переход
к рыночной экономике стимулировал интенсивный процесс создания акционерных,
арендных, кооперативных, совместных, малых и иных, государственно-частных предприятий,
где есть немало своих особенностей в организации учета.
Перестройка
управления экономикой. Переход к рыночным отношениям, использование различных
форм собственности невозможны без существенного повышения роли учета и
контроля.
В
настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и
подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества и хозяйственных операций
согласно действующему законодательству РК.
Естественно,
что переход к рыночной экономике, приватизация государственной собственности,
образование хозяйствующих субъектов, повысили роль и значение бухгалтерской
информации в области управления, контроля и анализа.
Изучение
предмета основывается на знаниях, ранее полученных учащимися в курсах:
«Математика», «Основы рыночной экономики», а так же предполагает тесные,
межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Финансы и кредит», «Основы
маркетинга», «Товароведение».
Изучение
курса «Бухгалтерский учет» создает важные предпосылки для освоения будущими
коммерсантами дисциплин профилирующего цикла, формируя их хозяйственный,
расчетливый подход к достижению экономического роста.
Значение
типового плана, о предназначении его для группировки и текущего отражения элементов
финансовой отчетности, расположении синтетических счетов бухгалтерского учета в
Типовом плане, номерах счетов бухгалтерского учета, порядке ведения
аналитического учета операций и событий, в соответствии с законодательными актами
РК и учредительными документами.
Исходя
из специфики бухучета как прикладной науки, требующей тщательно отработанных
практических навыков, программа предусматривает использование преподавателем
значительного количества тренировочных занятий по выполнению различного рода
упражнений, тестов, заполнению таблиц и типовых форм, записей в
журналах-ордерах, составлению бухгалтерских проводок, анализу первичной
документации, вспомогательных ведомостей, счетов Главной книги и баланса.
При
изложении материала необходимо широко использовать наглядные пособия в виде
схем, таблиц и пакеты программных средств для персональных компьютеров,
включающие: сводные проводки, журнальные ордера, карточки счета, баланс
предприятия, Главную книгу и пр.
Введение.
Предмет
и задачи курса. Важнейшие этапы становления счетной идеи, формирования
бухгалтерской науки. Рыночная экономика и объективные требования к
существенным изменениям в организации бухучета. Международные стандарты и новая система
счетов и корреспонденции в РК.
Связь
бухучета с другими учебными дисциплинами. Разнообразные объекты, объединяющие
в 2 группы: объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия;
объекты, составляющие хозяйственные средства и их источники.
Раздел 1. Основы бухгалтерского учета.
Тема 1.1 Сущность и значение бухгалтерского учета в системе
управления
Роль бухгалтера в принятии важнейших решений по управлению
предприятием. Общая характеристика бухгалтерского учета. Решение задач при
ведении бухгалтерского учета посредством, использования различных способов и
приемов.
Тема 1.2 Принципы бухучета
Общая характеристика и принципы бухучета. Его сущность и
значение в системе управления. Осуществление управления в соответствии с его
уставом, на основе принципов самоуправления трудового коллектива, Планирование
деятельности предприятия, определение перспектив развития, исходя из спроса на
производимую им продукцию, работы и услуг.
Раздел 2. Предмет бухгалтерского учета
Тема 2.1 Предмет бухгалтерского учета
Предмет бухгалтерского учета. Сфера применения. Предмет
бухгалтерского учета в обобщающем виде деятельности предприятия. Две группы
объектов: хозяйственные средства и их источники; хозяйственные средства и их
результаты.
Тема 2.2 Классификация хозяйственных средств
Классификация хозяйственных средств, предприятия: основные
средства – здания, машины, оборудование, транспортные средства; нематериальные
активы – объекты долгосрочного вложения, имеющие стоимостную оценку; оборотные
и денежные средства – сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо,
сумма наличных средств в кассе, свободные денежные средства; средства в
расчетах –дебиторская задолженность за товары и услуги; отвлеченные средства –
сумма прибылей, подлежащих перечислению в бюджет.
Самостоятельная
работа
Составить
схему классификации хозяйственных средств .предприятия.
Раздел
3.Хозяйственный учет, его сущность и значение
Тема 3.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение
Хозяйственный учет, его сущность и значение.
Схемы: классификация хозяйственных средств по составу и функциональной
роли в процессе производства; классификация хозяйственных средств по
источникам образования и целевому назначение
Оперативный
учет по выполнению различных хозяйственных функций. Статистический учет по
изучению явлений, носящий массовый характер. Бухгалтерский учет по отражению
хозяйственной деятельности.
Самостоятельная
работа
Составить схему классификация хозяйственных средств по
источникам образования и целевому назначению
Тема 3.2 Источники собственных средств.
Источники
собственных средств. Уставный
капитал при создании предприятия. Прибыль, включая превышение внереализованных
доходов над расходами. Специальные фонды, включая резервный фонд, образуемый
для покрытия затрат, возникающих в процессе производства. Резервы и финансирование.
Целевые финансирования и поступления. Понятие о хозяйственных операциях.
Самостоятельная
работа
Составить схему источников собственных средств.
Раздел
4.Метод бух учета
Тема
4.1 Метод бухгалтерского учета и его элементы.
Метод
бухгалтерского учета. Элементы метода бухгалтерского учета: документирование,
инвентаризация, денежная оценка и калькуляция, система бухгалтерских счетов и
двойная запись, балансовое обобщение и бухгалтерская отчетность
Самостоятельная
работа
Составить
схему элементов бухучета.
Раздел
5.Бухгалтерский баланс
Тема 5.1 Бухгалтерский баланс, его содержание и
строение.
Бухгалтерский баланс как способ обобщения и группировки
хозяйственных средств предприятия. Бухгалтерский баланс, его содержание и
строение. Актив и пассив баланса, отражающие состав и размещение хозяйственных
средств и источники их образования. Целевое назначение хозяйственных средств.
Разделы и статьи. Назначение бухгалтерского баланса.
Самостоятельная
работа
Составить схему содержания и структуры бух. баланса.
Тема 5.2 Актив и пассив баланса.
Актив и пассив баланса. Обусловленность строения баланса
экономической классификацией хозяйственных средств по составу и размещению, по
источникам образования и целевому назначению.
Самостоятельная
работа
Составление
актива и пассива баланса.
Тема 5.3 Типовые изменения в балансе, происходящие под
влиянием хозяйственных операций.
Типовые изменения в балансе, происходящие под влиянием хозяйственных
операций.
Значение баланса для руководства предприятием и анализа его
хозяйственно-финансовой деятельности.
Самостоятельная
работа
1.Составить таблицу баланса предприятия .
2.Схема четырех типов изменений в балансе, происходящих
под влиянием хозяйственных операций.
Практическая работа.
Расчеты четырех типов изменений в балансе, происходящих
под влиянием хозяйственных операций
Раздел
6. Счета и двойная запись
Тема 6.1 Понятие о счетах бухгалтерского учета.
Понятие о счетах бухгалтерского учета. Назначение
счетов. Строение счетов. Дебет и кредит счетов. Обороты и остатки
(сальдо) по счетам.
Самостоятельная
работа
Составить схему дебета и кредита счетов.
Тема 6.2 Счета активные и пассивные
Счета активные и пассивные. Предназначение активных счетов.
Предназначение пассивных счетов. Взаимная связь между счетами. Порядок записи
начального сальдо и операций, подсчет оборотов и определение конечного сальдо
в активных и пассивных счетах.
Самостоятельная
работа
Составить схему активных и пассивных счетов.
Тема 6.3 Двойная запись и корреспонденция счетов
Двойная запись, ее сущность и контрольное значение. Корреспонденция
счетов. Четыре вида хозяйственных операций. Бухгалтерские проводки: простые и
сложные.
Самостоятельная
работа
Составить схему бухгалтерских проводок
Практическая работа
Расчеты
по корреспонденции счетов
Тема 6.4 Счета синтетического и аналитического учета.
Счета синтетического и аналитического учета, их назначение.
Использование счетов при заполнении бухгалтерской отчетности, при составлении
баланса предприятия, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Различие хозяйственных операций по способу регистрации. Использование
плана-счетов бухгалтерского учета.
Оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического
учета, их взаимосвязь и контрольное значение.
Самостоятельная
работа
1.Составить схему активных счетов.
2.Составить схему пассивных счетов.
Практическая работа
Расчет и составление оборотной ведомости по синтетическим
и аналитическим счетам.
Раздел
7. Основы классификации счетов бухучета
Тема 7.1 Классификация счетов по назначению и структуре.
Классификация счетов по экономическому содержанию (счета
хозяйственных средств, счета источников хозяйственных средств, счета
хозяйственных процессов).
Классификация счетов по назначению и структуре (основные,
регулирующие, операционные счета).
Самостоятельная
работа
Составить схему классификации счетов по назначению и
структуре
Тема 7.2 План счетов бухгалтерского учета и его значение
План счетов бухгалтерского учета и его значение в организации
бухгалтерского учета. Принципы построения плана счетов бухгалтерского учета.
Нумерация счетов первого и второго порядка. Изменения в плане счетов в связи с
развитием в экономике рыночных отношений.
Самостоятельная
работа
Составить
схему принципов построения плана счетов бухгалтерского учета
Раздел
8. Первичная документация и документооборот в бух учете
Тема 8.1 Классификация документов
Первичный учет. Носители первичной учетной информации. Первоочередное
требование к документам: своевременность составления, полнота и достоверность
информации. Классификация документов по месту составления, назначению,
содержанию и способу отражения в них информации. Реквизиты документов.
Ответственные стороны за документацию.
Самостоятельная
работа
Составить схему классификации документов по месту
составления.
Тема 8.2 Порядок оформления бухгалтерских документов
Порядок оформления бухгалтерских документов. Обязанность и
ответственность составления документов для бухгалтерского учета. Понятие о
документообороте в бухучете и его основных этапах.
Самостоятельная
работа
Составить
схему порядка оформления бухгалтерских документов
Раздел 9. Инвентаризация ценностей
Тема 9.1 Виды инвентаризации
Инвентаризация – как элемент метода бухучёта. Цель
инвентаризации. Виды инвентаризации. Состав комиссии по проведению
инвентаризации. Этапы проведения инвентаризации.
Самостоятельная
работа
Составить схему видов инвентаризации.
Тема 9.2 Порядок проведения и документального оформления
инвентаризации
Порядок проведения и документального оформления
инвентаризации. Выявление результатов инвентаризации и порядок отражения их в
бухучете.
Роль инвентаризации в организации контроля, за сохранностью
материальных ценностей.
Самостоятельная
работа
Составить
схему порядка проведения инвентаризации.
Практическая работа
Составление выявления результатов инвентаризации и порядок
отражения их в бухучете.
Раздел
10. Отчетность
Тема 10.1 Сущность отчетности. Виды отчетности
Сущность отчетности. Ее значение для управления
производством. Виды отчетности. Содержание и структура баланса предприятия;
утвержденного для квартальной и годовой отчетности. Содержание и структура
отчета.
Самостоятельная
работа
Составить
схему видов отчетности.
Раздел
11. Основные принципы организации бух учета на предприятии
Тема
11.1 Роль и место бухгалтерии
Роль
и место бухгалтерии как самостоятельного структурного подразделения
предприятия. Характеристика централизованной бухгалтерии. Взаимосвязь
бухгалтерии со структурными подразделениями предприятий. Техника бухгалтерского
учета. Учетные регистры. Свободные листы. Книги. Форма бухгалтерского учета:
учетная информация, последовательность записи, взаимосвязь. Журнально-ордерная
форма.
Самостоятельная
работа
Составить
схему структурного подразделения бухгалтерии.
Раздел
12.Учет основных средств
Тема
12.1 Группировка основных средств
Основные
средства. Роль основных средств в процессе производства. Задачи учета основных
средств. Группировка основных средств в учете и их оценке. Контроль за
сохранностью и наличием основных средств по местам их использования. Исчисление
доли стоимости основных средств. Типовая классификация основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств. Восстановительная стоимость основных
средств.
Самостоятельная
работа
Составить
схему основных средств предприятия.
Практическая
работа
Составление
группировки основных средств предприятия.
Тема
12.2 Оформление и учет основных средств.
Учет
основных средств по инвентарным объектам. Учет по отдельным классификационным группам
основных средств. Акт о поступлении основных средств. Переоцененные объекты
основных средств. Причины выбытия основных средств. Оборотная ведомость движения
основных средств. Документальное оформление и учет поступления и выбытия
основных средств.
Практическая
работа
Учет
поступления и выбытия основных средств.
Раздел
13.Учет материальных ценностей
Тема
13.1 Материалы, их классификация
Материалы,
их классификация. Оценка и переоценка материальных ценностей. Первичные
документы на прием и отпуск материалов. Организация складского учета
материалов. Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их
хранения и на всех стадиях обработки. Документирование всех операций по
движению материальных ценностей. Своевременное осуществлении расчетов по
материалам. Учет материалов на складах
Самостоятельная
работа
Составить
схему классификации материалов.
Тема
13.2 Учет материалов в бухгалтерии
Учет
материалов в бухгалтерии. Оперативно- бухгалтерский (сальдовый) метод.
Количественно-суммовой метод. Синтетический учет материалов. Учет и контроль
за расходованием товарно-материальных ценностей. Особенность учета малоценных и
быстроизнашивающихся предметов. Учет поступления материалов и расчетов с
поставщиками.
Раздел
14. Учет труда и заработной платы
Тема
14.1 Документация по учету и заработной платы.
Классификация
и учет личного состава предприятия. Первичная документация по учету численности
рабочих и служащих. Организация учета использования рабочего времени.
Организация заработной платы. Документация по учету и заработной платы. Виды,
формы и системы заработной платы.
Документальное
оформление и расчет заработной платы за неотработанное время и пособий по
временной нетрудоспособности. Удержание и вычеты из заработной платы.
Самостоятельная
работа
Составить
схему форм заработной платы.
Тема
14.2 Аналитический и синтетический учет заработной платы.
Свод
заработной платы. Состав фонда оплаты труда и контроль за его использованием.
Синтетический
учет труда и заработной платы и расчетов с персоналом по оплате труда.
Аналитический учет
заработной платы. Учет отчислений. Порядок взимания взносов в пенсионный фонд.
Самостоятельная
работа
Составить
схему аналитического и синтетического учетов.
Раздел
15.Учет готовой продукции
Тема
15.1 Понятие о готовой продукции и ее реализации
Понятие
о готовой продукции и ее реализации. Задачи учета.
Оценка
готовой продукции, ее номенклатура. Синтетический учет готовой продукции. Учет
на складах готовой продукции. Аналитический учет отгрузки и реализации готовой
продукции.
Тема
15.2 Документальное оформление учета готовой продукции.
Документальное
оформление и учет реализации продукции, работ и услуг. Учет отгруженной,
отпущенной, но неоплаченной продукции. Оперативно-бухгалтерский учет готовой
продукции на складе. Ведение складского учета готовой продукции.
Внепроизводственные расходы по готовой продукции. Составление отчетных
калькуляций готовой продукции.
Самостоятельная
работа
Составить
схему документов по оформлению ГП.
Раздел
16. Учет фондов.
Тема
16.1 Учет основного и резервного фондов..
Уставный
фонд, его синтетический и аналитический учет.
Резервный фонд и фонды специального назначения: порядок
образования, использование и учет. Учет кредитов банка и заемных средств. Учет
финансовых результатов и использования прибыли. Учет внереализованных операций,
доходов и прибылей. Синтетический и аналитический учет фондов.
Особенности
учета уставного фонда в акционерных обществах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.