Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования
по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина,
Е.Т. Захаровой, полностью отражающих содержание Примерной программы, с
дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях
живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Изучение биологии на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
·
овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и
экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
·
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
·
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
·
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье,
оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности
по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,
профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧ-инфекции.
Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется
мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.
·
Формы
образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок
обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний
учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и
т.д.
·
Технологии
образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая
работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
·
Методы
мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос,
творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по
следующим составляющим результата образования: предметно – информационной
(знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной
(применяет).
В
инвариантной части учебного плана на учебный
предмет федерального значения « Биология»
в 9 классе
выделено 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Календарно - тематический план по объему
скорректировано в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования и требованиями,
предъявляемыми к уровню подготовки учащихся 9
класса. Резервное время составляет 5 часов. Из резервного времени 1 час,
выделен на контрольную работу по разделу «Эволюция животного мира на Земле»; 1
час на контрольную работу по разделу «Структурная организация живых
организмов», с целью оценки и коррекции знаний учащихся по данным разделам.
Рабочая программа
предназначена для учеников общеобразовательных школ со средним уровнем
подготовки.
Содержание
программы учебного предмета
Введение
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных
дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение
предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы
Земли.
Многообразие живого мира.
Основные свойства живых организмов
Единство химического состава живой материи; основные группы
химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное
строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в
биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость
как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы
избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов
жизнедеятельности; биологические ритмы и их
значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в
биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика
естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие
биологии в додарвиновский период. Господство
в науке представлений об «изначальной целесообразности»
и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и
животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Теория Ч.
Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина:
достижения в области естественных наук, экспедиционный
материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об
искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность
организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
Приспособительные особенности строения,
окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция
Вид как генетически
изолированная система; репродуктивная
изоляция и ее механизмы. Популяционная
структура вида; экологические и генетические характеристики
популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
■
Лабораторные и практические работы
Изучение
приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение
изменчивости, критериев вида, результатов
искусственного отбора на сортах культурных растений.
Биологические
последствия адаптации.
Макроэволюции
Главные направления
эволюционного процесса. Биологический прогресс и
биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Основные
закономерности эволюции: дивергенция,
конвергенция, параллелизм, правила
эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Возникновение
жизни на Земле
Органический мир как результат эволюции. Возникновение
и развитие жизни на Земле. Химический,
предбиологический (теория академика А.
И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная
классификация живых организмов.
Развитие
жизни на Земле
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и
кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в
системе животного мира. Признаки и свойства
человека, позволяющие отнести его к различным
систематическим группам царства животных.
Стадии эволюции человека: древнейший человек,
древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens;
человеческие расы; расообразование; единство
происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Развитие животных и
растений в различные периоды существования
Земли. Постепенное усложнение
организации и приспособление к условиям среды
живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы
антропогенеза. Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.
Химическая
организация клетки
Элементный состав клетки. Распространенность элементов,
их вклад в образование живой материи и объектов
неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы;
их вклад в образование неорганических
и органических молекул живого вещества.
Неорганические
молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли
неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза.
Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и
осмотическое давление; осмотическое
поступление молекул в клетку.
Органические
молекулы. Биологические полимеры — белки;
структурная организация. Функции белковых
молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры —
основной структурный компонент клеточных
мембран и источник энергии. ДНК —
молекулы наследственности. Редупликация
ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение.
Передача наследственной информации из ядра в
цитоплазму; транскрипция. РНК,
структура и функции. Информационные, транспортные,
рибосомальные РНК.
Обмен веществ и преобразование энергии в
клетке
Обмен веществ и
превращение энергии в клетке. Транспорт
веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.
Внутриклеточное пищеварение и накопление
энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в
клетке.
Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация
метаболизма у прокариот. Генетический аппарат
бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры
клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин),
ядрышко. Особенности строения растительной
клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический
смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост,
восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Размножение
организмов
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое
размножение растений и животных. Половое
размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое
значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное
развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности
дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности
образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая
дифференцировка тканей, органов и
систем. Постэмбриональный период развития.
Формы постэмбрионального периода развития.
Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с
метаморфозом. Прямое развитие.
Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная
дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Закономерности
наследования признаков
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и
неаллельных генов в определении признаков.
■
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся
представителей культуры. Хромосомные
аномалии человека и их фенотипические
проявления.
■
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление
родословных.
Закономерности
изменчивости
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики
сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная
изменчивость. Эволюционное значение
комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
■
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
■
Лабораторная работа
Построение
вариационной кривой (размеры листьев растений,
антропометрические данные учащихся).
Селекция
растений, животных и микроорганизмов
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы
селекции растений и животных. Достижения и основные
направления современной селекции. Значение
селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности
Биосфера,
ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И.
Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.
Компоненты биогеоценозов: продуценты,
консументы, редуценты. Биоценозы: видовое
разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в
жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел,
биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов;
формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии
(цепей питания).
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в
данной экосистем
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального
природопользования, охраны природы: защита от
загрязнений, сохранение эталонов и памятников
природы, обеспечение природными ресурсами
населения планеты.
■
Демонстрация карт заповедных территорий нашей
страны.
■
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Учебно-тематический план.
№
|
Название
раздела, количество часов
|
1
|
Введение.
Биология – наука о жизни (1 час)
|
2
|
Раздел
1. Эволюция живого мира на Земле (22 часа)
|
3
|
Раздел
2. Структурная организация живых организмов (11 часов)
|
4
|
Раздел
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
|
5
|
Раздел
4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
|
6
|
Раздел
5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)
|
7
|
Заключение
(1 час)
|
Всего
– 68 часов, резервное время – 5 часов. Контрольных работ - 2 .
Лабораторных и практических работ – 8.
Требования
к уровню подготовки выпускников основной школы
В
результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать:
•
особенности
жизни как формы существования материи;
•
роль
физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
•
фундаментальные
понятия биологии;
•
сущность
процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
•
основные
теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
•
соотношение
социального и биологического в эволюции человека;
•
основные
области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
•
пользоваться знанием
общебиологических закономерностей для
объяснения с материалистических позиций
вопросов происхождения и развития жизни
на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
•
давать
аргументированную оценку новой информации по
биологическим вопросам;
•
работать с микроскопом и
изготовлять простейшие препараты для
микроскопических исследований;
•
решать
генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
•
работать с
учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
•
владеть
языком предмета.
Календарно-тематическое
планирование биология 9 класс
на
2014-2015 учебный год
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
1
|
1.09
|
Введение.
Биология-наука о жизни.
|
1
|
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (22 часа)
|
2
|
3.09
|
Многообразие
животного мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.
|
1
|
3
|
8.09
|
Развитие
биологии в додарвиновский период. Становление систематики.
|
1
|
4
|
10.09
|
Эволюционная
теория Жана Бастиста Ламарка.
|
1
|
5
|
15.09
|
Теория
Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Предпосылки
возникновения теории Дарвина.
|
1
|
6
|
17.09
|
Учение
Ч. Дарвина об искусственном отборе
|
1
|
7
|
22.09
|
Учение
Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.
|
1
|
8
|
24.09
|
Контрольная
работа №1 «Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина»
|
1
|
9
|
29.09
|
Приспособленность
организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного
отбора. Лабораторная работа № 1 « Изучение приспособленности организмов к
среде обитании».
|
1
|
10
|
1.10
|
Забота
о потомстве.
|
1
|
11
|
6.10
|
Физиологические
адаптации.
|
1
|
12
|
8.10
|
Микроэволюция.
Вид, его критерии и структура.
Лабораторная
работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного
отбора».
|
1
|
13
|
13.10
|
Эволюционная
роль мутаций.
|
1
|
14
|
15.10
|
Биологические
последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции.
|
1
|
15
|
20.10
|
Общие
закономерности биологической эволюции.
|
1
|
16
|
22.10
|
Возникновение
жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни.
|
1
|
17
|
27.10
|
Начальные
этапы развития жизни.
|
1
|
18
|
29.10
|
Развитие
жизни на земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
|
1
|
19
|
10.11
|
Жизнь
в палеозойскую эру.
|
1
|
20
|
12.11
|
Жизнь
в мезозойскую эру.
|
1
|
21
|
17.11
|
Жизнь
в кайнозойскую эру.
|
1
|
22
|
19.11
|
Происхождение
человека.
|
1
|
23
|
24.11
|
Контрольная
работа № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека»
|
1
|
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
(11 часов)
|
24
|
26.11
|
Химическая
организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
|
1
|
25
26
|
1.12
3.12
|
Органические
вещества, входящие в состав клетки.
|
2
|
27
|
8.12
|
Обмен
веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез
белка
|
1
|
28
|
10.12
|
Энергетический
обмен
|
1
|
29
|
15.12
|
Прокариотическая
клетка
|
1
|
30
|
17.12
|
Эукариотическая
клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа № 3 «Изучение растительной и животной
клетки под микроскопом»
|
1
|
31
|
22.12
|
Эукариотическая
клетка. Ядро.
|
1
|
32
|
24.12
|
Деление
клеток.
|
1
|
33
|
29.12
|
Деление
клеток. Клеточная теория строения организмов.
|
1
|
34
|
12.01
|
Контрольная
работа № 3 «Строение клеток»
|
1
|
Раздел
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
|
35
|
14.01
|
Размножение
организмов. Бесполое размножение организмов.
|
1
|
36
|
19.01
|
Половое
размножение. Развитие половых клеток.
|
1
|
37
|
21.01
|
Эмбриональный
период развития
|
1
|
38
|
26.01
|
Постэмбриональный
период развития
|
1
|
39
|
28.01
|
Общие
закономерности развития. Биогенетический закон.
|
1
|
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
(20 часов)
|
40
|
2.02
|
Основные
понятия генетики.
|
1
|
41
|
4.02
|
Гибридологический
метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.
|
1
|
42
|
9.02
|
Моногибридное
скрещивание. Первый закон Менделя.
|
1
|
43
|
11.02
|
Второй
закон Менделя (закон расщепления).
|
1
|
44
|
16.02
|
Дигибридное
скрещивание. Третий закон Менделя.
|
1
|
45
|
18.02
|
Решение
генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.
|
1
|
46
|
23.02
|
Сцепленное
наследование генов
|
1
|
47
|
25.02
|
Генетика
пола. Наследование признаков, сцепленное с полом.
|
1
|
48
|
2.03
|
Взаимодействие
генов.
|
1
|
49
50
|
4.03
|
Лабораторная
работа № 4 «Решение генетических задач». Лабораторная работа № 5
«Составление родословных».
|
2
|
51
|
9.03
|
Закономерности
изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.
|
1
|
52
|
11.03
|
Комбинативная
изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости
|
1
|
53
|
16.03
|
Мутации.
Значение мутации для практики с/х и биотехнологии.
|
1
|
54
|
18.03
|
Фенотипическая
изменчивость.
|
1
|
55
|
30.03
|
Лабораторная
работа № 6 «Построение вариационной кривой, по размерам листьев растений»
|
1
|
56
|
1.04
|
Селекция
растений, животных и микроорганизмов.
Центры
происхождения и многообразия культурных растений.
|
1
|
57
|
6.04
|
Методы
селекции растений и животных.
|
1
|
58
|
8.04
|
Селекция
микроорганизмов
|
1
|
59
|
13.04
|
Значение
селекции для развития с/х, медицины, микробиологической и других отраслей
промышленности.
|
1
|
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы
экологии (5 часов)
|
60
|
15.04
|
Биосфера
- живая оболочка Земли. Структура биосферы.
|
1
|
61
|
20.04
|
Экологические
факторы среды. Экологические пирамиды: чисел, биомассы и энергии.
|
1
|
62
|
22.04
|
Формы
взаимоотношений между организмами.
Лабораторная
работа № 7 «Составление цепей питания»
|
1
|
63
|
27.04
|
Природные
ресурсы и их использование.
|
1
|
64
|
29.04
|
Антропогенные
факторы воздействия на окружающую среду. Практическая работа № 1 «Анализ и
оценка последствий деятельности человека в экосистемах».
|
1
|
65
|
4.05
|
Заключение.
Итоговое тестирование.
|
1
|
66
67
|
6.05
11.05
|
Резервное
время
Резервное
время
|
1
1
|
68
|
13.05
|
Резервное
время
|
1
|
69
|
18.05
|
Резервное
время
|
1
|
70
|
20.05
|
Резервное
время
|
1
|
Перечень
учебно-методических средств для обучения
Учебно-методический комплект
- Биология.
9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И.
Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.).
Волгоград, Учитель, 2008г.
- Реброва,
Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.:
Просвещение, 1997.
- Козлова,
Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное
пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.
- Беляев,
Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биология: Пособие для
учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп.
- М.: Просвещение, 1973.
- Реброва,
Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения:
Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.
- Ярыгин,
В. Н., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2
кн. Кн. 1: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е
изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
- Ярыгин,
В. П., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2
кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е
изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.
- Сухова,
Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний:
Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001./ (Сер.
«Библиотека учителя»).
- Полянский,
Ю. И., Браун, А. Д., Верзилин, Н. М. и др. Общая биология: Учебник для
10-11 классов средней школы / под ред. Ю. И. Полянского. - 20-е изд. - М.:
Просвещение, 1990.
- Подгорнова,
Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. -
Волгоград: Перемена, 1994.
- Подгорнова,
Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. -
Волгоград: Перемена, 1994.
- Модестов,
С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для
учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский
портфель»).
- Яблоков,
А. В., Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учебник для биол.
спец. вузов / - 4-е изд., стереотип. -М.: Высшая школа, 1998.
- Шилов,
И. А. Экология: Учебник для биол., мед. спец. вузов. - М.: Высшая школа,
1998.
- Радкевич,
В. А. Экология: Учебник. - М.: Высшая школа, 1998.
Дополнительная
литература для ученика
- Гиляров,
М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедический словарь. - 3-е изд.
- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
- Пикеринг,
В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т.
Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).
- Воронцов,
Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органического мира: Факультативный
курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 1991.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.