Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая программа по биологии для 9 класса

Рабочая программа по биологии для 9 класса

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

 

РАССМОТРЕНО

 на заседании школьного методического объединения учителей биологии, географии и химии

Протокол № 1 от 27.08. 2014 г.

 

УТВЕРЖДЕНО:

 

Директор

МКОУ Подгоренской СОШ №1

_______________/Гриценко Т.С./

Приказ № 666  от  30.08.2014 г.

 

 

Рабочая программа

предмета «Биология» в  9 классе

на 2014 - 2015 учебный год

(70 часов)

 

 

                                                                         Составитель:

                                                                                                Остренко

                                                                                            Жанна Александровна,

                                                                                   учитель  биологии

                                                          1КК

 

 

п. г. т. Подгоренский

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,  на основании программы И.Н. Пономаревой (Сборник  «Программы. Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11, М.: - Вентана – Граф, 2010 г., с. 176, рассчитанной на 68 ч. ),  учебного плана МКОУ Подгоренской СОШ № 1

Авторская  программа под редакцией И. Н. Пономаревой  выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ,  в полном объеме соответствует образовательным целям школы и является логическим продолжением изучения курса биологии 8 класса; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование учебника  «Биология: 9 класс» М.: «Вентана – Граф», 2014 г. и учебно – методических пособий, созданных коллективом авторов под руководством Пономаревой И. Н.

 

      Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

 

·         освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·         иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

   

Задачи раздела «Биология» (9 класс)

 

Обучения:

-          овладение учащимися знаний о живой природе, основными методами ее изучения, общеучебными умениями;

-          формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;

-          формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-          установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний по основам общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования,

способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;

             

Развития:

       -создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

      -положительного отношения к учёбе;

      -умения ставить цели;

     - развитие творческой личности учащихся, натуралистического интереса;

     - стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природоиспользования и охраны природы;

 

Воспитания:

-          способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

-           умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через коллективные формы деятельности;

-          подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения и природоохранной сфере.

-           

Требования к уровню подготовки учащихся

на ступени основного общего образования

 Учащиеся должны знать:

 - признаки   биологических  объектов:  живых  организмов;  генов  и  хромосом;  клеток  и организмов  растений,  животных,  грибов  и  бактерий;  популяций;  экосистем  и  агроэкосистем;  биосферы;

растения, животных и грибы Воронежской области,  знать  (понимать)  сущности  биологических  процессов:  обмена  веществ  и  превращения  энергии,  питания, дыхания,  выделения,  транспорта  веществ,  роста,  развития,  размножения,  наследственности и  изменчивости, регуляции  жизнедеятельности  организма,  раздражимости,  круговорота  веществ  и  превращение  энергии  в экосистемах;

 - знать  основные данные  о распространении различных видов зависимостей;

  способы предупреждения различных видов зависимостей;

  общие  и  специфические методы сохранения  и  постоянного укрепления физического здоровья; собственные  индивидуальные  особенностей, природные  задатки  к приобретению знаний, умений;

  - знать (понимать)  специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства; 

    основные   методы  осуществления  природоохранительной  деятельности,  применяемых  в мире, регионе, конкретной местности;

  -  способы  сохранения и укрепления собственного здоровья;

  - роль  биологии  в  формировании  современной  естественнонаучной  картины  мира,  в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и  животных  (на  примере  сопоставления  отдельных  групп);  роль  различных  организмов  в  жизни  человека  и  собственной  деятельности;  взаимосвязи  организмов  и  окружающей  среды;  биологическое  разнообразие  в сохранении  биосферы;  необходимость  защиты  окружающей  среды;  родство  человека  с  млекопитающими

животными,  место  и  роль  человека  в  природе;  взаимосвязи  человека  и  окружающей  среды;  зависимость  собственного  здоровья  от  состояния  окружающей  среды;  причины  наследственности  и  изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

 

Учащиеся должны проявлять следующие умения:

 -  умение  изучать  биологические  объекты  и  процессы:  ставить  биологические  эксперименты,  описывать  и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными  изменениями  в  природе;  рассматривать  на  готовых  микропрепаратах  и  описывать  биологические

объекты;

 -  умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и  таблицах  органы  цветкового  растения,  органы  и  системы  органов животных, растения  различных  отделов, животных  отдельных  типов  и  классов;  наиболее  распространенные  растения  и животных  своей  местности,  культурные  растения  и  домашних  животных,  съедобные  и  ядовитые  грибы,

опасные для человека растения и животных;

 -  умение  выявлять  изменчивость  организмов,  приспособления  организмов  к  среде  обитания,  типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

 -  умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

 -  умение  определять  принадлежность  биологических  объектов  к  определенной  систематической  группе (классификация);

  - умение  проводить  самостоятельный  поиск  биологической  информации:  находить  в  тексте  учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических  терминов;  в  различных  источниках  необходимую  информацию  о  живых  организмах  (в  том числе с использованием информационных технологий); находить  информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

-  умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

 -  умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- уметь выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  

- уметь сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей  отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- уметь определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  Учащиеся должны понимать:

-   ответственность  за качество приобретенных знаний;

  понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  - уметь  анализировать  и  оценивать  воздействие  факторов  окружающей  среды,  факторов  риска  на  здоровье, последствий  деятельности  человека  в  экосистемах,  влияние  собственных  поступков  на  живые  организмы  и экосистемы; ориентироваться  на постоянное развитие и саморазвитие; понимать  особенности гендерной социализации в подростковом возрасте; ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранение.

 

Общая характеристика учебного предмета

Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года. Поскольку для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определённой завершённости знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях, в 9 классе введён курс «Общая биология». Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов  и роли  их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи  с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни, когда экологическая опасность ставит под угрозу само существование человечества, первостепенное значение, в программе «Общая биология» существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введён и в другие разделы курса. Значительное место  в курсе «Общей биологии» отведено экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. Экскурсии проводятся с учётом особенностей местных условий. 

         Содержание курса «Общие биологические закономерности» в 9 классе подчинено обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе ранее.

         Практическая часть предусматривает проведение лабораторных работ и экскурсий.

Место курса в учебном плане

На изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).

Учебно – тематический план

Тема

Колич. часов

В том числе

Л/ р

 

экскурсии

1.

Введение в основы общей биологии.

3

 

 

 

2.

Основы учения о клетке

11

1

 

 

3.

Размножение и индивидуальное

развитие организмов (онтогенез)

5

1

 

 

4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

3

 

 

5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

 

 

 

6.

Происхождение и развитие органического мира

5

 

 

 

7.

Учение об эволюции

10

1

 

 

8.

Происхождение человека (антропогенез)

6

 

 

 

9.

Основы экологии

12

1

 

1

10.

Заключение. Подведение итогов

2

 

 

 

 

Итого:

70

7

 

1

Лабораторные работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

Содержание программы

1.Введение в основы общей биологии (3 ч)

Биология – наука о живом мире.  Методы изучения в биологии.  Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.  Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

 

2. Основы учения о клетке (11 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества  в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

 Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа № 1. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление  клетки прокариот.   Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и  его  этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие  организмов. Влияние факторов  среды на онтогенез.  Вредное  действие  алкоголя,  курения  и  наркотиков  на  онтогенез  человека.  Экологическое  состояние  территории проживания и здоровье местного населения. 

Лабораторная работа №   2.  Рассмотрение на таблице (микропрепаратах)  делящихся клеток.

 

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий  экскурс  в  историю  генетики.  Основные  понятия  генетики:  ген,  генотип, фенотип,  наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические  эксперименты Г.Менделя. Закон  единообразия  гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование  признаков,  сцепленных  с  полом.  Наследственные  болезни  человека.  Значение  генетики  в  медицине  и здравоохранении.

Закономерности  изменчивости.  Виды  изменчивости:  наследственная  и  ненаследственная.  Генотипическая (комбинативная  и  мутационная)  изменчивость.  Модификационная  изменчивость.  Онтогенетическая  изменчивость.

Причины  изменчивости.  Опасности  загрязнения  природной  среды  мутагенами.  Основные  показатели  состояния окружающей  среды  и  главные  экологические  проблемы  региона.  Индивидуальные  особенности  здоровья  и  способы

предупреждения  возможных  заболеваний. Использование мутаций  для  выведения  новых форм  растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

 

Лабораторная работа № 3..Решение генетических задач.

Лабораторная работа № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов ( сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 ч.)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение  Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.  Основные направления селекции микроорганизмов.  Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

     6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч.)

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние  живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

 

7. Учение  об эволюции (10 ч)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный  отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие  силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном  принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа № 5.  Изучение изменчивости у организмов.

          8. Происхождение человека (антропогенез)  (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические  отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность   человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление  Человека разумного.  Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

          9. Основы экологии  (12 ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов  с окружающей средой. Среда  - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие  о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как  основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития  сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса   на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический  круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа № 6 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания».

Лабораторная работа № 7 «Оценка качества состояния рабочего места»

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

  10.Заключение (2ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Формы контроля знаний: промежуточные и итоговые тестовые контрольные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы, раздела

Колич.

часов

Примечание

1.

Введение в основы общей биологии

3

 

1.      

Биология – наука о живой природе. Методы изучения в биологии.

1

 

2.      

Признаки живых организмов. Уровни организации живой природы

1

 

3.      

Обобщение. «Введение в основы общей биологии»

1

 

2.

Основы учения о клетке

11

 

1

Цитология – наука  о клетке. Клеточная теория.

1

 

2.

Клетка. Органоиды клетки и их функции.

1

 

3.

Лабораторная работа № 1. «Сходство и различие растительной и животной клетки»

1

 

4.

Многообразие клеток. Вирусы. Химический состав клетки.

1

 

5.

Белки

1

 

6.

Синтез белка

2

 

7.

Фотосинтез

2

 

8.

Дыхание

1

 

9.

Обобщение

1

 

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

 

1.

Типы размножения.

1

 

2.

Митоз. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание делящихся клеток»

1

 

3.

Мейоз.

1

 

4.       

Онтогенез

1

 

5.      

Обобщение. « Основы учения о клетке»

1

 

4.

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11

 

1.

История генетики. Основные понятия генетики.

1

 

2.

1 закон Менделя.

1

 

3.

2 закон Менделя.

1

 

4.

3 закон Менделя.

1

 

5.

Лабораторная работа № 3.  Решение задач

1

 

6.

Взаимодействие генов. Сцепленное наследование.

1

 

7.

Наследственная изменчивость

1

 

8.

Виды изменчивости. Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.»

1

 

9.

Модифицированные организмы. Трансгены.

1

 

10.

Мутагены и природная среда. Факторы сохранения здоровья.

1

 

11.

Обобщение. «Основы учения  о наследственности и изменчивости»

1

 

5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

 

1.      

Генетические основы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

1

 

2.      

Селекция растений.

1

 

3.      

Селекция животных.

1

 

4.      

Селекция микроорганизмов. Клеточная инженерия. Биотехнология.

1

 

5.      

Обобщение. «Основы селекции растений, животных, микроорганизмов»

1

 

6.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5

 

1.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествоиспытания. Биохимическая теория А. И. Опарина.

1

 

2.

Этапы возникновения жизни на Земле

2

 

3.

Влияние человека на живую природу

1

 

4.

Обобщение. «Происхождение жизни и развитие органического мира»

1

 

7.

 Учение  об эволюции

10

 

1.     

Идея развития органического мира в биологии

1

 

2.     

Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира

1

 

3.     

Современная теория эволюции органического мира.

1

 

4.     

Вид, его критерии и структура

1

 

5.     

Процессы видообразования. Микроэволюция

1

 

6.     

Макроэволюция.

1

 

7.     

Основные направления эволюции

1

 

8.     

Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

 

1

 

9.     

Лабораторная работа №  5 «Изучение изменчивости у организмов»

1

 

10.  

Обобщение. «Учение об эволюции»

1

 

8.

Происхождение человека (антропогенез)

6.

 

1.

Эволюция приматов.

1

 

2.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

1

 

3.

Ранние этапы эволюции человека

1

 

4.

Поздние этапы эволюции человека. Человеческие расы.

1

 

5.

Влияние человека на биосферу.

1

 

6.

 Обобщение. «Происхождение человека».

1

 

9.

Основы экологии

12

 

1.

Среды жизни и экологические факторы. Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

1

 

2.

Лабораторная работа № 6. «Выявление приспособленности организмов к условиям среды»

1

 

3.

Общие законы действия факторов среды на организм

1

 

4.

Биотические связи в природе.

1

 

5.

Популяции

1

 

6.

Сообщества

1

 

7

Биогеоценозы. Смена биогеоценозов

1

 

8.

Основные законы устойчивости живой природы

1

 

9.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана среды.

1

 

10

Лабораторная работа № 7 «Оценка качества состояния рабочего места»

1

 

11

Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды»

1

 

12

Обобщение. « Основы экологии»

1

 

10

Заключение. Подведение итогов

2

 

1.

Заключение.

1

 

2.

Подведение итогов

1

 

 

В представленной рабочей программе произошло уменьшение часов  темы «Основы о наследственности и изменчивости» на 2 часа, которые были добавлены по 1 часу в темы «Основы учения о клетке» и «Онтогенез». Увеличены на 1 час темы «Учение об эволюции» и «Основы экологии».

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПИСЬМЕННЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 ПО ТЕМЕ  «Введение в основы общей биологии»

1 вариант                                                          2 вариант

1. В чем состоит значение биологии в глобальном смысле и конкретно для вас?

2. Перечислите известные свойства живых организмов, дайте им характеристику.

 3.  О каких методах изучения биологии идет речь?

А) «Преднамеренное восприятие объектов и явлений с целью осознания существенных свойств»

Б) «Выяснение закономерностей появления и развития организмов»

В) «Сопоставление организмов и их частей»

1. С какими науками взаимосвязана биология и почему?

2. Перечислите уровни организации живой природы. Дайте им характеристику.

3. О каких методах изучения биологии идет речь?

А) «Изучение процесса или явления через воспроизведения его в виде модели»

Б) «Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях»

В) «Выяснение закономерностей появления и развития организмов»

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2       «Основы учения  о клетке»

Вариант  1

1. Дать характеристику темновой фазы фотосинтеза.

2. Дополните схему строения аденилового нуклеотида молекулы ДНК и подписать названия веществ, входящих в ее состав.

 

___  ? ___ 

3. Решить задачу.                    

Дан участок ДНК:  - Ц – Т – А – Г – Т – А – Ц -  Какова структура закодированного в нем фрагмента белка?

Вариант 2

1. Дать характеристику гликолиза.

2. Найти соответствие:

1. Лизосома

2. Комплекс Гольджи

3. Митоходнрия

4. Клеточный центр

5. Хлоропласты

1. Органоиды двумембранного строения, содержащие хлорофилл

2. Округлые органоиды с набором ферментов, разрушающих органические вещества

3. Органоиды двумембранного  строения, внутренняя мембрана которых образует кристы

4. Состоит из центриолей и центросфер.

5. Стопка плоских цистерн, по краям которых ответвляются трубочки, отделяющие мелкие пузырьки

 

Вариант 3

1. Дать характеристику этапа кислородного расщепления

2. Определить лишнее слово и объяснить , почему оно является лишним

А) цитоплазма, митохондрии, рибосомы, лизосомы

Б) митохондрии, рибосомы,  лизосомы, комплекс Гольджи

3. Решить задачу.

Фрагмент молекулы белка имеет следующую структуру: - валин – серин – треонин - . Определить структуру соответствующего фрагмента ДНК, в котором закодирована данная последовательность аминокислот.


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез)»

  Тест

1. Выбрать правильное суждение.

1) Бесполое размножение происходит без образования гамет, в нем участвует лишь одна особь.

2) Во втором делении мейоза к полюсам расходятся целые хромосомы.

3) При половом размножении потомство возникает в результате слияния диплоидных ядер, содержащихся в половых клетках  - гаметах.

4) Дочерние клетки, образовавшиеся в результате митоза, содержат только по одной из каждой пары гомологичных хромосом.

5)  Число хромосом в дочерних клетках при мейозе после 1 – го деления уменьшается вдвое.

2. Закончите предложения

1) Участок хромосомы, удерживающий вместе две ее нуклеопротеиновые нити, - …

2)  Процесс образования и развития половых клеток - …

3) Процесс слияния мужской и женской половых клеток - …

4) Индивидуальное развитие организма от момента оплодотворении до конца жизни особи -…

3.  Выберите правильный ответ

1) Дочерний организм в большей степени отличается от родительских организмов при размножении : а) вегетативном, б) спорами, в) половом, г) почкованием.

2) В процессе митоза наибольшие изменения претерпевает: а)  цитоплазма, б) эндоплазматическая сеть, в) ядро; г) лизосома

3) Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется: а) гаструлой, б) бластулой, в) нейрулой, г) бластомером

4) Конъюгация и кроссинговер хромосом происходят в: а) в профазе первого деления мейоза, б) профазе второго деления мейоза, в) интерфазе, г) процессе оплодотворения

5) Яйцеклетка и сперматозоид имеют: а) имеют диплоидный набор хромосом, б) имеют гаплоидный набор хромосом, в) содержат небольшой запас питательных веществ, г) содержат большой запас питательных веществ

6) В процессе онтогенеза в дочернем организме увеличивается число клеток за счет: а) мейоза, б) митоза, в) образования спор, г) оплодотворения

4. Решите задачу

Даны две группы по 100 диплоидных клеток, каждая из них содержит по 8 хромосом ( А, А, В, В,С,С, Д, Д) . Во всех клетках первой группы произошел митоз, второй – мейоз – ( в семенниках)

Определите: А) сколько молодых клеток образовалось в первой группе, Б) по сколько хромосом и какие содержит каждая молодая клетка первой группы ( указать их символы) , В) сколько гамет образовалось в семеннике, г) по сколько хромосом и какие содержат эти гаметы.

 

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА  №  4 « Основы учения о наследственности и изменчивости»

 Вариант 1

1 Сформулировать второй закон Менделя.

2.  Дать определение: рецессивные признаки,  гетерозиготный организм.

         3. Решить задачу.

         У крупного рогатого скота черная окраска шерсти доминирует над       белой, о комолость  (безрогость) над рогатостью. Какова вероятность рождения черного рогатого теленка от скрещивания гетерозиготной черной рогатой коровы с белым гетерозиготным комолым быком?

 

Вариант 2

1. Сформулировать первый закон Менделя.

2. Дать определение: локус, ген.

3. Решить задачу.

 У морских свинок

Длинная шерсть доминирует над короткой, а черная окраска над белой. Гетерозиготная длинношерстная белая самка скрещена с дигетерозигоным длинношерстным черным самцом. Определите фенотип потомства.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5  ПО ТЕМЕ « Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

1. Найти соответствие

 

1. Гибрид

2. Гетерозис

3. Полиплоидия

4. Искусственный мутагенез

5. Чистая линия

1. Потомство, гомозиготное по комплексу признаков

2. Использование ионизирующей радиации и некоторых химических веществ для стимулирования мутационного процесса

3. Организм, полученный в результате скрещивания разнородных в генетическом отношении родительских форм.

4. Наличие дополнительных наборов хромосом.

5. Мощное развитие и высокая жизнеспособность потомства генетически отдаленных форм.

 

2. Выберите правильный ответ

1) Учение о центрах происхождения культурных растений создал: а) И.В. Мичурин, б) Н. И. Вавилов, в) Г. Д. Карпеченко, г) Ч. Дарвин

2) Чистая линия – это: а) порода, б) сорт, в) группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, г) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов

3) Главное отличие генной и клеточной инженерии от традиционных методов селекции состоит в: а) случайном изменении наследственных свойств у организмов; б) кратном увеличении числа хромосом; в) целенаправленном изменении наследственных свойств у организмов, г) проявлении эффекта гетерозиса.

4) При выборе методов селекции микроорганизмов необходимо учитывать: а) наличие у них гаплоидного генома, б) приносимое ими немногочисленное потомство; в) большую продолжительность жизни каждого организма,  г) способность к размножению только половым путем


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6  ПО ТЕМЕ: «Происхождение и развитие органического мира»

Выбрать правильный ответ

1. Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:

А) органических веществ, Б) коацерватных капель из органических веществ; В) одноклеточных прокариотических организмов; Г) одноклеточных эукариотических организмов

2. Согласно теории А. Опарина, коацерваты обладали свойствами живого потому, что: А) состояли из молекул белка, Б) распадались на более мелкие капли, В) воспроизводили новые коацерватные капли; Г) осуществляли обмен веществ  с окружающей средой

3. Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:

А) архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, Б) протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой, В) архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой, Г) кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей.

4. Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:

А) бактерии и синеет- зеленые водоросли (цианобактерии);

Б) многоклеточные водоросли и кишечнополостные;

В) коралловые полипы и многоклеточные водоросли;

Г) морские беспозвоночные животные и водоросли.

5. Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
А) выход растений на сушу;

Б) выход многоклеточных животных на сушу;

В) появление и расцвет эукариот,

Г) появление и расцвет прокариот

6. Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур):

А) костные рыбы насекомые и водоросли,

Б) трилобиты, панцирные рыбы и водоросли;

В) кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения;

Г) хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения

7. Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем  палеозое (девон, карбон, пермь):

А) хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли,

Б) панцирные рыбы , трилобиты и папоротникообразные,

В) хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные,

Г) панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и папоротникообразные.

8. Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя ( юра):

А) господство голосеменных и появление первых птиц,

Б) расцвет папоротникообразных и появление голосеменных,

В) расцвет земноводных и появление первых млекопитающих,

Г) появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся

9. Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их :

А) относительно крупными размерами тела;

Б) высокой плодовитостью и заботой о потомстве;

В) теплокровностью и внутриутробным развитием;

Г) разные способы размножения

10. Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген)6

А) господство млекопитающих, птиц и насекомых;

Б) вымирание пресмыкающихся и появление птиц;

В) появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 7  по теме «Учение об эволюции»

Выбрать правильный ответ:

1. Многообразие видов на Земле и их приспособленность  к среде обитания  - это результат:

А) Эволюции;

Б) изменение погодных условий,

В) деятельность человека,

Г) жизнедеятельность животных

2. Элементарная единица эволюции: А) вид, Б) популяция, В) семейство, Г) тип.

3. К ненаследственной изменчивости относят:

А) появление листьев – колючек у барбариса и кактуса,

Б) различия в удоях и жирности молока у коров в одном стаде,

В) различия в форме и размере листьев у растений разных видов;

Г) различия в сроках созревания плодов у яблонь разных сортов.

4. Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинаковое время у вида:

А) бабочки – капустницы, Б) речного окуня, В) большой синицы, Г) кишечной палочки

5. Основной направляющий фактор эволюции по Дарвину :

А) наследственность, Б) изменчивость, В) естественный отбор,

Г) борьба за существование

6. Примером аллопатрического видообразования может служить формирование видов:

А) окуней, обитающих на разной глубине,

Б) синиц, питающихся  разным кормом на общей территории,

В) вьюрков разных Галапагосских островов,

Г) воробьев, обитающих совместно

7. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

А) существование кистеперой рыбы латимерии,

Б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы,

В) появление раннецветущей и позднецветущей форм погремка,

Г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах

8. Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции:

А) мутационная изменчивость;

Б) модификационная изменчивость;

В) борьба за существование,

Г) искусственный отбор

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 8  по теме «Антропогенез»

Вариант 1

1. Дать характеристику архантропов.

2. Что появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Почему?

Вариант 2

1. Дать характеристику неоантропов.

2. Почему появление человека – скачок в развитии живой природы?

Вариант 3

1. Дать характеристику палеоантропов.

2. Какие преимущества приобрели предковые формы человека в связи с овладением огнем?

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ  № 9 «Основы экологии»

1) Выберите правильный ответ

1. Экосистему считают устойчивой, если:

А) в ней незамкнутый круговорот веществ,

Б) круговорот веществ  сбалансированный,

В) обитает небольшое число видов,

Г) численность отдельных видов изменяется

2. Потеря энергии в цепи питания называется:

А) правилом экологической пирамиды,

Б) круговоротом веществ;
В) колебанием численности популяции,

Г) саморегуляцией численности популяции

3. Компонент среды, оказывающий влияние на организм, называется:

А) экологический фактор,

Б) неблагоприятным условием,

В) борьбой за существованием,

Г) межпопуляционным взаимоотношением

4. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, называются:

А) автотрофы, Б) гетеротрофы, В) конкуренты, Г) симбионты

 

2) Дайте определение терминам: Экология, абиотический фактор, гидробионт, продуцент, биогеоценоз, экосистема, рациональное природопользование, нейтрализм.

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, телевизор

В кабинете биологии находятся:

Микроскопы, ручные лупы

комплект микропрепаратов «Ботаника»

комплект микропрепаратов «Зоология»

комплект микропрепаратов «Анатомия»

комплект микропрепаратов « Общая биология»

модель цветка яблони

модель цветка тюльпана

модель цветка пшеницы

коллекция «Шишки, плоды, семена»

гербарии «Растительное сообщество лес» 1,2

гербарий «Деревья и кустарники»

гербарий «Грибы. Лишайники»

набор муляжей грибов

демонстрационный материал по ботанике

набор таблиц по курсу биологии 6 класс «Ботаника»

комплект моделей строения мозга позвоночных

коллекция  раковин морских моллюсков

модель-аппликация «Развитие насекомых с полным и неполным превращением»

модель- аппликация «Строение и разнообразие простейших»

книга «Зоология (схемы, рисунки)»

раздаточный материал по скелету рыбы

скелет рака расчлененный

раздаточный материал по скелету лягушки

набор химической посуды и принадлежностей для демонстрационных работ

набор химических принадлежностей для лабораторных работ по биологии

набор инструментов препаровальных

доска для сушки посуды

модель глаза

модель мозга в разрезе

модель сердца

торс человека разборной

модель мозга шимпанзе

модель ДНК

модель глаза человека на подставке

набор таблиц по курсу биологии 8 класс «Биология человека»

рельефная модель торса человека

-рельефная модель уха человека

модель-аппликация «Моногибридное скрещивание»

модель-аппликация «Дигибридное скрещивание»

модель-аппликация «Биосинтез белка»

модель-аппликация «Деление клетки. Митоз. Мейоз»

комплект таблиц по экологии «Биосфера - глобальная экосистема»

комплект таблиц по экологии «Экосистема»

набор таблиц по курсу общей биологии

коллекция по эволюции человека

модель ДНК разборная

портреты ученых - биологов


 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по биологии для 9 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена на основе авторской программы И. Н. Пономаревой.

  В программе указаны цели и задачи, требования к уровню подготовки учащихся, характеристика учебного предмета, место курса в учебном плане, тематическое планирование учебного материала, содержание программы, система контроля знаний учащихся, оборудование.

  Рабочая программа предусматривает использование учебно - методического комплекта под редакцией профессора И. Н. Пономаревой, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 491 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6975
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 391
    • DOCX 238.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Остренко Жанна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Остренко Жанна Александровна
    Остренко Жанна Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5088
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 159 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов