МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОДГОРЕНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
РАССМОТРЕНО
на
заседании школьного методического объединения учителей биологии, географии и
химии
Протокол
№ 1 от 27.08. 2014 г.
|
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
МКОУ
Подгоренской СОШ №1
_______________/Гриценко
Т.С./
Приказ № 666
от 30.08.2014 г.
|
Рабочая программа
предмета «Биология» в 9 классе
на 2014 - 2015 учебный год
(70 часов)
Составитель:
Остренко
Жанна Александровна,
учитель биологии
1КК
п. г. т. Подгоренский
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа
разработана в соответствии с
требованиями государственных образовательных стандартов основного общего
образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на
основании программы И.Н. Пономаревой (Сборник «Программы. Природоведение.
Биология. Экология: 5 – 11, М.: - Вентана – Граф, 2010
г., с. 176, рассчитанной на 68 ч. ), учебного плана МКОУ Подгоренской СОШ № 1
Авторская программа
под редакцией И. Н. Пономаревой выбрана в соответствии с федеральным
компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы
основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом
образовательных программ и стандартов общего образования Министерства
образования РФ, в полном объеме соответствует
образовательным целям школы и является
логическим продолжением изучения курса биологии 8 класса; построена с учётом принципов
системности, научности, доступности и преемственности; способствует
формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает
условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную
психологию обучающихся.
Осуществление
представленной рабочей программы предполагает использование учебника «Биология:
9 класс» М.: «Вентана – Граф», 2014 г. и учебно – методических пособий,
созданных коллективом авторов под руководством Пономаревой И. Н.
Изучение биологии в
9 классе
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение
знаний о
живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
·
овладение
умениями применять
биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,
жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных
достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические
эксперименты;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
·
воспитание
позитивного
ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других
людей; культуры поведения в природе;
·
иcпользование
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения
правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи
раздела «Биология» (9 класс)
Обучения:
-
овладение
учащимися знаний о живой природе, основными методами ее изучения, общеучебными
умениями;
-
формирование
системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных
царств живой природы, эволюции, экосистемах;
-
формирование
на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой
культуры;
-
установление
гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью
на Земле;
-
создать
условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской
компетентностей:
-обеспечить
усвоение учащимися знаний по основам общей биологии в
соответствии со стандартом биологического образования,
способствовать
формированию у школьников предметных умений и навыков;
Развития:
-создать условия
для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной,
мотивационной и волевой сферы;
-положительного отношения к
учёбе;
-умения ставить цели;
- развитие творческой личности
учащихся, натуралистического интереса;
- стремление к применению
биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области
медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального
природоиспользования и охраны природы;
Воспитания:
-
способствовать
воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной
«Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической
компетентностей;
-
умение
жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через коллективные формы
деятельности;
-
подготовка
школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины,
здравоохранения и природоохранной сфере.
-
Требования
к уровню подготовки учащихся
на
ступени основного общего образования
Учащиеся
должны знать:
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы;
растения,
животных и грибы Воронежской области, знать (понимать) сущности
биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания,
дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,
наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма,
раздражимости, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах;
-
знать основные данные о распространении различных видов зависимостей;
способы предупреждения различных видов зависимостей;
общие и специфические методы сохранения и постоянного укрепления
физического здоровья; собственные индивидуальные особенностей, природные задатки
к приобретению знаний, умений;
- знать (понимать) специфику экологической ситуации в регионе и по месту
жительства;
основные методы осуществления природоохранительной деятельности,
применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
- способы сохранения и укрепления собственного здоровья;
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое
разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей
среды; родство человека с млекопитающими
животными,
место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей
среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Учащиеся
должны проявлять следующие умения:
-
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и
развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в
природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические
объекты;
-
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах
органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения
различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные
растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные
для человека растения и животных;
-
умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к
среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
-
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических
групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических
терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по
месту жительства;
-
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье;
соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
-
умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни;
-
уметь выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде
обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
уметь сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на
основе сравнения;
-
уметь определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
Учащиеся должны понимать:
-
ответственность за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
- уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы; ориентироваться на постоянное развитие и саморазвитие; понимать особенности
гендерной социализации в подростковом возрасте; ответственно относиться к
природе и занимать активную позицию в ее сохранение.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса «Общая биология» проводится
в течение одного учебного года. Поскольку для достижения базового уровня
биологического образования необходимо добиться определённой завершённости
знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в её
процессах и явлениях, в 9 классе введён курс «Общая биология». Хотя в содержание
курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность,
поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и
разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в
культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и её
взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема
экологического образования приобрела в наши дни, когда экологическая опасность
ставит под угрозу само существование человечества, первостепенное значение, в
программе «Общая биология» существенное место занимает тема «Основы экологии»,
экологический аспект введён и в другие разделы курса. Значительное место в
курсе «Общей биологии» отведено экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию
наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и
состояния окружающей среды. Экскурсии проводятся с учётом особенностей местных
условий.
Содержание курса «Общие биологические закономерности» в 9
классе подчинено обобщению и систематизации того содержания, которое было
освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе ранее.
Практическая часть предусматривает
проведение лабораторных работ и экскурсий.
Место курса в учебном плане
На изучение биологии в 9 классе отводится
70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Учебно – тематический план
№
|
Тема
|
Колич.
часов
|
В том
числе
|
Л/ р
|
|
экскурсии
|
1.
|
Введение
в основы общей биологии.
|
3
|
|
|
|
2.
|
Основы
учения о клетке
|
11
|
1
|
|
|
3.
|
Размножение
и индивидуальное
развитие
организмов (онтогенез)
|
5
|
1
|
|
|
4.
|
Основы
учения о наследственности и изменчивости
|
11
|
3
|
|
|
5.
|
Основы
селекции растений, животных и микроорганизмов
|
5
|
|
|
|
6.
|
Происхождение
и развитие органического мира
|
5
|
|
|
|
7.
|
Учение
об эволюции
|
10
|
1
|
|
|
8.
|
Происхождение
человека (антропогенез)
|
6
|
|
|
|
9.
|
Основы
экологии
|
12
|
1
|
|
1
|
10.
|
Заключение.
Подведение итогов
|
2
|
|
|
|
|
Итого:
|
70
|
7
|
|
1
|
Лабораторные работы
реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Содержание программы
1.Введение
в основы общей биологии (3 ч)
Биология
– наука о живом мире. Методы изучения в биологии. Разнообразие и общие
свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и
превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение,
движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни
организации живой природы.
2. Основы
учения о клетке (11 ч)
Краткий
экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка
как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как
биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты.
Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма
жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней.
Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды.
Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.
Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение
клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные
органоиды, их функции в клетке.
Обмен
веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие
ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез).
Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки
энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная
работа № 1.
Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
(5ч)
Типы размножения
организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки
эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его
фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток.
Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого
способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторная работа № 2. Рассмотрение
на таблице (микропрепаратах) делящихся клеток.
4. Основы
учения о наследственности и изменчивости (11ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия
генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость.
Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков.
Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого
поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и
гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное
действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и
здравоохранении.
Закономерности
изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная
изменчивость. Онтогенетическая изменчивость.
Причины
изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные
показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы
региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы
предупреждения
возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм
растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение
ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторная
работа № 3..Решение
генетических задач.
Лабораторная
работа № 4. Выявление
генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов ( сортов),
произрастающих в неодинаковых условиях.
5. Основы
селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 ч.)
Генетические
основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции
растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в
микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение
жизни и развитие органического мира (5 ч.)
Представление
о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения
жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные
гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление
первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной
основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных
организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота
веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу
дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав
атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Возникновение биосферы.
Этапы
развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений.
Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты
приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление
человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
7. Учение
об эволюции (10 ч)
Идея
развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об
эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых
форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции:
наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и
искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора.
Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат
эволюции.
Современные
представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном
принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма
существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы
эволюции.
Процессы
образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и
макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные
направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные
закономерности эволюции.
Влияние
человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и
сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом
развитии природы.
Лабораторная
работа № 5. Изучение
изменчивости у организмов.
8. Происхождение человека (антропогенез)
(6 ч)
Место
человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с
животными и отличие от них.
Доказательства
эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и
физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения
у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и
природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация
к ней человека.
Человеческие
расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные
люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его
влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (12 ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с
окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни
на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.
Экологические
факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные
закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность
организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или
влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и
сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе.
Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные
понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость,
выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура,
функционирование в природе.
Динамика
численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции
численности.
Понятие
о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как
экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль
разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие
и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о
сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на
примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и
водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в
экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера
как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в
преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток
энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии
биосферы.
Экология
как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных
экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль
экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы
и общества.
Лабораторная
работа № 6 «Выявление
приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания».
Лабораторная
работа № 7 «Оценка
качества состояния рабочего места»
Экскурсия. Весна в
жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
10.Заключение
(2ч)
Биологическое
разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия.
Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Формы
контроля знаний: промежуточные и итоговые тестовые контрольные работы,
самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по
практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и
проектов, моделирование процессов и объектов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Наименование
темы, раздела
|
Колич.
часов
|
Примечание
|
1.
|
Введение
в основы общей биологии
|
3
|
|
1.
|
Биология
– наука о живой природе. Методы изучения в биологии.
|
1
|
|
2.
|
Признаки
живых организмов. Уровни организации живой природы
|
1
|
|
3.
|
Обобщение.
«Введение в основы общей биологии»
|
1
|
|
2.
|
Основы
учения о клетке
|
11
|
|
1
|
Цитология
– наука о клетке. Клеточная теория.
|
1
|
|
2.
|
Клетка.
Органоиды клетки и их функции.
|
1
|
|
3.
|
Лабораторная
работа № 1. «Сходство и различие растительной и животной клетки»
|
1
|
|
4.
|
Многообразие
клеток. Вирусы. Химический состав клетки.
|
1
|
|
5.
|
Белки
|
1
|
|
6.
|
Синтез
белка
|
2
|
|
7.
|
Фотосинтез
|
2
|
|
8.
|
Дыхание
|
1
|
|
9.
|
Обобщение
|
1
|
|
3.
|
Размножение
и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
5
|
|
1.
|
Типы
размножения.
|
1
|
|
2.
|
Митоз.
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание делящихся клеток»
|
1
|
|
3.
|
Мейоз.
|
1
|
|
4.
|
Онтогенез
|
1
|
|
5.
|
Обобщение.
« Основы учения о клетке»
|
1
|
|
4.
|
Основы
учения о наследственности и изменчивости.
|
11
|
|
1.
|
История
генетики. Основные понятия генетики.
|
1
|
|
2.
|
1 закон
Менделя.
|
1
|
|
3.
|
2 закон
Менделя.
|
1
|
|
4.
|
3 закон
Менделя.
|
1
|
|
5.
|
Лабораторная
работа № 3. Решение задач
|
1
|
|
6.
|
Взаимодействие
генов. Сцепленное наследование.
|
1
|
|
7.
|
Наследственная
изменчивость
|
1
|
|
8.
|
Виды
изменчивости. Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и
фенотипических проявлений у растений разных видов (сортов), произрастающих в
неодинаковых условиях.»
|
1
|
|
9.
|
Модифицированные
организмы. Трансгены.
|
1
|
|
10.
|
Мутагены
и природная среда. Факторы сохранения здоровья.
|
1
|
|
11.
|
Обобщение.
«Основы учения о наследственности и изменчивости»
|
1
|
|
5.
|
Основы
селекции растений, животных и микроорганизмов
|
5
|
|
1.
|
Генетические
основы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных
растений.
|
1
|
|
2.
|
Селекция
растений.
|
1
|
|
3.
|
Селекция
животных.
|
1
|
|
4.
|
Селекция
микроорганизмов. Клеточная инженерия. Биотехнология.
|
1
|
|
5.
|
Обобщение.
«Основы селекции растений, животных, микроорганизмов»
|
1
|
|
6.
|
Происхождение
жизни и развитие органического мира.
|
5
|
|
1.
|
Представления
о возникновении жизни на Земле в истории естествоиспытания. Биохимическая
теория А. И. Опарина.
|
1
|
|
2.
|
Этапы
возникновения жизни на Земле
|
2
|
|
3.
|
Влияние
человека на живую природу
|
1
|
|
4.
|
Обобщение.
«Происхождение жизни и развитие органического мира»
|
1
|
|
7.
|
Учение
об эволюции
|
10
|
|
1.
|
Идея
развития органического мира в биологии
|
1
|
|
2.
|
Основные
положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира
|
1
|
|
3.
|
Современная
теория эволюции органического мира.
|
1
|
|
4.
|
Вид, его
критерии и структура
|
1
|
|
5.
|
Процессы
видообразования. Микроэволюция
|
1
|
|
6.
|
Макроэволюция.
|
1
|
|
7.
|
Основные
направления эволюции
|
1
|
|
8.
|
Влияние
человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и
сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом
развитии природы.
|
1
|
|
9.
|
Лабораторная
работа № 5 «Изучение изменчивости у организмов»
|
1
|
|
10.
|
Обобщение.
«Учение об эволюции»
|
1
|
|
8.
|
Происхождение
человека (антропогенез)
|
6.
|
|
1.
|
Эволюция
приматов.
|
1
|
|
2.
|
Доказательства
эволюционного происхождения человека.
|
1
|
|
3.
|
Ранние
этапы эволюции человека
|
1
|
|
4.
|
Поздние
этапы эволюции человека. Человеческие расы.
|
1
|
|
5.
|
Влияние
человека на биосферу.
|
1
|
|
6.
|
Обобщение.
«Происхождение человека».
|
1
|
|
9.
|
Основы
экологии
|
12
|
|
1.
|
Среды
жизни и экологические факторы. Приспособленность организмов к действиям
факторов среды.
|
1
|
|
2.
|
Лабораторная
работа № 6. «Выявление приспособленности организмов к условиям среды»
|
1
|
|
3.
|
Общие
законы действия факторов среды на организм
|
1
|
|
4.
|
Биотические
связи в природе.
|
1
|
|
5.
|
Популяции
|
1
|
|
6.
|
Сообщества
|
1
|
|
7
|
Биогеоценозы.
Смена биогеоценозов
|
1
|
|
8.
|
Основные
законы устойчивости живой природы
|
1
|
|
9.
|
Экологические
проблемы в биосфере. Охрана среды.
|
1
|
|
10
|
Лабораторная
работа № 7 «Оценка качества состояния рабочего места»
|
1
|
|
11
|
Экскурсия
«Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды»
|
1
|
|
12
|
Обобщение.
« Основы экологии»
|
1
|
|
10
|
Заключение.
Подведение итогов
|
2
|
|
1.
|
Заключение.
|
1
|
|
2.
|
Подведение
итогов
|
1
|
|
В представленной рабочей программе произошло уменьшение часов темы
«Основы о наследственности и изменчивости» на 2 часа, которые были добавлены по
1 часу в темы «Основы учения о клетке» и «Онтогенез». Увеличены на 1 час темы
«Учение об эволюции» и «Основы экологии».
СИСТЕМА
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПИСЬМЕННЫЕ
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА № 1 ПО ТЕМЕ «Введение в основы общей биологии»
1
вариант 2 вариант
1. В чем
состоит значение биологии в глобальном смысле и конкретно для вас?
2.
Перечислите известные свойства живых организмов, дайте им характеристику.
3. О
каких методах изучения биологии идет речь?
А) «Преднамеренное
восприятие объектов и явлений с целью осознания существенных свойств»
Б)
«Выяснение закономерностей появления и развития организмов»
В)
«Сопоставление организмов и их частей»
|
1. С
какими науками взаимосвязана биология и почему?
2.
Перечислите уровни организации живой природы. Дайте им характеристику.
3. О
каких методах изучения биологии идет речь?
А)
«Изучение процесса или явления через воспроизведения его в виде модели»
Б) «Целенаправленное
изучение явлений в точно установленных условиях»
В)
«Выяснение закономерностей появления и развития организмов»
|
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА № 2 «Основы учения о клетке»
Вариант 1
1. Дать характеристику темновой
фазы фотосинтеза.
2. Дополните схему строения
аденилового нуклеотида молекулы ДНК и подписать названия веществ, входящих в ее
состав.
___ ? ___
3. Решить задачу.
Дан участок ДНК: - Ц – Т – А – Г –
Т – А – Ц - Какова структура закодированного в нем фрагмента белка?
Вариант 2
1. Дать характеристику гликолиза.
2. Найти соответствие:
1. Лизосома
2. Комплекс Гольджи
3. Митоходнрия
4. Клеточный центр
5. Хлоропласты
|
1. Органоиды двумембранного
строения, содержащие хлорофилл
2. Округлые органоиды с набором
ферментов, разрушающих органические вещества
3. Органоиды двумембранного
строения, внутренняя мембрана которых образует кристы
4. Состоит из центриолей и
центросфер.
5. Стопка плоских цистерн, по
краям которых ответвляются трубочки, отделяющие мелкие пузырьки
|
Вариант 3
1. Дать характеристику этапа
кислородного расщепления
2. Определить лишнее слово и
объяснить , почему оно является лишним
А) цитоплазма, митохондрии,
рибосомы, лизосомы
Б) митохондрии, рибосомы,
лизосомы, комплекс Гольджи
3. Решить задачу.
Фрагмент молекулы
белка имеет следующую структуру: - валин – серин – треонин - . Определить
структуру соответствующего фрагмента ДНК, в котором закодирована данная
последовательность аминокислот.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
№3 ПО ТЕМЕ «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез)»
Тест
1. Выбрать
правильное суждение.
1) Бесполое
размножение происходит без образования гамет, в нем участвует лишь одна особь.
2) Во втором
делении мейоза к полюсам расходятся целые хромосомы.
3) При половом
размножении потомство возникает в результате слияния диплоидных ядер,
содержащихся в половых клетках - гаметах.
4) Дочерние
клетки, образовавшиеся в результате митоза, содержат только по одной из каждой
пары гомологичных хромосом.
5) Число хромосом
в дочерних клетках при мейозе после 1 – го деления уменьшается вдвое.
2. Закончите
предложения
1) Участок
хромосомы, удерживающий вместе две ее нуклеопротеиновые нити, - …
2) Процесс
образования и развития половых клеток - …
3) Процесс слияния
мужской и женской половых клеток - …
4) Индивидуальное
развитие организма от момента оплодотворении до конца жизни особи -…
3. Выберите
правильный ответ
1) Дочерний
организм в большей степени отличается от родительских организмов при
размножении : а) вегетативном, б) спорами, в) половом, г) почкованием.
2) В процессе
митоза наибольшие изменения претерпевает: а) цитоплазма, б) эндоплазматическая
сеть, в) ядро; г) лизосома
3) Однослойный
шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется: а) гаструлой, б)
бластулой, в) нейрулой, г) бластомером
4) Конъюгация и
кроссинговер хромосом происходят в: а) в профазе первого деления мейоза, б)
профазе второго деления мейоза, в) интерфазе, г) процессе оплодотворения
5) Яйцеклетка и
сперматозоид имеют: а) имеют диплоидный набор хромосом, б) имеют гаплоидный
набор хромосом, в) содержат небольшой запас питательных веществ, г) содержат
большой запас питательных веществ
6) В процессе
онтогенеза в дочернем организме увеличивается число клеток за счет: а) мейоза,
б) митоза, в) образования спор, г) оплодотворения
4. Решите задачу
Даны две группы по
100 диплоидных клеток, каждая из них содержит по 8 хромосом ( А, А, В, В,С,С,
Д, Д) . Во всех клетках первой группы произошел митоз, второй – мейоз – ( в
семенниках)
Определите: А)
сколько молодых клеток образовалось в первой группе, Б) по сколько хромосом и
какие содержит каждая молодая клетка первой группы ( указать их символы) , В)
сколько гамет образовалось в семеннике, г) по сколько хромосом и какие содержат
эти гаметы.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 « Основы
учения о наследственности и изменчивости»
Вариант 1
1
Сформулировать второй закон Менделя.
2. Дать определение: рецессивные
признаки, гетерозиготный организм.
3. Решить задачу.
У крупного рогатого скота черная окраска шерсти доминирует над белой, о
комолость (безрогость) над рогатостью. Какова вероятность рождения черного
рогатого теленка от скрещивания гетерозиготной черной рогатой коровы с белым
гетерозиготным комолым быком?
Вариант 2
1.
Сформулировать первый закон Менделя.
2. Дать
определение: локус, ген.
3. Решить
задачу.
У морских
свинок
Длинная
шерсть доминирует над короткой, а черная окраска над белой. Гетерозиготная
длинношерстная белая самка скрещена с дигетерозигоным длинношерстным черным
самцом. Определите фенотип потомства.
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА № 5 ПО ТЕМЕ « Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»
1. Найти
соответствие
1.
Гибрид
2.
Гетерозис
3.
Полиплоидия
4. Искусственный
мутагенез
5.
Чистая линия
|
1.
Потомство, гомозиготное по комплексу признаков
2.
Использование ионизирующей радиации и некоторых химических веществ для
стимулирования мутационного процесса
3.
Организм, полученный в результате скрещивания разнородных в генетическом
отношении родительских форм.
4.
Наличие дополнительных наборов хромосом.
5.
Мощное развитие и высокая жизнеспособность потомства генетически отдаленных
форм.
|
2.
Выберите правильный ответ
1)
Учение о центрах происхождения культурных растений создал: а) И.В. Мичурин, б)
Н. И. Вавилов, в) Г. Д. Карпеченко, г) Ч. Дарвин
2)
Чистая линия – это: а) порода, б) сорт, в) группа генетически однородных (гомозиготных)
организмов, г) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов
3)
Главное отличие генной и клеточной инженерии от традиционных методов селекции
состоит в: а) случайном изменении наследственных свойств у организмов; б)
кратном увеличении числа хромосом; в) целенаправленном изменении наследственных
свойств у организмов, г) проявлении эффекта гетерозиса.
4)
При выборе методов селекции микроорганизмов необходимо учитывать: а) наличие у
них гаплоидного генома, б) приносимое ими немногочисленное потомство; в)
большую продолжительность жизни каждого организма, г) способность к
размножению только половым путем
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ: «Происхождение и развитие органического мира»
Выбрать
правильный ответ
1. Началом
биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения
первых:
А)
органических веществ, Б) коацерватных капель из органических веществ; В)
одноклеточных прокариотических организмов; Г) одноклеточных эукариотических
организмов
2.
Согласно теории А. Опарина, коацерваты обладали свойствами живого потому, что:
А) состояли из молекул белка, Б) распадались на более мелкие капли, В)
воспроизводили новые коацерватные капли; Г) осуществляли обмен веществ с
окружающей средой
3.
Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:
А)
архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, Б) протерозой, архей, палеозой,
мезозой, кайнозой, В) архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой, Г)
кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей.
4.
Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:
А) бактерии
и синеет- зеленые водоросли (цианобактерии);
Б)
многоклеточные водоросли и кишечнополостные;
В)
коралловые полипы и многоклеточные водоросли;
Г) морские
беспозвоночные животные и водоросли.
5. Главное
эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
А) выход растений на сушу;
Б) выход
многоклеточных животных на сушу;
В)
появление и расцвет эукариот,
Г)
появление и расцвет прокариот
6. Основные
организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур):
А) костные
рыбы насекомые и водоросли,
Б)
трилобиты, панцирные рыбы и водоросли;
В) кораллы,
хрящевые рыбы и споровые растения;
Г)
хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения
7.
Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон,
пермь):
А)
хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли,
Б) панцирные
рыбы , трилобиты и папоротникообразные,
В)
хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные,
Г)
панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и папоротникообразные.
8. Главное
эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя ( юра):
А)
господство голосеменных и появление первых птиц,
Б) расцвет
папоротникообразных и появление голосеменных,
В) расцвет
земноводных и появление первых млекопитающих,
Г)
появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся
9. Господствующее
положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их :
А)
относительно крупными размерами тела;
Б) высокой
плодовитостью и заботой о потомстве;
В)
теплокровностью и внутриутробным развитием;
Г) разные способы
размножения
10.
Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя
(неоген)6
А) господство
млекопитающих, птиц и насекомых;
Б)
вымирание пресмыкающихся и появление птиц;
В)
появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА № 7 по теме «Учение об эволюции»
Выбрать
правильный ответ:
1.
Многообразие видов на Земле и их приспособленность к среде обитания - это
результат:
А)
Эволюции;
Б)
изменение погодных условий,
В)
деятельность человека,
Г) жизнедеятельность
животных
2.
Элементарная единица эволюции: А) вид, Б) популяция, В) семейство, Г) тип.
3. К
ненаследственной изменчивости относят:
А)
появление листьев – колючек у барбариса и кактуса,
Б)
различия в удоях и жирности молока у коров в одном стаде,
В) различия
в форме и размере листьев у растений разных видов;
Г)
различия в сроках созревания плодов у яблонь разных сортов.
4.
Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинаковое время у вида:
А) бабочки
– капустницы, Б) речного окуня, В) большой синицы, Г) кишечной палочки
5.
Основной направляющий фактор эволюции по Дарвину :
А)
наследственность, Б) изменчивость, В) естественный отбор,
Г) борьба
за существование
6.
Примером аллопатрического видообразования может служить формирование видов:
А) окуней,
обитающих на разной глубине,
Б) синиц,
питающихся разным кормом на общей территории,
В) вьюрков
разных Галапагосских островов,
Г)
воробьев, обитающих совместно
7. Пример
действия стабилизирующей формы естественного отбора:
А)
существование кистеперой рыбы латимерии,
Б)
появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы,
В) появление
раннецветущей и позднецветущей форм погремка,
Г)
появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах
8.
Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции:
А)
мутационная изменчивость;
Б)
модификационная изменчивость;
В) борьба
за существование,
Г)
искусственный отбор
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТА № 8 по теме «Антропогенез»
Вариант 1
1. Дать
характеристику архантропов.
2. Что
появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Почему?
Вариант 2
1. Дать
характеристику неоантропов.
2. Почему
появление человека – скачок в развитии живой природы?
Вариант 3
1. Дать
характеристику палеоантропов.
2. Какие
преимущества приобрели предковые формы человека в связи с овладением огнем?
ПРОВЕРОЧНАЯ
РАБОТЕ ПО ТЕМЕ № 9 «Основы экологии»
1) Выберите
правильный ответ
1.
Экосистему считают устойчивой, если:
А) в ней
незамкнутый круговорот веществ,
Б)
круговорот веществ сбалансированный,
В) обитает
небольшое число видов,
Г)
численность отдельных видов изменяется
2. Потеря
энергии в цепи питания называется:
А)
правилом экологической пирамиды,
Б)
круговоротом веществ;
В) колебанием численности популяции,
Г)
саморегуляцией численности популяции
3.
Компонент среды, оказывающий влияние на организм, называется:
А)
экологический фактор,
Б)
неблагоприятным условием,
В) борьбой
за существованием,
Г) межпопуляционным
взаимоотношением
4.
Организмы, потребляющие готовые органические вещества, называются:
А)
автотрофы, Б) гетеротрофы, В) конкуренты, Г) симбионты
2) Дайте
определение терминам: Экология, абиотический фактор, гидробионт, продуцент,
биогеоценоз, экосистема, рациональное природопользование, нейтрализм.
Оборудование:
Компьютер,
медиапроектор, телевизор
В кабинете
биологии находятся:
Микроскопы, ручные
лупы
комплект
микропрепаратов «Ботаника»
комплект
микропрепаратов «Зоология»
комплект
микропрепаратов «Анатомия»
комплект
микропрепаратов « Общая биология»
модель
цветка яблони
модель
цветка тюльпана
модель
цветка пшеницы
коллекция
«Шишки, плоды, семена»
гербарии
«Растительное сообщество лес» 1,2
гербарий
«Деревья и кустарники»
гербарий
«Грибы. Лишайники»
набор
муляжей грибов
демонстрационный
материал по ботанике
набор
таблиц по курсу биологии 6 класс «Ботаника»
комплект
моделей строения мозга позвоночных
коллекция
раковин морских моллюсков
модель-аппликация
«Развитие насекомых с полным и неполным превращением»
модель-
аппликация «Строение и разнообразие простейших»
книга
«Зоология (схемы, рисунки)»
раздаточный
материал по скелету рыбы
скелет
рака расчлененный
раздаточный
материал по скелету лягушки
набор
химической посуды и принадлежностей для демонстрационных работ
набор
химических принадлежностей для лабораторных работ по биологии
набор
инструментов препаровальных
доска
для сушки посуды
модель
глаза
модель
мозга в разрезе
модель
сердца
торс
человека разборной
модель
мозга шимпанзе
модель
ДНК
модель
глаза человека на подставке
набор
таблиц по курсу биологии 8 класс «Биология человека»
рельефная
модель торса человека
-рельефная
модель уха человека
модель-аппликация
«Моногибридное скрещивание»
модель-аппликация
«Дигибридное скрещивание»
модель-аппликация
«Биосинтез белка»
модель-аппликация
«Деление клетки. Митоз. Мейоз»
комплект
таблиц по экологии «Биосфера - глобальная экосистема»
комплект
таблиц по экологии «Экосистема»
набор
таблиц по курсу общей биологии
коллекция
по эволюции человека
модель
ДНК разборная
портреты
ученых - биологов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.