Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Ивановская средняя
общеобразовательная школа
Амурская область, Зейский
район, с. Ивановки, ул. Советская, 6; тел. 42-1-24
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________ Сошина Н.Е. ______________ Олиферов В.Т.
___________________________ Приказ № ____от ____________
М.п.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
биологии
6
класс
2014 / 2015 уч. год
Составитель:
Гарбуз Светлана Михайловна
учитель биологии
с. Ивановка
Пояснительная записка
Цели и задачи:
·
освоение
знаний
о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и
средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в
практической деятельности людей: методах познания живой природы;
·
овладение
умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить
наблюдения за биологическими объектами;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений
за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными
источниками информации;
·
воспитание позитивного ценностного
отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
культуры поведения в природе;
·
использование приобретенных знаний
и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей
деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в
окружающей среде.
Сведения о программе, на основании которой разработана
рабочая программа
Рабочая программа
составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего
образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы
для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11
классы. - М.:Дрофа, 2007. -138c.ll, полностью отражающей
содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к
уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6
класс в 2-х частях – М.: Дрофа, 2010.
Обоснование
выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей
программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного
общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по
биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа
для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп
организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и
дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а
также с возрастными особенностями развития учащихся.
Формы
организации учебного процесса:
Урок, внеклассные
мероприятия.
Технологии
обучения:
личностно-ориентированные,
разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения,
критического мышления.
Механизмы
формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение,
обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ,
самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах,
работа в группах, исследовательская деятельность.
Система
оценивания.
Мониторинг и
оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью самостоятельных
работ, практических, тестовых, контрольных работ. Системы обобщающих уроков и
поурочных опросов производимых в фронтальной, индивидуальной, устной и
письменной формах. Используются дидактические карточки, биологические диктанты,
интерактивные опросы.
Учащиеся должны знать:
ü
основные признаки живого
(обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
ü
химический состав клетки,
значение основных неорганических и органических веществ;
ü
особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
важнейшие отличительные особенности строения растительных и животных клеток;
ü
основные черты строения
ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
ü
типы деления клеток, их
роль в организме;
ü
особенности строения
тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
ü
основные жизненные функции
всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение,
дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и
координация, размножение, рост и развитие);
ü
характеристику
природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны
уметь:
ü
распознавать органоиды
клетки;
ü
узнавать основные органы
цветкового растения;
ü
распознавать органы и
системы органов изученных организмов;
ü
составлять простейшие цепи
питания;
ü
размножать комнатные
растения различными вегетативными способами;
ü
пользоваться лупой и
учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
|
Количество часов
|
|
Раздел 1. Строение и свойства живых
организмов
|
|
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов
|
1
|
|
Тема 1.2. Химический состав клеток
|
1
|
|
Тема 1.3. Строение растительной и животной
клеток
|
2
|
|
Тема 1.4. Деление клетки
|
1
|
|
Тема 1.5. Ткани растений и животных
|
2
|
|
Тема 1.6. Органы и системы органов
|
8
|
|
Тема 1.7. Растения и
животные как целостные организмы
|
1
|
|
Всего
|
16
|
|
Раздел 2.
Жизнедеятельность организма
|
|
Тема 2.1. Питание и пищеварение
|
2
|
|
Тема 2.2. Дыхание
|
1
|
|
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме
|
2
|
|
Тема 2.4. Выделение
|
2
|
|
Тема 2.5. Опорные системы
|
1
|
|
Тема 2.6. Движение
|
1
|
|
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности
|
2
|
|
Тема 2.8. Размножение
|
3
|
|
Тема 2.9. Рост и развитие
|
2
|
|
Вceгo
|
16
|
|
Раздел 3. Организм и среда
|
Тема 3.1. Среда
обитания. Факторы среды
|
1
|
Тема 3.2. Природные
сообщества
|
2
|
Всего
|
3
|
ИТОГО
|
35
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (16 часов)
Тема 1.1 Основные
свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых
организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и
энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость,
движение, размножение.
Тема 1.2 Химический состав клеток (1 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические
вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
■ Лабораторная работа
Определение состава семян пшеницы*.
Тема 1.3 Строение растительной и животной
клеток (2 часа)
Клетка — элементарная
единица живого. Безъядерные и ядерные
клетки. Строение и функции ядра,
цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в
строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторная
работа
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Тема 1.4
Деление клетки (1 час)
Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные
типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его
биологическое значение.
■ Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань».
Клеточные элементы и межклеточное вещество.
Типы тканей растений, их многообразие,
значение, особенности строения. Типы тканей
животных организмов, их строение и функции.
■
Лабораторные и практические работы.
Ткани
растительных организмов*.
Ткани животных организмов*.
Тема 1.6 Органы и
системы органов (8 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение
и значение корня. Виды корней. Корневые
системы. Видоизменения корней. Микроскопическое
строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и
цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение
веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его
значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян.
Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма:
пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная,
опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
• Лабораторные и
практические работы
Изучение органов
цветкового растения*.
Распознавание
органов у животных*.
Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы (1 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организма. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организма (16
часов)
Тема 2.1 Питание
и пищеварение (2 часа)
Сущность понятия «питание».
Особенности питания
растительного организма. Почвенное питание. Роль
корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение
фотосинтеза. Значение хлорофилла в
поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные,
хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности
строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
■ Демонстрация действия
желудочного сока на белок, слюны на крахмал;
опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого
газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2
Дыхание (1 час)
Значение дыхания. Роль кислорода в
процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы
дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение
веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих
процесс переноса
веществ. Роль воды и корневого давления и
процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах
животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
■ Практическая
работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.
■ Демонстрация
опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток
крови лягушки и человека.
Тема 2.4 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений
и животных. Выделение у растений. Выделение
у животных. Основные выделительные
системы у животных.
.Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена
веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у
животных организмов.
Тема 2.5. Опорные системы (1 час)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные
системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
• Лабораторная работа
Разнообразие
опорных систем животных.
• Демонстрация
скелетов млекопитающих, распилов костей,
раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6 Движение (1 час)
Движение как важнейшая особенность животных организмов.
Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и
многоклеточных животных. Двигательные реакции
растений.
■ Лабораторные и
практические работы
Движение
инфузории туфельки.
Перемещение
дождевого червя.
Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей
средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.
Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем.
Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы
внутренней секреции. Ростовые вещества
растений.
■ Демонстрация
микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей
нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8 Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое
размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое
размножение организмов. Особенности
полового размножения животных.
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений
семенами. Цветок как орган полового
размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
■ Практическая
работа
Вегетативное размножение комнатных
растений.
• Демонстрация способов размножения растений;
разноообразия и строения соцветий.
Тема 2.9
Рост и развитие (2 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия
прорастания семян. Питание и рост
проростков. Особенности развития
животных организмов. Развитие зародыша
(на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и
непрямое развитие.
■ Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых
(на коллекционном
материале)*.
■ Демонстрация
способов распространения плодов семян; прорастания семян.
Раздел 3. Организм и среда (3 часа)
Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды (1 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи
живых организмов.
■ Демонстрация
коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые
цепи и пищевые сети.
Тема 3.2 Природные
сообщества (2 часа)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи
питания.
■ Демонстрация
структуры экосистемы, моделей экологических цепей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.