Рабочая программа
Биология. Введение в общую биологию
9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Составила:
Учитель биологии МКОУ
«Скороднянская СОШ»
Яковлева Надежда Ивановна
Курск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования
российского образования — повышение его доступности, качества и
эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования,
приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития
государства. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и
дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно
раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной
социализации.
Принятие нового государственного
стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению
структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое
биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую,
экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на
основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов,
теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся,
формирования их научного мировоззрения.
Настоящая программа включает
следующие разделы:
1) основное содержание;
2) тематическое планирование;
3) учебно-методическое обеспечение
учебного процесса;
4) ожидаемые результаты
обучения.
Рабочая программа по биологии
построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего
образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных
действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Содержание курса биологии
представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в
фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое
планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования
по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в
процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом
планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается
преемственность с примерными программами начального общего образования, в том
числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание
предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует
последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов
на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено
содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины
мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания
курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие
научного, гуманистического, аксиологического, культурологического,
личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного,
компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени
основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся
представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их
многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для
формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное
внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности
по их разрешению.
Содержание курса направлено на
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие
учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и
др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают
такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать
свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в
устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе
авторской программы В.В.Пасечника реализуется в учебниках биологии и
учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством
В. В. Пасечника.
Учебное содержание курса биологии включает следующие
разделы:
1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 часов (5
класс);
2) «Многообразие покрытосеменных растений» —
35 часов (6 класс);
3) «Животные» — 70 часов (7 класс);
4) «Человек» — 70
часов (8 класс);
5) «Введение в общую биологию» — 70 часов (9
класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в
подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в
соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное
формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по
9 класс.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа
отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической
науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах
обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов,
углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и
значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и
жизни человека.
В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении,
жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их
классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью
строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией
растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний
как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного
производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей
производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе получают знания о человеке как о
биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании
социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых
существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать
учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях
организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться
в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных
границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по
биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между
здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на
начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях
человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и
нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения
здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную
помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и
высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание
санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более
рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых,
легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее
организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии
жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии
организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории
эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при
рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об
ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей
деятельности основные положения биологической науки о строении и
жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии,
структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении
под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные
решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой
программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и
практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в
программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов,
проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на
личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление,
обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию
любознательности и интереса к предмету.
Содержание
программы
Биология. Введение
в общую биологию
9 класс
(70 часов,
2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Биология
наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие
«жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого.
Уровни организации живой природы.
Демонстрацияи
Портреты
ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные
результаты
Учащиеся должны
знать:
— свойства
живого;
— методы
исследования биологии;
— значение
биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся
должны иметь представление:
— о биологии, как науке о
живой природе;
— о профессиях, связанных с
биологией;
— об уровневой организации
живой природы.
Раздел 1.
Молекулярный уровень (10 часов)
Общая
характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и
функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды,
белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические
катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения
молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических
веществ.
Лабораторные
и практические работы
Расщепление
пероксида водорода ферментом каталазой
Предметные
результаты:
Учащиеся должны:
— знать состав, строение и функции
органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные
систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о
вирусах как неклеточных формах жизни;
— получить опыт использования
методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов
для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических
катализаторов.
Раздел 2.
Клеточный уровень (14 часов)
Общая
характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная
и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения
клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки.
Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.
Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост,
развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз,
мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель
клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом.
Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида
водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные
и практические работы
Рассматривание
клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные
результаты
Учащиеся
должнызнать:
— основные
методы изучения клетки;
— особенности
строения клетки эукариот и прокариот;
— функции
органоидов клетки;
— основные
положения клеточной теории;
— химический
состав клетки.
Учащиеся должны
иметь представление:
— о клеточном уровне
организации живого;
— о клетке как структурной и
функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и
превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и
жизненном цикле клеток;
— об особенностях
митотического деления клетки.
Учащиеся должны
получить опыт:
— использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения клеток живых организмов.
Раздел 3.
Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и
половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи
наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности
изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты
яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные
и практические работы
Выявление
изменчивости организмов.
Предметные
результаты
Учащиеся должны
знать:
— сущность
биогенетического закона;
— основные
закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности
изменчивости;
— основные
методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности
развития половых клеток.
Учащиеся
должны иметь представление:
— организменном уровне
организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях
индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и
полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его
биологической роли.
Тема 4.
Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его
критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных
представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за
существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и
условия среды.
Основные
положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность,
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и
ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов —
микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии,
коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные.
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность,
приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные
и практические работы
Изучение
морфологического критерия вида.
Экскурсии
Причины
многообразия видов в природе.
Предметные
результаты
Учащиеся должны
знать:
— критерии вида и его
популяционную структуру;
— экологические факторы и
условия среды;
— основные положения теории
эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения
биологического прогресса.
Учащиеся должны
иметь представление:
— о популяционно-видовом
уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических
условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных
представлений;
— о синтетической теории
эволюции;
— о популяции как элементарной
единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах
видообразования;
— о макроэволюции и ее
направлениях.
Учащиеся должны
получить опыт:
— использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5.
Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз.
Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.
Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные
биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции,
иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсии
Биогеоценоз.
Предметные
результаты
Учащиеся должны
знать:
— критерии вида и его
популяционную структуру;
— экологические факторы и
условия среды;
— основные положения теории
эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения
биологического прогресса.
Учащиеся должны
иметь представление:
— о популяционно-видовом
уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических
условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных
представлений;
— о синтетической теории
эволюции;
— о популяции как элементарной
единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах
видообразования;
— о макроэволюции и ее
направлениях.
Учащиеся должны
получить опыт:
— использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения морфологического критерия видов.
Раздел
6.Биосферный уровень (11 часов)
Биосфера и
ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в
биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение
и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая
история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации
«Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные
и практические работы
Изучение
палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсии
В
краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
Личностными
результатами
изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное
мировоззрение:
– осознавать
современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,
атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения
происходящего в мире;
– с
учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
–
учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться
использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в
учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к
своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной
образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего
профильного образования.
Приобретать
опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться
самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный
образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и
окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять
ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в
необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать
экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве
одной из ценностных установок.
Средством
развития
личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные
задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
– риск
взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
–
поведение
человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными
результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему
в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения
проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей
теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану,
сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно
подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями
оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и
способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его
результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам
характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу
стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством
формирования
регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового
материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать понятия:
–
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
–
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
–
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных
характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц,
схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой
и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и
для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные
технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные
задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством
формирования
познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания
учебника.
–
осознание роли жизни;
–
рассмотрение биологических процессов в развитии;
– использование
биологических знаний в быту;
– объяснять
мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные
УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы,
подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с
достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
Средством
формирования
коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование
на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными
результатами
изучения предмета «Биология» в 9 классе являются следующие умения:
–
объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез),
образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза
многоклеточных;
– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации
борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного
хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения
породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной
организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и
приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие
свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и
эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых
системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их
функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения
клеток разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое
обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы
деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать
простейшие микропрепараты;
– объяснять основные физиологические функции человека и
биологический смысл их регуляции;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения
организмов;
– различать основные факторы среды и характеризовать
закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной
форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте,
продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в
их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте
веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и
животных и объяснять причину этого явления;
– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их
цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
– характеризовать природу наследственных болезней;
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности
(свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч.
Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного
процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы
селекции и их биологические основы);
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и экологические
предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные события, выделившие человека из
животного мира.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед
человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой
и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к
живым организмам.
– применять биологические знания для организации и планирования
собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и
благоприятной среды обитания человечества.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Каменский А. А.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение
в общую биологию. 9 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после
2012 г.
Каменский А. А.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение
в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после
2012 г.
Каменский А. А.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение
в общую биологию. 9 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание
после 2012 г.
Биология. Рабочие
программы. 5—9 классы / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
№ урока
п/п
|
Название
темы
|
Планируемые
результаты освоения биологии
|
Формирование
универсальных учебных действий
|
Предметные
|
Личностные
|
Метапредметные
|
Коммуникативные
|
Познавательные
|
Регулятивные
|
1.Биология
наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с биологией.
2.
Методы исследования биологии.
3.
Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства
живого. Уровни организации живой природы.
|
Введение
(3
часа)
|
Учащиеся должны:
испытывать чувство гордости за российскую
биологическую науку;
осознавать, какие последствия для окружающей
среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность
к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь реализовывать теоретические познания в
повседневной жизни;
понимать значение обучения для
повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать
право каждого на собственное мнение;
— уметь
отстаивать свою точку зрения;
— критично
относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
|
Учащиеся должны:
отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
|
Учащиеся должны:
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать понятия:
давать определение понятиям на основе изученного
на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления
родо-видовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую
операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных
характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида
в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления
информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от
адресата.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации
разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Уметь
использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы
|
Учащиеся должны:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе)
план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную
ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному
плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев,
различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку
его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности.
|
Учащиеся должны
знать:
— свойства
живого;
— методы
исследования биологии;
— значение
биологических знаний в современной жизни.
Учащиеся
должны иметь представление:
— о биологии, как науке о
живой природе;
— о профессиях, связанных с
биологией;
— об
уровневой организации живой природы
|
1.Общая
характеристика молекулярного уровня организации живого.
2. Состав,
строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы.
3.
Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого:
липиды.
4.
Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого:
белки.
5.Нуклеиновые
кислоты.
6.АТФ
и другие органические вещества.
7.Биологические
катализаторы.
8.Практическая
работа.
Расщепление
пероксида водорода ферментом каталазой.
9. Вирусы.
10.Зачётное
занятие.
|
Раздел
1. Молекулярный уровень (10 часов)
|
Учащиеся должны:
постепенно выстраивать собственное
целостное мировоззрение:
осознавать современное многообразие типов мировоззрения,
общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые
определяют разные объяснения происходящего в мире;
с учетом
этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
учиться
признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
|
Учащиеся должны:
делать планирование учебного сотрудничества с учи
телем и сверстниками; выражение своих
мыслей с достаточной пол-
нотой
и точностью;
–
аргументация своего мнения и позиции в ком-
муникации;
–
учет разных мнений ;
–
использование критериев для обоснования
своего суждения
|
Учащиеся должны:
Проводить
анализ, синтез, сравнение, обобщение, анало-
гия,
классификация, сериация;
–
извлечение необходимой информации из
текстов;
–
использование знаково-символических
средств;
–
осознанное и произвольное построение
речевого
высказывания;
– подведение под
понятие
|
Учащиеся должны:
проводить
выполнение пробного учебного действия ;
–
фиксирование индивидуального затруднения в
пробном
действии;
–
волевая саморегуляция в ситуации затруднения
|
Предметные
результаты:
Учащиеся должны:
— знать состав, строение и
функции органических веществ, входящих в состав живого;
— иметь первоначальные
систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о
вирусах как неклеточных формах жизни;
— получить опыт
использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и
функций ферментов как биологических катализаторов.
|
1.Общая
характеристика клеточного уровня организации живого.
2. Клетка —
структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки.
3.
Основные положения клеточной теории.
4.
Химический состав клетки и его постоянство.
5.
Строение клетки. Функции органоидов клетки.
6.
Прокариоты, эукариоты.
7.
Хромосомный набор клетки.
8.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.
9.Энергетический
обмен в клетке клетки.
10.
Аэробное и анаэробное дыхание.
11.
Рост, развитие и жизненный цикл клеток.
12.
Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
13. Автотрофы,
гетеротрофы.
14.Зачётное
занятие.
|
Раздел
2. Клеточный уровень (14 часов)
|
Учащиеся должны:
учиться
использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и
изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий
отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора
индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и
соответствующего профильного образования.
Приобретать
опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться
самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный
образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
|
Учащиеся должны:
отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему мнению,
с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
|
Учащиеся должны:
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных
предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых
отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от
понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных
характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида
в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления
информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от
адресата.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации
разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Уметь
использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы
|
Учащиеся должны:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе)
план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче)
адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному
плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая
результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку
его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности.
|
Предметные
результаты
Учащиеся
должнызнать:
— основные
методы изучения клетки;
— особенности
строения клетки эукариот и прокариот;
— функции
органоидов клетки;
— основные
положения клеточной теории;
— химический
состав клетки.
Учащиеся должны
иметь представление:
— о клеточном уровне
организации живого;
— о клетке как структурной и
функциональной единице жизни;
— об обмене веществ и
превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;
— о росте, развитии и
жизненном цикле клеток;
— об особенностях
митотического деления клетки.
Учащиеся должны
получить опыт:
— использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения клеток живых организмов.
|
1.Бесполое
и половое размножение организмов.
2. Половые
клетки.Оплодотворение.
3.Индивидуальное
развитие организмов.Биогенетический закон.
4.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Моногибридное скрещивание
5. Неполное доминирование. Генотип и
фенотип. Анализирующее скрещивание.
6. Дигибридное скрещивание. Закон
независимого наследования признаков.
7. Генетика пола. Сцепленное с полом
наследование.
8. Обобщающий урок.
9. Закономерности изменчивости:
модификационная изменчивость. Норма реакции.
10.
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
11. Основные
методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
12. Обобщающий урок-семинар.
13.Зачётное занятие.
.
|
Раздел
3. Организменный уровень (13 часов)
|
Учащиеся должны:
учиться
самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и
осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать
других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать
экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве
одной из ценностных установок.
|
Учащиеся должны:
отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
|
Учащиеся должны:
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных
предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых
отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от
понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных
характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида
в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления
информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от
адресата.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации
разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Уметь
использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы
|
Учащиеся должны:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе)
план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче)
адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному
плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев,
различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку
его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности.
|
Предметные
результаты
Учащиеся должны
знать:
— сущность
биогенетического закона;
— основные
закономерности передачи наследственной информации;
— закономерности
изменчивости;
— основные
методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности
развития половых клеток.
Учащиеся
должны иметь представление:
— организменном уровне
организации живого;
— о мейозе;
— об особенностях
индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого
и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его
биологической роли.
|
1.
Популяционно-видовой уровень: общая характеристика
2. Экологические
факторы и условия среды
3. Происхождение
видов. Развитие эволюционных представлений
4. Популяция как
элементарная единица эволюции
5. Борьба за
существование и естественный отбор
6.Видообразование
7. Понятие о макроэволюции. Направления
макроэволюции.
8.Контрольно- обобщающий урок
|
Тема 4.
Популяционно-видовой уровень (8 часов)
|
Учащиеся должны:давать
оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
|
Учащиеся должны:
отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
|
Учащиеся должны:
анализировать, сравнивать, классифицировать
и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных
предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых
отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от
понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных
характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида
в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления
информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от
адресата.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации
разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и
правила информационной безопасности.
Уметь
использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы
|
Учащиеся должны:
выполнение
пробного учебного действия ;
–
фиксирование индивидуального затруднения в
пробном
действии;
– волевая
саморегуляция в ситуации затруднения
|
Предметные
результаты
Учащиеся должны
знать:
— критерии вида и его
популяционную структуру;
— экологические факторы и
условия среды;
— основные положения теории
эволюции Ч. Дарвина;
— движущие силы эволюции;
— пути достижения
биологического прогресса.
Учащиеся должны
иметь представление:
— о популяционно-видовом
уровне организации живого;
— о виде и его структуре;
— о влиянии экологических
условий на организмы;
— о происхождении видов;
— о развитии эволюционных
представлений;
— о синтетической теории
эволюции;
— о популяции как
элементарной единице эволюции;
— о микроэволюции;
— о механизмах видообразования;
— о макроэволюции и ее
направлениях.
Учащиеся должны
получить опыт:
— использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения морфологического критерия видов.
|
1. Сообщество,
экосистема, биогеоценоз
2. Состав и
структура сообщества
3. Межвидовые
отношения организмов в экосистеме
4. Потоки вещества и
энергии в экосистеме
5. Саморазвитие
экосистемы. Экологическая сукцессия
6.
Обобщающий урок –экскурсия
|
Раздел
5. Экосистемный уровень (6 часов)
|
Учащиеся должны:
— испытывать
чувство гордости за российскую биологическую науку;
— осознавать,
какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная
деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и
действиям на благо природы;
— уметь
реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимать
значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать
право каждого на собственное мнение;
— уметь
отстаивать свою точку зрения;
— критично
относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
|
Учащиеся должны:
отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
|
Учащиеся должны проводить:
анализ,
синтез, сравнение, обобщение, анало-
гия,
классификация, сериация;
–
извлечение необходимой информации из
текстов;
–
использование знаково-символических
средств;
–
осознанное и произвольное построение
речевого
высказывания;
– подведение под
понятие
|
Учащиеся должны:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе)
план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче)
адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану,
сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев,
различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку
его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности.
|
Предметные
результаты
критерии вида и его популяционную
структуру;
экологические факторы и условия среды;
основные положения теории
эволюции Ч. Дарвина;
движущие силы эволюции;
пути достижения биологического
прогресса.
Учащиеся должны уметь: определять
понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой
состав», «автотрофы», «гетеротрофы», «продуценты», «консументы», «редуценты»,
«ярусность», «редкие виды», «виды‑средообразователи». Характеризуют морфологическую
и пространственную структуру сообществ. Анализировать структуру биотических
сообществ по схеме
|
1. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов
2. Круговорот веществ в
биосфере
3. Эволюция биосферы
4. Гипотезы
возникновения жизни
5. Развитие представлений о
происхождении жизни. Современное состояние проблемы
6. Развитие
жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни
7.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое
8.
Обобщающий урок-экскурсия
9. Антропогенное воздействие на
биосферу
10. Основы
рационального природопользования
11
Обобщающий урок-конференция.
|
Раздел
6.Биосферный уровень (11 часов)
|
Учащиеся должны:
учиться
самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к
природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась
и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать
других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать
экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве
одной из ценностных установок.
|
Учащиеся должны:
отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)
и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции
и договариваться с людьми иных позиций.
|
Учащиеся должны проводить:
анализ,
синтез, сравнение, обобщение, анало-
гия,
классификация, сериация;
–
извлечение необходимой информации из
текстов;
–
использование знаково-символических
средств;
–
осознанное и произвольное построение
речевого
высказывания;
– подведение под
понятие
|
Учащиеся должны:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе)
план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче)
адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному
плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев,
различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку
его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего
успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности.
|
Предметные
результаты
Учащиеся должны
знать:
— основные гипотезы
возникновения жизни на Земле;
— особенности антропогенного
воздействие на биосферу;
— основы рационального
природопользования;
— основные этапы развития
жизни на Земле.
Учащиеся должны
иметь представление:
— о биосферном уровне
организации живого;
— о средообразующей
деятельности организмов;
— о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере;
— о круговороте веществ в
биосфере;
— об эволюции биосферы;
— об экологических кризисах;
— о развитии представлений о
происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
— о доказательствах
эволюции;
— о значении биологических
наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны
демонстрировать:
— знание основ экологической
грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и
влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
|
|
Резервное
время(4 часа)
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.