№
|
Содержание программы
|
Требования к подготовке
выпускников
|
Термины и понятия, которые
необходимо знать
|
Общее количество часов
|
В том числе контрольных
работ
|
В том числе практич. / лаб.
работ
|
1
|
Введение.
§1. Зоология – наука о животных.
§2. Среды жизни и места обитания животных.
Взаимосвязи животных в природе.
§3. Классификация животных. Основные систематические
группы животных.
§4. Влияние человека на животных.
§5. Краткая история развития зоологии.
|
Учащиеся должны знать:
·
Сходства
и различия животных и растений
·
Систематические
категории животных
·
Среды
жизни и места обитания животных
Уметь:
·
Давать
определения
·
Перечислять
черты сходства и различия у растений и животных
|
Зоология, среда обитания, хищничество, паразитизм,
симбиоз, биоценоз, биогеоценоз, систематика, классификация, вид, заповедник,
Красная книга
|
6
|
1
|
-
|
2
|
Тема 1. Строение тела животных.
§6. Клетка.
§7. Ткани.
§8. Органы и системы органов.
|
Учащиеся должны знать:
·
Строение
животной клетки
·
Ткани
животных
·
Органы
и системы органов в организме животных
Уметь:
·
Распознавать
на рисунках части клетки и виды тканей
·
Узнавать
на таблицах органы и системы органов
|
Мембрана, цитоплазма, ядро, ткань. Ткани:
эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Орган.
|
4
|
1
|
|
3
|
Тема 2. Подцарство Простейшие.
§ 9. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Подтип
Саркодовые.
§ 10. Подтип Жгутиконосцы.
§ 11. Тип Инфузории.
§ 12. Многообразие простейших.
|
Учащиеся должны знать:
·
Основные
черты одноклеточных
·
Строение
и жизнедеятельность амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки
·
Значение
их в природе и жизни человека
Уметь:
·
Давать
характеристику простейших
·
Узнавать
на рисунках и таблицах основных представителей
·
Рассматривать
простейших под микроскопом и делать рисунки
|
Одноклеточные организмы, колониальные организмы,
ложноножки, сократительная вакуоль, циста, раздражимость.
|
5
|
1
|
1
|
4
|
Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные.
§ 13. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.
Пресноводная гидра.
§ 14. Морские Кишечнополостные.
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
многоклеточных организмов
·
Общую
характеристику типа
·
Среду
обитания и внешнее строение гидры
·
Размножение
гидры
·
Регенерацию
и ее значение для организма
·
Рефлекс
Уметь:
·
Давать
характеристику типа
·
Называть
процессы жизнедеятельности
·
Уметь
пользоваться рисунками, схемами, таблицами
|
Лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма, почкование,
регенерация, зигота, чередование поколений, рефлекс.
|
2
|
|
|
5
|
Тема 4. Типы Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые
черви.
§ 15. Тип Плоские черви. Белая планария.
§ 16. Разнообразие плоских червей: сосальщики и
цепни.
§ 17. Тип Круглые черви. Класс Нематоды.
§ 18. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые
черви
§ 19. Класс Малощетинковые черви.
|
Учащиеся должны знать:
·
Общую
характеристику типов
·
Общую
характеристику классов: Сосальщики, Ленточные, Малощетинковые
·
Приспособления
к паразитизму
·
Меры
борьбы с червями-паразитами
·
Роль
червей в природе и жизни человека
Уметь:
·
Называть
признаки типов и классов
·
Называть
органы и системы органов
·
Узнавать
на рисунках представителей разных типов и классов
·
Наблюдать
за объектами, сравнивать их
|
Двусторонняя симметрия, мезодерма, паренхима, семенники,
яичники, промежуточный хозяин, незамкнутая и замкнутая кровеносная система,
планктон.
|
6
|
1
|
2
|
6
|
Тема 5. Тип Моллюски.
§ 20. Общая характеристика типа.
§ 21. Класс Брюхоногие моллюски.
§ 22. Класс Двустворчатые моллюски.
§ 23. Класс Головоногие моллюски
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
типа
·
Внешнее
и внутреннее строение прудовика и беззубки
·
Черты
приспособленности моллюсков к среде обитания
·
Многообразие
моллюсков
·
Их роль
в природе и жизни человека
Уметь:
·
Называть
признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности к среде
обитания
·
Узнавать
представителей типа на рисунках
·
Работать
с натуральными объектами
|
Раковина, мантия, мантийная полость, перламутр,
незамкнутая кровеносная система, устье и вершина раковины, артерии, вены,
капилляры.
|
5
|
1
|
|
7
|
Тема 6. Тип Членистоногие
§ 24. Класс Ракообразные.
§ 25. Класс Паукообразные.
§ 26. Класс Насекомые. Особенности строения и
жизнедеятельности.
§ 27. Типы развития насекомых.
§ 28. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные
насекомые. Охрана насекомых
§ 29. Насекомые – вредители культурных растений и
переносчики заболеваний человека.
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
типа, классов
·
Внешнее
и внутреннее строение речного рака, паука-крестовика, насекомого
·
Черты
приспособленности организмов к среде обитания
·
Стадии
развития насекомых
·
Многообразие
членистоногих, их роль в природе и жизни человека
·
Охраняемых
насекомых
Уметь:
·
Называть
признаки типа, классов
·
Распознавать
на рисунках, таблицах, в коллекциях представителей разных групп
·
Находить
их отделы тела
·
Зарисовывать
внешнее строение насекомых
|
Наружный скелет, хитин, общественные насекомые,
полное превращение, неполное превращение.
|
7
|
1
|
1
|
8
|
Тема 7. Тип Хордовые.
§ 30. Общие признаки хордовых животных.
§ 31. Надкласс Рыбы. Общая характеристика.
Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой
обитания.
§ 32. Внутреннее строение костной рыбы.
§ 33. Особенности размножения рыб.
§ 34. Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые
рыбы и Костные рыбы.
§ 35. Промысловые рыбы. Их рациональное
использование и охрана.
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
ланцетника
·
Внешнее
и внутреннее строение ланцетника
·
Признаки
рыб
·
Внешнее
и внутреннее строение рыб
·
Многообразие
и значение рыб
·
Охраняемые
виды рыб
Уметь:
·
Называть
признаки типа, классов
·
Находить
отделы тела и органы ланцетника
·
Распознавать
на рисунках представителей Подтипа Бесчерепные
·
Зарисовывать
внешнее строение ланцетника
·
Находить
отделы тела и органы рыб
·
Распознавать
на рисунках представителей разных отрядов
·
Зарисовывать
внешнее строение рыбы
|
Боковая линия, плавники. Плавательный пузырь,
головной мозг, спинной мозг, артериальная кровь, венозная кровь, нерест,
проходные рыбы.
|
7
|
1
|
2
|
9
|
Тема 8. Класс Земноводные, или Амфибии.
§ 36. Места обитания и внешнее строение земноводных.
Внутреннее строение лягушки. Скелет и мускулатура.
§ 37. Строение и деятельность систем внутренних
органов.
§ 38. Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение
земноводных.
§ 39. Многообразие земноводных.
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
класса
·
Внешнее
и внутреннее строение земноводных
·
Их
размножение и развитие
·
Отряды
Хвостатых и Бесхвостых
·
Происхождение
Земноводных
·
Охраняемые
виды
Уметь:
·
Называть
признаки класса
·
Находить
у земноводных отделы тела
·
Распознавать
на рисунках представителей разных отрядов
|
Среднее ухо, смешанная кровь, пояса конечностей,
поджелудочная железа, малый и большой круги кровообращения, латимерия
|
4
|
1
|
|
10
|
Тема 9. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
§ 40. Особенности внешнего строения и скелета
пресмыкающихся.
§ 41. Особенности внутреннего строения и
жизнедеятельности пресмыкающихся.
§ 42. Многообразие пресмыкающихся.
§ 43. Роль пресмыкающихся в природе и жизни
человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
класса
·
Внешнее
и внутреннее строение, многообразие пресмыкающихся
·
Древние
пресмыкающиеся
·
Охраняемые
пресмыкающиеся
Уметь:
·
Называть
признаки класса
·
Распознавать
представителей разных классов на рисунках
|
Прямое развитие, внутреннее оплодотворение, линька
|
4
|
1
|
|
11
|
Тема 10. Класс Птицы.
§ 44. Среда обитания и внешнее строение птиц.
§ 45. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы
птиц.
§ 46. Внутреннее строение птиц.
§ 47. Размножение и развитие птиц.
§ 48. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в
жизни птиц.
§ 49. Многообразие птиц. Систематические и
экологические группы птиц.
§ 50. Значение птиц и их охрана.
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
класса
·
Внешнее
и внутреннее строение
·
Размножение
птиц
·
Строение
яйца
·
Забота
о потомстве
·
Поведение
птиц
·
Происхождение
птиц
·
Приспособленность
птиц к сезонным изменениям в природе: гнездования, кочевки, перелеты
·
Экологические
группы птиц
·
Роль
птиц в природе и жизни человека
·
Птицеводство
Уметь:
·
Называть
признаки класса
·
Распознавать
представителей разных экологических групп
·
Распознавать
отделы тела птиц, части перьев, отделы скелета
·
Зарисовывать
строение пера
·
Применять
знания для охраны птиц
|
Цевка, птенцы гнездовые и выводковые, перелетные,
кочующие и оседлые птицы, токование, теплокровность.
|
8
|
1
|
2
|
12
|
Тема 11. Класс Млекопитающие, или Звери.
§ 51. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания
млекопитающих.
§ 52. Внутреннее строение млекопитающих
§ 53. Размножение и развитие Млекопитающих. Годовой жизненный
цикл.
§ 54. Происхождение и многообразие млекопитающих.
§ 55. Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды:
Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные.
§ 56. Отряды: Ластоногие и Китообразные,
Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные.
§ 57. Отряд Приматы.
§ 58. Экологические группы млекопитающих.
§ 59. Значение млекопитающих для человека.
|
Учащиеся должны знать:
·
Признаки
класса
·
Внешнее
и внутреннее строение
·
Размножение
и развитие
·
Происхождение
млекопитающих
·
Отряды
класса Млекопитающих
·
Роль
млекопитающих в природе и жизни человека
·
Сельскохозяйственные
млекопитающие
·
Происхождение
домашних животных
Уметь:
·
Называть
признаки отрядов
·
Узнавать
представителей разных отрядов
·
Определять
систематическое положение представителей разных отрядов
|
Волосяной покров, зубы: резцы, клыки, коренные.
Бронхиолы, альвеолы, извилины, живорождение, яйцекладущие.
|
8
|
1
|
1
|
13
|
Тема 12. Развитие животного мира на Земле.
§ 60. Доказательства эволюции животного мира. Учение
Ч. Дарвина об эволюции органического мира.
§ 61. Основные этапы развития животного мира на
Земле.
|
Учащиеся должны знать:
·
Доказательства
эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические
·
Понятие
о естественном и искусственном отборе
·
Происхождение
одноклеточных и многоклеточных организмов
Уметь:
·
Называть
доказательства эволюции
|
Эволюция, палеонтология, эмбриология,
наследственность, изменчивость, отбор, борьба за существование.
|
2
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.