Рабочая
программа по биологии
6 класс
(2
часа в неделю, 70 часов за год)
(Базовый
уровень)
1.
Пояснительная записка.
Рабочая
программа по биологии составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования, примерной программы
основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника.
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и
требованиям к уровню подготовки.
Данная программа
конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по
разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных
работ.
Курс
«Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, включая
основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии,
экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса
обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие
творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической
культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого
обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития
основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и
экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как
основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
В соответствии с
учебным планом на изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70
часов в год соответственно. 1 час из федерального компонента, и 1 час из
регионального.
Программа
реализуется с помощью учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы.
Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.:
«Дрофа», 2010.
Реализация
данной программы способствует использованию разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических
технологий.
Для изучения
курса «Биология» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения
ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий.
Рабочая программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных
методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных
работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач
различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете
биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты
изучения курса «Биология. 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно
ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт
достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на
диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые
формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая
аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные
работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по
итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по
итогам года;
- формы учета
достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ
текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в творческих отчетах,
выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой
организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве
дополнительных форм организации образовательного процесса используется система
консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа
учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения
учащихся направлена на:
- создание
оптимальных условий обучения;
- исключение
психотравмирующих факторов;
- сохранение
психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие
положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие
индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
2.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
1.
Закон РФ от 10 июля 1992 года
№3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009),
утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года,
регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего
образования по биологии.
- Федеральный
перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Примерные
программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными
образовательными стандартами 2004
г.
3. Цели
изучения курса.
Содержание курса
направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить
ученикам понимание высокой значимости жизни,
- понимание
ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе
биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической
деятельности;
- сформировать
основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и
биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии
в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
- сформулировать
представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;
- сформировать
понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны
природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и
биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;
- познакомиться с
экологией растений, изучить растительный мир Тульской области.
4. Перечень
лабораторных работ.
№
|
Тема.
|
1.
|
Лаб.
работа № 1 "Устройство увеличительных приборов".
|
2.
|
Лаб.
работа № 2 "Строение растительной клетки".
|
3.
|
Лаб.
работа № 3 "Изучение строения тел шляпочных грибов. Дрожжи и
мукор".
|
4.
|
Лаб.
работа № 4. "Изучение строения шляпочных грибов"
|
5.
|
Лаб.
работа № 5 "Водоросли".
|
6.
|
Лаб.
работа № 6 "Изучение строения мха".
|
7.
|
Лаб.
работа № 7 "Изучение строения спороносящего папоротника".
|
8.
|
Лаб.
работа № 8 "Строение семени фасоли".
|
9.
|
Лаб.
работа № 9 "Строение семени пшеницы".
|
10.
|
Лаб.
работа № 10 "Виды корней корневых систем".
|
11.
|
Лаб.
работа № 11 "Видоизменения корней".
|
12.
|
Лаб.
работа № 12 "Изучение строения почек".
|
13.
|
Лаб.
работа № 13 "Изучение внешнего строения листа".
|
14.
|
Лаб.
работа № 14 "Изучение макро- и микростроения стебля".
|
15.
|
Лаб.
работа № 15 "Изучение строения цветка и соцветий".
|
16.
|
Лаб.
работа № 16 "Изучение видоизменений побегов (корневище, клубень,
луковица)".
|
17.
|
Лаб.
работа № 17 "Сухие и сочные плоды".
|
18.
|
Лаб.
работа № 18 "Передвижение воды и минеральных веществ по древесине".
|
19.
|
Лаб.
работа № 19 "Выявление признаков семейства по внешнему строению".
|
20.
|
Лаб.
работа № 20 "Изучение особенностей растений различных экологических
групп".
|
5. Перечень
практических работ.
№
|
Тема.
|
1.
|
Практическая работа № 1
"Вегетативное
размножение комнатных растений".
|
2.
|
Практическая работа № 2 "Определение
всхожести семян".
|
6. Перечень
экскурсий.
№
|
Тема.
|
1.
|
Экскурсия №1 "Многообразие
живых организмов Тульской области".
|
2.
|
Экскурсия №2 "Сезонные
явления в природе Тульской области".
|
3.
|
Экскурсия №3 "Зимние
явления в жизни растений Тульской области".
|
4.
|
Экскурсия №4 "Природное
сообщество и человек".
|
7.
Структура курса.
№
|
Модуль
(глава)
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение.
|
2
|
2.
|
Клеточное строение организмов.
|
5
|
3.
|
Царство Бактерии.
|
3
|
4.
|
Царство Грибы.
|
4
|
5.
|
Царство Растения.
|
8
|
6.
|
Строение и многообразие покрытосеменных
растений.
|
17
|
7.
|
Жизнь растений.
|
14
|
8.
|
Классификация растений.
|
7
|
9.
|
Природные сообщества.
|
6
|
10.
|
Развитие растительного мира.
|
2
|
11.
|
Резервное время.
|
2
|
|
Итого:
|
70
|
8.
Календарно-тематическое планирование.
№
|
Дата
|
Тема
урока.
|
Примечание
|
Домашнее
задание.
|
1.
|
|
Биология
– наука о живой природе.Экскурсия "Многообразие живых организмов
Тульской области"
|
Экскурсия
№1
|
Введение
с. 9 -12,вопросы.
|
2.
|
|
Взаимосвязь
организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Экскурсия
"Сезонные явления в природе Тульской области".
|
Экскурсия
№2
|
Записи
в тетради.
|
3.
|
|
Устройство
увеличительных приборов.
|
Лаб.
работа № 1 "Устройство увеличительных приборов".
|
§1,
вопросы.
|
4.
|
|
Строение
растительной клетки.
|
Лаб.
работа № 2 "Строение растительной клетки".
|
§2,
вопросы.
|
5.
|
|
Жизнедеятельность
клетки. Её состав.
|
|
§3,
вопросы.
|
6.
|
|
Ткани.
Виды растительных тканей. Биологическое значение тканей.
|
|
§4,
вопросы.
|
7.
|
|
Обобщающий
урок по теме "Клетка".
|
|
Записи
в тетради.
|
8.
|
|
Бактерии.
Их роль в природе и в жизни человека.
|
|
§5,
вопросы.
|
9.
|
|
Строение
и жизнедеятельность бактерий.
|
|
§5,
вопросы.
|
10.
|
|
Разнообразие
бактерий, их распространение. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями.
|
|
§6,
вопросы.
|
11.
|
|
Царство
грибов. Общая характеристика грибов.
|
|
§7,
вопросы.
|
12.
|
|
Плесневые
грибы и дрожжи.
Шляпочные
грибы. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
|
Лаб.
работа № 3 "Изучение строения тел шляпочных грибов. Дрожжи и
мукор".
|
§8,
вопросы.
§9,
вопросы.
|
13.
|
|
Съедобные
и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Распознавание
съедобных и ядовитых грибов Тульской области. Оказание первой помощи при
отравлении грибами.
|
Лаб.
работа № 4. "Изучение строения шляпочных грибов"
|
Меры
профилактики заболеваний, вызываемых грибами
|
14.
|
|
Грибы
– паразиты. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания и значение. Лишайники
Тульской области.
|
|
§10,
вопросы.
§13,
вопросы.
|
15.
|
|
Многообразие
растений. Роль растений в биосфере и их охрана. Исчезающие виды растений
Тульской области.
|
|
§11,
вопросы.
|
16.
|
|
Роль
растений в биосфере и их охрана. Растительный мир Тульской области.
|
|
Записи
в тетради.
|
17.
|
|
Основные
группы растений.
|
|
Записи
в тетради.
|
18.
|
|
Водоросли.
Водоросли
Тульской области.
|
Лаб.
работа № 5
"Водоросли".
|
§12,
вопросы.
|
19.
|
|
Мхи.
Мхи
Тульской области.
|
Лаб.
работа № 6
"Изучение
строения мха".
|
§14,
вопросы.
|
20.
|
|
Папоротники,
хвощи, плауны. Папоротникообразные Тульской области.
|
Лаб.
работа № 7
"Изучение
строения спороносящего папоротника".
|
§15,
вопросы.
§16,
вопросы.
§17,
вопросы.
|
21.
|
|
Голосеменные,
их строение и разнообразие. Голосеменные Тульской области.
|
|
22.
|
|
Цветковые
растения. Их строение и многообразие. Значение цветковых и их охрана.
Р.к.
Лекарственные растения Тульской области.
|
|
23.
|
|
Строение
семени однодольных растений.
|
Лаб.
работа № 8
"Строение
семени фасоли".
|
§18,
вопросы.
|
24.
|
|
Строение
семени двудольных растений.
|
Лаб.
работа № 9
"Строение
семени пшеницы".
|
§18,
повторить.
|
25.
|
|
Виды
корней и типы корневых систем.
|
Лаб.
работа № 10
"Виды
корней корневых систем".
|
§19,
вопросы.
|
26.
|
|
Строение
корня.
|
|
§20,
вопросы.
|
27.
|
|
Условия
прорастания и видоизменения корней.
|
Лаб.
работа № 11
"Видоизменения
корней".
|
§21,
§22,
|
28.
|
|
Побег.
Листорасположение.
|
|
§22,
с. 100 -101.
|
29.
|
|
Почки
и их строение.
|
Лаб.
работа № 12 "Изучение строения почек".
|
§22,
вопросы.
|
30.
|
|
Рост
и развитие побега.
|
|
Записи
в тетради.
|
31.
|
|
Внешнее
строение листа. Жилкование.
|
Лаб.
работа № 13 "Изучение внешнего строения листа".
|
§23,
вопросы.
|
32.
|
|
Внутреннее
строение листа. Видоизменения листьев.
|
|
§24,
вопросы.
§25,
вопросы.
|
33.
|
|
Строение
стебля.
|
Лаб.
работа № 14 "Изучение макро- и микростроения стебля".
|
§26,
вопросы.
|
34.
|
|
Цветок
и его строение. Соцветия.
|
Лаб.
работа № 15 "Изучение строения цветка и соцветий".
|
§28,
вопросы.
§29,
вопросы.
|
35.
|
|
Видоизменение
побегов.
|
Лаб.
работа № 16 "Изучение видоизменений побегов (корневище, клубень,
луковица)".
|
§27,
вопросы.
|
36.
|
|
Плоды
и их классификация. Распространение плодов и семян. Ядовитые растения
Тульской области.
|
Лаб.
работа № 17 "Сухие и сочные плоды".
|
§30,
вопросы.
§31,
вопросы.
|
37.
|
|
Условия
прорастания семян.
|
|
§38,
вопросы.
|
38.
|
|
Обобщающий
урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". Флора
и фауна Тульской области.
|
|
Записи
в тетради.
|
39.
|
|
Химический
состав растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Почвы
Тульской области.
|
|
§32,
вопросы.
|
40.
|
|
Питание
растений.
|
|
§33,
вопросы.
|
41.
|
|
Дыхание
растений.
|
|
§35,
вопросы.
|
42.
|
|
Фотосинтез.
|
|
§34,
вопросы.
|
43.
|
|
Испарение
воды листьями. Листопад.
|
|
§36,
вопросы.
|
44.
|
|
Передвижение
воды и питательных веществ в растении.
|
Лаб.
работа № 18 "Передвижение воды и минеральных веществ по древесине".
|
§37,
вопросы.
|
45.
|
|
Растение
– целостный организм.
|
|
§39,
вопросы.
|
46.
|
|
Способы
размножения растений
|
Практическая работа № 1
"Вегетативное
размножение комнатных растений".
|
§40,
вопросы.
|
47.
|
|
Размножение
споровых растений.
|
|
§41,
вопросы.
|
48.
|
|
Размножение
голосеменных растений.
|
|
§42,
вопросы.
|
49.
|
|
Вегетативное
размножение покрытосеменных растений.
|
|
§43,
вопросы.
|
50.
|
|
Половое
размножение покрытосеменных растений.
|
|
§44,
вопросы.
|
51.
|
|
Рост
растений
|
Практическая работа № 2
"Определение
всхожести семян".
|
Записи
в тетради.
|
52.
|
|
Зимние
явления в жизни растений. Экскурсия "Зимние явления в жизни растений
Тульской области".
|
Экскурсия
№3.
|
Отчёт
|
53.
|
|
Обобщающий
урок по теме "Жизнь растений".
|
|
Записи
в тетради.
|
54.
|
|
Основы
систематики растений.
Классификация
цветковых растений.
|
|
§45,
вопросы.
§46,
вопросы.
|
55.
|
|
Характеристика
класса двудольные растения. Растения семейства крестоцветных. Растения
семейства крестоцветных Тульской области.
|
|
§47,
вопросы.
|
56.
|
|
Растения
семейства розоцветных. Растения семейства розоцветных Тульской области.
|
|
§48,
вопросы.
|
57.
|
|
Растения
семейства паслёновых. Растения семейства паслёновых Тульской
области.
|
|
§49,
вопросы.
|
58.
|
|
Растения
семейства бобовых и сложноцветных Растения семейства бобовых и
сложноцветных Тульской области.
|
|
§50,
51 вопросы.
|
59.
|
|
Класс
однодольные. Растения семейства лилейных. Растения семейства лилейных Тульской
области.
|
|
§52,
вопросы.
|
60.
|
|
Класс
однодольные. Растения семейства злаков. Растения семейства злаков Тульской
области. Важнейшие сельскохозяйственные растения
биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение растений
Тульской области.
|
Лаб.
работа № 19 "Выявление признаков семейства по внешнему строению".
|
§53,
вопросы.
|
61.
|
|
Основные
экологические факторы и их влияние на растения. Экологические
проблемы Тул.обл.
|
|
§54,
вопросы.
|
62.
|
|
Характеристика
основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими
организмами. Симбиоз. Паразитизм. Агроэкосистема Тулы (парк, сад,
сквер,пруд).
|
|
§55,
вопросы.
|
63.
|
|
Растительные
сообщества. Растительные сообщества Тул.обл., их типы.
|
|
§56,
вопросы.
|
64.
|
|
Развитие
и смена растительных сообществ. Государственные заказники
и заповедники, памятники природы Тул. обл.
|
|
§57,
вопросы.
|
65.
|
|
Влияние
природной среды на человека. Экскурсия "Природное сообщество и
человек" Анализ и оценка последствий действий человека в экосистемах
Тул.обл.
|
Экскурсия
№4.
|
§59,
вопросы.
|
66.
|
|
Изучение
особенностей растений различных экологических групп
Тульской области.
.
|
Лаб.
работа № 20 "Изучение особенностей растений раз-личных экологических
групп".
|
Записи
в тетради.
|
67.
|
|
Происхождение
и многообразие растений.
|
|
§58,
вопросы.
|
68.
69.
70.
|
|
Основные
этапы развития растительного мира.
Флора
Тульского края.
Заключительный
урок.
|
|
Записи
в тетради.
Записи
в тетради.
|
|
|
ИТОГО:
|
70
часов
|
9.
Требования к уровню подготовки учащихся 6
класса.
В результате изучения
биологии в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:
- устройство лупы,
микроскопа и правила работы с ними, строение клетки и протекающие в ней
жизненно важные процессы, основные виды тканей;
- особенности строения бактерий и грибов,
место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- что изучает ботаника, представителей
различных отделов растительного царства и особенности их строения,
приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным
условия;
- строение семян цветковых растений,
внешнее и внутреннее строение корня, стебля, листьев, их видоизменения,
зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания,
строение цветка и основные типы соцветий, строение и классификацию плодов, роль
цветковых растений в природе и жизни человека;
- основные процессы жизнедеятельности у
растений, фотосинтез, рост и развитие растений, способы вегетативного
размножения растений, процессы опыления, оплодотворения и образования плодов и
семян;
- основные систематические группы
растений, основные признаки семейств классов однодольных и двудольных;
- основные этапы и доказательства
исторического развития растительного мира.
уметь:
- пользоваться лупой и микроскопом,
готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки на
микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки;
- распознавать
представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных
грибов от ядовитых;
- распознавать растения различных отделов,
сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения, устанавливать
связь между особенностями строения растений и средой их обитания;
- распознавать органы цветкового растения
и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой
обитания;
- определять
всхожесть семян, сравнивать способы размножения растений различных
систематических групп, распознавать типы плодов;
- выделять основные признаки растений,
составлять их морфологическое описание, сравнивать растения разных
систематических групп, находить сходства и различия в их строении;
- доказывать, что многообразие
растительного мира – это результат длительного исторического развития.
10.
Информационно – методическое обеспечение.
Основная
литература:
- Программа
для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под
руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева
– М.:Дрофа, 2009.
- Учебник:
В.
В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М. Дрофа, 2010
- Рабочая
тетрадь с печатной основой к учебнику.
4. А. А. Калинина Поурочные
разработки по биологии Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М. «Вако», 2008
г
5.
Л. Д. Парфирова Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В. В.
Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М. «Экзамен» 2005
г.
Дополнительная
литература и интернет - ресурсы:
- Экология
растений: Пособие для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы / Под
ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО Издательство «Юлис», 2007.
- www.anbg.gov.au/
- www.boil.uregina.ca/liu/bio/botany.shtml
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.