РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55
|
|
с углубленным изучением отдельных предметов»
|
|
Московского района г. Казани
|
|
|
Сунгатуллиной Ризиды Саматовны
|
|
учителя биологии первой категории
|
|
биология
|
|
6 класс
|
|
|
|
Пояснительная
записка
Рабочая программа
по предмету биология для 6 класса составлена в соответствии
-
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
-
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(далее – МОиН РФ) от 05.03.2004 г. № 1089;
-
Основной образовательной программой школы;
-
примерной Программы основного общего образования по биологии для 6 класса
«Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В.Пасечника, В.В Латюшина, В.М.
Пакуловой. Сборник нормативных документов. Биология. Составитель Э.Д. Днепров,
А. Г. Аркадьев, М.: Дрофа, 2006;
-
Учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 с углубленным
изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани на 2014-2015
учебный год;
-
Локальным актом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 с углубленным
изучением отдельных предметов» «О рабочей учебной программе», утвержденным
приказом по школе от 19 августа 2014 года, № 151.
Цели
программы:
-
понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в
системе биологических знаний научной картины мира;
-
формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об
организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни;
-
изучение биологического разнообразия природы Земли как результате эволюции и
основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.
Задачи
программы:
–
ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов
как исключительной ценности органического мира;
–
освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального,
грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных
и гетеротрофных организмов;
–
овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности
растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
–
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение
интереса к изучению природы.
Учебно-методический
комплект:
Календарно-тематический
план ориентирован на использование учебника Пасечник В. В. «Биология. 6 кл.
Бактерии, грибы, растения»: учеб. для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа,
2009. (Рекомендовано МОиН РФ).
Программа
разработана из расчета 0,5 час в неделю (17,5 часов в год). Из них на уроки
контроля отводится 1,5 часа
(2
тематические контрольные работы в рамках комбинированных уроков, 1 итоговая
контрольная работа), 13 лабораторных работ в рамках уроков.
Требования
к уровню подготовки обучающихся.
В
результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
–
признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий.
–
сущность биологических процессов: минеральное питание, фотосинтез, транспорт
веществ, рост, размножение растений.
уметь:
–
объяснять: эволюцию растений (на примере сопоставления отделов), роль растений,
бактерий и грибов в жизни человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
–
изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты
опытов, наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в
природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты;
–
распознавать и описывать: на таблицах основные органы растений, растения разных
отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные
растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
–
выявлять: приспособления растений к среде обитания;
–
сравнивать биологические объекты: растения основных отделов – и делать выводы
на основе сравнения;
–
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе: царство, отдел, класс, семейство;
–
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
–
передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в
соответствии с целью учебного задания.
Формы
контроля, промежуточная аттестация.
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды и формы
контроля: самостоятельные работы, поурочные тестирования, биологические
диктанты, контрольные работы. Формы учёта достижений это: проверка тетрадей по
предмету, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность - участие в
олимпиадах, биологических конкурсах и конференциях.
Календарно-тематическое планирование предусматривает
проведение 2-х тематических контрольных работ.
По
итогам учебного года проводится промежуточная аттестация в форме контрольной
работы в формате тестирования на основе разноуровневых заданий.
Критерии
оценивания обучающихся.
Оценивание устного ответа учащихся.
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов
и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных
понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил
культуры устной речи.
Оценка
выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если
ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование;
4) научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта,
аккуратно выполнил все записи;
5) работа проводилась с учетом техники
безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке
"5", но:
1. было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу
выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части
таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным,
принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу
опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были
допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению
результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях,
графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы
характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки,
отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка
самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если
ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но
допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3
работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может
быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка контрольных работ
с заданиями разного уровня сложности:
в
5-9 классах:
Отметка «5» - не менее 76%;
Отметка «4» - не менее 56 %;
Отметка «3» - не менее 40 %;
Отметка «2» - 39% и менее.
Оценка умений проводить наблюдения.
Отметка «5» ставится, если ученик правильно по заданию
учителя провел наблюдение; выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта
(процесса); логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4» ставится, если ученик правильно по заданию
учителя провел наблюдение; при выделении существенных признаков у наблюдаемого
объекта (процесса) назвал второстепенные; допустил небрежность в оформлении
наблюдений и выводов.
Отметка «3» ставится, если ученик допустил неточности
и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; при выделении
существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь
некоторые; допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2» ставится, если ученик допустил 3 - 4
ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделил признаки
наблюдаемого объекта (процесса); допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений
и выводов.
Оценка умений решать задачи.
Отметка «5» ставится, если в логическом рассуждении и
решении нет существенных ошибок, задача решена правильно.
Отметка «4» ставится, если в задаче допущено не более
двух несущественных ошибок.
Отметка «3» ставится, если в логическом рассуждении
нет существенных ошибок, но допущены ошибки в математических расчётах.
Отметка «2» ставится, если задача не решена или
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Параметры оценивания реферата.
Содержание - 6б:
-научность представленных идей.
-глубина содержания (наличие аргументов и фактов).
Презентация выступления -6б:
-владение монологической речью
-владение диалогической речью (отвечать на
поставленные вопросы)
Оформление -3б:
-оформление списка литературы.
-наличие плана реферата и соответствие содержание
плану.
Оценка твоческой работы (в форме презентации)
Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме,
необходимо оценить следующее:
полноту раскрытия темы; наличие рисунков, фото и схем;
устный рассказ, ответы на вопросы.
Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Критерии оценивания:
Полноту раскрытия темы -3 балла (полно-3, не полно-2,
не раскрыта-1);
Наличие рисунков, фото и схем (много, по теме-2;
мало-1, не по теме или нет – 0б)
Устный рассказ- 2 балла (хороший рассказ, без бумажки-
2б, по бумажке -1б)
Ответы на вопросы- 2 балла.
Удобнее оформить итоги в виде таблицы.
№
|
ФИО
|
Полнота
раскрытия
темы
3 балла
|
Наличие
наглядности
2 балла
|
Рассказ,
моноречь,
3 балла
|
ответы
на вопросы
2 балла
|
Итоговое
количество
баллов
|
Отметка
в журнал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2 балла - отметка «2»;
3-4 балла - отметка «3»;
5-6 баллов - отметка «4»;
7-8 баллов – отметка «5».
Материально
- техническое оснащение.
1.
Пасечник, В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобраз.
учеб. заведений. М.: Дрофа, 2005.
2.Дубинина
Н.В.,В.В, Пасечник «6 кл. Бактерии, грибы, растения»: тем. планирование к
учебнику. М.Дрофа, 2004.
3.
М.В. Оданович, Н.И. Старикова, Е.М. Гаджиева. Развернутое тематическое
планирование, Волгоград: Учитель, 2006г.
4.
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное
пособие. М.: Дрофа, 2002;
5.
Сухова Т.С.Тесты по биологии 6-11 класс. М. Дрофа, 2000
6.
КИМ. Биология. 6 класс. Сост. С.Н. Березина,- М. ВАКО, 2010.
7.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
8.
А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др. Биология в таблицах для 6-11 классов. М.:
Илекса, 1998
9.
Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики
Татарстан - Казань, 2002
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
«Репетитор
по биологии Кирилла и Мефодия», 2005г.,
«Уроки
биологии. 6 класс», 2007г.,
«Биологический
энциклопедический словарь», 2004г.
Адреса сайтов в
ИНТЕРНЕТ:
http://liceum-6-tmb.narod.ru/teacher/material/bio/kontrol/kontrol.htm
www.bio.1septevber.ru – газета
«Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости
биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного
образования.
www.km.ru/education - Учебные
материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Технические средства
обучения: компьютер, проектор.
Презентации к
урокам.
Таблицы, муляжи,
гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.