Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№15»
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей _____________________
_____________________________
от
___________20__г.
протокол
№__
|
Утверждено приказом директора
от _________20__г. № _________
|
Согласовано
заместитель
директора по УВР
__________________________
От
_______________2014г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Биология
для 6 а и 6 б класса
Составитель:
Учитель Черемнова Т. П.
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе
федерального компонента Государственного стандарта РФ основного общего
образования по биологии, с использованием авторской программы базового курса,
разработанной Пономаревой И.Н. и Кучменко В. С. Имеются некоторые структурные
отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с
порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его усвоению
учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного программой
базового курса биологии, в рабочую программу включены уроки итогового контроля
по изученным темам.
Изучение биологии
направлено на достижение следующих целей:
· освоение
знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
· овладение
умениями применять биологические знания, работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за
биологическими объектами, биологические эксперименты
· развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
· воспитание
позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью,
культуры поведения в природе
· использование
приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи:
Формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание
курса ставит задачу обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,
понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в
системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической
деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых
организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации
жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и
как основе ее устойчивого развития.
Таблица
тематического распределения количества часов
№
|
Название темы
|
Примерная или авторская программа
|
Кол-во часов
|
Лабораторные,
практические работы
|
1
|
Введение. Общее знакомство с растениями
|
Пономарева И.Н.,
«Биология 6-9»
|
3
|
1
|
2
|
Клеточное строение растений
|
2
|
1
|
3
|
Органы цветкового растения
|
9
|
5
|
4
|
Основные процессы жизнедеятельности растений
|
6
|
1
|
5
|
Основные отделы царства растений
|
7
|
1
|
6
|
Историческое развитие растительного мира на земле
|
2
|
|
7
|
Царство Бактерий
|
2
|
|
8
|
Грибы.
Лишайники
|
3
|
2
|
9
|
Природные
сообщества
|
1
|
|
|
Итого
|
|
34
|
10
|
Содержание
учебной программы:
Тема
1. Введение 1 час.
Общее
знакомство с растениями 2 часа.
Биология - наука о живой природе. Значение растений в
жизни человека.
Мир растений.
Разнообразие растений. Растение - организм. Условия жизни растений: факторы и
среды.
Лабораторная
работа № 1. Знакомство с цветковыми и споровыми растениями
Тема 2.
Клеточное строение растений 2 часа
Вещества, из
которых состоят растения. Увеличительные приборы. Растительная клетка: строение
и жизнедеятельность. Ткани растений.
Лабораторная
работа № 2. Знакомство с клетками растений
Тема 3.
Органы цветкового растения 9 часов
1.
Корень: внешнее и внутреннее строение. Значение корней, их разнообразие.
2.
Побег: строение и значение побега. Почки. Лист: внешнее и внутреннее строение.
Функции листа в жизни растения. Стебель: внешнее и внутреннее строение.
Многообразие стеблей.
3.
Цветок. Соцветия. Плоды. Семена: строение, условия прорастания. Значение для
растения.
Лабораторная
работа № 3. Изучение
строения семени двудольных растений.
Лабораторная
работа № 4. Внешнее
строение листа
Лабораторная работа № 5. Изучение органов цветкового растения.
Мультимедиа
Лабораторная работа № 6. Типы соцветий.
Мультимедиа
Лабораторная работа № 7. Типы плодов.
Тема 4.
Основные процессы жизнедеятельности растений 6 часов
Питание растений:
корневое и воздушное. Дыхание растений. Значение воды в жизни растений.
Размножение растений: семенное (цветение и опыление, оплодотворение у растений)
и вегетативное. Рост и развитие растительного организма.
Лабораторная
работа № 8 Черенкование комнатных растени
Тема 5 Основные разделы царства растений 7 часов
Понятие о систематике.
Основные царства растений. Основные признаки водорослей. Слоевища, ризоиды.
Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Основные
признаки мхов. Споровые, высшие растения. Изменение в строении растений в связи
с выходом на сушу. Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников.
Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление
семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Особенности строения
покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы. Признаки
класса двудольные. Значение растений основных семейств класса двудольные.
Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые
растения семейства Лилейные
Лабораторная
работа № 9 Изучение
внешнего строения мхов
Тема 6 Историческое развитие растительного мира на
Земле 2 часа
Понятие об
эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного
мира.
Приспособления к
условиям существования. Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и
происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений
Тема 7 Царство Бактерий 2 часа
Строение
бактериальной клетки: Оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание,
размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные
бактерии.
Тема 8.
Грибы. Лишайники. 3 часов
Бактерии: строение, разнообразие и значение. Общая характеристика,
многообразие и значение грибов. Лишайники.
Лабораторная работа № 10 особенности строения плесневых
грибов
Тема 9 Природные сообщества 1 час
Биоценоз. Экосистема.
Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Роль растений в круговороте
веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов
растений, грибов и бактерий;
• сущность биологических
процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль
различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении
биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические
объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и
объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,
сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах
органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные
растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения;
• выявлять
приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические
объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей
отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять
принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
• анализировать и оценивать
влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный
поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные
признаки основных систематических групп; в биологических словарях и
справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
• выращивания и размножения
культурных растений, ухода за ним.
Список
рекомендуемой учебно-методической литературы
- Пономарева И.Н.,
Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология» 6 кл., рабочие тетради № 1,
- Пономарева И.Н.,
Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология. Растения. Грибы. Лишайники» 6 кл.,
методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2006, - 144с.
- Медиакурс
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл., (CD-диск).
- Пономарева И.Н.,
Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Грибы. Лишайники» 6 кл.,
дидактические карточки.
- Швец И.М. «Экология
растений» 6 кл., программа (представлена в сборнике «Программы. Природоведение.
Биология. Экология. 5–11 кл.»).
Базовые учебники:
- Пономарева И.Н.,
Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники:
учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.
Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2010-2014. – 240 с.:ил.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.