Ростовская
область Заветинский район
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская
средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Федосеевской
СОШ
Приказ от_________№______
______________(Мудрая В.Ф.)
Рабочая
программа
по
биологии
Уровень общего
образования: основное общее образование (5 класс)
Срок реализации
программы: 2014-2015 учебный год
Количество часов
по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час
Учитель: Серова
Наталья Юрьевна
Программа
разработана на основе
- программы
основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейный курс. Авторы Н. И.
Сонин, В. Б. Захаров.
Москва,
изд. «Дрофа», 2013 год.
БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по __биологии______в __5__
классе составлена в соответствии с:
-
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897)
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»;
- Основной образовательной программой основного общего образования на 2014-2015
учебный год, утвержденной приказом от 25.08.2014г. №_98_
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 года №
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
-
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 №
273-ФЗ) статья
12, п. 7.
на основании:
- примерной
программы основного общего образования по направлению «Биология», ( М.
«Дрофа», 2011г.)
- авторской
программы по биологии разработанной к комплекту учебников, созданных под
руководством Н.И. Сонина, Москва, изд. «Дрофа», 2011 год.
- главы 2, п.2.6
Устава МБОУ Федосеевской СОШ;
-Календарного
учебного графика МБОУ Федосеевской СОШ на 2014-2015 учебный год.
Изучение
биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение
знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания
живой природы;
-
овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
воспитание
позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в
природе;
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по
отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей
среде.
Для
достижения данных целей ставятся задачи:
Образовательные:
усвоение
знаний о том, что:
-
растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют
клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно
связаны со средой своего обитания;
-
живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и
взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.
Развивающие:
-
формирование умений: наблюдать, работать с увеличительными приборами, ставить
опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических
задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы),
использовать дополнительные информационные ресурсы.
Воспитательные:
Формирование
эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в
необходимости личного вклада в её сохранение.
2. Общая характеристика
учебного предмета
Курс биологии на
ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся
представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с
учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны
освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для
повседневной жизни и практической деятельности.
В 5 классе
учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие
представления о структуре биологической науки, её истории и методах
исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов,
нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют
знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется
знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного
общего образования по биологии.
3. Место учебного предмета в учебном плане
По учебному
плануМБОУ Федосеевская СОШ на 2014-2015 учебный год в рамках ФГОС ООО на
изучение биологии в 5 классе из обязательной части отводится 35 часов в год из
расчета 1 час в неделю.
4. Содержание
учебного предмета
Раздел 1.
Живой организм: строение и изучение( 8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное
строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание,
выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология —
наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения
природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных
исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные
приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа,световой микроскоп. Клетка —
элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции
ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной
и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические
вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие
естествоиспытатели
Лабораторные
и практические работы
1.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
2.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о
методах изучения природы.Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
3. Строение клеток (на готовых
микро-препаратах). Строение клеток кожицы чешуи лука*.
4.
Определение состава семян пшеницы.Определение физических свойств белков, жиров,
углеводов.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-
основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
-
составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода;
расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых
организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии,
Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных
царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места
обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических
объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой
природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной
задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов.
Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных
материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого
материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные
леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное
сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные работы
5.
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с
использованием различных источников информации (фотографий, атласов
-определителей, чучел, гербариев и др.).
6.
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой
обитания.Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями
их решения.
Предметные
результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к
тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека:
дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек
разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе,
вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый
эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические
проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и
опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и
безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их
профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных
ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация:
Ядовитые
растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
П.р.1
Измерение своего роста и массы тела.
П.р.2.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на
природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды
растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих
товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
- Формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
5.
Тематическое планирование
Разделы программы
|
Основное содержание по темам
|
Основные виды деятельности
|
Практические и лабораторные работы
|
Контрольные работы
|
Живой организм:
строение и изучение
|
Введение.
Живой организм.
Науки о
живой природе.
Методы
изучения природы.
Увеличительные
приборы. Живые клетки.
Химический
состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире.
Великие
естествоиспытатели.
|
1.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
2.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о
методах изучения природы. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
3. Строение клеток (на готовых
микро-препаратах).
4.
Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков,
жиров, углеводов.
|
Контрольная
работа по теме «Живой организм»
|
Многообразие
живых организмов
|
Как
развивалась жизнь на Земле.
Разнообразие
живого.
Бактерии.
Грибы
Растения.
Водоросли.
Мхи.
Папоротники.
Голосеменные
растения.
Покрытосеменные
(цветковые) растения.
Значение
растений в природе и жизни человека.
Животные.
Простейшие.
Беспозвоночные.
Позвоночные.
Значение
животных в природе и жизни человека.
|
|
Контрольная
работа по теме «Многообразие живых организмов»
|
Среда
обитания живых организмов
|
Три
среды обитания живых организмов
Жизнь на
разных материках
Природные
зоны Земли
Жизнь в
морях и океанах.
Экологические
проблемы местности и доступные пути их решения»
|
5.
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с
использованием различных источников информации (фотографий, атласов
-определителей, чучел, гербариев и др.).
6.
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой
обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными
путями их решения.
|
Контрольная
работа по теме «Среда обитания живых организмов»
|
Человек
на Земле
|
Как
человек появился на Земле. Как человек изменил Землю.
Жизнь
под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?
Здоровье
человека и безопасность жизни.
|
П.р.1
Измерение своего роста и массы тела.
П.р.2.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
|
Контрольная
работа по теме «Человек на Земле»
|
Резервное
время
|
Обобщение
и повторение по теме «Многообразие живых организмов»
Обобщение
и повторение за год
|
|
|
Всего
|
35
|
2/6
|
4
|
6.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое
планирование
Биология.Введение
в биологию.
5
класс.
№ урока
п/п
|
Тема
урока
|
Кол-
во
часов
|
Дата
проведения
|
Требования
к результату
|
Виды
деятельности, формы работы
|
Виды
контроля
|
Литература,
оборудование
|
Раздел
1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)
|
1
|
Введение.
Живой организм.
|
1
|
03.09.14.
|
Называть
основные свойства живых организмов, давать определение термину «биология»,
уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.
|
Выделяют
существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе:
обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека.
|
Фронтальный
опрос
|
Учебник,
эл. приложение, объекты живого уголка, коллекции минералов.
|
2
|
Наука о
живой природе. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных
исследований»
|
1
|
10.09.14.
|
Называть
основные свойства живых организмов, давать определение термину «биология»,
уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни,
определять основные методы биологических исследований. Соблюдать правила
техники безопасности при выполнении лабораторным и практических работ,
пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.
|
Определяют
основные методы биологических исследований, работают с лупой и световым
микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и организуют свое рабочее
место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и систематизируют
знания, делают выводы.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
Учебник,
эл. приложение, объекты живого уголка, коллекции, гербарии, муляжи грибов.
|
3
|
Методы
изучения природы. Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и
измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
|
1
|
17.09.14.
|
Определять
основные методы биологических исследований, объяснять понятия: опыт,
наблюдение, гипотеза, характеризовать методы биологических исследований,
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете
биологии.
|
Учатся работать
с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты, планируют и
организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя.
Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
Учебники,
рабочие тетради, оборудование для л/р, объекты живого уголка.
|
4
|
Увеличительные
приборы. Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток живых
организмов»
|
1
|
24.09.14
|
Знать
устройство светового микроскопа. Называть основные органоиды клетки, узнавать
на таблицах основные органоиды клетки, соблюдать правила работы с
биологическими приборами и инструментами.
|
Выявляют
основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.
Планируют и организуют свое рабочее место, выполняют л/р под руководством
учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
Учебники,
рабочие тетради, лупы, микроскопы, готовые микро-препараты.
|
5
|
Химический
состав клетки. Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы.
Определение химических свойств белков, жиров, углеводов»
|
1
|
01.10.14
|
Называть
основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки,
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.
|
Сравнивают
химический состав тел живой и неживой природы. Планируют и организуют свое
рабочее место, выполняют л/р под руководством учителя. Обобщают и
систематизируют знания, делают выводы.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
Учебник,
тетрадь, диск.
|
6
|
Вещества
и явления в окружающем мире.
|
1
|
08.10.14.
|
Называть
признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы,
приводить примеры простых и сложных веществ, называть элементарное
определение «молекула», «атом».
|
Сравнивают
химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства
различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.
Ориентируются в учебнике.
|
Терминологический
диктант. Индивидуальный опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск.
|
7
|
Великие
естествоиспытатели
|
1
|
15.10.14.
|
Знать
имена ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
|
Объясняют
вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных
наук. Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями.
|
Фронтальный
опрос, работа по карточкам.
|
Учебник,
тетрадь, диск.
|
8
|
Контрольная
работа по теме «Живой организм»
|
1
|
22.10.14.
|
Уметь
применять полученные знания в практической работе.
|
|
Контрольная
работа №1
|
|
Раздел
2. Многообразие живых организмов (14 часов)
|
9
|
Как
развивалась жизнь на Земле
|
1
|
29.10.14.
|
Уметь
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых
биологических объектов, основные признаки представителей Царств живой
природы. Проводить простейшую классификацию живых организмов. Называть этапы
формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.
|
Называют
основные этапы в развитии жизни на Земле.
|
Работа с
таблицей.
|
Учебник,
тетрадь, диск, коллекции ископаемых останков, окаменелости вымерших растений
и животных.
|
10
|
Разнообразие
живого
|
1
|
12.11.14.
|
Называть
основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых
организмов, среды обитания различных живых существ. Устанавливать черты
сходства и различия у представителей основных Царств.
|
Определяют
предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей
Царств живой природы, сравнивают их. Участвуют в коллективной беседе.
Приводят примеры.
|
Работа
по карточкам.
|
Учебник,
тетрадь, диск, комнатные растения, муляжи, коллекции, влажные препараты.
|
11
|
Бактерии
|
1
|
19.11.14.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе.
|
Объясняют
роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты
в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности
изучаемых объектов.
|
Терминологический
диктант. Индивидуальный опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск.
|
12
|
Грибы
|
1
|
26.11.14
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах.
|
Различают
изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и
жизнедеятельности изучаемых объектов. Участвуют в коллективной беседе.
|
Индивидуальный
опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск, коллекции грибов.
|
13
|
Растения.
Водоросли.
|
1
|
03.12.14.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах.
|
Участвуют
в коллективной беседе. Выявляют существенные признаки строения и
жизнедеятельности изучаемых объектов.
|
Тестирование
по темам: «Бактерии. Грибы».
|
Учебник,
тетрадь, диск, гербарные экспонаты.
|
14
|
Мхи.
Папоротники
|
1
|
10.12.14.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах.
|
Выявляют
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов.
Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.
|
Индивидуальный
опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск, гербарные экспонаты
|
15
|
Голосеменные
растения
|
1
|
17.10.14.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах.
|
Участвуют
в коллективной беседе. Обмениваются мнениями. Выявляют существенные признаки
строения и жизнедеятельности изучаемых объектов.
|
Работа
по карточкам.
|
Учебник,
тетрадь, диск, гербарные экспонаты
|
16
|
Покрытосеменные
(цветковые) растения
|
1
|
24.12.14.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах. Объяснять роль
представителей Царств живой природы в жизни человека.
|
Выявляют
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов.
Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения.
|
Тестирование
по темам: «Мхи. Папоротники. Голосеменные растения».
|
Учебник,
тетрадь, диск, гербарные экспонаты, комнатные растения.
|
17
|
Значение
растений в природе и жизни человека
|
1
|
14.01.15.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах. Устанавливать черты
приспособленности организмов к среде обитания, объяснять роль представителей
Царств живой природы в жизни человека, проводить простейшую классификацию
живых организмов по Царствам.
|
Осваивают
навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с
эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются
мнениями.
|
Терминологический
диктант. Индивидуальный опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск, гербарные экспонаты.
|
18
|
Животные.
Простейшие
|
1
|
21.01.15.
|
Уметь
объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
|
Участвуют
в коллективной беседе. Обмениваются мнениями.
|
Индивидуальный
опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск.
|
19
|
Беспозвоночные
|
1
|
28.01.15.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах.
|
Наблюдают
за способом передвижения беспозвоночных животных. Участвуют в коллективной
беседе. Обмениваются мнениями.
|
Работа
по карточкам с заданиями.
|
Учебник,
тетрадь, диск, коллекции беспозвоночных.
|
20
|
Позвоночные
|
1
|
04.02.15.
|
Уметь
определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой
природы, устанавливать черты сходства и различия.
|
Наблюдают
за способом передвижения позвоночных животных; за изменениями внешнего облика
животных на разных этапах индивидуального развития.
|
Фронтальный
опрос. Работа по карточкам с заданиями.
|
Учебник,
тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных.
|
21
|
Значение
животных в природе и жизни человека
|
1
|
11.02.15.
|
Уметь
различать изученные объекты в природе и на таблицах. Устанавливать черты
приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять роль представителей
Царств живой природы в жизни человека, проводить простейшую классификацию
живых организмов по Царствам.
|
Объясняют
роль представителей животных в природе и жизни человека. Участвуют в
коллективной беседе. Обмениваются мнениями.
|
Фронтальный
опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных.
|
22
|
Контрольная
работа по теме «Многообразие живых организмов»
|
1
|
18.02.15.
|
Уметь
применять полученные знания в практической и самостоятельной работе.
|
|
Контрольная
работа № 2.
|
|
Раздел
3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
|
23
|
Три
среды обитания живых организмов
|
1
|
25.02.15.
|
Уметь
называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны
Земли, их обитателей, сравнивать различные среды обитания, характеризовать
условия жизни в различных средах обитания.
|
Характеризуют
и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и
животных населяющих их. Участвуют в коллективной беседе.
|
Работа
по карточкам с заданиями. Работа с таблицей.
|
Учебник,
тетрадь, диск, чучела, влажные препараты позвоночных, изображения животных.
|
24
|
Жизнь на
разных материках
|
1
|
04.03.15.
|
Знать
основные среды обитания живых организмов, называть природные зоны нашей
планеты, их обитателей, сравнивать условия обитания в различных природных
зонах.
|
Выявляют
особенности строения и жизнедеятельности организмов и объясняют их
взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе. Обмениваются
мнениями.
|
Терминологический
диктант, индивидуальный опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск, чучела, коллекции, физическая карта полушарий.
|
25
|
Природные
зоны Земли
|
1
|
11.03.15.
|
Называть
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты
приспособленности живых организмов к определенным условиям.
|
Приводят
примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой
природных зон.
|
Индивидуальный
опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск, чучела, коллекции, физическая карта полушарий.
|
26
|
Жизнь в
морях и океанах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее
распространённых растений и животных»
|
1
|
18.03.15.
|
Знать и
называть сообщества морей и океанов, приспособления у живых организмов для
выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей
местности. Определять название растений и животных по атласу – определителю.
Сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в
различных средах обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов
к среде обитания. Уметь наблюдать за живыми организмами.
|
Планируют
и организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Прогнозируют
последствия изменений в среде обитания для организмов. Объясняют
необходимость сохранения среды обитания для редких и исчезающих объектов.
Обобщают и систематизируют знания.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
Учебник,
тетрадь, диск, коллекции водорослей и влажные препараты с морскими
организмами.
|
27
|
Лабораторная
работа №6 «Исследование особенностей строения растений и животных связанных
со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их
решения»
|
1
|
01.04.15.
|
Уметь сравнивать
различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах
обитания, выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания.
Уметь наблюдать за живыми организмами. Приводить примеры обитателей морей и
океанов.
|
Называют
природные зоны Земли, характеризуют их особенности и выявляют закономерности
распределения организмов в каждой из сред. Выполняют лабораторную работу.
Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
коллекции
растений, препараты с морскими и наземными организмами.
|
28
|
Контрольная
работа по теме «Среда обитания живых организмов»
|
1
|
08.04.15.
|
Уметь
применять полученные знания в самостоятельной работе.
|
|
Контрольная
работа № 3.
|
|
Раздел
4. Человек на Земле (5 часов)
|
29
|
Как
человек появился на Земле. Практическая работа №1 «Измерение своего роста и
массы тела»
|
1
|
15.04.15.
|
Называть
этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ
жизни. Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности
человека на природу.
|
Описывают
основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека
разумного. Планируют и организуют свое рабочее место. Выполняют практическую
работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
Учебник,
тетрадь, диск, модели голов предков человека.
|
30
|
Как
человек изменил Землю
|
1
|
22.04.15.
|
Называть
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством.
Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на
природу. Приводить примеры изменений происходящих в живой и неживой природе.
|
Анализируют
последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют
исчезнувшие виды растений и животных. Участвуют в коллективной беседе:
обмениваются мнениями.
|
Индивидуальный
опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск, физическая карта полушарий.
|
31
|
Жизнь
под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?
|
1
|
29.04.15.
|
Уметь
объяснять роль растений и животных в жизни человека. Обосновывать
необходимость принятия мер по охране живой природы.
|
Называют
и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Участвуют в
коллективной беседе: обмениваются мнениями. Объясняют причины исчезновения
степей, лесов, болот, обмеления рек.
|
Фронтальный
опрос.
|
Учебник,
тетрадь, диск.
|
32
|
Здоровье
человека и безопасность жизни. Практическая работа №2 «Простейшие способы
оказания первой доврачебной помощи»
|
1
|
06.05.15.
|
Знать правила
поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.
Демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах,
обморожениях. Понимать необходимость ведения здорового образа жизни и борьбы
с вредными привычками.
|
Обосновывают
необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения
гигиенических требований и правил поведения Планируют и организуют свое
рабочее место. Выполняют практическую работу. Обобщают и систематизируют
знания. Делают выводы.
|
Письменный
отчет о проделанной работе.
|
Учебник,
тетрадь, диск, оборудование для п/р.
|
33
|
Контрольная
работа по теме «Человек на Земле»
|
1
|
13.05.15.
|
Уметь
применять полученные знания в самостоятельной работе. Объяснять роль
растений и животных в жизни человека.
|
|
Контрольная
работа № 4
|
|
Резервное
время (2 часа)
|
34
|
Обобщение
и повторение по теме «Многообразие живых организмов»
|
1
|
20.05.15.
|
Знать
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.
Уметь применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах,
обморожениях и др. Называть приспособления у животных организмов для
выживания.
|
Участвуют
в коллективной беседе: обмениваются мнениями.
|
Фронтальный
опрос
|
Учебник,
тетрадь, коллекции, гербарий.
|
35
|
Обобщение
и повторение за год
|
1
|
27.05.15.
|
Понимать
необходимость здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками.
Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, соблюдения
правил поведения в природе.
|
Участвуют
в коллективной беседе: обмениваются мнениями
|
Фронтальный
опрос
|
Учебник,
тетрадь.
|
7.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Печатные
пособия:
1.
Программа основного общего образования. Биология 5-9 кл/ Н.И.Сонин,
В.Б.Захаров. – Дрофа 2012 г.
2.
Учебник «Биология. Введение в биологию. 5 класс» А.А Плешаков, Н.И. Сонин. –
Дрофа 2013 г.
3.
Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология. Введение
в биологию под редакцией В.Н.Кириленковой, В. И. Сивоглазова. – Дрофа 2012 г.
Мультимедийная
поддержка курса:
1.
Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
«Природоведение 5 класс» (диск)
Интернет
– ресурсы:
1.
Электронные приложения к учебникам- режим доступа: http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/biology
Технические
средства обучения:
1.
Компьютер
2.
мультимедийный проектор
3.
Экран
4.
Цифровые микроскопы
Другое
:
1.
Таблицы
2.
Муляжи
3.
Коллекции
8.
Результаты (в рамках ФГОС общего образования-личностные, метапредметные и
предметные) освоения учебного предмета биология в 5 классе
Программа
предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на
работу с разными литературными источниками, наблюдениями за природными
объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Результаты
изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на
предметные, метапредметные и личностные.
Познавательные
УУД:
Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
Осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания).
Строить
логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать
схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять
тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать
все уровни текстовой информации.
Уметь
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования
познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания
учебника направленные на:
–
осознание роли жизни;
–
рассмотрение биологических процессов в развитии;
–
использование биологических знаний в быту;
–
объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные
УУД:
Самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством
формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными
результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
–
определять роль в природе различных групп организмов;
–
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
–
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение;
–
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
–
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;
–
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
–
перечислять отличительные свойства живого;
–
различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,
ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
–
определять основные органы растений (части клетки);
–
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов
(бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
–
понимать смысл биологических терминов;
–
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
–
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
–
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
–
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности
Система
оценивания
При
промежуточной аттестации устанавливается бальная (5 – «отлично», 4 – «хорошо»,
3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно») система оценок.
Оценка устных ответов обучающихся по биологии
Оценка «5»:
-
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
-
чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно
использованы научные термины;
-
для доказательства использованы выводы из наблюдений и опытов;
-
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
-
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия и
использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения
понятийнеполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в
выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.
Оценка «3»:
-
основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно;
не всегда последовательно, определение понятии недостаточно чёткие;
-
не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при
их изложении;
-
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении
понятии.
Оценка «2» - основное содержание учебного
материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка практических умений обучающихся.(Лабораторные
работы)
Выполнение данных работ производится в рабочих
тетрадях по биологии.
Если
лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки выставляются
выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются
каждому ученику.
Оценка «5»:
-
правильно определена цель опыта;
-
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а
также работа по закладке опыта;
-
научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Оценка «4»:
-
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору
оборудования, объектов;
-
при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны
наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
-
в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
Оценка «3»:
-
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы
по закладке опыта проведены с помощью учителя;
-
допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения,
формировании выводов.
Оценка «2»:
-
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
-
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка за проверочные тесты
Критерии
выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время
выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка
«5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных
ответов.
Критерии
выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время
выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка
«5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10
правильных ответов.
При выставлении
четвертной отметки учитывается: округлённое по законам математики до целого
числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в период
учебной четверти, фактическая подготовленность учащегося определяемой
педагогом, а также результаты всех контрольных и лабораторных работ.
Годовая отметка по
биологии в 5 классе выставляется как округлённое по законам математики до
целого числа средне арифметическое четвертных отметок, полученных обучающимися
по данному предмету. В спорных случаях берутся во внимание результаты
контрольных работ, а также последние оценки, полученные на итоговых уроках.
Приложение
№1 к «Положению о порядке выставления текущих, четвертных,
годовых
отметок в МБОУ Федосеевская СОШ»
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
годовая
отметка
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания Заместитель
директора поУВР
методического
совета
_____________________Ф.И.О.
МБОУ СОШ
№ подпись
от ____________
20__года № ___ ___________20_____года
_________ ________________ дата
подпись руководителя МС Ф.И.О.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.