Наименование
разделов, тем, модулей
|
Всего часов
|
Тип урока
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
Ожидаемый результат
|
д/з
|
Дата
|
Метапредметные результаты
|
По плану
|
По факту
|
предметные
|
личностные
|
регулятивные
|
познавательные
|
коммуникативные
|
Раздел 1.
Эволюция живого мира на Земле
|
23
|
|
Определяют
различия химического состава объектов живой и неживой природы. Характеризуют
общий принцип клеточной организации живых организмов. Сравнивают обменные
процессы в неживой и живой природе. Раскрывают сущность реакций метаболизма.
Объясняют механизмы саморегуляции биологических систем. Анализируют процессы
самовоспроизведения, роста и развития организмов. Характеризуют
наследственность и изменчивость, запоминают материальные основы этих свойств.
Сравнивают формы раздражимости у различных биологических объектов. Отмечают
значение биологических ритмов в природе и жизни человека. Раскрывают значение
дискретности и энергозависимости биологических систем. Характеризуют
многообразие живого мира. Приводят примеры искусственных классификаций живых
организмов. Знакомятся с работами К. Линнея. Объясняют принципы, лежащие
в основе построения естественной классификации живого мира на Земле
|
Учащиеся
должны знать:
— движущие
силы антропогенеза;
— систематическое
положение человека в системе живого мира;
— свойства
человека как биологического вида;
— этапы
становления человека как биологического вида;
— расы
человека и их характерные особенности.
Учащиеся
должны уметь:
— характеризовать
роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;
— опровергать
теорию расизма.
|
Учащиеся
должны уметь:
— работать
с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять
конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать
план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить
устные сообщения и письменные рефераты, используя информацию учебника и
дополнительных источников;
— пользоваться
поисковыми системами Интернета;
— выполнять
лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать
представителей разных групп растений и животных, делать выводы на основе
сравнения;
— оценивать
свойства пород домашних животных и культурных растений по сравнению с дикими
предками;
— находить
информацию о развитии растений и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую;
— сравнивать
и сопоставлять между собой современных и ископаемых животных изученных
таксономических групп;
— использовать
индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять
признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных и
человека;
— обобщать
и делать выводы по изученному материалу;
— представлять
изученный материал, используя возможности компьютерных технологий
|
включающие
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
|
способность
самостоятельного использования в учебной, познавательной и социальной
практике полученных знаний, самостоятельно планировать и осуществлять учебную
деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками;
|
-формирование
социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др
-формирование
доброжелательного отношения к мнению другого человека
-формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой
деятельности.
-Осознание
значения семьи в жизни человека
-Уважительное
отношение к старшим и младшим товарищам
|
|
|
|
Тема 1.1.
Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых
организмов
|
2
|
|
Характеризуют
представления древних и средневековых естествоиспытателей о живой природе.
Оценивают представления об «изначальной целесообразности» и неизменности
живой природы. Запоминают принципы бинарной классификации К. Линнея.
Знакомятся с основными положениями эволюционной теории
Ж. Б. Ламарка. Характеризуют прогрессивные и ошибочные положения
эволюционной теории Ж. Б. Ламарка
|
Учащиеся
должны знать:
— уровни
организации живой материи и научные дисциплины, занимающиеся изучением
процессов жизнедеятельности на каждом из них;
— химический
состав живых организмов;
— роль
химических элементов в образовании органических молекул;
— свойства
живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в
неживой природе;
— царства
живой природы, систематику и представителей разных таксонов;
— ориентировочное
число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Учащиеся
должны уметь:
— давать
определения уровней организации живого и характеризовать процессы
жизнедеятельности на каждом из них;
— характеризовать
свойства живых систем;
— объяснять,
как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;
— приводить
краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации
живых организмов;
— объяснять,
почему организмы относят к разным систематическим группам.
|
Отработать
собственную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности
|
работать в соответствии с поставленной
задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий; составлять
описание объектов, простые и сложные планы текстов; осуществлять поиск и
отбор информации в дополнительных источниках; выявлять причинно-следственные
связи; работать со всеми компонентами текста;
|
деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование естественно - научного типа мышления, научных представлений о
ключевых биологических теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами, применяемыми в биологии.
|
самостоятельность
впланирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками;
|
|
|
|
Тема 1.2.
Развитие биологии в додарвиновский период
|
2
|
|
Тема 1.3.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора
|
5
|
|
Определяют
достижения науки и технологий в качестве предпосылок смены креационистских
взглядов на живую и неживую природу эволюционными представлениями.
Характеризуют научные предпосылки, побудившие Ч. Дарвина к поиску
механизмов изменения в живой природе. Анализируют экспедиционный материал
Ч. Дарвина в качестве предпосылки разработки эволюционной теории.
Характеризуют учение Ч. Дарвина об искусственном отборе, формы
искусственного отбора и объясняют методы создания новых пород домашних
животных и сортов культурных растений. Запоминают основные положения теории
Ч. Дарвина о естественном отборе. Характеризуют формы борьбы за
существование и механизм естественного отбора; дают определение понятия
«естественный отбор»
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны знать:
— представления
естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы;
— взгляды
К. Линнея на систему живого мира;
— основные
положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и
ошибочные черты;
— учение
Ч. Дарвина об искусственном отборе;
— учение
Ч. Дарвина о естественном отборе.
Учащиеся
должны уме ть:
— оценивать
значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;
— характеризовать
предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина;
— давать
определение понятиям «вид» и «популяция»;
— характеризовать
причины борьбы за существование;
— определять
значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с
абиотическими факторами среды;
— давать
оценку естественному отбору как результату борьбы за существование
|
проводить
самостоятельный поиск биологической информации: находить в
тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в
различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с
использованием информационных технологий);
|
-Создавать,
применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов
визуализации;
-Научиться
разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных
признаков, оснований и критериев;
|
-Научиться
приемам самоорганизации;
-Осуществлять
самоконтроль своих знаний и умений;
|
-Планировать и
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и
сверстниками;
-Овладеть
способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных
действий;
|
|
|
|
Тема 1.4.
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия
естественного отбора
|
2
|
|
Характеризуют
структурно-функциональную организацию животных, растений, грибов и
микроорганизмов как приспособление к условиям существования. Приводят примеры
различных приспособлений типовых организмов к условиям среды. Дают оценку
типичного поведения животных и заботе о потомстве как приспособлениям,
обеспечивающим успех в борьбе за существование. Приводят примеры физиологических
адаптаций. Объясняют относительный характер приспособлений и приводят примеры
относительности адаптаций
Практическая
работа 1
Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных
|
Учащиеся
должны знать:
— типы
покровительственной окраски (скрывающая, предостерегающая) и их значение для
выживания;
— объяснять
относительный характер приспособлений;
— особенности
приспособительного поведения.
Учащиеся
должны уметь:
— приводить
примеры приспособительного строения тела, покровительственной окраски
покровов и поведения живых организмов.
|
-работать с учебником, рабочей тетрадью и
дидакт мат-ми, составлять конспект параграфа учебника до и / после изучения
материала на уроке
-разрабатывать план-конспект темы,
используяс разные источники информации
-готовить устные сообщения и письменные
рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников
-пользоваться биологическими словарями и
справочниками для поиска определений биологических терминов
-пользоваться поисковыми системами
Интернета
|
-самостоятельно
планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их
достижения;
|
Формирование
дальнейшего развития мышления, воображения, различительной способности,
способности целеполагания или самоопределения, идеализационная способность,
речевая.
|
·
Получить
навыки работы в группе, навыки самопрезентации.
|
|
|
|
Тема 1.5.
Микроэволюция
|
2
|
|
Характеризуют
критерии вида: структурно-функциональный, цитогенетический, эволюционный,
этологический, географический и репродуктивный. Объясняют механизмы
репродуктивной изоляции. Анализируют причины разделения видов на популяции.
Запоминают причины генетических различий различных популяций одного вида.
Знакомятся с путями видообразования (географическим и экологическим), дают
оценку скорости возникновения новых видов в разнообразных крупных таксонах
|
Учащиеся
должны знать:
— значение
заботы о потомстве для выживания;
— определения
понятий «вид» и «популяция»;
— сущность
генетических процессов в популяциях;
— формы
видообразования.
Учащиеся
должны уметь:
— объяснять
причины разделения видов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции;
— характеризовать
процесс экологического и географического видообразования;
— оценивать
скорость видообразования в различных систематических категориях животных,
растений и микроорганизмов.
|
формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом
устойчивых познавательных интересов;
|
умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
|
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
|
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
|
|
|
|
Тема 1.6.
Биологически последствия адаптации. Макроэволюция
|
3
|
|
Характеризуют
главные направления биологической эволюции. Отражают понимание биологического
прогресса как процветания той или иной систематической группы, а биологического
регресса — как угнетенного состояния таксона, приводящее его к
вымиранию. Дают определение и характеризуют пути достижения биологического
прогресса (главные направления прогрессивной эволюции): ароморфоза,
идиоадаптации и общей дегенерации. Приводят примеры дивергенции, конвергенции
и параллелизма. Объясняют причины возникновения сходных по структуре и/или
функциям органов у представителей различных систематических групп организмов.
Запоминают основные правила эволюции, оценивают результаты эволюции
|
Предметные
результаты обучения
Учащиеся
должны знать:
— главные
направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;
— основные
закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;
— результаты
эволюции.
Учащиеся
должны уметь:
— характеризовать
пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию и общую
дегенерацию;
— приводить
примеры гомологичных и аналогичных органов.
|
-знание основных принципов и правил отношения к эволюции живой
природы;
• сформированности познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение
эволюции живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
|
умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
|
умение работать с разными источниками биологической
информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию;
|
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
|
|
|
|
Тема 1.7.
Возникновение жизни на Земле
|
3
|
|
Характеризуют
химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина),
биологический и социальный этапы развития живой материи. Определяют
филогенетические связи в живой природе и сравнивают их с естественной
классификацией живых организмов
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны знать:
— теорию
академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Учащиеся
должны уметь:
— характеризовать
химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития
живой материи
|
Анализировать
и оценивать: различные гипотезы о возникновении жизни
самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать
связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими
проблемами человечества;
|
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
|
умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
|
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий
(ИКТ-компетенции).
|
|
|
|
Тема 1.8.
Развитие жизни на Земле
Контрольная
работа №1
|
3
1
|
|
Характеризуют
развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Отмечают первые
следы жизни на Земле; появление всех современных типов беспозвоночных
животных, первых хордовых животных; развитие водных растений. Характеризуют
развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Отмечают появление сухопутных
растений; возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).
Характеризуют развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.
Отмечают появление и распространение покрытосеменных растений; возникновение
птиц и млекопитающих; появление и развитие приматов. Характеризуют место
человека в живой природе, его систематическое положение в системе животного
мира. Отмечают признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к
различным систематическим группам царства животных. Описывают стадии эволюции
человека: древнейших, древних и первых современных людей. Рассматривают и
запоминают популяционную структуру у вида Homo sapiens (расы). Знакомятся с механизмом
расообразования, отмечая единство происхождения рас. Приводят
аргументированную критику теории расизма
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны знать:
— этапы
развития животных и растений в различные периоды существования Земли.
Учащиеся
должны уметь:
— описывать
развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;
— описывать
развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;
— описывать
развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;
— описывать
развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.
|
формирование личностных представлений о ценности природы,
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• освоение
социальных норм и правил поведения;
|
умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
|
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
|
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
|
|
|
|
Раздел 2.
Структурная организация живых организмов
|
12
|
|
Самостоятельная
работа с текстом и в тетради
Словарная
работа
Составление
таблицы
|
Давать
определения ключевым понятиям. Объяснять единство органического мира на
основе сопоставительного анализа состава химических элементов. Обосновывать
зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул. Характеризовать
значение макро- и микроэлементов, воды и минеральных солей
|
— формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики;
— умение
реализовывать теоретические познания на практике;
— осознание
значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии;
|
— формирование
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— учащиеся
должны строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе
ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений; ответственное
отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию
|
Учащиеся
должны уметь:
— работать
с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять
конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать
план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить
устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и
дополнительных источников;
— пользоваться
поисковыми системами Интернета;
— избирательно
относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой
информации
|
учащимися
права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
— готовность
учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на
природоохранительном поприще;
— умение
аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
— критичное
отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
|
|
|
|
Тема
2.1.Химическая организация клетки
|
3
|
|
Характеризуют
химические элементы, образующие живое вещество; различают макро- и
микроэлементы. Описывают неорганические молекулы живого вещества, их
химические свойства и биологическую роль. Характеризуют органические
молекулы: биологические полимеры — белки (структурная организация и
функции), углеводы (строение и биологическая роль), жиры — основной
структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Характеризуют ДНК
как молекулы наследственности. Описывают процесс редупликации ДНК),
раскрывают его значение. Описывают процесс передачи наследственной информации
из ядра в цитоплазму — транскрипцию. Различают структуру и функции РНК
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны знать:
— макроэлементы,
микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул
живого вещества;
— химические
свойства и биологическую роль воды;
— роль
катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
— уровни
структурной организации белковых молекул;
— принципы
структурной организации и функции углеводов;
— принципы
структурной организации и функции жиров;
— структуру
нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).
Учащиеся
должны уметь:
— объяснять
принцип действия ферментов;
— характеризовать
функции белков;
— отмечать
энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.
|
— осознание
важности формирования экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
|
умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
|
— способность
учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
|
— осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре;
|
|
|
|
Тема 2.2.
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
|
3
|
|
Характеризуют
транспорт веществ в клетку и из неё (фагоцитоз и пиноцитоз). Объясняют
события, связанные с внутриклеточным пищеварением, подчёркивая его значение
для организма. Приводят примеры энергетического обмена. Описывают процессы
синтеза белков и фотосинтез
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны уметь:
— описывать
обмен веществ и превращение энергии в клетке;
— приводить
подробную схему процесса биосинтеза белков. Знать: сущность
обмена веществ и превращения энергии.
Уметь: объяснять
сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с пластическим
обменом
Знать:
способы
питания организмов; понятие о фотосинтезе – как одном из процессов
метаболизма; две фазы фотосинтеза; представление о хемосинтезе.
Уметь:
характеризовать
фазы фотосинтезе; космическую роль зеленых растений
|
Уметь: логически
мыслить, анализировать, делать выводы
Знать:
сущность
анаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии; основной
процесс анаболизма – биосинтез белка
Уметь: объяснять
сущность матричных реакций
|
-Научиться
приемам самоорганизации;
-Осуществлять
самоконтроль своих знаний и умений;
|
умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
|
— умение
слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами
как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения
|
|
|
|
Тема
2.3.Строение и функции клеток
|
5
|
|
Характеризуют
форму и размеры прокариотических клеток; строение цитоплазмы, организацию
метаболизма, генетический аппарат бактерий. Описывают процесс
спорообразования, его значение для выживания бактерий при ухудшении условий
существования; размножение прокариот. Оценивают место и роль прокариот в биоценозах.
Характеризуют цитоплазму эукариотической клетки: органеллы цитоплазмы, их
структуру и функции. Отмечают значение цитоскелета. Характеризуют типы
клеточных включений и их роль в метаболизме клеток. Характеризуют клеточное
ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки; структуры ядра (ядерная
оболочка, хроматин, ядрышко). Отмечают особенности строения растительной
клетки. Дают определение понятию «митоз». Определяют роль клетки в
многоклеточном организме. Разъясняют понятие о дифференцировке клеток
многоклеточного организма. Кратко описывают митотический цикл: интерфазу,
фазы митотического деления и преобразования хромосом. Раскрывают
биологический смысл и значение митоза. Формулируют положения клеточной теории
строения организмов
|
Учащиеся
должны знать:
— определения
понятий «прокариоты», «эукариоты», «хромосомы», «кариотип», «митоз»;
— строение
прокариотической клетки;
— строение
прокариот (бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии));
— строение
эукариотической клетки;
— многообразие
эукариот;
— особенности
строения растительной и животной клеток;
— главные
части клетки;
— органоиды
цитоплазмы, включения;
— стадии
митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;
— положения
клеточной теории строения организмов;
— биологический
смысл митоза.
Учащиеся
должны уметь:
— характеризовать
метаболизм у прокариот;
— описывать
генетический аппарат бактерий;
— описывать
процессы спорообразования и размножения прокариот;
— объяснять
место и роль прокариот в биоценозах;
— характеризовать
функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;
— описывать
строение и функции хромосом.
|
уметь:
— составлять
схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
— обобщать
и делать выводы по изученному материалу;
— работать
с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска
необходимого материала;
— представлять
изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
— объяснять
рисунки и схемы, представленные в учебнике;
— самостоятельно
составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные
их этапы к различным клеточным структурам;
— иллюстрировать
ответ простейшими схемами и рисунками;
— работать
с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического
исследования.
|
умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-развитие и формирование интереса к
изучению природы
-развитие интеллектуальных и творческих
способностей
-воспитание бережного отношения к природе
, формирование экологического сознания
-признание высокой ценности жизни,
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению
естественных наук
|
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
|
умение
осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
|
|
|
|
Контрольная
работа
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
|
6
|
|
Характеризуют
сущность и формы размножения организмов. Сравнивают бесполое и половое
размножение. Описывают процесс образования половых клеток, выявляя общие
черты периодов гамотогенеза, в том числе мейоза. Определяют понятия
«осеменение» и «оплодотворение». Раскрывают биологическое значение
размножения
|
Учащиеся
должны знать:
— многообразие
форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;
— сущность
полового размножения и его биологическое значение;
— процесс
гаметогенеза;
— мейоз
и его биологическое значение;
— сущность
оплодотворения.
Учащиеся
должны уметь:
— характеризовать
биологическое значение бесполого размножения;
— объяснять
процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет
|
Уметь: давать
характеристику эмбриональному развитию организмов на основе изучения
закономерностей организма и проявления эмбриональной индукции; объяснять
материальное
единство
живой природы.
|
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
|
умение работать с разными источниками биологической
информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию;
|
умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
|
|
|
|
Тема 3.1.
Размножение организмов
|
3
|
|
Тема 3.2.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
3
|
|
Обозначают
периоды индивидуального развития. Характеризуют эмбриональный период развития
и описывают основные закономерности дробления — образование однослойного
зародыша — бластулы, гаструляцию и органогенез. Определяют этапы
дальнейшей дифференцировки тканей, органов и систем. Характеризуют
постэмбриональный период развития, его возможные формы. Разъясняют сущность
непрямого развития; полного и неполного метаморфоза. Демонстрируют понимание
биологического смысла развития с метаморфозом. Характеризуют прямое развитие
и его периоды (дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный);
старение. Приводят формулировки закона зародышевого сходства К. Бэра и
биогенетического закона Э. Геккеля и Ф. Мюллера
|
Учащиеся
должны знать:
— определение
понятия «онтогенез»;
— периодизацию
индивидуального развития;
— этапы
эмбрионального развития (дробление, гаструляция, органогенез);
— формы
постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и
неполным превращением;
— прямое
развитие;
— биогенетический
закон Э. Геккеля и К. Мюллера;
— работы
А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Учащиеся
должны уметь:
— описывать
процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
— характеризовать
формы постэмбрионального развития;
— различать
события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;
— объяснять
биологический смысл развития с метаморфозом;
— характеризовать
этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии.
|
Учащиеся
должны уметь:
— сравнивать
и сопоставлять между собой этапы развития животных изученных таксономических
групп;
— использовать
индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять
признаки сходства и различия в развитии животных разных групп;
— обобщать
и делать выводы по изученному материалу;
— работать
с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска
необходимого материала;
— представлять
изученный материал, используя возможности компьютерных технологий
|
Создавать,
применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов
визуализации;
|
-Научиться
разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных
признаков, оснований и критериев;
-Научиться
приемам самоорганизации;
|
-Планировать и
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и
сверстниками;
-Овладеть
способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных
действий;
|
|
|
|
Контрольная
работа№3
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4.
Наследственность и изменчивость организмов
|
22
|
|
Характеризуют
гибридологический метод изучения характера наследования признаков.
Формулируют законы Менделя. Приводят цитологические обоснования законов
Менделя. Демонстрируют способность выписывать генотипы организмов и гамет.
Составляют схемы скрещивания, решают простейшие генетические задачи, строят
родословные. Формулируют закон Моргана и дают характеристику сцепленного
наследования генов (признаков). Объясняют механизмы хромосомного определения
пола. Анализируют генотип как систему взаимодействующих генов организма;
определяют формы взаимодействия аллельных и неаллельных генов
Практическая
работа 2
Решение
Генетических
задач и
составление
родословных
|
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны знать:
— определения
понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство»,
«фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации»,
«норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
— сущность
гибридологического метода изучения наследственности;
— законы
Менделя;
— закон
Моргана.
Учащиеся
должны уметь:
— использовать
при решении задач генетическую символику;
— составлять
генотипы организмов и записывать их гаметы;
— строить
схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании
сцепленном с полом;
— сущность
генетического определения пола у растений и животных;
— характеризовать
генотип как систему взаимодействующих генов организма;
— составлять
простейшие родословные и решать генетические задачи.
|
Научиться
разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных
признаков, оснований и критериев;
|
Осуществлять
самоконтроль своих знаний и умений;
|
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал,
|
осознанного и уважительного отношения к
сверстникам, учителям, другим людям;
|
|
|
|
Тема 4.1.
Закономерности наследования признаков
|
11
|
|
Тема 4.2.
Закономерности изменчивости
|
6
|
|
Характеризуют
основные формы изменчивости, мутаций, их значение для практики сельского
хозяйства и биотехнологии. Обосновывают эволюционное значение мутационной и
комбинативной изменчивости. Характеризуют роль условий внешней среды в
развитии и проявлении признаков и свойств. Строят вариационные ряды и кривые
норм реакции
Практическая
работа 3
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические
данные учащихся).
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны знать:
— виды
изменчивости и различия между ними.
Учащиеся
должны уметь:
— распознавать
мутационную и комбинативную изменчивость
|
Самостоятельно
планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их
достижения;
|
владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
|
способность выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих.
|
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий
(ИКТ-компетенции).
|
|
|
|
Тема 4.3.
Селекция растений, животных и микроорганизмов
|
4
|
|
Перечисляют
центры происхождения культурных растений. Дают определения понятиям «сорт»,
«порода», «штамм». Характеризуют методы селекции растений и животных.
Оценивают достижения и описывают основные направления современной селекции.
Обосновывают значение селекции для развития сельскохозяйственного
производства, медицинской, микробиологической и других отраслей
промышленности
Практическая
работа 4 Изучение
изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах
культурных растений*.
|
Учащиеся
должны знать:
— методы
селекции;
— смысл
и значение явления гетерозиса и полиплоидии.
Учащиеся
должны уметь:
— объяснять
механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и
возникновение отличий от родительских форм у потомков.
|
уметь:
— давать
характеристику генетическим методам изучения биологических объектов;
— работать
с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять
конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать
план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить
устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника
и дополнительной литературы;
— пользоваться
поисковыми системами Интернета
|
1) давать характеристику методов изучения биологических
объектов
2) наблюдать и описывать различных
представителей животного мира
3) находить в различных источниках
необходимую информацию о животных
4) избирательно относиться к биологической
информации, содержащейся в средствах массовой информации
5) сравнивать животных изученных
таксономических групп между собой
6)использовать индуктивный и дедуктивный
подходы при изучении крупных таксонов
7)выявлять признаки сходства и различия в
строении, образе жизни и поведении животных
8) обобщать и делать выводы по изученному
материалу
|
1) выполнять лабораторные работы под
руководством учителя
2) сравнивать представителей разных групп
растений, делать выводы на основе сравнения
3) оценивать с эстетической точки зрения
представителей растительного и животного мира
4) находить информацию о растениях и
животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую
|
оценивать
свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников
|
|
|
|
Контрольная
работа №3
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5.
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
Тема 5.1.
Биосфера, её структура в функции
|
5
3
|
|
Формулируют
основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере. Объясняют
невозможность существования жизни за границами биосферы. Характеризуют
компоненты биосферы. Определяют главную функцию биосферы как обеспечение
биогенного круговорота веществ на планете. Характеризуют основные
круговороты: воды, углерода, азота, фосфо окружающей средыра и серы.
Оценивают значение круговоротов веществ для существования жизни на Земле.
Определяют и анализируют понятия «экология», «среда обитания», «экосистема»,
«биогеоценоз», «биоценоз», «экологическая пирамида». Характеризуют
абиотические и биотические факторы, на конкретных примерах демонстрирую их
значение. Характеризуют формы взаимоотношений между организмами.
Характеризуют компоненты биоценоза, перечисляют причины смены биоценозов.
Формулируют представления о цепях и сетях питания
Практическая работа 5 Изучение
приспособленности организмов к среде обитания
Практическая работа 6 Составление
схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Практическая
работа 7.Изучение
и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных
видов в данной экосистеме*.
|
Предметные
результаты
обучения
Учащиеся
должны знать:
— определение
понятия «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты»,
«консументы», «редуценты»;
— структуру
и компоненты биосферы;
— компоненты
живого вещества и его функции;
— классифицировать
экологические факторы.
Учащиеся
должны уметь:
— характеризовать
биомассу Земли, биологическую продуктивность;
— описывать
биологические круговороты веществ в природе;
— объяснять
действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;
— характеризовать
и различать экологические системы — биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;
— раскрывать
сущность и значение в природе саморегуляции;
— описывать
процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;
— характеризовать
формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и
нейтральные.
|
Учащиеся
должны знать:
— антропогенные
факторы среды;
— характер
воздействия человека на биосферу;
— способы
и методы охраны природы;
— биологический
и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;
— основы
рационального природопользования;
— неисчерпаемые
и почерпаемые ресурсы;
— заповедники,
заказники, парки России;
— несколько
растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Учащиеся
должны уметь:
— применять
на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и
сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а
также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и
рационального природопользования.
|
умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии
с
изменяющейся ситуацией
|
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал
1)
составлять план работы
2)
участвовать в групповой работе (малая группа, класс)
3)осуществлять
поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях
4)
работать с текстом параграфа и его компонентами
5)
составлять план ответа
6)
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части,
делать подзаголовки.
7)
узнавать изучаемые объекты на таблицах
|
формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий
(ИКТ-компетенции).
|
|
|
|
Тема 5.2.
Биосфера и человек
|
2
|
|
Описывают
воздействие живых организмов на планету. Раскрывают сущность процессов,
приводящих к образованию полезных ископаемых, различают исчерпаемые и
неисчерпаемые ресурсы. Анализируют антропогенные факторы воздействия на
биоценозы, последствия хозяйственной деятельности человека. Раскрывают
проблемы рационального природопользования, охраны природы
Практическая
работа 8. Анализ
и оценка последствий деятельности человека в экосистемах
|
Учащиеся
должны знать:
— антропогенные
факторы среды;
— характер
воздействия человека на биосферу;
— способы
и методы охраны природы;
— биологический
и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов;
— основы
рационального природопользования;
— неисчерпаемые
и почерпаемые ресурсы;
— заповедники,
заказники, парки России;
— несколько
растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Учащиеся
должны уметь:
— применять
на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и
сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства, а
также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и
рационального природопользования.
|
— формирование
чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою родину;
— осознания
учащимися ответственности и долга перед Родиной;
— ответственное
отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
— формирование
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
— осознание
значений образования для повседневной жизни и сознанного выбора профессии;
|
Учащиеся
должны уметь:
— работать
с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять
конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать
план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить
устные сообщения и письменные рефераты на основе информации из учебника и
дополнительных источников;
— пользоваться
поисковыми системами Интернета;
— избирательно
относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой
информации
|
Уметь: планировать собственную учебную
деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать
в совместной деятельности (работа в малых группах);
— соблюдение
учащимися и пропаганда правил поведения в природе, природоохранительной
деятельности;
— умение
реализовывать теоретические познания на практике;
|
— осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре;
— осознание
важности формирования экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
— умение
слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами
как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
— признание учащимися права каждого человека на собственное
аргументированное мнение;
— готовность
учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на
природоохранительном поприще;
— умение
аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
— критичное
отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
|
|
|
|
Итоговая
контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.