Пояснительная
записка
Статус документа
Примерная программа по алгебре 9 класса составлена на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и основана на авторской программе линии Ш.А. Алимова. Учебное издании
5 «Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра» 7-9 классы, составитель
А.А. Бурмистрова, издательство «Просвещение», 2008г.
Примерная
программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи обучения
–
обучить делению
многочленов, решению алгебраических уравнений и систем уравнений.
–
сформировать понятие
степени с целым показателем; выработать умение выполнять преобразования
простейших выражений, содержащих степень с целям показателем; ввести понятие
корня n-ой степени и степени с рациональным показателем.
–
выработать умение
исследовать по заданному графику функции , , , , , .
–
ввести понятия синуса,
косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла; сформировать умение вычислять
по известному значению одной из тригонометрических функций значения остальных
тригонометрических функций, выполнять несложные преобразования
тригонометрических выражений.
–
познакомить учащихся с
понятиями арифметической и геометрической прогрессий.
–
познакомить учащихся с
различными видами событий, с понятием вероятности события и с различными
подходами к определению этого понятия; сформировать умения нахождения
вероятности события, когда число равновозможных исходов испытания очевидно;
обучить нахождению вероятности события после проведения серии однотипных
испытаний.
–
сформировать представления
о закономерностях в массовых случайных явлениях; выработать умение сбора и
наглядного представления статистических данных; обучить нахождению центральных
тенденций выборки.
Общая
характеристика учебного предмета
Данный предмет входит в
образовательную область «Математика».
Алгебра нацелена на формирование математического
аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей
реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для
построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из
основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления,
необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками
дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой
специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому
творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение
школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели
для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных,
равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у
учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Курс алгебры построен в
соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой,
функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических
преобразований. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных
уравнений с одной переменной. Дается понятие целого рационального уравнения и
его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой
степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной
переменной, что широко используется в дальнейшем при решении
тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются
системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными. Даются
первые знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных
видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы первых членов арифметической
прогрессии и
формулу суммы первых
членов геометрической прогрессии ,
целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным
применением этих формул. Из курса геометрии продолжается изучение синуса,
косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Вводится понятие
котангенса угла. Изучаются свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса,
которые находят применение в преобразованиях тригонометрических выражений.
Специальное внимание уделяется переходу от радианной меры угла к градусной мере
и наоборот. Центральное место занимают формулы, выражающие соотношения между
тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Изучаются свойства
функций , при и . Серьезное внимание уделяется
формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать
обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения
систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Место
предмета в учебном плане
Рабочая программа
предусматривает следующее базовое распределение часов:
9 класс: Согласно Федеральному
базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации
для обязательного изучения математики в 9 классе отводится не менее 175
часов из расчета 5 часов в неделю175 часов. Количество часов
преподавания алгебры в 9 классе 3 часа в неделю ( 34 учебных недели – 102 ч).
Данная программа предусматривает проведение 102 учебных часов.
Организация
учебного процесса: классно-урочная система
Организация
текущего и промежуточного контроля знаний. Организация
текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом
планировании).
Овладение курсом математики в 9 классе предполагает
изучение следующих разделов:
·
Повторение за 7-8 класс
·
Алгебраические уравнения.
Системы нелинейных уравнений.
·
Степень с рациональным
показателем
·
Степенная функция
·
Прогрессии
·
Случайные события
·
Случайные величины
·
Множества, логика
·
Повторение.
Содержание
программы учебного курса
Распределение
учебных часов по разделам программы
№
|
Название темы (раздела)
|
Содержание темы (раздела)
|
Кол - во часов
|
Кол-во
КР
|
1
|
Повторение за 7-8 класс
|
Арифметический квадратный корень, свойства
корней; квадратные уравнения; линейное неравенство, квадратное неравенство
|
5
|
1
|
2
|
Алгебраические уравнения. Системы
нелинейных уравнений.
|
Деление многочленов. Решение алгебраических
уравнений. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные
способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.
|
18
|
1
|
3
|
Степень с рациональным показателем
|
Степень с целым показателем. Арифметический
корень натуральной степени. Свойства арифметического корня. Степень с
рациональным показателем. Возведение в степень числового неравенства
|
11
|
2
|
4
|
Степенная функция
|
Область определения. Возрастание и убывание
функции. Четность и нечетность функции. Функция у=к/х. Неравенства и
уравнения. содержащие степень.
|
14
|
1
|
5
|
Прогрессии
|
Числовая последовательность. Арифметическая
прогрессия. Сумма n первых
членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых
членов геометрической прогрессии.
|
17
|
2
|
6
|
Случайные события
|
События. Вероятность событий. Элементы
комбинаторики. Решение вероятностных задач. Геометрическая вероятность. Относительная
частота и закон больших чисел.
|
7
|
1
|
7
|
Случайные величины
|
Таблицы распределения. Полигоны частот.
Генеральная совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции
|
6
|
1
|
8
|
Множества, логика
|
Множества. Высказывания. Уравнение окружности.
Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости.
|
7
|
1
|
9
|
Повторение.
|
Повторение за курс алгебры 9кл. Повторение
за курс алгебры 7-9 кл
|
17
|
2
|
|
Итого:
|
|
102
|
12
|
Тематическое
планирование
№
|
Название темы (раздела)
|
Содержание темы (раздела)
|
Виды учебной деятельности
|
Кол - во часов
|
Кол-во
КР
|
1
|
Повторение за 7-8 класс
|
Арифметический квадратный корень, свойства
корней; квадратные уравнения; линейное неравенство, квадратное неравенство
|
выполнять упражнения из разделов курса 7-8
класса: решать квадратные уравнения и неравенства, задачи с помощью
квадратных уравнений, строить график квадратичной функции.
|
5
|
1
|
2
|
Алгебраические уравнения. Системы
нелинейных уравнений.
|
Деление многочленов. Решение алгебраических
уравнений. Системы нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Различные
способы решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений.
|
Решать алгебраические уравнения и системы
уравнений, выполнять деление многочленов, решать задачи с помощью уравнений.
|
18
|
1
|
3
|
Степень с рациональным показателем
|
Степень с целым показателем. Арифметический
корень натуральной степени. Свойства арифметического корня. Степень с
рациональным показателем. Возведение в степень числового неравенства
|
Находить значение степени с целым
показателем при конкретных значениях основания и показателя степени и
применять свойства степени для вычисления значений числовых выражений и
выполнения простейших преобразований
|
11
|
2
|
4
|
Степенная функция
|
Область определения. Возрастание и убывание
функции. Четность и нечетность функции. Функция у=к/х. Неравенства и
уравнения. содержащие степень.
|
Строить графики линейных и дробно-линейных
функций и по графику перечислять их свойства; решать уравнения и неравенства,
содержащие степень
|
14
|
1
|
5
|
Прогрессии
|
Числовая последовательность. Арифметическая
прогрессия. Сумма n первых
членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Сумма n первых
членов геометрической прогрессии.
|
Решать задачи на нахождение неизвестного
члена арифметической и геометрической прогрессии, проверять является ли
данное число членом прогрессии, находить сумму n первых членов прогрессии.
|
17
|
2
|
6
|
Случайные события
|
События. Вероятность событий. Элементы
комбинаторики. Решение вероятностных задач. Геометрическая вероятность.
Относительная частота и закон больших чисел.
|
Ориентироваться в комбинаторике; строить
дерево возможных вариантов;
пользоваться формулами для решения
комбинаторных задач.
|
7
|
1
|
7
|
Случайные величины
|
Таблицы распределения. Полигоны частот. Генеральная
совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции
|
Определять количество равновозможных
исходов некоторого испытания;
|
6
|
1
|
8
|
Множества, логика
|
Множества. Высказывания. Уравнение
окружности. Уравнение прямой. Множества точек на координатной плоскости.
|
находить разность, дополнение,
объединение, пересечения и объединения множеств;строить отрицание высказывания;
определять фигуры по заданным уравнениям или системам уравнений
|
7
|
1
|
9
|
Повторение.
|
Повторение за курс алгебры 9кл. Повторение
за курс алгебры 7-9 кл
|
строить графики функции;
по графику определять свойства функции;
уметь решать уравнения третьей и четвертой
степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители и введения
вспомогательной переменной;
решать неравенства методом интервалов;
решать системы уравнений;
решать задачи с помощью составления
систем.
|
17
|
2
|
|
Итого:
|
|
102
|
12
|
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Ресурсное обеспечение программы
- Ш.А. Алимов «Алгебра»: учеб. для 9 кл.
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
- Программы
общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы– М.:
Просвещение,2009.
- Газета
«Математика», издательский дом «Первое сентября».
- М.Н.Корчагина «ГИА. Математика .Сборник
заданий.» М. Эксмо,2008.
- Е.Г.Лебедева «Алгебра
9 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасян».Волгоград: Учитель,
2003.
- Алгебра. 7-9
классы: поурочные планы по учебникам Ш.А. Алимова (компакт-диск) –
издательство «Учитель», 2011г
Технические средства обучения:
1.
Компьютер – 1
2.
Мультимедийный
проектор – 1
3.
Экран
– 1
4.
Наушники
– 1
Демонстрационные
пособия:
1.
Таблица
простых чисел
2.
Набор
таблиц для 9 класса (9 шт)
3.
Набор
инструментов
4.
Диски
по темам для 9 класса
Интернет – ресурсы:
1) Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
2) Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
3) Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии
http://www.uroki.net/docmat.htm
4) Видеоуроки по математике – 9 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь
Жаборовский )
5) Электронный учебник
Результаты освоения курса и система их оценки
Требования к
уровню подготовки обучающихся
В ходе освоения содержания
математического образования учащиеся должны
уметь:
- решать нелинейные уравнения и
их системы;
- применять свойства степени для
вычисления значений числовых выражений и выполнение простейших преобразований;
- находить значения степени с
целым и дробным показателем;
- определять область определения
функции, возрастание и убывание, честность и нечетность;
- пользоваться формулами
арифметической и геометрической прогрессии;
- собирать и наглядно
представлять статистические данные.
Использовать в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по
формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными
величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирование практических
ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описание зависимостей между
физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных
практических ситуаций;
- интерпретации графиков
реальных зависимостей между величинами.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых
результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся , оканчивающие
среднюю школу, и достижение которых является обязательным условием
положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования
структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
Очерченные стандартом
рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны
препятствовать достижению более высоких уровней.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Оценка устных ответов учащихся по
математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
·
полно раскрыл содержание
материала в объёме», предусмотренном программой учебников;
·
изложил
материал грамотным языком а определённой логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;
·
правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу;
·
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами» применять их в новой: ситуации при выполнении практическою задания;
·
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
·
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
·
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
·
Ответ
оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но
при этом имеет один из недостатков:
·
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
·
допущены один - два недочета при освещении основною содержания ответа, исправленные по замечанию
учителя;
·
допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, легко
исправленные по замечанию учителя.
·
Отметка «3»
ставится в следующих случаях:
·
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями
к математической подготовке учащихся»);
·
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятие, использовании
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
·
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
·
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и
навыков».
·
Отметке
"2" ставится в следующих случаях:
·
не раскрыто
основное содержание учебного материала;
·
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важное части учебного
материала;
·
допущены ошибки в определении понятий» при использовании математическое терминологии, в рисунках,
чертежах или графиках, в выкладках,
которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
·
Отметка «1»
ставится, если:
·
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных
вопросов по изучаемому материалу.
Оценка
письменных контрольных работ учащихся
Отметка
«5» ставится, если:
·
работа
выполнена полностью;
·
в
логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и
ошибок;
·
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка,
не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
·
Отметка «4» ставится, если:
·
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны
(если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
·
допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или
графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
·
Отметка «3» ставится, если:
·
допущены более
одна ошибки или более двух-трёх недочётов в выкладках, чертежах или графиках,
но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
·
Отметка «2» ставится, если:
·
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательные умениями по данной
теме в полной мере;
·
Отметка «1» ставится, если:
·
работа
показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена
не самостоятельно.
Контрольно-измерительные материалы по
алгебре - 9 класс
№1
Входящий тест по алгебре для 9
класса
Вариант 1
1.Сократите дробь .
Варианты ответов: а) ; б) ;
в) ; г) .
2.Вычислить: 2
Варианты ответов: а)
–3,6; б) 4,4; в) –3,96; г) 4,04.
3.Решите уравнение: .
Варианты ответов: а)
7; б) -7;7;
в) ;
г)-;.
4. Решите уравнение: 3х2
– 5х + 2 = 0
5. Решить систему
уравнений:
.
Варианты ответов: а)
(4;4); б) (2;1);
в) (-3;2); г)
(12;-1).
6.Разложите на множители
n2 – 6nm + 9m2
Варианты ответов: а) (n –
3m)2;
б) (n2 – 3m)2;
в) (n – 9m)2; г) (n2 – 3m2)2
7.Вычислить: -25+ 23.
Варианты ответов: а) -1;
б) -7; в) -9; г) -37.
8.Проходит ли график
функции у = 2х + 5 через точку В (-25;-45)?
Варианты ответов: а)
да; б) нет.
9.Записать в виде
десятичной дроби, результат выполнения действий: (1,2)(3)
Варианты ответов: а)
0,36; б) 0,036; в) 0,00036; г) 0,0036.
10. Постройте график
функции у = .
Входящий тест по алгебре для 9
класса
Вариант 2
1.Сократите дробь .
Варианты ответов: а) ; б) ;
в) ; г) .
2.Вычислить: 2
Варианты ответов: а)
–3,6; б)- 4,4; в) –3,96; г) 4,04.
3.Решите уравнение: .
Варианты ответов: а)
7; б) -7;7;
в) ;
г)-;.
4. Решите уравнение: 6х2
– 5х + 2 = 0
5. Решить систему
уравнений:
.
Варианты ответов: а)
(4;4); б) (2;1);
в) (-3;2); г)
(12;-1).
6.Разложите на множители
n2 +6nm + 9m2
Варианты ответов: а) (n
+3m)2;
б) (n2 – 3m)2;
в) (n – 9m)2; г) (n2 – 3m2)2
7.Вычислить: -25+ 23.
Варианты ответов: а) -1;
б) -7; в) -9; г) -37.
8.Проходит ли график
функции у = 2х + 5 через точку В (25; 45)?
Варианты ответов: а)
да; б) нет.
9.Записать в виде
десятичной дроби, результат выполнения действий: (1,3)(2)
Варианты ответов: а)
0,26; б) 0,026; в) 0,00026; г) 0,0026.
10. Постройте график
функции у = .
1
вариант.
Серия
А.
1.Сократить дробь и
найти его значения при а=-0,5.
1)
; 2) 3; 3) ; 4) -3.
2. Упростите выражение и
найдите его значение при х=-3.
1) -9; 2) 9; 3) ;
4) .
3. Упростить выражение: .
1) ху; 2) 1; 3) –ху.
4. Выберите неверное неравенство:
1)
5. Решить уравнение .
1) 4; 2) -4; 3) 2;-2; 4) 0;2.
6. Найти дискриминант квадратного уравнения
1) 49; 2) -31; 3) -119; 4)46.
7. Решить неравенство
1)
Серия В.
- Упростить выражение и в ответе записать квадрат
результата.
- Найти сумму корней уравнения
- Решить уравнение .
- Найти наибольшее целое решение системы
неравенств
- Вычислить .
Серия С.
- Два комбайна убрали поле за 4 дня. За
сколько дней мог бы убрать поле каждый комбайн, если одному из них для
выполнения этой работы потребовалось бы на 6 дней меньше, чем другому.
- Найти значения а, при которых уравнение имеет два различных корня.
А – 9
Контрольная работа №2
Алгебраические
уравнения. Системы нелинейных уравнений.
Вариант 1
1. Выполните деление многочленов:
2. Решите уравнение .
3. Решите систему уравнений
4. Решите систему уравнений
5. Две автомашины, выехавшие одновременно из городов
А и В навстречу друг другу каждая со своей скоростью, встретились через 6 ч.
Первой машине, чтобы пройти пути от А до В,
требуется на 2 ч больше, чем второй для того, чтобы пройти пути от В до А. За сколько часов проходит
расстояние между городами А и В каждая машина?
Контрольная
работа № 2
Алгебраические
уравнения. Системы нелинейных уравнений.
Вариант 2
1. Выполните деление многочленов:
2. Решите уравнение .
3. Решите систему уравнений
4. Решите систему уравнений
5. Двое рабочих, работая одновременно, выполнили всю
работу за 5 дней. Если бы первый рабочий работал в 2 раза быстрее, а второй – в
2 раза медленнее, то всю работу они выполнили бы за 4 дня. За сколько дней
выполнил бы работу каждый рабочий, работая отдельно?
Контрольная
работа №3
Арифметический
корень натуральной степени
Вариант 1
1. Вычислите:
а) 2 2–3; б) ; в) .
2. Найдите значение выражения:
а) ; б) ;
в) ; г)
.
3.
Решите уравнение:
а) х4 = 80; б)
х6 = –18;
в) 2х3 – 128 = 0; г)
х5 + 32 = 0.
____________________________________________________________________________________
4.
Упростите:
.
5.
Найдите значение произведения:
.
Вариант 2
Арифметический
корень натуральной степени
1. Вычислите:
а) 5 5–2; б) ; в) .
2.
Найдите значение выражения:
а) ; б) ;
в) ; г)
.
3.
Решите уравнение:
а) х4 = 20; б)
х8 = –36;
в) 64х3 = 1; г)
х3 + 8 = 0.
_____________________________________________________________________________________
4.
Упростите:
.
5.
Найдите значение произведения:
.
А –
9 Контрольная работа № 4
Степень с
рациональным показателем.
Вариант 1
1. Вычислите:
2. Упростите:
б)
3. Сравните числа:
4. Упростите выражение
5. Решите уравнение
Контрольная
работа №4
Степень с
рациональным показателем.
Вариант 2
1. Вычислите:
2. Упростите:
б)
3. Сравните числа:
4. Упростите выражение
6.
Решите уравнение
А – 9 Контрольная
работа №5
Степенная функция
Вариант 1
1. Найдите область определения функции:
2. Постройте график функции и
найдите:
а) у(-2);
б) значение х, при котором значение функции равно 8;
в) промежутки, на которых у(х) > 0;
г) промежутки возрастания; убывания.
3. Выясните, проходит ли
график функции через точку М (-2; -17).
4. С помощью графиков выясните, сколько корней имеет
уравнение
5. Решите уравнение
Контрольная
работа №5
Степенная функция
Вариант 2
1. Найдите область определения функции:
2. Постройте график функции и
найдите:
а) у(-3);
б) значение х, при котором значение функции равно -12;
в) промежутки, на которых у(х) < 0;
г) промежутки возрастания; убывания.
3. Выясните, проходит ли
график функции через точку N (-2;
-7).
4. С помощью графиков выясните, сколько корней имеет
уравнение
5. Решите уравнение
А- 9 Контрольная
работа №6
Прогрессии
Вариант 1
1. Найдите восемнадцатый член арифметической прогрессии,
если
а1 = 7 и d = 4.
2. Найдите сумму шестнадцати первых членов арифметической
прогрессии: –8; –4; 0; …
3. Докажите, что последовательность, заданная формулой аn
= 5 – 2n, является арифметической прогрессией.
4. Является ли число 104 членом арифметической прогрессии,
в которой а1 = 5 и а9 = 29?
5. Найдите сумму пятидесяти первых четных натуральных
чисел.
Контрольная работа №6
Прогрессии
Вариант 2
1. Найдите двадцатый член арифметической прогрессии, если а1
= –8 и d = 2.
2. Найдите сумму восемнадцати первых членов арифметической
прогрессии: 7; 11; 15; …
3. Докажите, что последовательность, заданная формулой аn
= 4 – 5n, является арифметической прогрессией.
4. Является ли число –86 членом арифметической прогрессии,
в которой а1 = –1 и а10 = –46?
5.
Найдите сумму всех натуральных чисел от 2 до 92 включительно
А- 9 Контрольная
работа №7
Прогрессии
Вариант 1
1. Найдите седьмой член геометрической прогрессии, если b1
= –25
и q = .
2. Первый член геометрической прогрессии равен 11, а
знаменатель прогрессии равен 2. Найдите сумму пяти первых членов этой
прогрессии.
3. Найдите сумму пяти первых членов геометрической
прогрессии, если b5 = 81 и b3 = 36.
4. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную
периодическую десятичную дробь:
а) 0,(31); б) 0,5(6).
Контрольная
работа №7
Прогрессии
Вариант 2
1. Найдите шестой член геометрической прогрессии, если b4
= 4
и q = 4.
2. Первый член геометрической прогрессии равен 4, а
знаменатель прогрессии равен 2. Найдите сумму семи первых членов этой
прогрессии.
3. Найдите сумму шести первых членов геометрической
прогрессии, если b2 = 4 и b4 = 1.
4. Представьте в виде обыкновенной дроби бесконечную
периодическую десятичную дробь:
а) 0,(23); б) 0,51(3).
А –
9 Контрольная работа №8
Случайные события
Вариант 1
1. Какова вероятность того, что случайным образом
выбранная дата в календаре на сентябрь месяц записана числом, кратным 5?
2. Брошены монета и игральная кость. Какова
вероятность того, что выпали на монете решка, а на кости нечетное число очков?
3. Из колоды в 36 карт
наугад вынимают карту. Какова вероятность того, что карта не король черной
масти?
4. Брошены две игральные кости. Найдите вероятность
того, что сумма выпавших на костях очков не больше 3.
5. В коробке лежат 4 красных и 3 белых шара. Наугад
вынимают 2 шара. Какова вероятность того, что оба вынутых шара красные?
Контрольная
работа №8
Случайные события
Вариант 2
1. Каждое из натуральных чисел от 1 до 50 записано на
отдельной карточке. Карточки перемешаны, и случайным образом вынута одна из
них. Какова вероятность того, что на ней записано число, кратное 9?
2. Брошены желтая и красная игральные кости. Какова
вероятность того, что на желтой кости выпало четное число очков, а на красной –
5 очков?
3. Из колоды в 36 карт
наугад вынимают одну карту. Какова вероятность того, что эта карта не шестёрка
красной масти?
4. Брошены две игральные кости. Найдите вероятность
того, что сумма выпавших на костях очков не меньше 11.
5. В коробке лежат 4 красных и 3 белых шара. Наугад
вынимают 2 шара. Какова вероятность того, что вынуты один красный и один белый
шары?
Решение:
Вариант 1
1. Всего 30 дней, n = 30.
А – выбранная дата записана числом, кратным
5.
Число исходов, благоприятствующих А, m = 6
(5, 10, 15, 20, 25, 30).
Р(А) = , Р(А) = .
Ответ: .
2. А – на монете выпала решка, а на кости нечетное
число.
Число всех исходов n = 2 · 6 = 12.
Число благоприятствующих исходов m = 3 (Р1;
Р3; Р5).
Р(А) = .
Ответ: .
3. Число исходов n = 36.
А – вынута карта король черной масти.
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = 2.
Р(А) = , Р(А) = .
В –
вынута карта не король черной масти.
Р(В) = 1 – Р(А); Р(В)
= 1 – .
Ответ: .
4. Число всех равновозможных исходов n = 6 · 6 = 36.
А – сумма выпавших на костях очков не
больше 3.
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = 3
(11, 12, 21).
Р(А) = , Р(А) = .
Ответ: .
5. Число всех равновозможных исходов n = = 21 (здесь порядок не важен).
А – оба вынутых шара красные.
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = = 6.
Р(А) = , Р(А) = .
Ответ: .
Вариант 2
1. А – на карточке записано число, кратное 9.
Число всех равновозможных исходов n = 50.
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = 5
(9, 18, 27, 36, 45).
Р(А) = , Р(А) = = 0,1.
Ответ: 0,1.
2. А – на желтой кости выпало четное число очков, а
на красной – 5 очков.
Число всех равновозможных исходов n = 6 · 6 = 36.
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = 3
(52, 54, 56).
Р(А) = , Р(А) = .
Ответ: .
3. А – вынута шестерка красной масти.
Число всех равновозможных исходов n = 36.
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = 2.
Р(А) = , Р(А) = .
В – вынута не шестерка красной масти.
Р(В) = 1 – Р(А); Р(В)
= 1 – .
Ответ: .
4. А – сумма выпавших на костях очков не меньше 11.
Число всех равновозможных исходов n = 6 · 6 = 36.
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = 3
(56, 65, 66).
Р(А) = , Р(А) = .
Ответ: .
5. А – вынуты один белый и один красный шары.
Число всех равновозможных исходов n = = 21 (здесь порядок не важен).
Число исходов, благоприятствующих событию А, m = 4 ·
3 = 12.
Р(А) = , Р(А) = .
Ответ: .
А-9 Контрольная
работа №9 (на 30 мин)
Случайные
величины
Вариант 1
1. Случайная величина Х принимала значения: 2, 1, 2,
3, 4, 3, 3, 2, 3, 4. Составьте таблицу распределения значений случайной
величины Х по частотам (М) и относительным частотам (W).
Постройте полигон частот значений величины Х.
2. Найдите моду, медиану, среднее и размах выборки
значений случайной величины Y: 7, 4, 6, 5, 6, 7, 5, 6.
Контрольная
работа №9
Случайные
величины
Вариант 2
1. Случайная величина Х принимала значения: 1, 0, 4,
3, 1, 5, 3, 2, 4, 3. Составьте таблицу распределения значений случайной
величины Х по частотам (М) и относительным частотам (W).
Постройте полигон относительных частот значений величины Х.
2. Найдите моду, медиану, среднее и размах выборки
значений случайной величины Y: 3, 5, 6, 4, 4, 5, 2, 4, 3.
Решение контрольной работы
Вариант I
1. N = 10.
Х
|
1
|
2
|
3
|
4
|
М
|
1
|
3
|
4
|
2
|
W
|
0,1
|
0,3
|
0,4
|
0,2
|
2. R = 7 – 4 = 3; Мо = 6; Ме
= 6;
= 5,75
Вариант II
1. N = 10.
Х
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
М
|
1
|
2
|
1
|
3
|
2
|
1
|
W
|
0,1
|
0,2
|
0,1
|
0,3
|
0,2
|
0,1
|
2. R = 6 – 2 = 4; Мо = 4; Ме
= 4;
= 4
Контрольная работа №10
Множества, логика
Вариант 1
1. Найти А \ В; В \ А; А
В; А В, если:
1) А = {–5; –3; –1; 0}, В = {–3; 0; 4; 5};
2) А = {а; b; c}, В = {c; d; е}.
2.
Найти объединение и пересечение отрезков [–1; 3] и [0; 4].
3.
Найти множество истинности предложения.
1) n – натуральное число, кратное 4, но меньше, чем
25.
2) –3 ≤ у < 1, у Z
4.
Записать уравнение:
1) окружности с центром в точке С(0,5; –1) и
радиусом r = 6.
2) прямой, проходящей через точки А(7; 0); В(0;
–6).
5.
Среди прямых, заданных уравнениями х + у = 1, 2х – 4у
= 3,
2х + 2у = 5, –х + 2у = 4, указать пары параллельных
прямых.
.
6. На
координатной плоскости штриховкой показать множество точек, удовлетворяющих
неравенству у ≥ – 2.
7. Определите фигуру, заданную уравнением (х + 7) (у
– 6) = 0.
Контрольная работа №10
Множества, логика
Вариант 2
1) M = {2; 4; 6; 10; 12}, В = {2; 6; 12; 14}
2) М = {а; b; d; f}, N = {b; d; е}
2.
Найти объединение и пересечение отрезков [–3,5; 4] и [–1; 4,7].
3.
Найти множество истинности предложения.
1) n – натуральный делитель числа 48.
2) –4 < у ≤ 2, Z N
4.
Записать уравнение:
1) окружности с центром в точке А(–3,2; 1) и
радиусом r = 4.
2) прямой, проходящей через точки М(0; 4); N(–2;
0).
5.
Среди прямых, заданных уравнениями 3х + у = 2, –2х + у
= 3,
+ у = 2, 4х – 2у = 1, указать те,
которые пересекают прямую 2х – у = 1.
6. На
координатной плоскости штриховкой показать множество точек, удовлетворяющих
системе неравенств
7.
Определите фигуру, заданную уравнением (х – 8) (у + 9) = 0.
Решение:
1. Найти А \ В; В \ А; А
В; А В, если:
1) А = {–5; –3; –1; 0}, В = {–3; 0; 4; 5};
2) А = {а; b; c}, В = {c; d; е}.
Решение:
1) А \ В = {–5; –1}; В \ А =
{4; 5};
А В = {–5; –3; –1; 0; 4; 5}; А
В = {–3; 0};
2) А \ В = {a; b}; В \ А
= {d; e};
А В = {a; b; c; d; e}; А
В = {с}.
2. Найти
объединение и пересечение отрезков [–1; 3] и [0; 4].
Решение:
[–1; 3] [0; 4] = [–1; 4];
[–1; 3] [0; 4] = [0; 3].
3.
Найти множество истинности предложения.
1) n – натуральное число, кратное 4, но меньше, чем
25.
Решение:
{4; 8; 12; 16; 20; 24}.
2) –3 ≤ у < 1, у Z
Решение:
{–3; –2; –1; 0}.
№4
4.
Записать уравнение:
1) окружности с центром в точке С(0,5; –1) и
радиусом r = 6.
Решение:
(х – 0,5)2 + (у + 1)2 =
36.
2) прямой, проходящей через точки А(7; 0); В(0;
–6).
Решение:
6х – 7у = 42.
5.
Среди прямых, заданных уравнениями х + у = 1, 2х – 4у
= 3,
2х + 2у = 5, –х + 2у = 4, указать пары параллельных
прямых.
Решение:
х + у = 1 и 2х + 2у =
5;
2х – 4у = 3 и –х + 2у = 4.
6. На
координатной плоскости штриховкой показать множество точек, удовлетворяющих
неравенству у ≥ – 2.
Решение:
7. Определите фигуру, заданную уравнением (х + 7) (у
– 6) = 0.
Решение:
Две прямые х = –7 и у = 6.
Вариант II
1. Найти М \ N; N \ M; M
N; M N, если:
1) M = {2; 4; 6; 10; 12}, В = {2; 6; 12; 14}
2) М = {а; b; d; f}, N = {b; d; е}
Решение:
1) M \ N = {4; 10}; N \ M =
{14};
M N = {2; 4; 6; 10; 12; 14}; M
N = {2; 6; 12}.
2) M \ N = {a; f}; N \ M
= {e};
M N = {a; b; d; e; f}; M
N = {b; d}.
2.
Найти объединение и пересечение отрезков [–3,5; 4] и [–1; 4,7].
Решение:
[–3,5; 4] [–1; 4,7] = [–3,5; 4,7]
[–3,5; 4] [–1; 4,7] = [–1; 4]
3.
Найти множество истинности предложения.
1) n – натуральный делитель числа 48.
Решение:
{1; 2; 3; 4; 6; 8; 12; 16; 24; 48}
2) –4 < у ≤ 2, Z N
Решение:
{1; 2}
4.
Записать уравнение:
1) окружности с центром в точке А(–3,2; 1) и
радиусом r = 4.
Решение:
(х + 3,2)2 + (у – 1)2 =
16
2) прямой, проходящей через точки М(0; 4); N(–2;
0).
Решение:
–2х + у = 4
5.
Среди прямых, заданных уравнениями 3х + у = 2, –2х + у
= 3,
+ у = 2, 4х – 2у =
1, указать те, которые пересекают прямую 2х – у = 1.
Решение:
3х + у = 2, + у = 2
6. На
координатной плоскости штриховкой показать множество точек, удовлетворяющих
системе неравенств
Решение:
7.
Определите фигуру, заданную уравнением (х – 8) (у + 9) = 0.
Решение:
Две прямые х = 8 и у = 9.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.