Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Другое / Рабочая программа по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Рабочая программа по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС










Рабочая программа

по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

для детей средней группы

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

36 периодов непосредственно образовательной деятельности

( 1 период в неделю)

















Составитель: воспитатель

Грачева Р.М.

2013-2014 уч.год. МБДОУ «Чебурашка»

Пояснительная записка.


Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

При составлении рабочей программы по разделу «Познавательное развитие» для детей дошкольного возраста с 4 – 5 лет (средняя группа), учитывалось обязательное условие: выполнение содержания психолого– педагогической работы образовательной области «Познание» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Ступеньки детства».

Рабочая программа имеет целью формировать элементарные естественно – научные представления об окружающем мире (комплексное представление о природе, многообразие ее объектов и проявлений):

  • развивать способность к первоначальной систематизации представлений о живой и неживой природе в целом;

  • систематизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

  • уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках. Учить различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

  • познакомить с некоторыми анатомическими особенностями человека, формировать первичные представления о его профессиональной деятельности, познакомить с нормами культурной жизни и закрепить правила поведения в общественных местах.

  • развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

  • воспитывать любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе, уважение к людям труда; творческое созидательное отношение к природе.

В программе также заложены возможности предусмотренного образовательным стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программой предусмотрено проведение:

- экскурсий (по разным помещениям детского сада и группы, по территории детского сада и групповому участку;

- игры – эксперименты;

- исследовательская деятельность;

- проблемные и игровые ситуации;

- рассматривание;

- развивающие игры;

- беседы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом интеграции со следующими областями:

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни). «Физическая культура» (формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях).

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире).

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности).

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Коммуникация» (развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание»).

В рабочей программе реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:

  • «Мой родной город»

  • «Как я провел лето»

  • «Осень на Ямале»

  • «Кто как к зиме приготовился»

  • «Зима»

  • «Как Снеговики правду о весне искали»

  • «Птицы зимой»

  • «Ознакомление с Красной книгой Ямала» и др.

Программой предусмотрено 36 периодов непосредственно образовательной деятельности в год, 1 в неделю, длительность одного периода 20 минут.

Программой предусмотрено проведение:

«Мир человека» - 17 (непосредственно образовательной деятельности);

«Мир природы» - 18 (непосредственно образовательной деятельности).

Педагогический мониторинг (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Программа состоит из следующих разделов:

  • Пояснительная записка.

  • Календарно – тематическое планирование.

  • Диагностика.

  • Перечень литературы.




Промежуточный результат:

  • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях.

  • Умеет рассказывать о своем родном городе (поселке).

  • Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, врачом, военным, поваром и т.п.).

  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.



  • использовать обследовательские действия и сенсорные эталоны;

  • определять изменения свойств предметов в результате действий с ними; устанавливать причинно-следственные связи.

  • самостоятельно экспериментировать с предметами и их свойствами, преобразовывать их;

  • использовать формы умственного экспериментирования (например, при решении проблемных ситуаций, анализе литературных произведений и составлении собственных высказываний);

  • использовать социальное экспериментирование, направленное на исследование различных жизненных ситуаций в группе, семье и некоторых общественных местах.

  • использовать в разных видах деятельности представления о предметах, явлениях и событиях, как ближайшего окружения, так и выходящих за пределы непосредственного восприятия;

  • устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на имеющиеся представления;

  • выделять основания для классификации;

  • высказываться об индивидуальных познавательных предпочтениях, потребностях и интересах;

  • использовать различные источники информации (человек, познавательная литература, журналы, кино- и видеопродукция, компьютер и пр.).



Критерии диагностики по познавательному развитию.

Высокий уровень:

  • ребенок самостоятельно справляется с предложенными заданиями.

Средний уровень:

  • ребенок справляется с предложенными заданиями с помощью взрослого.

Низкий уровень:

  • представления ребенка обрывочные.







Средства обучения:


  • наборы картинок для группировки и обобщения (до 8 - 10 в каждой группе;

  • наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений);

  • набор парных картинок на соотнесение (сравнение: найди отличие (по внешнему виду), ошибки (по смыслу);

  • наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);

  • серии картинок (по 4 - 6) для  установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации);

  • серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);

  • предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого  формата;

  • разрезные (складные) кубики с  сюжетными картинками (6 - 8 частей);

  • разрезные сюжетные картинки (6 - 8 частей).

  • Краеведческие материалы: фотографии родного края, гербарии.

  • Дидактические наглядные материалы;

  • предметные и сюжетные картинки и   др.

  • книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой;

  • «Чудесный мешочек» с различными предметами.

  • комнатные растения такого же вида, как и в младшей группе (4 -5 видов)  с красивыми листьями различной формы, цветущие;

  • круговая диаграмма смены времён года;

  • изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой.

  • набор для экспериментирования с водой:  емкости одинакового и разного размеров (5 - 6), различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов («тонет - не тонет»), черпачки, сачки, воронки;

  • наборы для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера (4-5 шт), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкции;



Список используемой литературы:


  1. Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 4 – 5 лет», Москва 1997 г.

  2. «Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет». Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А.Гордова, Т.Н.Гризик.

  3. «Природа вокруг нас». М.А.Фисенко.

  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим». Н.В.Алешина.

  5. «Прогулки в природу». В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич.

  6. «Развивающие прогулки для детей». Г.В.Лаптева.

  7. «Чего на свете не бывает?». О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой.

  8. «Знакомим дошкольников с окружающим миром». Ю.А.Акимова.

  9. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». И.Ф.Мулько.

  10. «Азбука физкультминуток». В.И.Ковалько.























Познавательное развитие

Средняя группа

Воспитатели: ______________________________________


п/п

Фамилия, имя ребенка

Мир человека

Мир природы

Уровень выполнения программы

Физиология

человека

Рукотворный

мир

Социальное

развитие

Живая

природа

Неживая

природа

Связь

живого и

не живого

Правила безопасного поведения в природе


н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1


















2


















3


















4


















5


















6


















7


















8


















9


















10


















11


















12


















13


















14





































ВЫСОКИЙ


















СРЕДНИЙ


















НИЗКИЙ




















Дата

(месяц)



Тема занятия


Цель занятия

Содержание занятия


Средства обучения

Базовая программа

Национально-региональный компонент


СЕНТЯБРЬ
















































ОКТЯБРЬ.



































































НОЯБРЬ.


















































ДЕКАБРЬ.






















































ЯНВАРЬ.









































ФЕВРАЛЬ.

















































МАРТ.















































АПРЕЛЬ.






























































МАЙ.

1.













2.










3













4.












5.















6.












7.













8.
















9.











10.










11















12












13












14













15















16













17














18












19















20













21











22












23














24













25










26













27











28













29














30











31












32













33












34











35















36











«Мой родной город»












«Город – село»










«Домашние животные»













«Осень»











«Как я провел лето»














«Знакомство с профессией няни»











«Моя семья»













«Чудо – овощи»

Беседа об овощах.















«Чудо – фрукты»










Экскурсия:

« Знакомство с профессией повара»









«Знакомство с понятием последовательность»












«Мои заботливые помощники (знакомство с основными частями тела)».









«Осень на Ямале» (итоговое занятие)











«Экскурсия на почту».











«Беседа о домашних питомцах».













«Кто как к зиме приготовился».












«Праздники в нашей жизни (Новый Год стучится в дверь)».










«Экскурсия: Знакомство с профессией врача (медицинской сестры)».









«Птицы зимой»















«У кого какие шубки»












«К нам приехали гости».










Беседа: «Самые любимые».











«Праздник смелых людей»













«Зима» (итоговое занятие).












«Экскурсия: Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта».




«Домашний труд».













«Как Снеговики правду о весне искали»









«Посадка рассады цветов».












Экскурсия: «Знакомство с профессией дворника»











«Занятие – прогулка на тему: «Моя улица»









«Стекло».












Занятие – практикум на тему: «Мои зеленые друзья (рассказ о комнатных растениях).








«Труд людей».












«Ознакомление с Красной Книгой».










«Что подарит лето нам?».














«Знакомство детей с обобщающим понятием «транспорт»







Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить их с самыми главными городскими достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.




Познакомить детей с понятиями город и село. Учить детей находить различия: в городе многоэтажные дома, много улиц, мало транспорта. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе.




Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных; с обобщающим понятием «домашние животные». Учить узнавать их по описанию. Воспитывать бережное отношение к животным.






Познакомить с характерными признаками осени; учить замечать происходящие в природе с приходом осени изменения; научить выделять основные признаки прихода осени по самостоятельным наблюдениям.





Обобщить и систематизировать представление о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.



Познакомить детей с профессией помощника воспитателя; с профессиональными действиями няни; с предметами-помощниками в труде няни. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду (через формулирование правил «Наша помощь няне»).




Ввести понятие «семья». Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи.



Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи.





Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах; учить узнавать фрукты на ощупь, по вкусу, по запаху; по описанию, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; учить употреблять обобщающее слово «фрукты».



Познакомить детей с профессией повара; с профессиональными действиями повара; с предметами – помощниками повара.

Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду (через формулирование правил «Наша благодарность повару»).




Познакомить детей со значением и ролью понятия «последовательность» в жизни человека и природы. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Воспитывать благодарное чувство к природе.




Познакомить детей с основными частями тела человека, их назначением в жизни; подвести детей к пониманию того, что люди должны заботится о своём теле. Начать формировать «схему тела» и связанные с ней направления. Воспитывать заботливое отношение к своему организму.





Формировать обобщенное представление об осени, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о труде людей осенью. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.




Познакомить детей с почтовым отделением связи; с одной из основных функций почты. Рассказать детям о том , как правильно подготовить письмо к отправке. Воспитывать уважение к труду взрослых.






Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным, умение дополнять ответы сверстников.




Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.




Разобрать с детьми понятие «праздник»; отметить значение праздников в жизни людей; выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения); закрепить полученные представления на примере праздника Новый Год.




Познакомить детей с профессией врача (медсестры); познакомить с некоторыми профессиональными действиями врача; познакомить с предметами – помощниками в труде врача. Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится об их здоровье.





















Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Воспитывать интерес к животным, любознательность.






Закрепить знания о культуре поведения в случае, когда приходят гости, умение планировать свои действия. Учить детей связной, вежливой речи. Воспитывать у детей вежливость, щедрость, гостеприимство.





Закрепить представления детей о самых близких им людях. Показать детям, что у каждого человека свой круг близких людей. Обсудить понятие «близкий человек» (особые отношения). Воспитывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья, близкие люди. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание.



Формировать представление о «смелости»; рассказать о профессиях, где от людей требуется быть смелым и отважным (пожарник, милиционер, военный). Воспитывать у детей доброе отношение к таким людям, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки. Желание подражать, совершенствовать свои физические способности.



Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о зиме. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого, уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого. Воспитывать любовь к природе родного края.





Познакомить детей с сотрудниками детского сада, с их профессиями; поздравить женщин с наступающим праздником; отработка культуры поздравления.

Воспитывать доброе отношение к взрослым, желание порадовать их.




Закрепить представления детей о домашнем труде (труд для семьи); познакомить с некоторыми предметами – помощниками в домашнем труде. Нацелить детей на посильную помощь дома. Воспитывать уважение к труду взрослых.






Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Показать влияние весенних изменений в природе на жизнь и деятельность людей. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.




Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Приобщить детей к «действенному отношению к природе» - к выращиванию «прекрасного»; дать представления о жизни растения. Вооружить некоторыми способами выращивания рассады. Воспитывать интерес к выращиванию растений.




Познакомить детей с трудом дворника. Прививать интерес к труду взрослых, воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке. Познакомить с некоторыми профессиональными действиями; с предметами – помощниками в труде.





Расширить и закрепить представления детей о понятии улица; начать формировать понятие город (поселок и т. п.). Повторить правила поведения в общественных местах (на улице). Воспитывать взаимоуважение и взаимопомощь.




Познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом; рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла. Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Воспитывать бережное отношение к стеклянным изделиям.




Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру на основе комнатных растений. Дать представления о строении растения (основные части: корень, побег – стебель с листьями и цветок). Вызвать у детей желание заботится о комнатных растениях. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.



Закрепить полученные детьми элементарные представления о разнообразии труда человека. Воспитывать уважение к труду и желание самим принимать в нем посильное участие.







Дать представление о редких и исчезающих животных. Расширять знания детей о живой природе. Развивать речевые навыки, умение слышать и слушать. Воспитывать бережное отношение к природе.






Закрепить представления детей о лете. Нацелить детей на наблюдения за летними проявлениями в природе и в жизни человека. Обратить внимание детей на то, что лето – это пора не только активного отдыха (в основном, у людей), но и время большого труда.







Познакомить детей с обобщающим понятием транспорт. Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.



.















Рассказ воспитателя о том, чем отличается город от села. Рассматривание картин, иллюстраций, составление небольших рассказов.






Загадывание загадок о домашних животных, рассматривание картин с изображением домашних животных. Физ.минутка. Дид. игра «Найди маму», чтение стихотворения Л.Г.Парамоновой.







Введение в тему. Загадывание загадок об осени. Вспомнить основные изменения в природе, их последовательность. Осенние изменения в жизни животных, птиц. Отношение к осени.





1часть. Рассказ педагога о том, как и где он отдыхал (сопровождается демонстрацией фотографий, видеофильма). 2 часть. Дети рассказывают как они провели лето. 3 часть. Создание альбома или газеты на тему: «Как я провел лето». По мере прихода детей после летнего отдыха альбом пополняется новыми материалами.




Введение в тему.

2 часть. Рассказ помощника воспитателя о своей профессии; рассматривание предметов-помощников. Помощь детей няне в уборке групповой комнаты.






1 часть. Рассматривание семейных фотографий воспитателя. 2 часть. Беседа с детьми о семье (дети задают вопросы, педагог отвечает). 3 часть. Каждый ребенок рассказывает о своей семье. В конце занятия дети рисуют свою семью.





Воспитатель вносит в группу поднос с овощами. Дети рассматривают их и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность. Загадывание загадок об овощах. Дид.игра: «Отгадай на вкус», «Вершки и корешки».








Занятие проводится аналогично предыдущему про овощи.








1 часть. Введение в тему. 2 часть. Рассказ повара о своей трудовой деятельности. 3 часть. Экскурсия на кухню; демонстрация некоторых предметов-помощников; демонстрация одежды повара и объяснение ее назначения; рассказ о приготовлении супа.

4 часть. Угощение детей.



1 часть. Введение в тему. Педагог рассказывает сказку про двух путников.

2 часть. Объяснение понятия «последовательность». Дети высказывают свои предположения; совместные обсуждения, приход к единому мнению. 3 часть. Закрепление материала.






1 ч. Введение в тему. Педагог рассказывает и выставляет картинки с изображением крота и человека. 2 ч. Знакомство с основными частями тела человека; введение названий правая и левая и связанные с ними направления. 3 ч. Объяснение основных назначений частей тела, названных детьми.



1ч. Введение в тему. Чтение стихотворения «Осень» М.Ходакова. 2 ч. Вспомнить основные изменения в природе, их последовательность. 3 ч. Осенние изменения в жизни человека. 4 ч. Отношение к осени.

















Загадывание загадки, показ картинок с изображением козы, овцы, коровы, лошади, медведя. Д/игра «Кто лишний». Какую пользу дом. животные приносят людям? Уточнение ответов детей.









1 ч. Введение в тему. Уточнить вместе с детьми, что принесла с собой зима. 2 ч. Чтение произведения К.Д.Ушинского (по частям) «Проказы старухи зимы». 3 ч. Обсуждение произведения, беседа.







1 ч. Введение в тему. Педагог предлагает детям обсудить, за что люди любят праздники? Зачем они нужны людям? Ответы-предположения детей; обобщение ответов педагогом.

2 ч. Беседа о праздниках (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения).




1 ч. Введение в тему. Педагог уточняет к кому обращаются люди, когда у них возникают проблемы со здоровьем? Уточнить ответы детей. 2 ч. Рассказ о профессии врача, приход медицинской сестры.

Экскурсия в мед.кабинет, знакомство с предметами-помощниками и профессиональными действиями. 3 ч. итог занятия.


1 ч. Введение в тему.

2 ч. Рассказ о зимних трудностях птиц. Как мы можем помочь птицам? Ответы-предложения детей.

3 ч. Практическая работа – изготовление кормушек.









Беседа с детьми, загадывание загадок о зверях.

Дидактическая игра со схемами «Накорми зверей».










Педагог приносит телеграмму, в которой говорится, что к ним едут гости. Спрашивает у детей как же им быть? Как подготовиться к приезду гостей? Ответы детей, обсуждение, уточнение.





1 ч. Педагог предлагает детям поговорить о самых любимых, самых близких людях. Обсудить понятие «близкий человек». Чтение стихотворения А.Кондратьева «Рядом мама». 2 ч. За что мы их любим (беседа, обсуждение),




1 ч. Введение в тему. Педагог предлагает ответить на вопрос – «Что такое «смелость»?». Ответы-предположения детей. Наводящие вопросы, обобщение ответов. 2 ч. Рассказ о профессиях. 3 ч. 23 февраля – День защитников Отечества.






1ч. Введение в тему. Педагог предлагает вспомнить, какие перемены принесла зима в жизнь природы и человека. 2 ч. Зимние изменения в жизни природы. 3 ч. Зимние изменения в жизни человека.

Итог занятия.






Педагоги с детьми идут по заранее запланированному маршруту по детскому саду и поздравляют сотрудников.







1ч. Введение в тему. Педагог уточняет у детей, что это за труд дома (домашний труд)? Трудятся ли дома их родители после работы? 2ч. Предметы – помощники. Проводится игровое упражнение «Домашние помощники»; обсуждение целевых назначений предметов. 3 ч. Подведение итога.



1 ч. Введение в тему. Педагог вместе с детьми вспоминают, как они на прогулке лепили снеговиков. Рассказ о веселых снеговиках. 2 ч. Приметы весны в природе. 3 ч. Весна в жизни людей. Подведение итога.




1 ч. «Теоретическая»-рассказ о последовательности роста растения и необходимых для этого условиях. 2 ч. Практическая – посев семян.









1ч. Введение в тему. 2ч. Рассказ о профессии. 3ч. Знакомство с некоторыми предметами – помощниками и профессиональными действиями.









Прогулка вместе с детьми по улице, на которой расположен

детский сад. Беседа, рассматривание домов, обсуждение мнений детей. Игровое упражнение на закрепление понятия город: «В городе или в лесу?»




1ч. Введение в тему. Педагог рассказывает детям легенду о случайности открытия стекла. 2ч. Качества и свойства стекла. 3ч. Использование в жизни человека. 4ч. Правила обращения со стеклом и стеклянными предметами.





1ч. Вводная. Рассматривание комнатного растения, которому нужна помощь. 2ч. Знакомство с основными частями растения.

3ч. Посадка растения









Педагог обсуждает с детьми, где и как трудятся люди. Труд для общества, труд для себя и семьи, хобби и увлечения (труд для души). В конце занятия педагог делает вывод о том, что жизнь человека наполнена трудом – очень разным, очень важным.




Беседа с детьми о растениях, животных, птицах которые живут и обитают на Севере.









Чтение стихотворения К.Ибряева «Здравствуй, лето!».

Рассказ педагога о том, какие изменения происходят в жизни растений и людей летом. Педагог нацеливает детей на встречу после летнего отдыха, когда все обменяются впечатлениями о проведенном лете. Предлагает детям делать в течении лета зарисовки, фотографии.















Рассказ воспитателя о том, что скоро у них будет в городе праздник. Уточнить у детей какой это праздник, в какой день его отмечают, что интересного бывает на празднике посвященный дню города.






































Подбор материала по теме: «Лето на Ямале»; «Фольклор народов Ямала». Составление гербария.




































Поговорить о том, как тяжело вырастить овощи в наших Северных условиях, рассказать о теплицах г.Ноябрьска





























































Особенности явлений природы Севера (ранний и быстрый приход осени). Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.
































Зимние явления природы Севера (зима долгая, суровая, снежная, морозная). Трудности в существовании живых существ Севера.

































Уточнить и расширить представления детей о разнообразии птиц нашего региона, о непростой жизни зимующих птиц. Формировать знания об особенностях строения и поведения птиц. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.

















Поговорить о традиции гостеприимства принятом у разных народов, как оно проявляется и проявлялось (Русские, татары, украинцы и др.)















Рассказать о пожарной службе г.Ноябрьска













Особенности явлений природы Севера (зима долгая, морозная, снежная).

































Весна на Севере приходит позже (потепление, ледоход, половодье, оттаивание почвы). Периоды наступления весны на Севере.





Поговорить о том, какие цветы растут в нашем северном крае, почему именно они










Обратить внимание детей на чистоту улиц и дворов нашего города, поговорить о том, кто заботится о том, чтобы было чисто, воспитывать уважение к чужому труду, чувство гордости за людей и город, в котором мы живем.




Расширять представления детей об улицах нашего города, их истории названия.












































Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную Книгу. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе нашего края.

Рассматривание в книжном уголке иллюстраций о природе России, о Ноябрьске. Заучивание домашних адресов.








Рассматривание в книжном уголке на тему «Город – село». Беседа, чтение художественной литературы.




Дидактические игры «Кто как кричит?», « Чьи детки?», «Кто, что ест?». Чтение художественной литературы.








Беседы, рассматривание картин, иллюстраций с изображением времен года, слушание музыки.





Беседы с детьми в утренние и вечерние часы. Рассматривание фотографий, создание альбома.










Работа с путаницами (орудия труда и предметы быта). Дид.игра «Профессии».








С/р игра «Семья»; рассматривание семейных фотографий; пальчиковая игра «Семья».








Рисование овощей, вырезывание из цветной бумаги, дид.игры, пальчиковая игра «Мы капусту посолили».










Загадывание и отгадывание загадок, настольно – дидактические игры, художественное творчество.




Оформление альбома: «Все работы хороши»; с/р игра «Повара»; дид.игры: «Кем быть»; «Кому что?».







Беседы, рассматривание картин, иллюстраций с изображением времен года, слушание музыки.









Чтение художественной литературы, беседы, игры, рассматривание картинок.







Наблюдение в разные дни и в разную погоду, какими красками богата осень. Чтение стих-я «Листопад» И.Бунина.






С/р игра: «Почта», дид.игры: «Кому что нужно для работы?», «Профессии», составление коллекции открыток, журналов, газет.




Наблюдения, загадывание загадок, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.








Д/игра «Зоологическое домино», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.







Подготовка к новогоднему празднику (разучивание стихотворений, оформление группы, изготовление елочных игрушек, костюмов).




Чтение сказки: «Доктор Айболит», с/игра: «Больница», «Аптека», дид.игры.

Рассматривание содержания аптечки-целевое назначение.






Д/игра: «Отгадай какая птица», наблюдения на прогулке, подкормка птиц, изобразительная деятельность.









Чтение сказки «Зимовье зверей».












Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Семья», беседы в утренние часы приема детей, чтение худ. литературы.




Работа с альбомом «Моя семья».











Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением пожарного, военного, милиционера. Игры детей.







Наблюдения на прогулке, работа с календарем природы, загадывание загадок, разучивание стихов о зиме.






Изготовление подарков, оформление группы к празднику.







Рассматривание картинок с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники.








Чтение художественной литературы, наблюдения, загадывание загадок, изобразительная деятельность, дид.игры.



Беседа о цветах, рассматривание иллюстраций; подготовка семян, земли.









Беседа с детьми; наблюдения. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».










Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, изодеятельность.






Рассматривание различных стеклянных предметов, изготовление секретиков.







Опыт «Растения «пьют» воду»; дид.игра: «Отгадай, что лишнее?»; наблюдения за комн. растениями в уголке природы; дежурство.






Заполнение альбома «Все работы хороши»; «Наши славные дела».









Дидактические игры, чтение художественной литературы, изодеятельность, загадки.






Составление загадок, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке,

выставка рисунков.









Конструктивная деятельность, художественное творчество, подвижные игры на прогулке.











  • Другое
Описание:

Рабочая программа по  ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для  детей  средней   группы

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

36 периодов непосредственно образовательной деятельности ( 1 период в  неделю)При составлении рабочей программы по разделу

«Познавательное развитие»  для  детей  дошкольного  возраста  с 4 – 5 лет  (средняя  группа),  учитывалось обязательное условие: выполнение содержания психолого– педагогической работы образовательной области «Познание» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Ступеньки детства».

 Рабочая  программа  имеет  целью  формировать  элементарные  естественно – научные  представления  об  окружающем  мире (комплексное  представление о природе, многообразие ее объектов и проявлений)

Автор Грачева Раиля Мухасимовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1845
Номер материала 49540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: