РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по
физической культуре
КЛАСС: 10-11
ВСЕГО: 204
часов, 3 часа в неделю
УЧИТЕЛЬ: Морозова
Тамара Владимировна
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
КАТЕГОРИЯ: высшая
ПРОГРАММА
РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования по физической культуре
(базовый уровень) 2010 г., «Комплексной программы физического воспитания
1-11 классы» автором составителем которых является В.И. Лях. и А.А. Зданевич;
издательство «Просвещение», Москва 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10-11 классов
разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования по физической культуре (базовый уровень) 2010 г.,
«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автором
составителем которых является В.И. Лях. и А.А. Зданевич; издательство
«Просвещение», Москва 2010 г.
Рабочая программа состоит из двух частей : базовой в количестве 87
часов и вариативной части в количестве 15 часов. В программу внесены изменения:
вместо раздела «Элементы единоборств» включен НРК «Легкая атлетика» в
количестве 9 часов. По выбору учителя и учащихся увеличено количество часов в
раздел «Лыжная подготовка» в количестве 6 часов.
Целью
физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию
личности посредством формирования физической культуры.
Достижение
цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач,
направленных на:
·
развитие
основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение
функциональных возможностей организма;
·
формирование
культуры движений, обогащение двигательного опыта;
·
приобретение
необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
Рабочая программа по физической
культуре вносит изменения и дополнения в содержание физического воспитания,
последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения.
Основной
формой организации учебного процесса является урок.
В
программе приведено примерное распределение учебного времени на различные
виды программного материала. Выделенный объем времени в базовой части на
различные разделы программы увеличен за счет исключения некоторых видов
(плавание) и за счет часов вариативной части. При трехразовых
занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала
пропорционально увеличивается. Программа рассчитана
на 34 учебные недели в год.
Содержание
данной программы предназначено для обучающихся основной и подготовительной
медицинских групп.
Программный
материал включает разделы: спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика,
лыжная подготовка. Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые
решаются в результате учебной деятельности. Программный материал усложняется по
разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее
пройденных. Теоретические основы знаний о физической культуре
отрабатываются в ходе освоения конкретных технических навыков и умений,
развития двигательных способностей.
Основное содержание10-11 классах
I.Лёгкая атлетика
Легкоатлетические упражнения. Старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий) с
последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»; «эстафетный»;
«кроссовый»).
Прыжки (в
длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега
способом «перешагивание»).
Метания
гранаты.
Прыжки (в
длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега
способом «перешагивание»).
Метания
малого мяча: на дальность с разбега, из положения сидя, стоя на колене, лежа на
спине; по неподвижной и подвижной мишени с места и разбега.
II. Волейбол.
Техника приёма верхних передач. Приём мяча снизу двумя
руками. Приём и передача мяча сверху двумя руками. Тактика 2-х передач. 1-е и
2-е передачи. Прямой нападающий удар. Тактика свободного нападения. Игра в волейбол.
III.Баскетбол.
Ловля и передача мяча с пассивным сопротивлением.
Ведение мяча. Броски мяча в кольцо. Вырывание и выбивание мяча. Нападение
быстрым прорывом. Учебная игра.
IV.
Гимнастика
Акробатические
упражнения и комбинации - девушки: кувырок вперед (назад) в
группировке, вперед ноги скрестно, с последующим поворотом на 180*; стойка на
лопатках, перекат вперед в упор присев; юноши: кувырок вперед ноги скрестно, с
последующим поворотом на 180*, кувырок назад в упор присев; кувырок вперед с
последующим прыжком вверх и мягким приземлением; кувырок через плечо из стойки
на лопатках в полушпагат; кувырок вперед в стойку на лопатках, перекат вперед в
упор присев; стойка на голове и руках силой из упора присев.
V. Лыжная подготовка
Упражнения
лыжной подготовки. Передвижение лыжными ходами (попеременным двухшажным;
одновременным безшажным; одновременным двухшажным), коньковый ход.
Повороты
на месте (махом через лыжу вперед и через лыжу назад), в движении
(«переступанием»), при спусках («упором», «полуплугом»).
Подъемы
(«полуелочкой»; «елочкой») и торможение («плугом»; «упором»), спуски в низкой и
основной стойке (по прямой и наискось).
Преодоление
небольшого трамплина на отлогом склоне.
Темы
теоретических занятий по физической культуре
10-11
класс.
Урок
№
|
Тема
|
12
|
Развитие физической культуры и спорта в
Челябинской области.
|
54
|
Популяризация на Урале олимпийских видов
спорта.
|
49
|
Олимпийские игры, их символика и
ритуалы.
|
93
|
Спортивно-оздоровительная программа
«Президентские состязания».
|
55
|
Лыжная подготовка.
|
56
|
Лыжная подготовка.
|
График распределения учебного материала 10-11 класс
№
|
Учебный
материал
|
часы
|
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
1-11
|
12-27
|
|
28-36
|
37-48
|
49-72
|
73-78
|
79-81
|
82-102
|
1
|
Базовая
часть
|
87
|
1.1
|
Лёгкая
атлетика
|
23
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
21
|
1.2
|
Спортивные
игры:
Волейбол
Баскетбол
|
37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
25
|
|
16
|
|
|
|
|
6
|
3
|
|
1.3
|
Лыжная
подготовка
|
18
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
|
1.4
|
Гимнастика
с
элементами
акробатики
|
9
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
1.5
|
Основы
знаний
о
физической
культуре
|
В
процессе урока
|
2
|
Вариативная
часть
|
15
|
2.1
|
НРК
Легкая
атлетика
|
9
|
2.2
|
По
выбору учителя
Лыжная
подготовка
|
6
|
|
Распределение учебного
времени при учебной нагрузке 3 часа в неделю
|
№ п/п
|
Вид программного материала
|
Количество часов
|
|
1
|
Базовая часть:
|
87
|
|
Спортивные игры
|
37
|
|
Гимнастика с элементами акробатики
|
9
|
|
Легкая атлетика
|
23
|
|
Лыжная подготовка
|
18
|
|
|
|
2
|
Вариативная часть
|
15
|
3
|
Итог
|
102
|
Национальный региональный компонент (НРК) – 82-90 – легкая
атлетика (9 час).
По выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по
углубленному изучению одного или нескольких видов спорта -49-54- лыжная
подготовка (6 уроков ).
Основы знаний о физической культуре используются в течение урока.
Календарно-тематическое планирование составлено на 4 четверти в
соответствии с годовым планом - графиком.
Распределение учебной нагрузки по четвертям:
1 четверть
легкая атлетика с 1 - 11урок
баскетбол с 12 — 27 урок
2 четверть
гимнастика с элементами акробатики с 28-36 урок
Волейбол с 37-48 урок
3 четверть
лыжная подготовка с 49 – 72урок
баскетбол 73-78 урок
4 четверть
баскетбол с 79-81 урок легкая атлетика с 82 - 102урок
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Внеклассная работа. Физкультурно-массовые и спортивные
мероприятия:
1. составлены комплексы «Физкультминутка» и ознакомлены
все преподаватели - предметники,
2. учащиеся принимают участие в Спартакиаде по
физической культуре Верхнеуральского района района,
3. учащиеся принимают участие в Спартакиаде по физической
культуре города Верхнеуральска,
4. по плану школы (методического объединения) принимают
участие в мероприятиях внутри школы,
5. занимаются в секции баскетбола и легкой атлетики в
школе, посещают секционные занятия в свободное время в спортивных школах
города,
6. в сентябре и
апреле - «Тестирование» сдача контрольных нормативов.
Деятельность образовательного учреждения реализуется
в соответствии с миссией школы:
создание условий для развития и становление личности
ребенка, реализации ее природных, личностных потенциалов и способностей,
помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни
и способных к сотрудничеству на условиях партнерства,
субъект-субъектных отношений, взаимопонимания, взаимопомощи, способных к
самосовершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.
Целью физического воспитания в школе
является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования
физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры
являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень
двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры,
мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно – оздоровительную
и спортивную деятельность.
Система физического воспитания, должна
создавать максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических,
но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
В задачи программы физического воспитания
обучающихся включаются приобретение необходимых знаний, воспитание потребности
и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять
их в целях отдыха, повышения трудоспособности, сохранения и укрепления
здоровья.
Решая задачи физического воспитания,
учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты,
как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование
личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим
занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств,
формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников
необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и
навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной
работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Задачи физического воспитания в 10- 11
классах направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать
физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для
укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого
уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными
действиями и формирование умений; применять их в различных по сложности
условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости,
скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных
действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц,
вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной
тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности,
выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
-
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и
избранным видом спорта
формирование адекватной самооценки
личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие
'" целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания);
дальнейшее
развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Министерство образования и науки
Челябинской области рекомендует:
Считать
одним из приоритетных направлений совершенствование процесса физического
воспитания в общеобразовательном учреждении;
·
Создавать условия для обеспечения взаимодействия учебного и
воспитательного процессов физического воспитания для освоения ценностей
физической культуры, удовлетворения потребностей в занятиях физическими
упражнениями, спортом и туризмом;
·
Совершенствовать врачебно – педагогический контроль за
организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;
·
Проводить объективизацию методов оценки и совершенствования
физического и моторного развития обучающихся на основе учета возрастных
психофизиологических характеристик.
Раздел «Основы знаний по физической
культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и
самоконтроля» включен во все основные темы рабочей программы и изучается
в ходе освоения конкретных технических навыков и умений.
Особенности календарно – тематического
планирования рабочей программы заключаются в реализации принципа личностно
ориентированного развивающего обучения:
-Учет уровня
интеллектуального развития учащегося;
-Обеспечения
индивидуального продвижения по учебному материалу;
-Расширение и углубление
содержания для наиболее подготовленных учащихся через представление свободы
выбора дополнительных заданий.
В календарно – тематическом планировании
рабочей программе представлено 3 уровня обученности учащихся. Количество часов,
предусмотренных третьим уровнем, соответствует традиционному темпу продвижения
учащихся по учебному материалу.
Программа рассчитана на два учебных года и
занимает 210 часов.
По ОБУП на изучение физической культуры в
10 – 11 классах отводится по 3 часа в неделю (в каждом классе).
По школьному учебному плану на изучение
физической культуры в 10 – 11 классах отводится по 3 часа в неделю (в каждом
классе).
Всего на изучение предмета в 10 – 11
классах отводится 102 часа в год в каждом классе.
Обоснование выбора количества
часов по годам
обучения и разделам (темам)
программы 10 класс:
Название
раздела
|
Количество
часов по программе
|
Количество
часов по школьному учебному плану
|
Легкая
атлетика
|
24
|
24
|
Спортивные
игры
|
46
|
46
|
Лыжная
подготовка
|
18
|
18
|
Гимнастика
с элементами акробатики
|
14
|
14
|
Всего
|
102
|
102
|
Обоснование выбора количества
часов по годам
обучения и разделам (темам)
программы 11 класс:
Название
раздела
|
Количество
часов по программе
|
Количество
часов по школьному учебному плану
|
Легкая
атлетика
|
24
|
24
|
Спортивные
игры
|
46
|
46
|
Лыжная
подготовка
|
16
|
16
|
Гимнастика
с элементами акробатики
|
16
|
16
|
Всего
|
102
|
102
|
Учебно
– тематический план 10 класс
|
Вид
программного материала
|
I
Четверть (27
ч.)
|
II
Четверть (21 ч.)
|
III
Четверть (30ч.)
|
IV
Четверть
(24 ч.)
|
1
|
Легкая атлетика
|
10
|
|
|
14
|
2
|
Гимнастика с
элементами акробатики
|
|
14
|
|
|
3
|
Спортивные игры
|
17
|
7
|
12
|
10
|
4
|
Лыжная
подготовка
|
|
|
18
|
|
|
"Вариативная часть - 18 часов (спортивные игры - 16
ч. + лыжная подготовка - 2 ч.)
|
Учебно
– тематический план 11 класс
|
Вид
программного материала
|
I
Четверть (27
ч.)
|
II
Четверть (21 ч.)
|
III
Четверть (30 ч.)
|
IV
Четверть
(24ч.)
|
1
|
Легкая атлетика
|
10
|
|
|
14
|
2
|
Гимнастика с
элементами акробатики
|
|
16
|
|
|
4
|
Спортивные игры
|
17
|
5
|
14
|
10
|
5
|
Лыжная
подготовка
|
|
|
16
|
|
|
"Вариативная часть - 18 часов (спортивные игры - 16
ч. + лыжная подготовка - 2 ч.)
|
Уровень физической
подготовленности учащихся 11-15 лет оценивается
следующим
контрольно – измерительным инструментарием:
№ п/п
|
Физические
способности
|
Контрольные
упражнения (тест)
|
Возраст,
лет
|
Уровень
|
Мальчики
|
Девочки
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
1
|
Скоростные
|
Бег 30
м,с
|
16
17
|
5,2 и
ниже
5,1
|
5,1-4,8
5,0-4,7
|
4,4 и
выше
4,3
|
6,1 и
ниже
6,1
|
5,9-5,3
5,9-5,3
|
4,8 и
выше
4,8
|
2
|
Координационные
|
Челночный
бег 3х10 м,с
|
16
17
|
8,2 и
ниже
8,1
|
8,0-7,7
7,9-7,5
|
7,3 и
выше
7,2
|
9,7 и
ниже
9,6
|
9,3-8,7
9,3-8,7
|
8,4 и
выше
8,4
|
3
|
Скоростно
–силовые
|
Прыжок в
длину с места, см
|
16
17
|
180 и
ниже
190
|
195-210
205-220
|
230 и
выше
240
|
160 и
ниже
160
|
170-190
170-190
|
210 и
выше
210
|
4
|
Выносливость
|
6
минутный бег, м
|
16
17
|
1100 и
ниже
1100
|
1300-1400
1300-1400
|
1500 и
выше
1500
|
900 и
ниже
900
|
1050-1200
1050-1200
|
1300 и
выше
1300
|
5
|
Гибкость
|
Наклон
вперед из положения сидя, см
|
16
17
|
5 и ниже
5
|
9-12
9-12
|
15 и
выше
15
|
7 и ниже
7
|
12-14
12-14
|
20 и
выше
20
|
6
|
Силовые
|
Подтягивание:
на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики)
На
низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)
|
16
17
|
4 и ниже
5
|
8-9
9-10
|
11 и
выше
12
|
6 и ниже
6
|
13-15
13-15
|
18 и
выше
18
|
Требования к уровню подготовки
учащихся 10 классов:
В результате освоения Обязательного
минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по
окончанию десятого класса должны достигнуть следующего уровня развития
физической культуры.
Объяснять:
Значение физической культуры в развитии общества и человека, влияние на
развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
Значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека.
Профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с
регулярными занятиями физическими упражнениями;
Особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями
различной направленности и контроля их эффективности;
Особенности организации и проведения
индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленности;
Самообучения двигательным действиям, особенности развития физических
способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы
их структуры, содержания и направленности;
Соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий
физическими упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и
соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической
культурой.
Проводить:
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей
профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической
подготовленностью;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями;
приемы массажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших
классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планы-конспекты индивидуальных занятий.
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими
упражнениями, функциональное состояние организма и физическую
работоспособность;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических
упражнений.
Демонстрировать:
Физические
способности
|
Физические
упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Скоростные
|
Бег 30
м, с
Бег 100
м,с
|
5,1
14,6
|
5,6
17,8
|
Силовые
|
Подтягивание
из виса на высокой перекладине, раз
Прыжок в
длину с места, см
Подтягивание
в висе лежа на низкой перекладине, раз
|
13
210
-
|
-
170
12
|
К
выносливости
|
Кроссовый
бег 3 км, м
Кроссовый
бег 3 км, м
|
14 мин
50 с
-
|
-
11 мин
00 с
|
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на
дальность и на меткость: метать
различные по массе и форме снаряды (фанату, утяжеленные малые мячи,
резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (10 м) с использованием
четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме
снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5
м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную
цель 1X1 м с 20 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и
акробатических упражнениях: выполнять
комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши),
на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги
врозь через коня в длину высотой 115—120 см (юноши); выполнять комбинацию из
отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять
акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через
препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее
освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов
(девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью
ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить
учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать
и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного
упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая
подготовленность: соответствовать, как
минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей
(табл. 16), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей
учащихся.
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды
физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и
здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического
развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических
состояний.
Способы спортивной
деятельности: участвовать
в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость;
осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на
занятиях физическими упражнениями: согласовывать
свое поведение с интересами коллектива; при выполнении
упражнений критически оценивать собственные достижения.
Требования
к уровню подготовки учащихся 11 классов:
В результате освоения Обязательного
минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по
окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической
культуры.
Объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и
принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном
мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших
достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека,
профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с
регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время
занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных
занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их
эффективности;
особенности организации и проведения
индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленности;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности
развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы
их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений,
их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий
физическими упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и
соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической
культурой.
Проводить:
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей
профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической
подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями,
приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
приемы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших
классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими
упражнениями, функциональное состояние организма и физическую
работоспособность;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических
упражнений.
Демонстрировать:
Физические
способности
|
Физические
упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Скоростные
|
Бег 30
м, с
Бег 100
м,с
|
5,0
14,3
|
5,4
17,5
|
Силовые
|
Подтягивание
из виса на высокой перекладине, раз
Прыжок в
длину с места, см
Подтягивание
в висе лежа на низкой перекладине, раз
|
10
215
-
|
-
170
14
|
К
выносливости
|
Кроссовый
бег 3 км, м
Кроссовый
бег 3 км, м
|
13 мин
50 с
-
|
-
10 мин
00 с
|
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на
дальность и на меткость: метать
различные по массе и форме снаряды (фанату, утяжеленные малые мячи,
резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием
четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме
снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5
м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную
цель 1X1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и
акробатических упражнениях: выполнять
комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши),
на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги
врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши); выполнять комбинацию из
отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять
акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через
препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее
освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов
(девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью
ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить
учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать
и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного
упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая
подготовленность: соответствовать, как
минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей
(табл. 16), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей
учащихся.
Способы
физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды
физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и
здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического
развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических
состояний.
Способы спортивной
деятельности: участвовать
в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость;
осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на
занятиях физическими упражнениями: согласовывать
свое поведение с интересами коллектива; при выполнении
упражнений критически оценивать собственные достижения. Уровень физической
культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют
региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень
физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору
учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного
или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
Учебно
– методический комплекс для 10 - 11 классов обеспечивающий реализацию рабочей
программы:
Учебная
программа
В.И.
Лях, А. А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-
11 класс, Просвещение, 2012г.
Учебник
Лях
В.И.. Зданевич А.А. Физическая культура 10-11 класс (базовый уровень). М.,
Просвещение, 2010 год.
Методические
пособия
1.Видякин
М.В. «Система лыжной подготовки детей и подростков». Методическое пособие –
Волгоград.: Учитель 2006.
Инструментарий
для отслеживания результатов учащихся
В.И.
Лях, А. А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-
11 класс, Просвещение, 2012г.
Перечень
интернет - ресурсов:
1.
Газета «Спорт в школе» http://spo.Iseptember.ru.
2.
Сайт белорусских коллег –учитель физкультуры http://www.zloy-fizruk.narod.ru/.
3.
Сайт «Физкультура в школе. Публикации. Нормативы.» http://www.shk-fizra.ru/.
4.
Сайт «Педсовет.орг» http://pedsovet.org.ru/.
5.
Сайт «Центральной отраслевой библиотеки по физической культуре и спорту» http://lib.sporteduru/.
6.
Образовательный портал г. Челябинска (раздел «Методический кабинет») http://chel-edu.ru/.
7.
Сайт лаборатории методической работы МОУДПОУМЦ (находится в разработке) http://metodlab.mov.su/.
8.
Блог «Конкурсы» http://konkurschel.blogspot.com.ru/.
9.
Блог «Дистанционное обучение» http://distant-met.blogspot.com/.
10.
Блог «Школа модного учителя» http://chmychel.blogspot.com/.
11.
Министерство образования и науки Российской Федерации -http://www.mon.gov.ru/.
12.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)- http://www.ed.gov.ru/.
13.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)- http://www.obrnadzor.gov.ru/.
14.
Федеральный центр экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании -http://mto.ru/.
15.
Федеральное государственное учреждение. Федеральный центр образовательного
законодательства -http://www.lexed.ru/fag/
Материально – техническое обеспечение
В образовательном учреждении имеется
спортивный зал, спортивная площадка, соответствующий спортивное оборудование: Оборудован
е спортивное: комплект для занятий по общей физической подготовке;
устройства для воспитания и развития физических качеств. Оборудование для
контроля и оценки действий: комплект для занятий гимнастикой, комплект для
занятий легкой атлетикой, комплект оборудования для занятий спортивными и
подвижными играми. Вспомогательное оборудование: вспомогательное
оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря и оборудования. Спортивный
инвентарь для гимнастики: обруч металлический и пластмассовый, палка
гимнастическая, перекладина пристеночная тренировочная, скакалка
гимнастическая, перекладина пристеночная тренировочная. Спортивный инвентарь
для легкой атлетики: граната 0,5 кг., граната, 0,75 кг., дорожка для
разбега резиновая, свисток судейский, секундомер двухкнопочный, ядро для
толкания (ср.вес 5.5 кг.). Спортивный инвентарь для настольного тенниса: набор
настольного тенниса, стол для настольного тенниса. Спортивный инвентарь для
футбола: Ворота для мини – футбола, мяч футбольный. Спортивный инвентарь
для баскетбола: мяч баскетбольный, щит тренировочный с фермой, кольцом,
сеткой. Спортивный инвентарь для волейбола: мяч волейбольный, сетка
волейбольная, сетки волейбольные для площадок. Прочие: шахматы, шашки с
доской, маты гимнастические, коньки, лыжи.
Характеристика
контрольно – измерительных материалов используемых при оценивании уровня
подготовки учащихся
Оценивание
качества знаний и умений учащихся 10-11 классов осуществляется при помощи
следующих методических пособий: - Байбородов Л.В., Бутин И.М. и др. «Методика
обучения физической культуре 1-11 классы» Методическое пособие. М:
«Гуманитарный издательский центр ВДАДОС» 2004.
-.Видякин
М.В. «Система лыжной подготовки детей и подростков». Методическое пособие –
Волгоград.: Учитель 2006.
-Матвеев
А.П «Экзамен по физической культуре. Вопросы и ответы» -М.: « ВЛАДОС-ПРЕСС»
2003.
-Киселев
П.А « Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к
олимпиаде» Методическое пособие.- М.: Глобус2009.
-Методика
физического воспитания учащихся 10-11 класс под редакцией Ляха. М.,
Просвещение, 2006 год.
-Мишин
В.И. Настольная книга учителя физической культуры. М. Астрель 2003 год.
-Погадаев
Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М., Просвещение, 2005 год.
-Сборник
нормативных документов. Физическая культура / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.
Аркадьев. М. Дрофа, 2004.
В современных условиях в практику работы
школ активно вводится тестовый контроль, который в сочетании с другими формами
и методами контроля дает высокий педагогический эффект.
Методика оценки успеваемости
Оценка успеваемости -одна из средств
повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать
освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности
учеников, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их
активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности
учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура».
Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины
знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической
подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать
глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся
использовать знания применительно к контрольным случаям и практическим занятиям
физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в
котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично
его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4»ставится за ответ, в котором
содержатся небольшие и незначительные ошибки.
Оценка «3» учащиеся получают за ответ, в
котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале,
нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются
различные методы.
Метод опроса применяется в устной и
письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после
выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных
физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том,
что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них.
Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний
является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например,
изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного
комплекса и т.п.
По технике выполнения двигательными
действиями (умениями, навыками)
Оценка «5» -двигательное действие
выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и
четко.
Оценка «4» -двигательное действие
выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая
скованность движений.
Оценка «3»-двигательное действие выполнено
в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок,
приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения
двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и
комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в
том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учителя. Скрытое наблюдение
состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести
наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для
выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и
демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки
уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних
заданий.
Суть комбинированного метода состоит в
том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения
техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и
индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или
класс в целом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.