Рассмотрено
на заседании ШМО учителей ______________________
________________
Ф.И.О.
№
протокола ______
«___»____________
2014г.
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
________________
Ф.И.О.
«___»
________________ 2014г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ОУ
________________
Ф.И.О.
«___»______________
2014г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
2014-2015
учебный год
Предмет
|
Класс
|
Количество
часов
|
Рабочая
программа по основам религиозных культур и светской этики (Модуль «Светская
этика»)
|
4
|
17
|
Учитель: Малых Светлана
Владимировна
Пояснительная
записка
к
рабочей программе по основам религиозных культур и светской
этики.
Модуль
«Светская этика»
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований
Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков]
– М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной
основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа
[сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 —
(Стандарты второго поколения).
4. Примерной
программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:
учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального
института развития образования, Академии повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования, представители
религиозных конфессий].
Информационно-методическое
сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования»
Учебный курс ОРКСЭ
является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в
системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ
является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание
их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание
знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную
роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в
воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего
ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному
диалогу во имя социального сплочения.
Место
комплексного учебного курса в учебном плане.
В
учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
отводится 17 часов в 4 классе и 17 часов в пятом классе. Всего 34 часа. На
протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним
педагогом в 4 и в 5 классе.
Каждому обучающемуся в рамках освоения
содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных
представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное
учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей), а также собственных возможностей
организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень
модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей)
является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или
иного модуля.
В процессе изучения курса
предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе
изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить
ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Основные
задачи комплексного учебного курса:
·
знакомство обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур и светской этики;
·
развитие представлений младшего подростка о
значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
·
обобщение знаний, понятий и представлений о
духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
·
развитие способностей младших школьников к общению
в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный
курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры
как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного, культурного многообразия и исторического,
национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение
школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
·
понимание значения нравственности, морально
ответственного поведения в жизни человека и общества;
·
формирование первоначальных представлений об
основах религиозных культур и светской этики;
·
формирование уважительного отношения к разным
духовным и светским традициям;
·
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры
многонационального народа России;
·
укрепление средствами образования преемственности
поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение
детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно
быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
·
формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину;
·
формирование образа мира как единого и целостного
при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и
уважения к истории и культуре всех народов;
·
развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
·
развитие этических чувств как регуляторов
морального поведения;
·
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
·
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
·
наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным
результатам:
·
овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
·
формирование умений планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
·
умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных заданий;
·
овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
·
овладение логическими действиями анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
·
готовность слушать собеседника, вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
·
определение общей цели и путей её достижения,
умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
·
знание, понимание и принятие обучающимися
ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций многонационального народа России;
·
знакомство с основами светской и религиозной
морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
·
формирование первоначальных представлений о
светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности
России;
·
осознание ценности нравственности и духовности в
человеческой жизни.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи
учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство
обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
4. Развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные
условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного,
самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства
российской жизни.
Содержание
учебного курса
На
уроках этики обучающимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и
порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество
терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении
основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого
дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая
основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много
полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в
общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики
познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи
у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят
смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На
уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с
русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом «
Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников.
Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей
Календарно-тематическое планирование
предмета ОРКСЭ на 2014 – 2015 учебный год
№
урока
|
Дата
|
Тема
урока
|
Планируемые
результаты обучения
|
Возможные
виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля
|
Возможные
направления творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся
|
Использование
ТСО, компьютерной техники, программного обеспечения
|
план
|
факт
|
Освоение
предметных знаний (базовые понятия)
|
Универсальные
учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
|
I
четверть (3 часа)
|
1
|
|
|
Россия – наша
Родина.
Тип урока
– изучение
нового
материла
|
- знать, понимать и принимать ценности:
Отечество, семья, религия - как основы религиознокультурной традиции
многонационального народа России
П., - принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- владеть логическими действиями установления
причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно
использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных
технологий для решения этических задач;
- определять общие цели групповой деятельности, и
пути ее достижения;
Р., - планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей
воспитание патриотизма, гражданственности,
- формирование самоидентичности, приобщение к
духовным ценностям человечества, российским национальным культурным
ценностям, ценностям культурно-регионального сообщества, традиционным
религиозным ценностям
|
Знакомятся с учебником; отвечают на вопросы. Формулируют
проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают
проблемные вопросы.
Читают текст учебника с комментированием; работают с
иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. Оценивают
урок.
|
учебно-исследовательская
и проектная деятельность «Родословное древо».
|
ЦОР - Основы
светской этики М: Просвещение, 2012 – урок 1.
|
2
|
|
|
Что такое светская
этика?
Тип урока
– изучение
нового
материла
|
Отвечают на вопросы; читают учебник. Работают с
иллюстративным материалом; планируют деятельность; ставят цели. Читают, отвечают
на вопросы.
Подводят итоги урока; беседуют.
Формирование первичных представлений об этике как
науке и о содержании курса, который предстоит изучать
П., - строить
рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть
навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного
построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по
этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его
этическую позицию, вести диалог.
- проявлять
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., -
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
- принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
- развитие этических чувств как
регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
|
Беседа, комментированное
чтение, устный
творческий рассказ на тему,
работа с
иллюстративным
материалом, самостоятельная работа с
учебником
|
|
ЦОР -
Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 2,
|
3
|
|
|
Мораль и культура.
Тип урока
–
комбинированный
|
Подводят итоги выполнения домашнего задания; оформляют
выставки; отвечают на вопросы.
Формулируют проблемные вопросы
Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные
вопросы.
Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным
материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. Оценивают
урок.
- иметь первоначальные представления об
отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального народа России
П., - владеть
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
этических понятий;
- строить рассуждения, в соответствии с известным
понятиям новых этических категорий.
К., - адекватно
использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных
технологий для решения этических задач;
- определять общие цели групповой деятельности, и
пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
Р., -
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее
реализации
- уважение к религиозным и этическим ценностям; развитие
интереса к изучению предмета
|
Беседа, комментированное
чтение, устный
рассказ на
тему, подготовка
вопросов по содержанию текста, самостоятельная
работа с источниками информации,
подготовка творческой беседы с членами семьи
|
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 урок 3
|
II
четверть (3 часа)
|
4
|
|
|
Особенности морали.
Тип урока
–
комбинированный
|
Знать о морали и нравственности, их значении в жизни
людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали,
понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений
-
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях,
П., - строить
рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение
собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать
возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
нравственную позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку нравственного поступка;
Р., -
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее
реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения
результатов в сфере освоения этики;
-
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями.
|
. Беседа, устный
рассказ на
тему, самостоятельная работа с источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
.
|
Вспомни или
придумай пример
(историю из жизни, кино
и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей
морали.
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 4
|
5
|
|
|
Добро и зло.
Тип урока – изучение
нового
материла
|
-формирование
представлений о нравственных качествах человека и их значении; о добре и зле.
П., - строить
рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать
со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и
проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
-
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
|
Беседа, устный
рассказ на
тему, самостоятельная работа с источниками
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи
|
Создай свою
копилку добрых
дел и проиллюстрируй их.
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 5
|
6
|
|
|
Добро и зло
Тип урока
–
комбинированный
|
Беседа, устный
рассказ на тему, самостоятельная
работа с источниками
|
учебно-исследовательская
и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей».
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 6
|
III
четверть (5 часов)
|
7
|
|
|
Добродетели и
пороки.
Тип урока
-
изучение
нового
материла
|
-формирование первичных представлений о
добродетели как этической категории и качестве личности.
П., - владеть
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между
этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным
понятиям новых этических категорий.
К., - владеть
навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного
построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по
этическим вопросам;
Р., - осознавать и
проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями.
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах,
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
|
Беседа,
комментированное
чтение, расск работа с источниками
информации,
под
|
учебно-исследовательская
и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей».
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 7.
|
8
|
|
|
Свобода и
моральный
выбор человека.
Тип урока
–
комбинированный
|
-
Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация
морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально
ответ-ственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
П., - владеть
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между
этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным
понятиям новых этических категорий.
К., - владеть
навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного
построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по
этическим вопросам;
Р., - осознавать и
проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями.
|
Беседа,
комментированное
чтение, устный
рассказ на
тему,
самостоятельная
работа
с источниками информации,
подготовка творческой беседы
с
членами семьи.
|
|
ЦОР -
Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 9.
|
9
|
|
|
Свобода и
ответственность.
Тип урока
–
комбинированный
|
-
Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное
поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.
Л.,-Воспитывать толерантность,
уважение друг к другу.
П., - владеть
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между
этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным
понятиям новых этических категорий.
К., - владеть
навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного
построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по
этическим вопросам;
Р., - осознавать и
проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями.
|
Работа в
группах, анализ
ситуационных заданий,
беседа,
комментированное
чтение
|
Рисунок,
иллюстрирующий
ответственность человека.
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 10.
|
10
|
|
|
Моральный долг.
Тип урока
–
комбинированный
|
-
Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной
обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека,
семьи, общества.
., - строить
рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение
собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать
возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную
позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку нравственного поступка;
Р., -
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее
реализации;
|
Работа в
группах, беседа,
комментированное
чтение.
Игра: как бы
я повел себя в этой
ситуации .
Самостоятельная
работа
«Составить
предложение
со словом
долг».
|
Подобрать пословицы,
в которых,
говорилось
о
долге человека.
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 11
|
11
|
|
|
Справедливость.
Тип урока
–
комбинированный
|
Формирование первичны представлений о справедливости
и ее значении в жизни людей и общества.
П., - владеть
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между
этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным
понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать
со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
-находить выходы из спорных ситуаций;
Р., -
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере
освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные
состояния, связанные с этическими переживаниями
- становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
|
Отвечают на вопросы, формулируют проблему. Планируют
деятельность, ставят
вопросы. Слушают, анализируют
текстовой материал; читают, отвечают на вопросы,
приводят примеры. Составляют синквейн.
|
учебно-исследовательская
и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Справедливость»
|
ЦОР
- Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 12.
|
12
|
|
|
Альтруизм
и
эгоизм.
Тип урока
–
комбинированный
|
Познакомить
с понятия-ми эгоизм, альтруизм,
разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными
по отношению к близким людям.
П., - строить
рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - определять
общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о
распределении ролей;
- сотрудничать со сверстниками в различных учебных
ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., -
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий;
-
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
|
Беседа,
комментированное
чтение, устный
рассказ на
тему.
Самостоятельная работа
«Найти и выписать
определения альтруизма
и
эгоизма»
|
|
ЦОР - Основы
светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13.
|
IVчетверть
(4 часа)
|
13
|
|
|
Дружба.
Тип урока
–
комбинированный
|
- актуализировать
и развить представление о дружбе как необходимой нравственной ценности во
взаимоотношениях людей.
П., - строить
рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - определять
общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о
распределении ролей;
- сотрудничать со сверстниками в различных учебных
ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., -
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий;
-
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах,
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
|
Работают с терминами и понятиями, отвечают на вопросы.
Слушают, анализируют, формулируют проблемы. Планируют
деятельность Просматривают и прослушивают аудио- и видео- материалы,
анализируют; отвечают на вопросы; работают с учебником; выполняют творческое задание
- составляют и оформляют « Кодекс настоящего друга», представляют результаты
|
учебно-исследовательская
и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Дружба»
|
ЦОР-Основы
светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 14.
|
14
|
|
|
Что значит
быть
моральным?
Тип урока
–
комбинированный
|
-
знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с
основными нормами светской морали, понимать ее значение в выстраивании
конструктивных отношений
П., - строить
рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение
собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать
возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную
позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку нравственного поступка;
Р., -
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее
реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения
результатов в сфере освоения этики;
-
осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими
переживаниями
|
Отвечают на вопросы; выдвигают гипотезы; формулируют
проблему.
Ставят вопросы. Читают учебник, составляют схемы; отвечают
на
вопросы; выполняют словарную
работу. Участвуют в игре «Задай вопрос»
|
учебно-исследовательская
и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.
|
ЦОР-Основы
светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 15.
|
15
|
|
|
Подготовка
творческих работ
(проектов) учащихся.
Тип урока
–
урок
систематизации знаний.
|
Повторение
основных содержательных моментов курса.
П, - осуществлять
информационный поиск ;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий
и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно
использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных
технологий для решения этических задач;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
различных учебных ситуациях;
Р., -
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и определять условия ее реализации;
-
определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере
освоения этики;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
-
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях,
|
Выбирают
темы проектов. Формируют творческие группы. Составляют план работы.
Готовят
материалы к исследовательской работе.
Разрабатывают
проект. Оформляют результаты
|
Учебно-исследовательская
и проектная деятельность.
|
ЦОР-Основы
светской этики
М.:
Просвещение, 2012 – урок 16.
|
16
|
|
|
Подведение
итогов.
Творческий
отчет.
Тип урока
–
обобщающий
|
- понимать значения нравственности в
жизни человека и общества;
- иметь первоначальные представления о
светской этике
П., - понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- строить рассуждения, в соответствии с известным
понятиям этических категорий.
К., - адекватно
использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных
технологий для решения этических задач;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую
позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения;
Р., - вносить
соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета
характера ошибок;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
|
Презентуют
результаты учебно – исследовательской и проектной деятельности.
Оценивают
свои результаты, и результаты работы одноклассников
|
учебно-исследовательская
и проектная деятельность
|
ЦОР-Основы
светской
этики.
М.:
Просвещение, 2010 – урок 17.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Программа,
автор
|
Класс
|
Учебник,
издательство, год издания, уровень
|
Пособие
для учителя, издательство, год издания
|
Пособие
для обучающихся, издательство, год издания
|
Контрольно-измерительные
материалы, издательство, год издания
|
Авторская
программа А.Я. Данилюка «Основы
светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы). М.:
«Просвещение», 2012
|
4
|
1. «Основы
светской этики»,
пособие для учащихся
М. Просвещение 2012
|
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2012
|
1. «Основы
светской этики»,
пособие для учащихся
М. Просвещение 2012
|
|
- Электронные
образовательные ресурсы
№
п/п
|
Название
электронного образовательного ресурса
|
Вид
электронного образовательного ресурса
|
Издательство
(для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)
|
Ресурсы
сети Интернет
|
1
|
Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
|
CD
диск
|
М.
Просвещение. 2012.
|
Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru.
|
3. Планируемые
результаты изучения курса
В соответствии с требованиями ФГОС
воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые
получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов
— приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Второй уровень результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трех уровней
воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания
и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической,
социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее
национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других
аспектах.
-
Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни
человека и общества;
-
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и
светской этики;
-
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,
и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа
России;
-
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе
сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
4. Требования,
предъявляемые к обучающимся
В результате изучения Основ
религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных
культур;
- историю возникновения
религиозных культур;
- историю развития различных
религиозных культур в истории России;
особенности и традиции
религий;
- описание основных
содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
- описывать различные явления
религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь
между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по
поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы
поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение
с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:
слушать собеседника и
излагать свое мнение;
- готовить сообщения по
выбранным темам.
Формы
контроля и возможные варианты его проведения:
-
индивидуальный контроль (контроль учителем):
-
устный опрос,
-
домашняя работа (поисковая, творческая),
-
самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).
По предмету оценки не выставляются.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.