Инфоурок Русский язык Рабочие программыРабочая программа курсов по русскому языку "Всё, что нужно знать для сдачи ГИА"

Рабочая программа курсов по русскому языку "Всё, что нужно знать для сдачи ГИА"

Скачать материал

 

Рабочая программа к курсам по русскому языку

«Всё, что нужно знать для сдачи ГИА»

 

Пояснительная записка

Актуальность введения в школе курса «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью подготовки выпускников 9 класса к экзамену, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 60 часов.

Занятия организованы по два академических часа в неделю с октября по июнь.

Цель обучения орфографии в школе  – формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Также целью курса является успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

·         научность;

·         доступность;

·         последовательность и системность изложения материала;

·         преемственность и перспективность;

·         связь теории с практикой;

·         наглядность;

·         целостность.

Курс «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

·         закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

·         закрепить знания в области пунктуационной грамотности обучающихся;

·         продолжить развивать умения и навыки по созданию собственных текстов (написание изложений и сочинений на лингвистическую и морально-этическую тему).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

·         эвристическая беседа;

·         исследование;

·         проблемно-поисковые задания;

·         наблюдение;

·         лингвистические игры;

·         индивидуальные задания.

·          

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

·        овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

·        научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

·        владеть формами обработки информации исходного текста;

·        работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

·        четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

·        самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

·        работать с бланками экзаменационной работы;

·        сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Формирование орфографической зоркости» (60 часов)

№ п/п

Темы занятий

Дата

Краткое содержание

Знания, умения, навыки

Запл.

Факт.

1-2.

Введение. Структура экзаменационной работы в 9 классе.

 

Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания.

Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания.

3-4.

Основные способы сжатия текста.

 

Познакомиться с основными приёмами сжатия текста для написания сжатого итогового изложения.

Знать: основные приёмы сжатия текста. Уметь: применять их на практике.

5-6.

Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста.

 

Тема, проблема, идея, авторская позиция.

Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция.

Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию.

7-8.

Изобразительно-выразительные средства языка.

 

Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса.

Знать: изобразительно-выразительные средства языка.

 Уметь: находить в тексте тропы, определять их функции.

9-10.

Орфограммы  в приставках.

 

Приставка. Зна­чения приставок. Единообразное на­писание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С.

Знать: правила написания  неизменяемых приставок, букв з и с на конце  приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-.

Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками  на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выде­лять в словах изученную орфо­грамму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой

10-11.

Орфограммы в корне.

 

Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне.

Знать: орфографические правила написания корней слов.

Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися).

12.

Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.

 

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

13-14.

Орфограммы в суффиксах.

 

Правописание суффиксов в различных частях речи.

Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи.

Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи.

15-16.

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах.

 

Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.

Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения.

17-18.

Алгоритм написания сочинения на морально-этическую тему.

 

Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста.

19-20.

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

 

Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения.

Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения.

Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения.

21-22.

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.

 

23-24.

Сложносочиненное предложение.

 

Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.

Знать:  отличие простого предложения от сложного.

Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений.

25-26.

Сложноподчиненное предложение.

 

Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.

Знать:  отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения.

Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений.

27-28.

Виды связи слов в словосочетании.

 

Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний.

Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания.

 Уметь:  моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

29-30.

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

 

Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ.

Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении.

31-32.

Виды односоставных предложений.

 

Односоставные предложения, их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены  односоставного предложения.

Знать: структурные особенности односоставных предложений.

 Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения.

33-34.

Бессоюзное сложное предложение.

 

Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП.

Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП.

Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и  особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП.

35-36.

Способы связи в сложной синтаксической конструкции.

 

Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и подчинительная связи.

Знать: алгоритм постановки знаков препинания   в  сложных предложениях  с различными видами связи.

Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания   в  сложных предложениях  с различными видами связи.

37-38.

Тестирование в форме ГИА с последующим анализом работ.

 

Тест в формате ГИА.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА.

30-40.

Редактирование исходного текста. Сжатое изложение.

 

 

Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста.

Уметь редактировать собственный текст.

41-42.

Написание сжатого изложения с последующим анализом работ.

 

Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста.

Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

43-44.

Принципы русской орфографии.

 

Принципы русской орфографии:  морфологический, фонетический, дифференцированного написания.

Знать: принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания.

Уметь: применять принципы русской орфографии при создании собственного речевого произведения.

45-46.

Принципы русской пунктуации.

 

Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Знать: принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Уметь: применять принципы русской пунктуации при создании собственного речевого произведения.

47-48.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с последующим анализом.

 

Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

 

49-50.

Лексические нормы.

 

Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики.

Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения.

51-52.

Виды речевых ошибок и недочетов.

 

Типология речевых ошибок и недочетов.

Знать: типологию речевых ошибок и недочетов.

Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их.

53-54.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста, с последующим анализом.

 

Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста.

55-56.

Грамматические нормы.

 

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Знать: типологию грамматических норм современного русского языка.

Уметь: применять грамматические нормы при создании собственного речевого произведения.

57-58.

Синтаксические нормы.

 

Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов.

Знать: синтаксические нормы современного литературного языка.

Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения.

59.

Неопределённые формы глагола в роли обстоятельств.

 

 

Инфинитив, обстоятельство.

Знать: случаи, когда инфинитив является обстоятельством в предложении. Уметь: отличать их от составных глагольных сказуемых.

60.

Итоговое тестирование в форме ГИА.

 

 

Тест в формате ГИА.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА.

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.

2.     Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.

3.     Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.

4.     Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.

5.     Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.

6.     Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

7.     Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.

8.     Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.

9.     Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.

10. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.

11. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.

12. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.

13. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.

14. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.

15. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.

16. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

17. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.

18. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.

19. Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа курсов по русскому языку "Всё, что нужно знать для сдачи ГИА""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по курса русского языка "Всё, что нужно значть для сдачи ГИА" рассчитана на 60 часов внеклассной работы с обучающимися. В ней предлагается поэтапное систематизирование знаний, обучение всем видам сочинения. На каждом занятии предусмотрена теоретическая и практическа часть. Цель курса - поэтапная подготовка к сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе.

Программа охватывает все необходмые темы, составлена в соответствии с ФГОС (второго поколения), где выделяются знания, которыми должны овладеть обучающиеся и умения, которые являются основой любого теоретического обучения. Изучнение каждой предложенной темы рассчитано в среднем на два академических часа. 

В конце приводится литература, каоторя будет полезна при подготовке и для учащихся, и для учителя.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 181 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 432
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4815
  • 134
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 669
    • DOCX 39.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Емалетдинов Марат Жульевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Емалетдинов Марат Жульевич
    Емалетдинов Марат Жульевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1511
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек