Рабочая программа к курсам по русскому языку
«Всё, что нужно знать для сдачи ГИА»
Пояснительная записка
Актуальность введения
в школе курса «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» по выбору определяется, с
одной стороны, необходимостью подготовки выпускников 9 класса к экзамену, с
другой стороны, недостаточностью времени на уроке для тренинга. Данный курс
предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 60 часов.
Занятия организованы по два академических часа в неделю с октября
по июнь.
Цель обучения орфографии в школе
– формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности
учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Также целью
курса является успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому
языку.
Дидактические принципы
отбора содержания материала:
·
научность;
·
доступность;
·
последовательность и системность изложения материала;
·
преемственность и перспективность;
·
связь теории с практикой;
·
наглядность;
·
целостность.
Курс «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» имеет
познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных
задач:
·
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия
написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
·
закрепить знания в области пунктуационной грамотности
обучающихся;
·
продолжить развивать умения и навыки по созданию собственных
текстов (написание изложений и сочинений на лингвистическую и
морально-этическую тему).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический,
словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими
принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
·
эвристическая беседа;
·
исследование;
·
проблемно-поисковые задания;
·
наблюдение;
·
лингвистические игры;
·
индивидуальные задания.
·
В ходе занятий учащиеся должны
научиться:
·
овладеть
комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции
9-классников;
·
научиться
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
·
владеть
формами обработки информации исходного текста;
·
работать
с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
·
четко
соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
·
самостоятельно
ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
·
работать
с бланками экзаменационной работы;
·
сосредоточенно
и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть
(повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов
создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений,
помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Формирование орфографической зоркости» (60 часов)
№ п/п
|
Темы занятий
|
Дата
|
Краткое содержание
|
Знания, умения, навыки
|
Запл.
|
Факт.
|
1-2.
|
Введение. Структура экзаменационной работы в 9 классе.
|
|
|
Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания.
|
Знать: структуру экзаменационной
работы, критерии ее оценивания.
|
3-4.
|
Основные способы сжатия текста.
|
|
|
Познакомиться с основными приёмами сжатия текста для написания
сжатого итогового изложения.
|
Знать: основные приёмы сжатия
текста. Уметь: применять их на практике.
|
5-6.
|
Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания
исходного текста.
|
|
|
Тема, проблема, идея, авторская позиция.
|
Знать: принципы сжатия исходного
теста, понятия тема, проблема, авторская позиция.
Уметь: применять принципы сжатия
текста, определять тему, проблему, авторскую позицию.
|
7-8.
|
Изобразительно-выразительные средства языка.
|
|
|
Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики,
синтаксиса.
|
Знать:
изобразительно-выразительные средства языка.
Уметь: находить в тексте тропы, определять их функции.
|
9-10.
|
Орфограммы в приставках.
|
|
|
Приставка. Значения приставок. Единообразное написание
приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С.
|
Знать: правила написания
неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок
ПРЕ-/ПРИ-.
Уметь: правильно писать слова с
неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в
словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с
приставками с орфограммой
|
10-11.
|
Орфограммы в корне.
|
|
|
Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением,
проверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне.
|
Знать: орфографические правила
написания корней слов.
Уметь: применять правила
написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми,
чередующимися).
|
12.
|
Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.
|
|
|
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
|
Знать: структуру
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Уметь: писать
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
|
13-14.
|
Орфограммы в суффиксах.
|
|
|
Правописание суффиксов в различных частях речи.
|
Знать: орфографические правила
правописания суффиксов различных частей речи.
Уметь: различать части речи,
определять морфемный состав слов, применять орфографические правила,
регламентирующие написание суффиксов разных частей речи.
|
15-16.
|
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при
однородных членах.
|
|
|
Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения.
Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
|
Знать: понятия простое и сложное
предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки
препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.
Уметь: опознавать предложения
осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений
осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах
предложения.
|
17-18.
|
Алгоритм написания сочинения на морально-этическую тему.
|
|
|
Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
содержания прочитанного текста.
|
Знать: структуру сочинения-рассуждения
на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.
Уметь: писать
сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного
текста.
|
19-20.
|
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных
словах и предложениях.
|
|
|
Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных
членах предложения.
|
Знать: понятия простое и сложное
предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения.
Уметь: опознавать предложения
осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений
осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять
пунктуационные правила при обособленных членах предложения.
|
21-22.
|
Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных
словах и предложениях.
|
|
|
23-24.
|
Сложносочиненное предложение.
|
|
|
Простое предложение. Сложносочиненное предложение.
Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.
|
Знать: отличие простого
предложения от сложного.
Уметь: определять тип
предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение
с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в
текстах; составлять схемы сложных предложений.
|
25-26.
|
Сложноподчиненное предложение.
|
|
|
Простое предложение. Сложноподчиненное предложение.
Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.
|
Знать: отличие
сложносочиненного от сложноподчиненного предложения.
Уметь: определять тип
предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать
сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные
предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений.
|
27-28.
|
Виды связи слов в словосочетании.
|
|
|
Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование,
управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний.
|
Знать: типы связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и
причины нарушения сочетания.
Уметь: моделировать словосочетания всех видов,
выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический
разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению
словосочетания.
|
29-30.
|
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и
сказуемого.
|
|
|
Структура простого предложения. Главные члены двусоставного
предложения, основные типы грамматических основ.
|
Знать: понятие грамматическая
основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь:
производить синтаксический разбор простого предложения, определять
грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой
и грамматической связи слов в предложении.
|
31-32.
|
Виды односоставных предложений.
|
|
|
Односоставные предложения, их основные группы
(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены
односоставного предложения.
|
Знать: структурные особенности
односоставных предложений.
Уметь: различать двусоставные и
односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в
структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения.
|
33-34.
|
Бессоюзное сложное предложение.
|
|
|
Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые
отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП.
|
Знать: понятие бессоюзное
сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности
интонации БСП.
Уметь: находить БСП в тексте,
определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации
БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в
БСП.
|
35-36.
|
Способы связи в сложной синтаксической конструкции.
|
|
|
Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и
подчинительная связи.
|
Знать: алгоритм постановки знаков
препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Уметь: применять алгоритм
постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами
связи.
|
37-38.
|
Тестирование в форме ГИА с последующим анализом работ.
|
|
|
Тест в формате ГИА.
|
Знать: теоретический материал,
изученный на предыдущих уроках.
Уметь: выполнять тестовые
задания в формате ГИА.
|
30-40.
|
Редактирование исходного текста. Сжатое изложение.
|
|
|
Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы
компрессии текста.
|
Уметь редактировать собственный
текст.
|
41-42.
|
Написание сжатого изложения с последующим анализом работ.
|
|
|
Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы
компрессии текста.
|
Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание
собственного текста изложения, оценивание работы.
|
43-44.
|
Принципы русской орфографии.
|
|
|
Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический,
дифференцированного написания.
|
Знать: принципы русской
орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания.
Уметь: применять принципы
русской орфографии при создании собственного речевого произведения.
|
45-46.
|
Принципы русской пунктуации.
|
|
|
Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой,
интонационный.
|
Знать: принципы русской
пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Уметь: применять принципы
русской пунктуации при создании собственного речевого произведения.
|
47-48.
|
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с
последующим анализом.
|
|
|
Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
|
Знать: структуру
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Уметь: писать
сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
|
|
|
49-50.
|
Лексические нормы.
|
|
|
Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы.
Фразеологизмы.
|
Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики.
Уметь: отличать различные
лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного
речевого произведения.
|
51-52.
|
Виды речевых ошибок и недочетов.
|
|
|
Типология речевых ошибок и недочетов.
|
Знать: типологию речевых ошибок и
недочетов.
Уметь: находить речевые ошибки и
недочеты в тексте и уметь исправлять их.
|
53-54.
|
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
содержания прочитанного текста, с последующим анализом.
|
|
|
Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
содержания прочитанного текста.
|
Знать: структуру
сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного
текста.
Уметь: писать
сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного
текста.
|
55-56.
|
Грамматические нормы.
|
|
|
Грамматические нормы: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.
|
Знать: типологию грамматических
норм современного русского языка.
Уметь: применять грамматические
нормы при создании собственного речевого произведения.
|
57-58.
|
Синтаксические нормы.
|
|
|
Синтаксические
нормы: правила согласования слов и
синтаксического управления, соотнесения
частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов.
|
Знать: синтаксические нормы
современного литературного языка.
Уметь: применять синтаксические
нормы при создании собственного речевого произведения.
|
59.
|
Неопределённые формы глагола в роли обстоятельств.
|
|
|
Инфинитив, обстоятельство.
|
Знать: случаи, когда инфинитив
является обстоятельством в предложении. Уметь: отличать их от
составных глагольных сказуемых.
|
60.
|
Итоговое тестирование в форме ГИА.
|
|
|
Тест в формате ГИА.
|
Знать: теоретический материал,
изученный на предыдущих уроках.
Уметь: выполнять тестовые
задания в формате ГИА.
|
|
|
|
|
|
|
|
Список
используемой литературы
1. Агазина
Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М.,
1987.
2. Баранов
М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
3. Безруков
А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже
единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
4. Бройде
М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
5. Быкова
Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность.
1996. № 6.
6. Власенков
А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
7. Гетман
Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
8. Граник
Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного
письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
9. Донченко
Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990.
№6.
10. Иванова
В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
11. Иванова
В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд.,
перераб. - М., 1982.
12. Козлов
Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
13. Косолапкова
А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ.
1990. №1.
14. Мурашов
А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
15. Мурашов
А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому
языку// РЯШ. 1998. №2.
16. Панов
М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
17. Селезнёва
Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
18. Скрябина
О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов//
РЯШ. 2000. №1.
19. Степанченко
И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.