Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРабочая программа курса "Организация оркестра детских музыкальных инструментов"

Рабочая программа курса "Организация оркестра детских музыкальных инструментов"

Скачать материал

Рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»

 

Педагогического и художественного образования

 (факультет)

 

Утверждена

на заседании Совета ________________ факультета

«___»___________ 2013 г., протокол № __________

 

Декан факультета ______________ / Л.В. Корнейчук

Рассмотрена

на заседании кафедры ПиМНО________________

«___»___________ 2013 г., протокол № __________

 

Заведующий кафедрой__________/М.А. Ушакова /

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОРКЕСТРА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

(название дисциплины)

 

Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль ………………..……………………………

Дополнительное образование

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Педагогики и методики начального образования

Семестр(ы)……………………………………………

3

 

 

 

 

 

Автор-разработчик программы:   А.В. Тутолмин, д.п.н., профессор ____________

 

Рецензент:  М.И. Тукмачёва к.п.н., доцент____________________

 

 

Глазов 2013

 

1.     Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

2

72

                                                              Семестр 3                       

Трудоемкость 

 2

72

Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции

-

14

Лабораторные работы

                         

Практические занятия

 

14

КСР

 

8

Другие виды аудиторной работы

 

 

Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Работа с учебниками, методическими материалами и ЦОР

 

12

Слушание и анализ музыкальных произведений, детских и школьных песен, народной музыки

 

6

Работа с нотными текстами

 

6

Разучивание музыкальных пьес из школьного репертуара

 

6

Подготовка к зачету

 

6

Вид промежуточной аттестации - зачет

 

 

 

 

2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам

№ п/п

Разделы и темы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

 

Формы текущего контроля успеваемости[1]

Код  компетенций[2]

всего

аудиторные

лекц

Практические

лаб

КСР

СРС

Семестр 3

Модуль 1 Теоретические основы организации коллективного музицирования детей

1

Раздел 1. История развития детских инструментальных оркестров в России и за рубежом

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1. Введение в предмет. Основные концепции музыкального воспитания детей

1

4

2

-

-

-

-

2

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2

 

Тема 2. Методические основы организации элементарного музицирования детей в системе дошкольного, начального и дополнительного образования

1

3

-

1

-

-

1

1

Устный ответ

 

Темы 3. Инструментальный состав детских оркестров

2

2

-

1

-

-

-

1

-

2

Раздел 2. Руководитель детского творческого коллектива

3

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1. Профессиональная характеристика руководителя детского творческого коллектива

3

5

1

1

-

-

1

2

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2

 

Тема 2. Роль руководителя детского творческого коллектива как дирижера оркестра.

3

4

1

1

-

-

-

2

Устный ответ

Модуль 2. Методические основы организации коллективного музицирования детей в оркестре

3

Раздел 3. Организация и методика работы с детским оркестром

 

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

 

Тема 1. Предрепетиционная подготовка дирижера оркестра

4

2

-

-

-

-

1

1

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

      ПК-2

 

 

 

Тема 2. Задачи и организация репетиционного процесса

5

1

1

-

-

-

-

-

Тест

 

 

Тема 3. Основные принципы репетиционного процесса

6

3

-

1

-

-

-

2

Проработка конспектов

 

 

Тема 4. Виды оркестровых репетиций

7

3

1

-

-

-

-

2

лекций

 

4

Раздел 4. Детский оркестр, особенности работы с оркестрантами

 

 

10

2

2

-

-

2

4

 

 

 

 

Тема 1. Детский творческий коллектив, стадии его развития

9

4

1

1

-

-

-

2

Устный ответ

  ОК-1

ОК-2

      ПК-2

 

 

 

Тема 2. Методика проведения оркестровых занятий

10

3

1

-

-

-

1

1

Тест

 

 

 

Тема 3. Подбор репертуара для детского оркестра

 

11

3

-

1

-

-

1

1

-

 

5

Раздел 5. Основные этапы работы с детским оркестром музыкальных инструментов

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

 

Тема 1. Организация и методика работы в оркестре детских музыкальных инструментов

12

5

1

1

-

-

1

2

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

 

Тема 2. Характеристика этапов работы в оркестре.

13

4

1

1

-

-

-

2

-

 

 

6

Раздел 6. Репертуар творческого коллектива

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1. Основные педагогические принципы, определяющие методику подбора и применения репертуара

14

5

1

1

-

-

1

2

Тестовое задание

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

Тема 2. Подбор репертуара для коллективов начального уровня развития

 

4

1

1

-

-

-

2

Контр. работа

7

Раздел 7. Методика работы над художественной выразительностью коллективного музицирования детей в оркестре.

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1 Основные типы оркестровой фактуры, соотношение элементов фактуры

15

1

1

-

-

-

-

-

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

 

Тема 2. Ансамбль в работе над штрихами, исполнительскими приёмами

 

15

1

1

-

 

-

-

-

Устный ответ

 

 

Тема 3. Работа над фразировкой, артикуляцией

15

1

-

1

-

-

-

-

Устный ответ

ОК-2

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

Тема 4. Работа над динамикой в творческом коллективе

 

16

1

-

1

-

-

-

-

-

 

Тема 5. Достижение тембровой выразительности

16

1

-

-

-

-

-

1

Тестовое задание

 

Тема 6. Воспитание художественного вкуса на занятиях оркестра

16

3

-

-

-

-

1

2

Тестовое задание

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

Тема 7. Концертная деятельность детского творческого коллектива - ОДМИ

17

1

-

-

-

-

-

1

Контр. работа

 

Всего – по семестру

 

72

14

14

-

-

8

36

-

 

 

Итого – по дисциплине

 

 

 

 

 

 

 

 

зачёт

 

 

 

3. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

(в часах)

Формы/Методы

Лекции (час)

Практические/семинарские занятия (час)

СРС (час)

Всего

Метод «круглый стол»

-

-

2

 

2

Работа в малых группах

-

14

12

       

        10

Итого интерактивных занятий (часов / % )

 

14

14

28 / 39%

В интерактивном обучении могут быть использованы следующие методы:

·         Работа в команде при выполнении конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;

·         Метод «круглый стол»;

 

4. Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям (представлены в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2.»)

 

5. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

1.      Текущий контроль: 3 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели

2.      Промежуточная аттестация: 3 семестр - зачет (14 неделя),

3.      Устный ответ на практическом занятии

(задания к практическим занятиям см. раздел 4.).

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

1.      Текущий контроль: 3 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели);

2.      Промежуточная аттестация: 3 семестр – зачёт

 

Критерии оценки устного ответа на практическом занятии:

№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, умение анализировать музыкально-педагогическую информацию по теме занятия, правильно определяет основные понятия музыкального искусства, понимает суть современных подходов к музыкальному воспитанию школьников; владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

5

2

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, правильно анализирует музыкально-педагогическую информацию по теме занятия, допускает неточности в определении основных подходов к музыкальному воспитанию школьников; не в полной мере владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

4

3

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме, допускает ошибки в определении в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении современных подходов к музыкальному воспитанию школьников; владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

3

4

При ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может дать определение основных подходов к музыкальному воспитанию школьников; не владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

2

5

Студент не подготовил задание по неуважительной причине

0

 

       Критерии оценки проверочного теста:

            № п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все ответы теста даны правильно (25 из 25)

5

2

Допущены ошибки (21 из 25)

4

3

Допущены ошибки (19 из 25)

3

4

Допущены ошибки (15 из 25)

2

5

Студент не принимал участие в тестировании по неуважительной причине                                                                                 

0

 

Критерии оценки контрольной работы:

 

№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все задания выполнены верно

5

2

Все задания выполнены верно, с неточностями

4

3

В ответах на задания допущены ошибки (20%)

3

4

В ответах на задания допущены значительные ошибки

2

5

Студент не выполнил контрольную работу по неуважительной причине

0

 

Тематика коллоквиумов с методическими материалами к ним. Не предусмотрено.

 

 

Тематика рефератов

Примерная тематика рефератов

1.Орф - оркестр. (История становления и развития музыкального воспитания детей и юношества средствами коллективного музицирования за рубежом. «Шульверк» К. Орфа. Арт-педагогика).

2. Организация детского художественного коллектива (Наличие материально-технической базы. Привлечение в коллектив будущих участников ансамбля (оркестра). Резерв участников. Учет физических данных, распределение по инструментам. Посадка оркестра (ансамбля). О занятиях ансамбля. Хранение инструментов.)

3. Учебная работа в любительском коллективе. (Содержание и планирование обучения. Учебная программа. Тематический план работы. График учебной работы. Учебные таблицы. Работа над элементами техники: посадка и контакт с инструментом; звукоизвлечения; аппликатура. Изучение компонентов музыкального языка. Освоение средств выразительного исполнения.)

4. Особенности деятельности руководителя творческого коллектива. (Педагог-психолог, дирижер, организатор. Воспитательная и музыкально-образовательная работа в творческом коллективе.)

5. Организация и проведение репетиций и концертных выступлений творческого коллектива в системе досуговой деятельности. (Подготовка руководителя к репетиции. Виды репетиций. Принцип проведения ординарной репетиции. Особенности проведения генеральной репетиции. Подготовка и проведение концертных выступлений.)

6. Особенности выбора репертуара для творческого коллектива. (Принцип подбора репертуара для оркестров низкого уровня развития; среднего уровня; высокого уровня развития.)

7. Учебно-творческая работа в любительском коллективе. (Виды репетиций. Принципы проведения репетиционного процесса. Методика проведения репетиционного процесса.)

8. Коллективные формы музицирования. Подготовительный период. (Обучение участников коллектива игре на инструментах. Этапы освоения игры на инструментах.)

 

Методические рекомендации к рефератам

Чтобы обеспечить эффективность самостоятельной исследовательской работы студента, необходимо четко определить, что понимается под конкретным видом исследовательской работы.  К примеру, определим, какова структура реферата и какие требования к нему предъявляются как к виду НИРС.

Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи, нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким же изложением.

Компоненты его содержания: план работы — оглавление; введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы); основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга); заключение, список литературы (не менее 8-10 источников). Рекомендуемый объем реферата 20 листов.

·    Тематика эссе с методическими материалами.  Не предусмотрено

·    Тематика к методам проектной работы, кейс-методам и т.д. Не предусмотрено.

 

5.9.Вопросы к зачету по дисциплине.

Примерный перечень вопросов к зачёту

1.      История развития инструментальных оркестров в России.

2.      Концертная деятельность творческого коллектива.

3.      Инструментальный состав оркестров.

4.      Исполнительский ансамбль. Способы достижения выразительности исполнения музыкального произведения.

5.      Профессиональная характеристика руководителя творческого коллектива.

6.      Репертуар творческого коллектива. Принцип подбора.

7.      Предрепетиционная подготовка дирижера оркестра. Задачи и организация репетиционного процесса.

8.      Основные типы оркестровой фактуры, соотношение элементов фактуры. Ансамбль в работе над штрихами, исполнительскими приёмами. Работа над фразировкой, артикуляцией. Работа над динамикой в творческом коллективе. Достижение тембровой выразительности. Воспитание художественного вкуса на занятиях творческого коллектива.

9.      Основные принципы репетиционного процесса. Виды оркестровых репетиций.

10.  Основные педагогические принципы, определяющие методику подбора и применения репертуара. Подбор репертуара для коллективов начального уровня развития.

11.  Детский творческий коллектив, стадии его развития.

12.  Организация и методика работы на примере  начинающего оркестра детских музыкальных инструментов.

13.  Основные методические приёмы оркестровых репетиций.

14.  Настройка оркестра.

15.  Методика  проведения занятий в классе ансамбля.

16.  Роль руководителя творческого коллектива как дирижера оркестра. О технике дирижирования.

17.  Подбор репертуара для детского творческого коллектива. Принципы подбора.

18.  Овладение навыками игры на отдельных инструментах. Переход к занятиям по школам, самоучителям и азбукам.

19.  Освоение технических навыков и разных приёмов игры на отдельных оркестровых инструментах. Совместная игра на инструментах.

20.  Подготовка к оркестровой игре. Подготовка к первым выступлениям.

 

Критерии оценки

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков студентов является установленный уровень подготовки и объективная оценка его соответствия с требованием программы.

«Отлично» – оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание изучаемого. Умение логично выстраивать и раскрывать содержание изученного, умение пользоваться теорией и практикой пройденного материала. Уметь аргументировать свои выводы. Свободно владеть профессиональными терминами.

«Хорошо» – оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание изучаемого студентом. Умение объяснять содержание изученного материала, пользоваться теорией и навыками, хорошо владеть профессиональными терминами, однако допускаются одна-две неточности в ответе.

«Удовлетворительно» – оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании изучаемого предмета, умение объяснять взаимосвязь поставленной цели, задачи. Знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями. Ограниченные навыки в практической деятельности. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Недостаточное свободное владение профессиональными терминами. Ряд недостатков в композиции и языке ответе, несоответствующих уровню знаний для данного студента.

«Неудовлетворительно» - оценивается ответ, обнаруживающий незнание существующих вопросов содержания изученного материала, неумение объяснять полученные знания, раскрыть содержание изученного. Незнание элементарных понятий. Слабое владение речью, бедность выразительных средств языка.

 

Контрольные задания к зачету

1.      Исполнить аккомпанемент музыкальных приложений № 1-6 Виноградова Л.В.

2.      Определить дидактические задачи танцевальных движений. Исполнить танец с текстом

3.      Составить материал игрового сюжета с использованием речевых упражнений и звучащих жестов

4.      Исполнить музыкальную импровизацию в объеме музыкального квадрата на элементарных инструментах

5.      Провести 5-ти минутную работу по разучиванию собственной музыкальной композиции

6.      Проанализировать результативность собственной работы по пунктам контрольного задания.

 

Критерии оценки

§  качество игры аккомпанемента «музыкальных приложений»

§  владение навыками танцевальных движений при исполнении танца

§  качество звукового насыщения игрового сюжета

§  качество навыка самостоятельной игры на музыкальных инструментах

§  качество работы в семестре, отношение к практикуму и наличие количества промежуточных заданий.

 

 

6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

· Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

· Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

· Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.

 

            Алгоритм рациональной музыкально-методической самоподготовки

1. Проработка лекционного курса, работу со справочной и методической литературой по теме, а также выполнение  письменного домашнего задания, представленного в методических указаниях к практическим занятиям по методике музыкального воспитания в планах к практическим и лабораторным работам.

2. Подготовка рефератов и методического материала к практическим занятиям (см. «Примерная тематика рефератов и докладов по курсу»).

3. Слушание музыки (по стилям и жанрам), подготовка рефератов и докладов к практическим занятиям.

Этот вид самостоятельной работы направлен на расширение музыкального кругозора студентов, расширение их «интонационного словаря» и подразумевает самостоятельно организованное прослушивание музыкальных произведений, рекомендованных преподавателем, а также репетиционные занятия индивидуально, по партиям, в ансамбле, в оркестре.

 

7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

7.1. Лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).

7.2. Практикум

 практикума семинарских занятий не предусмотрен.

лабораторного практикума не предусмотрен.

7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)

7.4. Хрестоматии и рабочие тетради - не предусмотрено.

7.5. Деловые/ролевые игры и тренинги - не предусмотрено.

7.6. Групповые и индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.

7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено

7.8. Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.).

 

8. Словарь терминов (глоссарий)

А капелла – хоровое пение без инструментального сопровождения

Аккомпанемент – сопровождение, чаще инструментальное, которое дополняет, поддерживает главный голос, основной инструмент, ведущую мелодию

Акцент – ударение на звуке, обозначается знаками

Ансамбль (от фр. - вместе) – совместное исполнение музыки. Ансамблем называют коллектив музыкантов, а также произведение для небольшого числа исполнителей.

Ария – песня главного героя в опере, завершенная часть оперы, оперетты, оратории, кантаты, в которой герой передает глубоко личные переживания. Арией может называться пьеса для какого либо певучего инструмента.

Балет – художественное произведение, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Балет соединяет в театральном действии музыку, танец, пантомиму, а также включает декорации, костюмы.

Баритон – мужской певческий голос, средний между тенором и басом, отличается насыщенной, сочной тембровой окраской.

Баркарола- (песня лодочника) – песня венецианского гондольера, а также вокальная или инструментальная миниатюра в характере такой песни.

Бас – низкий певческий голос, глубокий, рокочущий.

Гармония - музыкальная наука, изучающая правила, по которым строятся и следуют друг за другом аккорды.

Диапазон – звуковой объем какого либо музыкального инструмента или голоса. Объем диапазона определяется расстоянием между звуками от самого нижнего до самого верхнего звука, которые доступны музыкальному инструменту или голосу.

Динамика – сила звучания произведений или голоса.

Жанр – характеристика музыкальных произведений, объединенных по какому-либо признаку сходства: сходству строения (симфония, соната, концерт и т.д.), одинаковому составу исполнителей (струнный квартет, фортепианная пьеса,  симфоническая музыка), общему предназначению (концертная музыка, камерная музыка, эстрадная музыка).

Импровизация – искусство сочинять музыку в процессе ее исполнения, а также пьеса свободного строения, предполагающая импровизационную манеру исполнения.

Канон- представляет собой вид двухголосного или многоголосного пения,  при котором каждый из одинаковых голосов вступает с некотором опозданием по отношению к предыдущему.

Кантата- масштабное, многочастное произведение для певцов-солистов и хора, с участием оркестра или ансамбля инструментов.

Кода- завершающий раздел произведения или его самостоятельная часть, окончание произведения.

Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, а также произведение, чаще в трех частях, основанное на принципе состязания между ведущим, солирующим инструментом и оркестром.

Либретто- словесный текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, литературный сценарий балета, а также краткое изложение содержания музыкальных произведений крупной формы.

Мелодия – одноголосная последовательность звуков, которая представляет собой выразительную, рельефную музыкальную мысль.

Метр – порядок чередования опорных и неопорных равнодлительных временных долей. В ритме выражается соотношение звуков во времени. Метр служит мерилом этих соотношений, создает норму отсчета ритмического движения.

Меццо-сопрано- женский певческий голос, средний между контральто и сопрано. Отличается насыщенностью и грудным звучанием.

Мотив- наименьший элемент музыкальной фразы.

Музыкальная форма  заключает в себе особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей.

Опера – это музыкально-драматическое произведение, в котором действие сопровождается пением. Опера включает арии, ариозо, каватины, баллады, хоровое пение, танцы.

Пауза – знак молчания, перерыв в звучании, связанный с характером произведения, с выразительностью исполнения.

Регистр – часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, содержащая звуки, схожие по тембровой окраске. В каждом инструменте или голосе принято различать нижний, средний и верхний регистры, хотя границы их условны.

Реприза – это повторение музыкальной части или музыкальной фразы, которое часто используется в музыкальных произведениях для того, чтобы подчеркнуть важную музыкальную мысль.

Речитатив – это пение, похожее на декламацию. Речитатив помогает развитию действия в опере. Оперы без речитатива не существуют. Бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Ритм – чередование длительностей в определенной последовательности. Ритм каждого произведения неповторим.

Сопрано – самый высокий женский певческий голос, яркий, светлый, гибкий.

Тембр – специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу, которая зависит от природы инструмента, голоса, а также от музыканта-исполнителя, от его умения придавать звучанию разнообразные оттенки.

Темп – скорость исполнения музыки.

Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию, светлый, яркий, сочный по тембру.

Унисон – одновременное слитное звучание двух или нескольких голосов.

Фраза – это легко определяемая на слух, законченная по смыслу единица музыкальной речи.

Штрих – прием игры, способ извлечения звука на каком-либо инструменте.

Для самостоятельной проработки:

Ауфтакт……………….

Аппликатура………………

Важнейшие элементы оркестровой фактуры: бас, оркестровая педаль, гармонические фигурации, контрапункт, мелодия…………………..

Дека……………………..

Дирижерский анализ партитуры……………………

Дирижерский аппарат……………………

Жест, мимика, слово…………………………

Звукоизвлечение……………………………….

Компоненты музыкального языка…………………………

Лады…………………………………

Мануальная техника дирижирования…………………………………

Медиатор……………………………….

Оркестровая фактура: монодическая, полифоническая, гомофонно-гармоническая, аккордовая……………………………………………………………………………………..

Партитура…………………………………………….

Посадка, постановка рук…………………………………………

Приемы игры: бряцание, тремоло, двойной щипок, пиццикато…………………………………………

Репетиция……………………………………….

Слуховой анализ оркестрового звучания…………………………

Тональность……………………….

9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов.

Дисциплина/ семестр/

специальность/

преподаватель/

Объем аудиторной работы

Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы

Максимальное (норматив) количество баллов

Поощрения

Штрафы

Итого-вая форма отчета (миним. балл)

лек

Сем/лаб.

КСР

050100

Педагогика и методика начального образования

/ 3/

Теория и методика музыкального воспитания / Тутолмин А.В.

 

10

 

10/10

 

6

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3.Контроль посещаемости лабораторных занятий

4. Работа на семинарских занятиях

Контрольные мероприятия

1. Составление списка литературы по обучению музыкальной грамоте младших школьников за период с 2005-2012 гг. (тезисы пяти статей) (муз. буквари, муз. азбуки)

2. Технологическая карта урока по изучению музыкального языка и нотописи.

3.Технологическая карта урока по изучению буквенной нотации.

4.Составление технологической карты и сценария музыкального занятия

5.Конспектирование занятия (видео запись)

6.Составление технологической карты и сценария репетиции по партиям

7.Оформление наглядного материала: плакатов, презентаций к музыкальному занятию

8. Составление плана занятия

9. Разработка тестов по проверке знаний о музыке

10. Фрагменты репетиционных занятий оркестра

11..Разработка партитуры (по выбору студента)

12. Итоговое тестирование

Компенсационные мероприятия

1.Подготовка методического материала по теме

2. Написание реферата

3. Электронная презентация темы

20

 

18

6

 

45 (9*5)

 

 

5

 

 

 

5

 

 

5

 

5

 

 

 

5

 

 

5

 

5

 

5

 

5

5

 

 

10

 

10

10

+ 1 балл за до-полнения;

+ 3 балла за подготовку дополнительного дидактического материала

 

0 баллов за не-посещение акад. часа по неув. причине;

0 баллов за неготовность или отсутствие на семин. занятии по неув. причине;

- 3 балла за невыполнение задания в установленные  сроки

Экзамен

 

 

 

95 б. (60%)

 

 

143 б. (90%)

ИТОГО

 

 

 

 

159[3] (без компенсации)

 

 

Рейтинг-план составлен _________   ______________________   17.09.2013 г.

                                               подпись                  ФИО  преподавател

                                               подпись                  ФИО  преподавател

10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

а) основная литература:

1.    Капишников, Н. А. Музыкальный момент : рассказы о школьном оркестре народных инструментов : книга для учителя : из опыта работы / Н. А. Капишников. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1991. - 175 с.

2.    Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. - М. : Музыка, 2007. - 230 с.

3.    Основы теоретического музыкознания : Учебное пособие для вузов / А. И. Волков [и др.] ; под ред. М. И. Ройтерштейна. - М. : Академия, 2003. - 271 с.

4.    Осовицкая, З. Е. Музыкальная литература : учебник для детских музыкальных школ : 1 год обучения / З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова. - М. : Музыка, 2009. - 221 с.

5.    Уколова, Л. И. Дирижирование : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Уколова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 207 с.

6.    Шорникова, М. И. Музыкальная литература : учебное пособие для детских музыкальных школ / М. Шорникова. - Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону:Феникс. 1 год обучения : Музыка, ее формы и жанры. - 2007. - 186 с.

б) дополнительная литература:

·      Айзикович, Т. Современная музыка : История джаза и популярной музыки. Программа (проект) для ДМШ (эстрадная специализация) / Т. Айзикович. - М., 1986.

·      Альбом балалаечника. - М., 2000. - Выпуск 1.

·      Андрюшенков, Г. Методика начального обучения игре на балалайке. Учебное пособие / Г. Андрюшенков. - Л., 1974.

·      Ариевич, С. Работа над ритмо-стилистическими этюдами для бас-гитары / С. Ариевич. - М., 1988.

·      Баташев, А. Советский джаз / А. Баташев. – М., 1972.

·      Большаков, А. Практическое руководство по организации самодеятельных эстрадных оркестров и инструментальных ансамблей / А. Большаков. – Киев, 1970.

·      Бранд. Основы техники гитариста эстрадного ансамбля / Бранд. – М., 1984.

·      Браславский, Д. Аранжировка музыки для танцев / Д. Браславский. - М., 1977.

·      Браславский, Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей / Д. Браславский. - М., 1983.

·      Браславский, Д. Основы инструментовки эстрадного ансамбля / Д. Браславский. – М., 1977.

·      Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев, А. Широков. - М., 1976.

·      Вертков, Ю. Русские народные музыкальные инструменты / Ю. Вертков. - Л., 1975.

·      Гаранян, Г. Аранжировка для эстрадных и инструментальных ансамблей / Г. Гаранян. – М., 1983.

·      Гаранян, Г. Основы эстрадной и джазовой аранжировки : Учебник / Г. Гаранян. - М., 1991.

·      Глейхман, В. Методические указания / В. Глейхман. - М., МГИК, 1980.

·      Денисов, Э. Джаз и новая музыка / Э. Денисов. – М., 1986.

·      Денисов, Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. Денисов. – М., 1986.

·      Дорожкин, А. Самоучитель игры на балалайке / А. Дорожкин. - М., 1981.

·      Дощечко, Н. Развитие джазовой музыки в коллективах художественной самодеятельности / Н. Дощечко [и др.]. – М., 1989.

·      Ерошенков, И. Н. Музыкально-просветительная деятельность учреждений культуры / И. Н. Ерошенко. – М., 1989.

·      Ерошенков, И. Н. Основы джазовой импровизации / И. Н. Ерошенко. – М., 1993.

·      Илюхин, А. Русский народный оркестр. Школа коллективной игры / А. Илюхин, Ю. Шишаков. - М., 1974.

·      Каргин, А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов / А. Каргин. – М., 1984.

·      Клитин, С. Эстрада : Проблемы теории, истории и методики / С. Клитин. – М., 1986.

·      Козлов, А. Рок : история и истоки / А. Козлов. – М., 1999.

·      Коллиер, Дж. Становление джаза / Дж. Коллиер. – М., 1983.

·      Конен, В. Блюзы и 20-й век / В. Конен. – М., 1983.

·      Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. – М., 1984.

·      Кузнецов, В. Г. Методика работы с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями : Учебное пособие / В. Г. Кузнецов. - М., 1993.

·      Куписок, Г. Работа с начинающим в самодеятельном духовом оркестре : Метод. рекомендации / Г. Куписок. – Л., 1985.

·      Куписок, Г. Совершенствование педагогического процесса в самодеятельном духовом оркестре : Метод. рекомендации / Г. Куписок. – Л., 1985.

·      Лагутин, Ю. Репетиционная работа с самодеятельным духовым оркестром / Ю. Лагутин. – М., 1980.

·      Лукин, С .Ф. Уроки мастерства домриста. Часть 4. Гаммы, упражнения, укрепление  пальцев, этюды / С. Ф. Лукин. - М, 2006.

·      Лукин, С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть 2. Техника правой руки / С. Ф. Лукин. - М, 2005.

·      Лукин, С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть 3. Хроматические гаммы, упражнения, этюды, пьесы / С. Ф. Лукин. - М, 2005.

·      Лукин, С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть 5. Арпеджио, этюды / С. Ф. Лукин. - М, 2006.

·      Макуров, А. Работа над этюдами в стиле джаз-рок на ударной установке / А. Макуров. – М., 1987.

·      Мохонько, А. Методика работы с эстрадным оркестром / А. Мохонько. – Кемерово, 2002.

·      Мохонько, А. Методика репетиционного процесса / А. Мохонько. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 1992.

·      Мохонько, А. Методика репетиционного процесса в самодеятельном духовом оркестре / А. Мохонько. – Кемерово, 1988.

·      Мусин, И. Техника дирижирования / И. Мусин. – Л., 1967.

·      Мюнш, Ш. Я – дирижер / Ш. Мюнш. – М., 1982.

·      Овчинников, Е. История джаза : Учебник / Е. Овчинников. – М., 1994.

·      Осейчук, А. Школа джазовой импровизации для саксофона / А. Осейчук. – М., 1997.

·      Пересада, А. Справочник балалаечника / А. Пересада. - М., 1977.

·      Петрушин, В. И. Музыкальная психология : Учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М., 1994.

·      Саульский, Ю. Аранжировка для биг-бэнда / Ю. Саульский. - М., 1999.

·      Симоненко, В. Лексикон джаза / В. Симоненко. – Киев, 1981.

·      Симоненко, В. Мелодии джаза / В. Симоненко. – Киев, 1984.

·      Сухих, А. Тромбон в джазе / А. Сухих. – М., 1989.

·      Хромушин, О. Учебник джазовой импровизации для ДМШ / О. Хромушин. – С. Петербург, 1998.

·      Чунин, В. Современный русский народный оркестр. Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов / В. Чунин. - М., 1981.

·      Шалов, А. Основы игры на балалайке. Методические записки / А. Шалов. - Л., 1970.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Электронный Федеральный портал «Российское образование» (http:// www//edu.ru);

Российская Государственная библиотека (http: //www.rsl.ru)

Российская Национальная библиотека (http: //www.nrl.ru)

База данных ИНИОН (http:// www.inion.ru)

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО (http: gnpbu.ru);

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru);

Глобальные поисковые системы yandex, mail, googl, rambler и др.

Веб-сайт журнала «Музыка в школе»: www.art-in-school.ru

 

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

·           8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

·           9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

·           10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

·           11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

·           12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

·           13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

·           14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

 



[1]              Формы текущего контроля успеваемости подразумевают указание на те способы и методические приемы, которые используются для контроля за успеваемостью. Это могут быть: устный ответ на семинар-ском занятии, контрольное тестовое задание, письменная контрольная работа, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в работе круглого стола, коллоквиум, реферат и т.п. Варианты и формы текущего контроля см. в Приложении 1.

[2]              В разделе коды компетенций указываются коды компетенций из общего списка компетенций ФГОС, которые формируются в рамках изучения данной темы.

[3] В расчет нормативного балла не вошли часы, отведенные на КСР, т.к. преподаватель планирует их использовать в рамках компенсационных занятий

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа курса "Организация оркестра детских музыкальных инструментов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 В результате прохождения программного материала студенты должны иметьпредставление о развитии ансамблевого музицирования в нашей стране и за рубежом; о многообразии в составах оркестров, ансамблей; о составах традиционных (симфонического, народного, духового, эстрадного) и детских (шумовых, Орф-инструментов) оркестров: о роли руководителя творческого коллектива. Знать основы педагогики и психологии, необходимые для организации детского творческого художественного коллектива и для продолжительной работы в нём. Уметь применять на практике знания и умения, полученные в результате вузовского обучения; организовать детский творческий художественный коллектив и создавать необходимые условия для полноценной работы оркестрантов. Владеть методикой работы с детским творческим художественным коллективом, навыками игры на элементарных музыкальных инструментах.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 719 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 480
    • DOCX 79.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тутолмин Александр Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тутолмин Александр Викторович
    Тутолмин Александр Викторович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 128026
    • Всего материалов: 50

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу

Преподаватель академического вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 850 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек