Рабочая
программа курса по выбору ««Избранные вопросы планиметрии» составлена на
основе авторской программы элективного курса «Красота и гармония» (Сагателова
Л.А).
Необходимость
введения данного курса обусловлена тем, что раздел ««Избранные вопросы
планиметрии», как компонент образования, направлен на удовлетворение
познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых
видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для
традиционных учебных занятий.
Рабочая программа
разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 на 35 часов, из расчета
1 учебный час в неделю. Курс предназначен для учащихся 9 классов, введен в
соответствии с запросом учащихся (анкетирование учащихся).
Основная цель курса:
создание
в совокупности с другими разделами математики базы для развития способностей
учащихся и повышение их уровня понимания степени своего интереса к предмету, оценка
возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы и практической
подготовки при решении геометрических задач.
Достижение
данной цели влечет реализацию следующих з
1) Научить учащихся применять имеющиеся теоретические знания при решении
задач.
2) Помочь
овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их
использования.
3) Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Общими принципами отбора
содержания программы являются: системность,
целостность,
научность. Программа является модернизированной, состоит из четырех
разделов:
1) Простейшие
задачи аналитической геометрии на плоскости;
2) Золотая
пропорция;
3) Симметрия вокруг нас;
4) Решение задач по планиметрии (по материалам ГИА).
Курс по
выбору содержит вопросы, которым в базовом курсе школьной математики уделено
мало времени. Раздел «Простейшие задачи аналитической геометрии на
плоскости» поможет учащимся изучить основы аналитической геометрии, а также
научиться решать широкий класс задач, в которых используется метод координат.
Разделы «Золотая» пропорция и «Симметрия вокруг нас» направлены на
интеграцию знаний, способствуют формированию общекультурной компетентности
учащихся. Задачи четвертого раздела вызывают у учащихся затруднения. Учитывая,
что задания части II на ГИА содержат задания из курса планиметрии
возникает необходимость усиления геометрической линии обучения математике. Итоги
предыдущих лет показали, что учащиеся с данными заданиями справлялись хуже, а
иногда даже не приступали к их решению, что связано с малым опытом решения
геометрических задач. Одно из назначений данного раздела восполнить этот
пробел. Данный раздел предполагает систематизирование полученных знаний по
планиметрии, формирование пространственного представления, а так же
обеспечивает подготовку к государственному итоговому экзамену по геометрии в 9
классе. Данный курс по выбору является дополнительным фактором формирования
положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися
философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности
математических знаний.
Содержание
учебного материала соответствует целям и задачам как базового, так и
профильного обучения. Принцип отбора содержания связаны с преемственностью
частей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри
предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Каждое
занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для
самостоятельного (или домашнего) решения. Занятия направлены на развитие
интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом
материале, на решение новых и интересных задач, и задач повышенного уровня
сложности.
Формы организации
занятий - сочетание лекционных занятий, бесед с выполнением
практических и творческих работ (реферат, доклад, презентация). При подборе
материалов для творческих работ учащимся рекомендуется использование ресурсов
Интернет и программы PowerPoint. Итоговая аттестация планируется в форме
зачёта.
Основные методы обучения, виды
деятельности учащихся.
На лекционных
и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и
репродуктивный, так и частично-поисковый методы (в зависимости от учебного
материала), реализуется блочно-модульное обучение. При самостоятельном решении
задач в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения
практических заданий по четырем разделам курса у учащихся сформируются навыки:
доказательства математических предложений, построения геометрических тел,
работы с дополнительной литературой, навык отбора материала с использованием
современных электронно-технических средств.
Критерии, позволяющие оценить
успешность освоения программы курса.
Текущий
контроль уровня усвоения материала осуществляется после изучения каждого
раздела в форме самостоятельных и творческих работ (доклад, реферат,
презентация). Итоговый контроль - в форме зачета.
Прогнозируемые
результаты обучения.
Рабочая
программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. По
окончании изучения данного курса учащиеся узнают:
-
уравнение прямой в отрезках;
-
нахождение угла между прямыми;
-
нахождение расстояния от точки до прямой;
-
нахождение расстояния между параллельными прямыми;
-
понятия «золотая пропорция, золотое сечение, применение этих понятий в
природе, скульптуре, архитектуре;
-
понятие симметрии, симметрия в физике, природе, симметрия в искусстве,
геометрических преобразованиях;
научатся:
-
решать простейшие задачи аналитической геометрии;
-
решать задачи, связанные с «золотой пропорцией»;
-
видеть симметрию в природе, архитектуре, математике.
повышение интереса к математике, формирование
пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка
учащихся к ГИА.
Учебно-тематический план
Тема
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
Простейшие задачи аналитической геометрии
|
8
|
3
|
5
|
«Золотая пропорция»
|
8
|
3
|
5
|
Симметрия вокруг нас
|
8
|
5
|
3
|
Решение задач по всему курсу планиметрии (по материалам ГИА)
|
10
|
2
|
8
|
«Круглый стол» (зачет)
|
1
|
1
|
|
Итого
|
35
|
14
|
21
|
|
|
|
|
|
Содержание
курса
Тема
1. Простейшие задачи аналитической геометрии(8 часов)
Предполагает рассмотреть следующие вопросы:
1.Декартовы координаты на плоскости. Деление отрезка
в данном отношении.
2.Площадь треугольника.
3.Прямая и виды её уравнений. Уравнение прямой,
проходящей через данную точку и имеющей данный угловой коэффициент. Уравнение
прямой, проходящей через две данные точки.
4.Общее уравнение прямой. Уравнение прямой в
отрезках.
5.Взаимное расположение прямых на плоскости. Угол
между прямыми. Условие параллельности и перпендикулярности прямых.
6.Расстояние от точки до прямой. Расстояние между
параллельными прямыми.
7.Решение задач по всему курсу.
8.Проверочная работа.
Тема 2. «Золотая» пропорция. (8
часов)
Предполагает
рассмотреть следующие вопросы:
1.«Золотая» пропорция. Общие сведения.
2.«Золотая» пропорция и связанные с нею соотношения.
3. «Золотое» сечение и связанные с нею соотношения.
Возвышенный треугольник. Пятикопеечная звезда.
4. «Золотая» пропорция в природе.
5. «Золотое» сечение в архитектуре и скульптуре.
Тема 3. Симметрия вокруг нас. (8
часов)
Предполагает рассмотреть следующие вопросы:
1.Симметрия. Виды симметрий.
2.Симметрия фигур. Распределение по классам
симметрий.
3.Симметрия в природе.
4.Симметрия в физике: симметрия законов природы.
5.Симметрия в искусстве: архитектуре, музыке,
литературе.
6.Симметрия в предметах декоративно-прикладного
искусства.
7.Симметричные многочлены от двух переменных.
8.Симметрия в геометрических преобразованиях
графиков функций.
Тема 4.(11 часов)
Предполагает
рассмотреть следующие вопросы:
1.Решение
треугольников.
2
Четырехугольники.
3.Решение
задач по теме «Площади»
4.Решение
задач по теме «Вписанные и описанные окружности»
5.
«Круглый стол»
Перечень
литературы
Литература
для учителя
|
Литература
для ученика
|
Интернет-ресурсы
|
Алтынов
П.И. Геометрия. Тесты. 7 – 9 классы.
–
М.:Дрофа,2006
|
Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ГИА-2014.
Изд. «Легион», 2013
|
ГИА 2015 Математика
ege.yandex.ru›mathematics-Gia/
|
Зив
Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г.
Задачи
по геометрии 7 – 11 Изд.М.: «Просвещение», 2010
|
Энциклопедический
словарь юного математика.М.:Педагогика,2004.
|
Открытый банк задач ГИА по
математике
mathgia.ru
|
Лысенко
Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ГИА-2014. Изд. «Легион», 2013
|
Рабинович
Е.М. /Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. М.:
Илекса, Харьков: Гимназия, 2007
|
Сдам ГИА 2015 sdamgia.ru
|
Сагателова Л.А.
Элективные курсы.
Геометрия. КРАСОТА И ГАРМОНИЯ.
8-9
классы.
Изд.
«Учитель», 2006
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.