Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыРабочая программа курса: "КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА"

Рабочая программа курса: "КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА"

Скачать материал

Рабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»

 

Педагогического и художественного образования

 (факультет)

 

Утверждена

на заседании Совета ________________ факультета

«___»___________ 2013 г., протокол № __________

 

Декан факультета ______________ / Л.В. Корнейчук

Рассмотрена

на заседании кафедры ПиМНО________________

«___»___________ 2013 г., протокол № __________

 

Заведующий кафедрой__________/М.А. Ушакова /

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА

(название дисциплины)

 

Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль ………………..……………………………

Физическая культура

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Безопасности жизнедеятельности

Семестр(ы)……………………………………………

3

 

 

 

 

 

Автор-разработчик программы:   А.В. Тутолмин, д.п.н., профессор ____________

 

Рецензент:  Р.С. Наговицин, к.п.н., доцент____________________

 

 

Глазов 2013

 

1.     Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

2

72

                                                              Семестр 3                       

Трудоемкость 

 2

72

Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции

-

14

Лабораторные работы

 

Практические занятия

 

14

КСР

 

6

Другие виды аудиторной работы

 

 

Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Портфолио

 

12

Расчетно-графические работы

 

6

Реферат

 

6

Презентация

 

6

Глоссарий

 

6

Вид промежуточной аттестации - зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам

№ п/п

Разделы и темы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

 

Формы текущего контроля успеваемости[1]

Код  компетенций[2]

всего

аудиторные

лекц

Практические

лаб

КСР

СРС

Семестр 3

Модуль 1 Коммуникативное мастерство учителя физической культуры и тренера (педагога-тренера)

1

Раздел 1. Введение в предмет.

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1. Профессиональная компетентность учителя физической культуры и тренера

1

4

2

-

-

-

-

2

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2

 

Тема 2. Профессиональное общение учителя физической культуры и тренера

1

3

-

1

-

-

1

1

Устный ответ

 

Темы 3. Культура педагогического общения в труде учителя физической культуры и тренера

2

2

-

1

-

-

-

1

-

2

Раздел 2 Психолого-педагогические основы общения учителя физической культуры и тренера

 

3

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1. Профессиональные знания  о структуре и видах педагогического общения и умения его организации

3

5

1

1

-

-

1

2

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2

 

Тема 2. Профессиональные позиции и  качества личности учителя физической культуры и тренера как субъекта педагогического общения

3

4

1

1

-

-

-

2

Устный ответ

3

Раздел 3. Культура речи и мышления учителя физической культуры и тренера

 

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

 

Тема 1 Речь учителя физической культуры и тренера

4

-

-

-

-

-

-

-

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

      ПК-2

 

 

 

Тема 2. Основы профессионально-речевой подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта

5

1

1

-

-

-

-

-

Тест

 

 

Тема 3. Профессионально-педагогическое мышление учителя физической культуры и тренера

6

3

-

1

-

-

-

2

Проработка конспектов

 

 

Тема 4. Интеллектуально-творческая деятельность учителя-тренера.

7

1

1

-

-

-

-

-

лекций

 

 

Тема 5. Основы креативной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта

8

4

-

1

-

-

1

2

-

 

4

Раздел 4. Стили руководства и общения в труде учителя физической культуры и тренера

 

 

10

2

2

-

-

2

4

 

 

 

 

Тема 1. Стили руководства и общения в труде учителя физической культуры и тренера

9

4

1

1

-

-

-

2

Устный ответ

  ОК-1

ОК-2

      ПК-2

 

 

 

Тема 2. Стили педагогического общения

10

3

1

-

-

-

1

1

Тест

 

 

Тема 3. Своеобразие фронтального и индивидуализированного общения

11

3

-

1

-

-

1

1

-

 

Модуль 2. Становление и развитие профессионального общения педагога-тренера

 

 

5

Раздел 5. Факторы, обуславливающие эффективность педагогического общения

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

 

Тема 1. Внешние факторы

12

5

1

1

-

-

1

2

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

 

Тема 2. Психолого-педагогические условия

13

4

1

1

-

-

-

2

-

 

6

Раздел 6. Специфические особенности общения учителя физической культуры и тренера

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1. Возрастные и гендерные особенности

14

5

1

1

-

-

1

2

Тестовое задание

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

Тема 2. Индивидуальный подход

 

4

1

1

-

-

-

2

Контр. работа

7

Раздел 7. Методика организации учебно-тренировочного процесса

 

9

2

2

-

-

1

4

 

 

 

Тема 1. Валеологическое сотрудничество

15

2

1

-

-

-

-

1

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

 

Тема 2. Педагогическая поддержка ЗОЖ, физической культуры и спортивных успехов  воспитанников в процессе общей физической подготовки

 

16

5

1

1

-

-

1

2

Устный ответ

 

 

Тема 3. Психолого-педагогическое сопровождение личности воспитанника и спортсмена по индивидуальной траектории физического развития

17

2

-

1

-

-

-

1

Устный ответ

ОК-1 ОК-2

ПК-2

ПК-6

ПК-8

 

Всего – по семестру

 

72

14

14

-

-

8

36

-

 

 

Итого – по дисциплине

 

 

 

 

 

 

 

 

зачёт

 

 

3. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

(в часах)

Формы/Методы

Лекции (час)

Практические/семинарские занятия (час)

СРС (час)

Всего

Метод «круглый стол»

-

-

2

 

2

Работа в малых группах

-

14

12

 

10

Итого интерактивных занятий (часов / % )

 

14

14

28 / 39%

В интерактивном обучении могут быть использованы следующие методы:

·           Работа в команде при выполнении конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;

·           Метод «круглый стол»;

 

4. Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям (представлены в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2.»)

5. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

1.           Текущий контроль: 3 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели

2.           Промежуточная аттестация: 3 семестр - зачет (14 неделя),

3.           Устный ответ на практическом занятии

(задания к практическим занятиям см. раздел 4.).

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

1.           Текущий контроль: 3 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели);

2.           Промежуточная аттестация: 3 семестр – зачёт

 

Критерии оценки устного ответа на практическом занятии:

№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, умение анализировать педагогическую информацию по теме занятия, правильно определяет основные понятия ЗОЖ, физической культуры и спорту, понимает суть современных подходов к физическому воспитанию; владеет коммуникативной культурой

5

2

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, правильно анализирует педагогическую информацию по теме занятия, допускает неточности в определении основных подходов к физическому воспитанию школьников; не в полной мере владеет коммуникативной культурой.

4

3

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме, допускает ошибки в определении основных понятий ЗОЖ, физической культуры и спорта, затрудняется в определении современных подходов к физическому воспитанию школьников; владеет основами коммуникативной компетентности.

3

4

При ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может дать определение основных подходов к физическому воспитанию школьников; не владеет коммуникативной компетентностью.

2

5

Студент не подготовил задание по неуважительной причине

0

 

       Критерии оценки проверочного теста:

            № п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все ответы теста даны правильно (25 из 25)

5

2

Допущены ошибки (21 из 25)

4

3

Допущены ошибки (19 из 25)

3

4

Допущены ошибки (15 из 25)

2

5

Студент не принимал участие в тестировании по неуважительной причине                                                                                 

0

 

Критерии оценки контрольной работы:

 

№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все задания выполнены верно

5

2

Все задания выполнены верно, с неточностями

4

3

В ответах на задания допущены ошибки (20%)

3

4

В ответах на задания допущены значительные ошибки

2

5

Студент не выполнил контрольную работу по неуважительной причине

0

 

Тематика коллоквиумов с методическими материалами к ним. Не предусмотрено.

 

 

Тематика рефератов

Примерная тематика рефератов

1.    Педагоги — новаторы в спорте.

2.    Специфика воспитательной работы с высококвалифицированными спортсменами.

3.    Личностно-деятельностные подходы в анализе деятельности тренера: мотивы, цели, интересы, способности, воля, характер, личностные качества, опыт, знания, умения и навыки тренера.

4.    Информационные технологии и технические средства в работе специалиста ФК и С.

5.    Педагогические способности по Ф. Н. Гоноболину (перцептивные конструктивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские, академические).

6.    Подходы к определению содержания понятия «профессиональная компетентность». Профессионально-деятельностный подход, знаниевый подход, личностный подход, системный подход.

7.    Уровни педагогической деятельности тренера.

8.    Профессиональный интерес. Факторы и условия развития ПИ. Мотивы.

9.    Профессионально значимые качества специалиста в области ФК и С.

10.     Урок ФК в школе.

11.     Спортивная тренировка.

12.     Знания, умения и навыки специалиста в области ФК и С.

13.     Функции специалиста в области ФК и С.

14.     Обязанности и права спортсмена, тренера и представителя команды на соревнованиях.

15.     Психологическая готовность к работе. Психологические аспекты деятельности тренера.

16.     Использование современных информационных технологий в области в ФК и С.

17.     Формы психологического воздействия специалиста на воспитанников, спортсменов.

18.     Особенности секундирования тренером  спортсменов на соревнованиях.

19.     Индивидуализация педагогического воздействия тренера на спортсменов.

20.     Психологическое обеспечение подготовки спортсмена.

21.     Многолетняя подготовка спортсмена. Современная подготовка юных спортсменов.

22.     Тестирование в спорте.

23.     Научно-методическая работа тренера.

24.     Артистизм в тренерской профессии. Юмор в тренерской работе.

25.     Сравнительная характеристика  деятельности преподавателя ФК и тренера.

26.     Лидерство в спорте.

27.     Педагогические условия эффективности тренировочного процесса.

28.     Современные педагогические технологии обучения и воспитания в спорте.

29.     Принципы организации детского спортивного коллектива.

30.     Характеристика педагогических технологий и инноваций в области ФК и С.

31.     Одаренные дети и особенность педагогической работы с ними.

32.      Особенности индивидуального стиля деятельности, общения, руководства.

33.     Роль специалиста ФК и С в учебно-воспитательном и тренировочном процессе.

 

Методические рекомендации к рефератам

Реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи, нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким же изложением.

Компоненты его содержания: план работы — оглавление; введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы); основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга); заключение, список литературы (не менее 8-10 источников). Рекомендуемый объем реферата 20 листов.

·    Тематика эссе с методическими материалами.  Не предусмотрено

·    Тематика к методам проектной работы, кейс-методам и т.д. Не предусмотрено.

 

5.9.Вопросы к зачету по дисциплине.

Примерный перечень вопросов к зачёту

1.         Стили руководства спортивной группой и их эффективность

2.         Самообразование и самовоспитание специалиста ФК и С.

3.         Личностные качества специалиста ФК и С.

4.         Педагогическое мастерство специалиста в области ФК и С.

5.         Современный специалист ФК и С в педагогической системе.

6.         Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалиста.

7.         Особенности профессионально-педагогической деятельности тренера по виду спорта.

8.         Педагогическая культура специалиста: двигательная и речевая культура как составляющие компоненты.

9.         Педагогический авторитет и его показатели. Классификация ложного авторитета.

10.     Профессиональная некомпетентность, дезадаптация, деформация, их причины и показатели.

11.     Профессиональная компетентность спортивного педагога. Основные уровни и показатели.

12.     Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта.

13.     Специфика воспитательной работы с высококвалифицированными спортсменами.

14.     Личность и творчество специалиста ФК и С.

15.     Творческая деятельность специалиста ФК и С. Семинары, мастер-классы, конференции.

16.     Формы повышения квалификации  специалиста ФК и С. Критерии и оценка квалификации, и аттестация тренер.

17.     Профессия тренера в отечественной системе физической культуры и спорта.

18.     Работа специалиста ФК и С по участию и организации в спортивных соревнованиях.

19.     Особенности деятельности детского  специалиста ФК и С.

20.     Работа специалиста ФК и С  с семьей и общественностью.

21.     Развитие знаний и умений специалиста ФК и С в системе профессионального образования и практики.

22.     Развитие детского спорта в общеобразовательных школах.

23.     Развитие и поддержка уровня судейства соревнований. Содержание и обновление педагогического опыта тренера.

24.     Виды профессиональной  деятельности специалиста в области ФК и С. (проектировочная, конструктивная, организаторская, коммуникативная, двигательная, гностическая).

25.     Сходства и различия урока ФК и тренировки.

26.     Соревнования. Классификация. Присвоение разрядов.

27.       Спортивный отбор, спортивная ориентация.

28.     Современная подготовка юных спортсменов.

29.     Тестирование в спорте.

30.     Особенности индивидуального стиля деятельности, общения, руководства.

31.     Роль специалиста ФК и С в учебно-воспитательном и тренировочном процессе.

32.     Стили руководства спортивной группой и их эффективность.

33.     Самообразование и самовоспитание специалиста ФК и С.

34.     Личностные качества специалиста ФК и С.

35.     Педагогическое мастерство специалиста в области ФК и С.

36.     Современный специалист ФК и С в педагогической системе.

37.     Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалиста.

38.     Особенности профессионально-педагогической деятельности тренера по виду спорта.

39.     Педагогическая культура специалиста: двигательная и речевая культура как составляющие компоненты.

40.     Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта.

41.   Специфика делового общения.

42.   Коммуникативные барьеры в общении.

43.   Перцептивный аспект деловой коммуникации.

44.   Интерактивный аспект деловой коммуникации.

45.   Речевые технологии делового общения.

46.   Невербальные средства общения и их использование в бизнесе.

47.  .Сознательное и бессознательное в невербалике.

48.   Виды делового общения в рекламном бизнесе и их характеристика.

49.   Общие требования к деловой беседе и ее структура.

50.   Методика подготовки и проведения деловых бесед.

51.   Деловое совещание как один из видов делового общения.

52.  12.Виды  деловых  совещаний  в  сфере  рекламного  бизнеса  и  их

53.  характеристика.

54.  .Основные этапы подготовки к деловым переговорам.

55.  . Структура переговоров и основные требования к руководителю в ходе их

проведения.

56.  Правила делового общения по телефону.

57.  Профессиональные  качества  ведущего  совещание   и  стили  его

руководства.

58.  Общее и особенное в структуре брифинга и пресс-конференции.

59.  Причины возникновения конфликта в деловых коммуникациях..

60.   Структура и динамика конфликта.

61.  Типы конфликтной личности и пути разрешения конфликта с ней.

62.  Стили поведения участников в конфликтной ситуации.

63.  Правила ведения телефонных переговоров и их записи.

64.  Стратегия и тактика проведения переговоров.

65.  Требования к культуре деловой речи.

66.  Подготовка и планирование переговоров.

67.  .Роль этики в деловом взаимодействии в рекламном бизнесе.

68.  «Золотое правило этики» и характер делового общения.

69.  Культура и техника речи в презентации делового партнера.

70.  Манера общения и имидж делового человека.

Критерии оценки

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков студентов является установленный уровень подготовки и объективная оценка его соответствия с требованием программы.

«Отлично» – оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание изучаемого. Умение логично выстраивать и раскрывать содержание изученного, умение пользоваться теорией и практикой пройденного материала. Уметь аргументировать свои выводы. Свободно владеть профессиональными терминами.

«Хорошо» – оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание изучаемого студентом. Умение объяснять содержание изученного материала, пользоваться теорией и навыками, хорошо владеть профессиональными терминами, однако допускаются одна-две неточности в ответе.

«Удовлетворительно» – оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании изучаемого предмета, умение объяснять взаимосвязь поставленной цели, задачи. Знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями. Ограниченные навыки в практической деятельности. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Недостаточное свободное владение профессиональными терминами. Ряд недостатков в композиции и языке ответе, несоответствующих уровню знаний для данного студента.

«Неудовлетворительно» - оценивается ответ, обнаруживающий незнание существующих вопросов содержания изученного материала, неумение объяснять полученные знания, раскрыть содержание изученного. Незнание элементарных понятий. Слабое владение речью, бедность выразительных средств языка.

 

6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

· Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

· Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

·Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Культура профессионального общения педагога-тренера» изучается студентами в 3 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание категорий, положений и инструментов сервисной деятельности. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области сервисной деятельности.

Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими  материалами, научной литературой, статистическими данными.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА» является экзамен в  7 (4-л) и в 10 (5-л) семестре.

Перечень примерных зданий для самостоятельной работы

1.         Составьте педагогический кодекс тренера.

2.         Опишите конфликтную ситуацию, наблюдаемую вами в спорте, и оцените эффективность ее разрешения.

3.         Оцените стиль руководства кого-либо из известных тренеров (по материалам публикаций в прессе или собственных наблюдений).

4.         Подготовьте сценарий спортивного праздника для конкретного контингента, указав воспитательную направленность данного мероприятия.

5.         Смонтировать видеоролик соревновательной деятельности по виду спорта.

6.         Анализ и обобщение учебно-методической литературы.

7.         Подготовить конспект обзорной лекции.

8.         Сформулировать вопросы по рассматриваемой проблеме.

9.         Выявить и проанализировать предлагаемые способы и направления решения проблемы повышения эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процесса по виду спорта и дать собственную оценку.

10.         Тренерские ситуации.

11.     Подготовьте доклад на тему «Педагогическая школа выдающихся тренеров» (на примере своей специализации).

12.     Анализ научной статьи.

13.     Составьте перечень умений, которыми должен обладать тренер – преподаватель и критерии их оценки.

14.     Разработать и дать свой вариант разрешения сформулированной преподавателем проблемной педагогической ситуации.

15.     Разработка различной учебной документации.

16.     Разработка сценария проведения мастер-класса по избранному виду СП

17.     Разработка эскиза баннера или афиши.

18.     Научные исследований в рамках выполнения курсовых и выпускной квалификационной работы с подготовкой тезисов и научных статей, выступлением с докладами на научно-практической конференции.

19.     Проведение сравнительного анализа содержания выступлений спортсменов на Чемпионате Европы и мира для выявления особенностей национальных школ.

20.     Подготовить презентации по заданной теме, рекламных видеороликов для популяризации и привлечения детей и подростков к систематическим занятиям избранным видам спорта и т.д.

 

7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

7.1. Авторские лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).

7.2. Практикум

 практикума семинарских занятий не предусмотрен.

лабораторного практикума не предусмотрен.

7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)

7.4. Хрестоматии и рабочие тетради - не предусмотрено.

7.5. Деловые/ролевые игры и тренинги - не предусмотрено.

7.6. Групповые и индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.

7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено

7.8. Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.).

 

8.     Словарь терминов (глоссарий)

 

Адаптация (физиологическая) — целенаправленная приспособительная реакция организма ребенка к условиям внешней среды, обеспечивающая возможность его жизнедеятельности путем формирования функционального состояния физиологических систем адекватного условиям его обитания и совершенствованию двигательной деятельности, которое обеспечивается изменением структур гомео- статического (т.е. относительно постоянного) регулирования.

Анаболизм — интенсивное окисление субстратов органических веществ (на уровне клетки) с восстановлением не просто ее энергетического ресурса до исходного уровня, а до появления в ней новых, более активных органических веществ, что приводит к значительному выделению допол­нительного количества энергии и, соответственно, повышению работоспособности организма ребенка.

Быстрота (скоростные способности) — комплексный показатель психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность по сигналу осуществлять физическую нагрузку (преимущественно циклического характера, например, бег) в режиме суб-максимальной и максимальной зон мощности.

Выносливость — показатель наиболее емкого, энергозатратного базового психофизического качества орга­низма ребенка, характеризующего его способность выпол­нять физическую нагрузку достаточно длительное время (?) без видимых признаков утомления.

Выносливость {общая) — один из видов (производный показатель) выносливости как базового психофизиче­ского качества организма ребенка, характеризующий его способность выполнять мышечную работу (преимущест­венно циклического характера) продолжительностью до 15-20 минут в режиме слабой и умеренной зон мощности без снижения ее интенсивности и видимых признаков утомления.

Выносливость (силовая) — один из видов (комплексный производный показатель) выносливости как базового психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность противостоять мышечному утомлению, вызываемому относительно продолжительным (до 5-7 мин) выполнением физической нагрузки с проявлением значительной по величине силы в режиме умеренной и большой зон мощности.

Гибкость — показатель морфофункционального свойства организма ребенка, характеризующий степень под­вижности звеньев его опорно-двигательного аппарата при выполнении им движений с определенной амплитудой.

Гибкость (пассивная) — один из видов гибкости, характеризующий степень естественной подвижности звень­ев опорно-двигательного аппарата организма ребенка при выполнении им движений со свободной амплитудой.

Гибкость (активная) — один из видов гибкости, характеризующий степень подвижности звеньев опорно- двигательного аппарата организма ребенка во время вы­полнения им движений с заданной амплитудой при внеш­нем воздействии (например, взрослый, партнер и т.д.).

Гипокинезия — состояние, характеризующееся недостаточным (ограниченным) количеством движений, не­обходимым для нормальной жизнедеятельности организма ребенка.

Гомеостаз — относительное динамическое постоянство внутренней среды организма ребенка (крови, лимфы, тканевой жидкости) на фоне устойчивости его основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и энергии и т.д.).

Двигательная активность — естественно-биологическая, социально обусловленная потребность организма ребенка в движении, основанная на нейропсихологических законах кинезофилии, от степени, удовлетворения которой зависит состояние его физического и психического здоровья.

Двигательная деятельность — деятельность, организованная (или нормированная) взрослым со свойственными этой деятельности системаобразующими компонентами (целью, задачами, содержанием и результатом), характер­ным признаком которой являются движения, способст­вующие физическому развитию ребенка.

Двигательные способности — совокупность индивидуальных психофизических качеств организма ребенка, соответствующих заданным (средой или возрастными нормами) требованиям к выполнению тех или иных двигательных действий и обеспечивающие успешное их выполнение.

Двигательная (физическая) подготовленность — результат физического развития организма ребенка, обуславливающий степень изменений основных, а также смежных психофизических качеств (скоростных способностей или быстроты, ловкости, гибкости ребенка, его координацион­ных способностей, а также общей и силовой видов выносливости)

Движения (непроизвольные) — движения, неуправляемые сознанием и рассматриваемые как результат дея­тельности безусловных рефлексов (например, движения века на глазу, глотательный рефлекс при приеме пищи и другие).

Движения (произвольные) — движения, управляемые сознанием или находящиеся под контролем высшей нервной деятельности и центральной нервной системы организма ребенка.

Двигательные умения — степень владения двигательным действием, которая характеризуется невысокой быстротой и качеством выполнения, небольшой прочностью запоминания, а также нестабильностью результатов, и отличается необходимостью подробного контроля со сто­роны сознания.

Двигательные навыки — совершенная (или абсолютная) форма двигательных умений, выработанная по механизму условных рефлексов (динамический стереотип), результатом которых является качественное выполнение ребенком двигательных действий без контроля со стороны сознания, а сами действия отличаются высокой надежностью.

Диагностика (функциональная) — процесс измерения и оценки индивидуальных жизнеобеспечивающих (сердечно-сосудистая, дыхательная, мышечная и другие) пока­зателей физиологических систем организма ребенка.

Динамический стереотип — относительно устойчивая, целостная система условно-рефлекторных связей, выработанная в результате многократного повторения одинаковых по силе, последовательности и продолжительности раздражителей, представляющая собой сформированный в коре больших полушарий головного мозга системный фи­иологический структурный след, являясь физиологиче­ской основой формирования двигательных навыков.

Доминанта (психофизиологическая) — временно господствующая в коре больших полушарий головного мозга рефлекторная система, осуществляющая приспособитель­ную и активно организующую деятельность ребенка, в том числе и мышечную.

Задатки — генетические особенности организма ре­бенка (строение тела, двигательного аппарата, нервной системы, органов чувств и т.п.), составляющие природную основу развития его способностей. Задатки в зависимости от системы физического воспитания и режима двигательной деятельности могу! преобразоваться или не преобразоваться в двигательные способности.

Задатки (психофизических качеств) — психофизио-гигиенические структуры, возникающие по генетическим зако­нам развития и влияющие на морфофункциональные особенности организма и психическое развитие ребенка.

Задачи (педагогические) — основные направления в достижении поставленной цели, выполняющие функцию тактических действий, отвечающих на вопрос «Как ты собираешься достигать цель?». В теории физического воспи­тания человека принято выделять три группы задач: оздоровительную образовательную и воспитательную.

Закономерности (педагогические) — объективно существующие, необходимые и периодически повторяющиеся устойчивые связи между явлениями процесса образова­ния, характеризующие его поступательное развитие.

Здоровье (ребенка) — динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояние детского организма, которое достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.

Здоровый образ жизни человека — комплексная система ценностно-ориентированного отношения человека к себе и своему здоровью, позволяющая ему при помощи биологически и социально целесообразных форм и спосо­бов жизнедеятельности, а также средств физической культуры, адекватных возможностям организма, осознанно удовлетворять свои двигательные, социальные и биологические потребности для обеспечения активного долголетия.

Инновации (педагогические) — нововведения, обеспечивающие существенное повышение качества образования ребенка при сохранении основных показателей состояния его здоровья.

Кинезофилия — врожденная (основанная на механизме безусловного рефлекса) биологическая потребность ор­ганизма ребенка в двигательной активности.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей: Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.

Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.

Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.

Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания

Координация движений — комплексный производный показатель ловкости как базового психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность к взаимодействию и согласованности различных мышечных групп, относящихся к разным сегментам тела при выполнении передвижений в пространстве в режиме слабой и умеренной зон мощности.

Ловкость — комплексный показатель психофизического качества организма ребенка, характеризующий его способность быстро, точно и находчиво перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в режиме умеренной зоны мощности.

Метаболизм — естественный физиологический процесс окислительно-восстановительных реакций субстратов органических веществ непосредственно в самой клетке с выделением необходимого для жизнеобеспечения организма ребенка количества энергии.

Методика — совокупность различных средств, методов, методических приемов, форм организации и контроля, направленных на достижение поставленной цели.

Мониторинг (физического здоровья) — динамическая система контроля, анализа и коррекции состояния органи­зации физического воспитания одного ребенка или группы детей в условиях дошкольного образовательного учреждения по конкретным показателям, отслеживаемым во времени.

Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

Проблема — сложная ситуация, на которую у ребенка нет однозначного ответа, и это требует от него значитель­ных умственных, физических, психических и других усилий по поиску путей решения.

Развитие — процесс, характеризующийся качественным переходом одного состояния чего-либо в другое, более или менее совершенное.

Развитие (физическое) — динамика морфофункционального состояния организма ребенка, обуславливающая естественный переход его основных жизнеобеспечивающих показателей с одного качественного уровня на другой, более или менее совершенный.

Резистентность — относительная устойчивость (другими словами, сопротивляемость) организма ребенка к воздействию различных повреждающих факторов внешней среды, реализуемая на основе общебиологического прин­ципа гомеостаза (т.е. наличие относительного постоянства внутренней среды его организма).

Рефлекс — закономерная ответная реакция организма ребенка на действие раздражителя при обязательном участии центральной нервной системы (ЦНС).

Сила — показатель психофизического качества, характеризующего способность организма ребенка преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений в единицу времени в режиме субмаксимальной и максимальной зон мощности.

Система — интегральное понятие, характеризующее совокупность взаимодействующих между собой элемен­тарных структурных компонентов, объединенных в целое для выполнения общей функции, которую не может осуществить полноценно ни один из отдельно взятых компонентов

Скоростно-силовые качества — комплексный показатель смежного психофизического качества организма ребенка, характеризующего его способность осуществлять физическую нагрузку (преимущественно ациклического и смешанного характера, например, подскоки, прыжки, метания и другие виды движений), преодолевая внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений в минимальный для данных условий отрезок времени в режиме большой и субмаксимальной зон мощности.

Спорт — специальная двигательная деятельность, сопряженная с проявлением максимальных физических и во­левых усилий, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявленных в процессе состязания.

Технология (педагогическая) — организованный, строго регламентированный образовательный процесс выполнения ребенком двигательных действий с четко заданными методами, приемами, средствами, формами контроля и организации, направленный на достижение поставленной цели и, гарантирующий конечный результат.

Упражнения (физические) — движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные педагогом в качестве средств физического воспитания.

Упражнения (общеразвивающие — ОРУ) — физические упражнения, имеющие разностороннюю направлен­ность воздействия на функции организма ребенка.

Физиологическая стоимость физической нагрузки (или интенсивность) — реакция сердечно-сосудистой системы организма ребенка на конкретную физическую нагрузку (относительно покоя), характеризующая степень (величину) активизации мощностных возможностей данной системы, обеспечивая, при этом, запуск физиологичекого механизма активизации других взаимосвязанных с ней функциональных (дыхательной, мышечной и т.д.) систем его организма во время освоения физической нагрузки. Условно, физиологическую стоимость принято выражать в определенных зонах мощности: слабая — от 120 до 130 уда­ров в минуту; умеренная — от 130 до 140 ударов в минуту; большая — от 140 до 150 ударов в минуту; субмаксимальная — от 150 до 160 ударов в минуту и максимальная — более 160 ударов в минуту.

Физическое воспитание — организованный педагогический процесс воздействия на личность ребенка средст­вами физической культуры в целях совершенствования форм и функций его организма, сохранения и укрепления здоровья малыша, формирования основ знания, двигательных умений и навыков, а также приобщения ребенка к нравственным общечеловеческим ценностям.

Физическая культура — часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Физическая нагрузка — степень воздействия физических упражнений на организм ребенка в тех или иных зонах мощности (слабой, умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной), вызывающая прибавочную фи­зиологическую активность соответствующих функций и физиологических систем организма (относительно покоя).

Физическая нагрузка (нормированная) — организованная физическая нагрузка, соответствующая заданным субъективным (состояние здоровья ребенка) или его объективным (возрастным) нормам дозирования по времени, объему и интенсивности, и, находящаяся под контролем взрослого (педагог по физической культуре, воспитатель или родители).

Формирование — целенаправленное (под непосредственным контролем взрослого: педагог по физической культуре, воспитатель или родители) освоение ребенком образовательной деятельности в соответствии с заданной извне конкретной нормой (или ее эталоном) с обязательными критериями оценки качества выполнения этой дея­тельности (например, формирование того или иного двига­тельного умения).

Цель (педагогическая) — процесс проектирования ко­нечного результата образовательной деятельности, выполняющего функцию стратегии, отвечающей на вопрос «Зачем ты собираешься это делать?».

Целеполагание (педагогическое) — процесс построения той или иной образовательной деятельности с четко сформулированной целью и конкретно поставленными задачами

 

9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов

Дисциплина/ семестр/

специальность/

преподаватель/

Объем аудиторной работы

Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы

Максимальноколичество баллов

Поощрения

Штрафы

Итого-вая форма отчета (миним. балл)

лек

Сем/лаб.

КСР

050100

Физическое восепитание/ 3/

Культура профессио-нального общения педагога-тренера / Тутолмин А.В.

 

10

 

10/10

 

6

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3.Контроль посещаемости занятий

4. Работа на семинарских занятиях

Контрольные мероприятия

1. Составление списка литературы

2. Технологическая карта урока

4.Составление технологической карты и сценария занятия

6.Составление технологической карты и сценария занятия

7.Оформление наглядного материала: плакатов, презентаций к занятию

8. Составление плана занятия

9. Фрагменты тренировочных занятий

10..Разработка сценария занятия (по выбору студента)

11. Итоговое тестирование

Компенсационные мероприятия

1.Подготовка методического материала по теме

2. Написание реферата

3. Электронная презентация темы

20

18

6

 

45 (9*5)

 

 

5

5

5

5

5

5

5

 

5

 

5

 

 

10

10

10

+ 1 балл за до-полнения;

+ 3 балла за подготовку дополнительного дидактического материала

 

0 баллов за не-посещение акад. часа по неув. причине;

0 баллов за неготовность или отсутствие на семин. занятии по неув. причине;

- 3 балла за невыполнение задания в установленные  сроки

Экзамен

 

 

 

95 б. (60%)

 

 

143 б. (90%)

ИТОГО

 

 

 

 

159[3] (без компенсации)

 

Рейтинг-план составлен _________   ______________________   17.09.2013 г.

                                               подпись                  ФИО  преподавател

                                               подпись                  ФИО  преподавател

10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

Основная литература

1.       Якимов, Анатолий Михайлович.    Основы тренерского мастерства [Текст] : учеб. пособие для высш. учеб. заведений физ. культуры / А.М. Якимов. - М. : Терра-Спорт, 2003. - 175 с.

2.       Кайнова, Элеонора Борисовна.
   Общая педагогика физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Э.Б. Кайнова. - М. : ИД "Форум" - Инфра-М, 2007. - 205 с.

Дополнительная литература

1.       Свобода и творчество [Текст] : междисциплинарные исследования / Ин-т философии РАН; под ред. И.А. Герасимовой. - М. : Альфа-М, 2011. - 366,[1] с.

2.       Гущина, Н. В.   Формирование профессиональной компетентности будущего тренера по спортивной аэробике / Н. В. Гущина ; Л.Д. Назаренко; Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова . - Ульяновск : УлГПУ, 2009. - 89,[1] с.

3.       Зуев, Валентин Никифорович.
   Спортивный арбитр [Текст] : учеб. пособие по спец. 022300 "Физ. культура и спорт" / В.Н. Зуев. - М. : Советский спорт, 2004. - 380,[1]  

4.       Таунзенд, Джон.
   Стандарты для тренеров [Текст] : карманный справочник / Д. Таунзенд ; [пер. с англ. Л. Зайко]. - М. : HIPPO, 2003. - 93 с.

5.       Филин, Владимир Павлович.
   Основы юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин ; Н.А. Фомин. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 254,[1] с.

6.       Видякин, Михаил Васильевич.
   Начинающему учителю физкультуры [Текст] / М. В. Видякин. - Волгоград : [Учитель], 2002. - 153 с.

7.       Озолин, Николай Георгиевич.
   Настольная книга тренера [Текст] : наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : АСТ : Астрель, 2002. - 863 с.

8.       Никитушкин, Виктор Григорьевич.
   Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва [Текст] : монография / В. Г. Никитушкин ; П. В. Квашук, В. Г. Бауэр. - М. : Советский спорт, 2005. - 229,[1] с.

 

 



[1]              Формы текущего контроля успеваемости подразумевают указание на те способы и методические приемы, которые используются для контроля за успеваемостью. Это могут быть: устный ответ на семинар-ском занятии, контрольное тестовое задание, письменная контрольная работа, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в работе круглого стола, коллоквиум, реферат и т.п. Варианты и формы текущего контроля см. в Приложении 1.

[2]              В разделе коды компетенций указываются коды компетенций из общего списка компетенций ФГОС, которые формируются в рамках изучения данной темы.

[3] В расчет нормативного балла не вошли часы, отведенные на КСР, т.к. преподаватель планирует их использовать в рамках компенсационных занятий

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа курса: "КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-ТРЕНЕРА""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1.1. Цель: становление коммуникативной культуры у будущих учителей физической культуры через формирование общекультурных универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, развитие профессионально значимых личностных качеств

К основным задачам изучения дисциплины относятся следующие:

·      обеспечить подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности;

·       дать студентам систематизированные знания в области теории и практики профессионального общения педагога-тренера;



Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 477 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок по физической культуре ''Технологическая карта урока по разделу спортивные игры» (4 класс)
  • Учебник: «Физическая культура», Матвеев А.П.
  • Тема: 2.4. Разработка планов-конспектов уроков физической культуры
  • 05.10.2020
  • 214
  • 1
«Физическая культура», Матвеев А.П.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 500
    • DOCX 65.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тутолмин Александр Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тутолмин Александр Викторович
    Тутолмин Александр Викторович
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 126527
    • Всего материалов: 50

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность по физической культуре в средней школе в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы учебно-тренировочного процесса в учреждениях физкультурно-спортивной направленности (плавание)

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Правовые и методические основы деятельности инструктора по волейболу

Инструктор по волейболу

300 ч. — 1200 ч.

от 3250 руб. от 1950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе