Муниципальное
общеобразовательное автономное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №10 г. Белогорск
Рабочая
программа кружка
«Знакомые
незнакомцы»
Направление
: научно – познавательная деятельность
2
– 4 классы
Учитель:
Вечирко Наталья Михайловна
г.
Белогорск
2014
Пояснительная
записка
Рабочая программа кружка создана на
основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, примерные программы внеурочной
деятельности,
планируемых результатов внеурочной
деятельности. Программа кружка разработана по направлению научно –
познавательная деятельность.
Содержание кружка направлено на достижение
таких целей:
ü
знакомство с дикорастущими,
декоративными, лекарственными растения Амурской области и их
использованием в хозяйственной деятельности человека;
ü
формирование научного познания и
осмысления ребёнком опыта общения с природой и людьми.
Основными задачами реализации содержания
кружка являются:
·
Формирование уважительного отношения к природе
родного края и соблюдение правил поведения в природе;
·
Формирование коммуникативных навыков
взаимодействия в социуме;
·
Развивать интерес к окружающему миру,
расширять словарный запас детей, умению связанно и последовательно рассказать
текст по плану;
·
Развивать умения сравнивать,
анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения,
классифицировать.
Специфика кружка
«Знакомые незнакомцы» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие,
литературоведческие, краеведческие и лексические знания о растительности своего
края.
Значение курса состоит в том, что дети
будут знакомиться с растениями родного края, узнавать их внешний вид,
описывать, зарисовывать, ставить опыты, учиться наблюдать ними, устанавливать
причинно – следственные связи, соблюдать правила поведения в природе.
Кружок «Знакомые
незнакомцы» реализует межпредметные связи, тем самым закрепляет умения
детей, полученные на уроках окружающего мира, литературного чтения,
изобразительного искусства, музыки, технологии.
Общая характеристика курса
В основе курса «
Знакомые незнакомцы» осуществляется идея многообразия растительности родного
края, бережного отношения к нему. В основе методики преподавания будут
использоваться проблемно – поисковый метод, наблюдения за природой, выполнение
практических работ, работы исследовательского характера, диалоги, различные
творческие задания. Для успешного освоения курса будут проводиться эксурсии
в природу, на станцию юннатов и т. д. Занятия могут проходить в учебном классе,
на улице, в лесу, на пришкольном участке, в парке, на станции юннатов.
При выполнении
практических работ учащиеся будут учиться распознавать природные объекты с
использованием атласа определителя для начальной школы, справочников по
растительности Амурской области.
Результаты освоения курса
В результате изучения курса « Знакомые
незнакомцы» будут достигнуты
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою
Родину и свой родной край;
2) формирование уважительного мнения к
иному мнению;
3) развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе нравственных ценностей;
4) развитее навыков сотрудничества со
взрослыми м и сверстниками в разных ситуациях;
Метапредметные результаты:
1) овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование
умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в связи с
поставленной задачей;
4) активное
использование речевых средств и ИКТ для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) использование
различных способов поиска информации в справочниках, в сети Интернет, сбор,
анализ и способ передачи информации в связи с познавательными и коммуникативными
задачами кружка навыками;
6) овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовым
понятиям, установления причинно – следственных связей, построение рассуждений;
7) готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать точку зрения другого человека,
высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
8) умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные
результаты:
1) сформировать
уважительное отношение к своей Родине и родному краю, к культуре нашей страны;
2) осознание
целостности окружающего мира, освоение норм экологической грамотности,
соблюдение правил нравственного поведения в природе;
3) Освоение
доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, сравнение и т. д)
4) Развитие
навыков устанавливать и выяснять причинно – следственные связи.
Содержание курса (102 ч)
Курс строится на основе изучаемой темы
по окружающему миру 2 – 4 класс: растения и их разнообразие. Части растения (корень,
стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия необходимые для жизни растения.
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдения.
Изучение курса ведется по темам:
1) Растения
пришкольного участка (травы, кустарники деревья)
2) Растения
луга
3) Растения
леса
4) Растения
водоема
5) Декоративные
растения
6) Лекарственные
растения
Тематическое
планирование
2
класс (34ч)
№
|
№
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1.
|
Травянистые
дикорастущие растения на пришкольном участке (экскурсия)
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить
2) находить, показывать и называть и
травянистые растения;
3)практическая работа в паре
рассматривать и показывать части растений друг другу;
4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свою работу;
5)соблюдать правила поведения в природе
|
2
- 4.
|
Травянистые
дикорастущие растения на пришкольном участке
|
1) Понимать учебную
задачу и стремиться её выполнить;
2) называть растения и описывать его
по плану;
3) практическая работа в паре сравнивать
растения, находить общее и отличие;
3) практическая работа в паре сравнивать
растения, находить общее и отличие
|
5
-6.
|
Декоративные
травянистые растения пришкольного участка (экскурсия)
|
1) Понимать учебную задачу и
стремиться её выполнить;
2) показывать и называть и
декоративные травянистые растения;
3) практическая работа в группе сравнивать
растения, находить общее и отличие;
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
5)соблюдать правила поведения в природе
|
7.
|
Лекарственные
дикорастущие растения на пришкольном участке
|
1) Понимать учебную задачу и
стремиться её выполнить;
2)практическая работа в группе:
рассматривать растения, добывать информацию для получения новых знаний из
источников;
3)отвечать на итоговые вопросы и
оценивать
свою работу
|
8.
|
Дикорастущие
травянистые растения возле твоего дома
|
1) Понимать учебную задачу и
стремиться её выполнить;
2) рассматривать рисунки, гербарии,
добывать информацию из атласа определителя, авторского текста;
3) практическая работа в группе сравнивать
растения, находить общее и отличие;
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
|
9.
|
Наши
проекты:
«Дикорастущие
травянистые растения»
|
1) Понимать учебную задачу и
стремиться её выполнить;
2) работать
в паре: распределить, обязанности, готовить рисунки или фотографию;
3)
выпуск собственной книжки малышки;
4)
презентация книжки;
5)
оценить свою работу и свои достижения
|
10.
|
Кустарники
пришкольного участка (экскурсия)
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться её
выполнить
2)находить, показывать и называть
кустарники;
3)практическая работа в паре
рассматривать и показывать части растений друг другу;
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
5)соблюдать правила поведения в природе
|
11
.
|
Кустарники
пришкольного участка
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2)классифицировать предметы по видам;
3) рассматривать рисунки, гербарии,
добывать информацию из атласа определителя, авторс- кого текста;
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
|
12
-13
|
Деревья
пришкольного участка
|
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу;
5)соблюдать правила поведения в природе
|
14.
|
Деревья
пришкольного участка
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2)классифицировать предметы по видам;
3) рассматривать рисунки, гербарии,
добывать информацию из атласа определителя, авторс- кого текста;
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
|
15.
|
Деревья
возле твоего дома
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) работа в группе: рассматривать
фотографии, рисунки, называть деревья, добывать информацию из авторского
текста;
Классифицировать растения по их видам;
3) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
|
16.
|
Деревья
на нашей улице (экскурсия)
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2)практическая работа в группе: находить
дерево по его описанию, называть его правильно, сравнить с другим деревом,
найти сходство и отличие;
3) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу;
5)соблюдать правила поведения в природе
|
17.
|
Экскурсия
на станцию юннатов
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) называть и определять растения по их
видам: деревья, кустарники, травы;
3)определять растения по атласу
определителю;
4) работать вместе со взрослыми:
готовит рассказ о понравившемся растении
|
18.
|
Лекарственные
деревья
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2)работа в группе: добывать информацию
из справочников, атласа определителя и авторских текстов;
3) подготовить рассказ о дереве по плану
и пересказать;
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
|
19
|
Наши
проекты: «Деревья»
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) работать
в паре: распределить, обязанности, готовить рисунки или фотографию;
3) выпуск собственной книжки малышки;
4) презентация книги;
5) оценить свои достижения;
|
20
-21.
|
Учимся
составлять кроссворды о растениях
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) практическая работа в группе:
отобрать загадки, нарисовать кроссворд;
3)обменяться кроссвордами и разгадать
их;
4)оценить свою работу
|
22.
|
Учимся
составлять загадки о растениях
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2)практическая работа в паре: составить
загадку по опорным словам, нарисовать рисунок к загадке;
3) загадать загадку;
4) оценить свою работу с товарищем
|
23.
|
Роль
растений в жизни человека
(Аппликация
из природных материалов)
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2)сравнивать свойства различных
природных материалов, соотносить форму и цвет, отбирать необходимые материалы
для работы, анализировать изделие;
3) составить план работы над изделием,
выработать критерии оценки;
4) изготовить изделие;
5) оценить свои достижения
|
24.
|
Растения
в изображении художников
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) рассматривать картину и составлять по
ней рассказ описание;
3) нарисовать своё любимое растение;
4) оценить свою работу и свои достижения
|
25.
|
Изображение
растений в декоративно – прикладном творчестве
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) рассматривать, анализировать
изделия, сравнивать орнаменты, осваивать способ разметки деталей рисунка на
бумаге, выполнить аппликацию из бумаги;
3) оформить изделие по собственному
замыслу;
4) оценить свои достижения
|
26.
|
Народные
пословицы, поговорки, песни о растениях
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) читать выразительно пословицы и
поговорки. Объяснять их смысл.
3) читать, выражая настроения
произведения;
4) работа в парах: придумать рассказ по
пословице или спеть русую народную песню
|
27.
|
Народные
приметы о растениях
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) учиться добывать информацию из
журналов, Интернета;
3) систематизировать информацию и
оформить в виде листовки, газеты;
4) оценить свою работу и свои достижения
|
28.
|
Растения
в парке (экскурсия)
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) находить, показывать и называть
знакомые растения;
3)практическая работа в паре
рассматривать и определять виды растений, сравнивать растения;
4) отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу;
5)соблюдать правила поведения в природе
|
29
-30
|
Раннецветущие
растения
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2) практическая работа в парах:
рассматривать, сравнивать, называть вид растения;
3) искать информацию в атласе
определителе;
4) выявлять изменения в жизни растений с
приходом весны;
5) составить рассказ о растении по
плану;
6) Оценить свою работу
|
31
|
Практическая
работа. Выращивание декоративных растений для клумбы
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться
её выполнить;
2)
практическая работа в парах: составить план работы, соблюдать технику ;
безопасности при работе с инструментами;
3)
оценить свою работу;
|
32.
|
Экскурсия
на СЮН
|
|
33.
|
Подведение итогов за год. Презентация изделий. Выставка работ
|
|
34
|
КВН
|
|
3
класс (34 ч)
№
|
Тема
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1.
|
Цветы.
Какие они?
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить
2) практическая
работа в группах: сравнить цветы, составить план рассказа описания цветка и
рассказать о нём по плану;
3)
оценить свою работу;
|
2.
|
Экскурсия
на луг
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)наблюдать
за растениями и насекомыми луга;
3)
находить известные растения;
4)
соблюдать правила поведения на лугу;
|
3
- 5 .
|
Травянистые
растения, открытых мест не имеющие крупных ярких цветов(конский щавель, мятлик,
пырей ползучий, подорожник и др.)
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
находить растения в атласе определителе, сравнивать их, искать информацию,
составлять рассказ о растении по плану;
|
6
- 9
|
Травянистые
растения, открытых мест с белыми и пёстрыми цветами( ромашка, нивняк,
тысячелистник, фиалка и т. д)
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
практическая работа : находить растения в атласе определителе, в гербарии,
сравнивать их, искать информацию, составлять рассказ о растении по плану;
3)
составлять книжку о растениях;
4)
оценивать свою работу и свои достижения
|
10
– 14
|
Травянистые
растения открытых мест с жёлтыми цветами( лапчатка гусиная, саранка,
чистотел, купальница, гусиный лук и др)
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
практическая работа в группах : находить растения в атласе определителе, в
гербарии, сравнивать их, искать информацию, составлять рассказ о растении по
плану;
3)отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
|
15
- 19
|
Травянистые
растения , открытых мест, лиловыми цветами( клевер луговой, розовый, иван
–чай, гвоздика –травянка, василёк луговой и др.)
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
находить информацию и рассказывать о растении по плану;
3)
сравнивать, анализировать, делать выводы;
4)
презентовать понравившееся растение;
5)
оценивать свою работу
|
20
- 25
|
Травянистые
растения, открытых мест, с красными, голубыми, синими, фиолетовыми
цветами(сон – трава, герань луговая, фиалка, ирис, чина луговая, колокольчик
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
находить информацию в справочниках, атласе определителе, сравнивать
дикорастущие растения и декоративное растения
3)
работать в группах над проектами: составить презентацию, альбом или книжку
малышку;
4)
оценивать свою работу и свои достижения
|
26
|
Растения
заливных лугов ( незабудка, фиалка, ирис, калужница)
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
практическая работа в группах: находить растения в атласе определителе, в
гербарии, сравнивать их, искать информацию,
анализировать
составлять рассказ о растении по плану, составлять памятку поведения на лугу;
3)отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свою работу
|
27
|
Растения
ядовитые
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
находить информацию, описывать растения по плану;
3)
практическая работа: изготовить книжку малышку
|
29
|
Растения
в легендах
Наши
проекты
|
·
определить
цель проекта;
·
распределить
обязанности ;
·
собирать
материал, составить рассказ; презентовать проект
|
30.
|
В стране
кроссвордов
|
1)Подобрать
загадки, описание растения;
2)
составить кроссворд о растениях открытого места;
3)
отгадать кроссворд своих товарищей;
4)
оценить свою работу
|
31
-33
|
Исчезающие
растения. Растения, занесённые в Красную книгу
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
работать в парах : выявлять причины исчезновения изучаемых растений,
предлагать меры по их охране, формулировать выводы из изученного материала;
подготовит сообщение о растениях с помощью дополнительной литературы,
Интернета
|
34
|
Цветы –
украшение Земли (итоговое мероприятие)
|
|
|
4 класс
№
|
Тема
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1.
|
Экскурсия
на водоём
|
1)Понимать
учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)
Находить и называть знакомые растения
3)
Сравнивать травянистые луга и водоёма, находить их сходство и отличия,
особенности водных растений
|
2
-3.
|
Растения
водоёмов, не имеющих крупных ярких цветов (ряска, рдест, рогоз, осока,
камыш)
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
2)Практическая работа в группах: описывать водные растения по
плану, выявлять отличительные особенности водных растений;
3) сравнивать природные особенности луга и водоёма;
4) формулировать выводы, подводить итоги, оценивать свои достижения
|
4
- 6
|
Растения
водоёмов с белыми цветами (кувшинка, водокрас, стрелолист, вех ядовитый и
др.)
|
7
- 8
|
Растения
водоемов с жёлтыми цветами (кубышка жёлтая, купальница, ирис жёлтый,
калужница болотная)
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
2) практическая работа в группах: обсуждать способы
приспособления растений к жизни в воде;
3) создать памятку по правилам
поведения на водоёмах;
4) формулировать выводы, подводить итоги, оценивать свои
достижения
|
9
- 10
|
Растения
водоёмов с розовыми, синими, фиолетовыми цветами
|
11.
|
Наши
проекты «Водные растения»
|
1)
определить
цель проекта;
2)
распределить
обязанности ;
собирать
материал, составить рассказ; презентовать проект
|
12
-15.
|
Травянистые
растения леса с белыми цветами
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
2) практическая работа в парах: определять с помощью атласа –
определителя растения леса;
3) сравнивать растения леса с декоративными растениями,
растениями водоёма; находить общее и различие;
4) устанавливать причинно- следственные связи в деятельности
человека в лесу, на водоёмах и лугу
5) предлагать способы охраны исчезновения растений;
6) составить памятку поведения в лесу;
7) формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы
|
16
-19
|
Травянистые
растения леса с жёлтыми цветами
|
21
- 24
|
Травянистые
растения с красными, розовыми, синими, фиолетовыми цветами
|
1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
2) Находить и определять названия растений: выявлять
экологические связи в лесу;
3) обсуждать нарушение экологических связей по вине человека;
4)предлагать
пути решения экологической проблемы;
5) формулировать выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы
|
25
|
Лесные
ягоды
|
26
-27
|
Грибы
съедобные
|
28
|
Грибы
несъедобные
|
29
-30
|
Красная
книга. Амурской области. Лекарственные растения
|
31.
|
Экскурсия
на СЮН. Декоративные растения
|
1) наблюдать
декоративные растения;
2)
определять их с помощью атласа определителя;
3)
составить календарь цветочных растений
|
32
|
Презентация
проектов
|
1) искать
информацию и готовить тексты сообщений;
2)
искать фотографии, рисунки к слайдам;
3)выступать
с сообщением на кружке;
4)
оценивать свои достижения по выполнению проекта
|
33
-34
|
Подведение
итогов и оценка своих достижений за год. Выставка достижений.
|
1)выполнить
тесты с выбором ответа;
2)
оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;
3)адекватно
оценивать свои знания в соотвествии с набранными баллами;
4)
выбрать по своему усмотрению материал для выставки;
5)
оформить выставку совместно с товарищами
|
|
|
|
|
|
|
Материально
– техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная
продукция
1. Сборник
рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение , 2011
2. Плешаков
А.А. «От земли до неба» Атлас – определитель: Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
3. Плешаков
А.А. «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. - М.:
Просвещение, 2010
4. Плешаков
А.А., Румянцев А. А «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики»:
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
5. Карпенко
М. Т. «Сборник загадок».- М,: Просвещение, 1988
6. Введенская,
Саакьян Р. Я. «Наш родной язык». – М.: Просвещение, 1971
7. Волина
В.В. «Учимся играя». – М.: Новая школа , 1994
8. Бурдуковский
В.П., Быстров А. Н., Груздев Г.А и др. «Географический словарь Амурской
области» Б,: Хабаровское книжное издательство, 1978
9. Усенко
Н.В. «Дары уссурийской тайги». - Хабаровское книжное издательство, 1978
10. Фруентов
Н.К. «Лекарственные растения Дальнего Востока».
11. ШорыгинаТ.А.
«Цветы. Какие они?» – М,: Издательство ГНОМ и Д, 2004
12. Шорыгина
Т.А « Кустарники. Какие они?» – М,: Издательство ГНОМ и Д, 2004
13. Онегов
А.С. «На лугу» – М.: Издательство «Малыш» 1984
14. Онегов
А.С. «На берегу озера» – М.: Издательство «Малыш» 1989
15. Петров
В.В. «Растительный мир нашей Родины» – М.: Просвещение,1998
Натуральные
объекты
Гербарии культурных и дикорастущих
растений
Игры
Настольные игры по тематике «Окружающий
мир» (лото, растения леса, луга, поля)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.