Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
дополнительного образования детей «Центр
дополнительного образования детей» Комсомольского района Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
протокол
№ от___________2014г
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД «ЦДОД»
_____________Самарина
С.Х.
Приказ № от____________
2014 г.
|
Срок реализации: 1 год
Возраст детей 10-14 лет
Количество детей - 18
Педагог кружка Алексеева Вера Николаевна
с. Комсомольское — 2014г.
Информационная
карта
- Направленность –
творческая
- Функциональное
назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее
- Масштаб
реализации – муниципальный
- Возрастной
диапазон – учащиеся 5-8классов
- Продолжительность
реализации – 1год
Пояснительная
записка.
Считается,
что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве.
Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и
материальных ценностей до ступени их созидателя.
Декоративно-прикладное
творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает
человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя
его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и
декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие
человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
Целью программы является формирование
склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся к рукодельным работам
посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для
творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
-
развивать стремление к углублению знаний
-
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству
-
развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий
-
развивать индивидуальные способности обучающихся
Воспитательные:
-
воспитывать уважение к труду
-
формировать чувство коллективизма, гражданственности
-
воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям
-
воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность,
честность)
-
формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи
Познавательные:
-
развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству
Развивающие:
-
развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность
-
содействовать формированию всесторонне развитой личности
-
создавать условия для социального, профессионального самоопределения учащихся
Мотивационные:
-
создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности, сотрудничества
-
развивать активную деятельность
Эстетические:
-
воспитывать аккуратность, культуру поведения
-
формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления
изделий декоративно-прикладного творчества
Социально-педагогические:
-
формирование общественной активности, реализация в социуме
-формирование
профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству
В
объединении могут заниматься учащиеся как одного возраста, так и
разновозрастного состава (5-8 классы). Для детей этого возраста важен личный
успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное
признание. Им также необходимо выразить свою точку зрения в творческом деле,
достичь успеха в сфере интересной, значимой деятельности, повысить собственную
самооценку. В течение одного года они попробуют работать в различных
направлениях рукоделия и элементарного моделирования. Это помогает определить
склонность и индивидуальные возможности каждого учащегося.
Содержание
занятий и конкретный материал по темам подбирает педагог с учётом возраста
детей, их интересов подготовки и конкретных условий.
Вовлекая
учащихся в работу по развитию творческих способностей, очень важно помочь им
поверить в свои силы и ощутить чувство успеха. На простых примерах из жизни
школьников дать элементарное понятие о мышлении, чувстве, воле и вдохновении, а
также предоставить возможность увидеть, вообразить, ощутить, воспроизвести
что-то своё, стремиться к самостоятельному решению и достичь успеха.
Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то
дети испытывают чувство радости и гордости за свой труд.
В
процессе занятий формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и
упорство в достижении цели. Объясняя наиболее рациональные приёмы работы, не
надо лишать ребят самостоятельности, а лишь направлять их на более целесообразные
и экономические решения. Труд должен быть познавательным, перспективным,
открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.
Следует
помочь учащимся раскрыть увлекательную сторону труда, закрепить естественную
потребность трудиться увлечённо, приохотить их к труду так, чтобы они
испытывали чувство значимой личности, выработали понятие, что все достоинства
человека достигнуты результатом труда.
Педагогические
технологии
Любая педагогическая система жизненна только в том
случае, если она функционирует в
режиме развития. Поиск и реализация путей
развития в решающей степени обеспечивают ее долговременность и
эффективность.
Овладение технологией обучения многократно умножает силы
педагога: постигая технологию, он усваивает последовательность процедур,
приводящих к успешному результату, обретает профессиональную уверенность и
мастерство. Следует выделить следующие
этапы педагогической технологии:
- диагностические исследования
личности обучающихся;
-
целеполагание;
-
организационно-деятельностный
этап;
-
этап контроля, переходящего в самоконтроль, и оценки, переходящей в самооценку;
- анализ
конечного результата, рефлексия.
Совокупность этих технологических этапов надежно
обеспечивает учащимся овладение
определенным объемом знаний, умений и навыков.
Модули обучения
Обучение
включает в себя два модуля:
I модуль - базовый.
Включает
в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой
деятельности. Базовый уровень задается по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей. И в то же время технологии освоения
объема знаний, умений и навыков на
этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к
индивидуальным особенностям обучающихся.
II модуль -развитие
творческих способностей.
Включает деятельность, направленную на освоение теории и
практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен
определенным уровнем развития творческих способностей обучающихся, их отношением к освоению
нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).
Формы
и методы обучения
Учитывая психологические
особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо
проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные
формы организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и
индивидуального взаимодействия
педагога с детьми.
В
течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных
традициях и обычаях, где являются не только
зрителями и слушателями, но и активными участниками. Но специфика
данного учебного предмета такова, что кульминацией
работы
обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения
занятий является практическая работа.
Формы
подведения итогов
Определяя процесс выявления результативности
образовательной деятельности,
необходимо отметить:
Во-первых, процедура проверки результата работы обучающихся необходима для выявления
истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо
просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы
учащихся, так как
в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основном способные и занимающиеся
в кружке не первый год.
Во-вторых,
работа «по образцу» является необходимым начальным
этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить
творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в
ходе подведения итогов педагогу надо
обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их
практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.
В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется
с помощью просмотров работ, собеседования в конце учебного года.
Желательно,
чтобы сами обучающиеся использовали различные формы промежуточной и конечной
самодиагностики, например в картах самоанализа или тетрадях личностных
достижений, где обучающиеся сами отмечают уровень своих достижений,
приобретенные умения, эмоциональное состояние и т. д. Так стимулируется
становление самосознания, саморазвития.
Работу
по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педагог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося
и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для
того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы
принять задачу на следующее занятие.
Дидактические и методические материалы
Для обучающихся в кабинете
имеются:
-
образцы
практических работ;
-
журналы,
книги.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании обучения
Должны знать:
1.
Начальные
сведения о материалах и инструментах для работы.
2. Что такое бумажная филигрань,
квиллинг.
3. Историю возникновения квиллинга.
4. Основные элементы квиллинга,
хастинга.
5. Название, назначение, правила
пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других
материалов.
6. Создание основных элементов.
7. Правила техники безопасности.
8. Технологию работы с
бисером.
9. Способы низания и плетения бисером.
10. Основные техники плетения бисером:
круговое, параллельное, петельное, игольчатое.
11. Основные приемы вышивки крестом.
12. Что такое оригами, кусудама.
13. Историю
возникновения оригами.
14. Основные приемы работы.
15. Приемы
складывания модулей.
16.
Начальные сведения о цветовом сочетании.
Должны уметь:
1.Приобрести навыки работы с оригами, с квиллингом,
бисером, вышиванием.
2.Подбирать бумагу, бисер нужного цвета;
3. Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
4. Выполнять разметку листа бумаги;
5. Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
6. Собирать игрушки – «оригамушки»;
7. Анализировать образец, анализировать свою работу;
8. Составлять композицию из готовых поделок.
9. Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу.
10.Самостоятельно определять технологию
изготовления поделки.
11.Работать как под руководством учителя, так
и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
12.Анализировать готовое изделие, сравнивать
свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
13.Творчески подходить к выполнению работы.
14.Приобрести
навыки работы с иглой и проволокой.
15.Пользоваться
схематичным описанием рисунка.
16.Изготавливать
сувенирные изделия.
17.В
процессе работы ориентироваться на качество изделий.
18.В процессе обучения
строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, бережно
относиться к обрабатываемому материалу.
Учебно-тематический план
Подразделы и темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Вводное занятие. Знакомство с программой, вводный инструктаж по
технике безопасности.
|
2
|
1
|
|
Работа с бисером
|
32
|
2
|
30
|
История возникновения бисера. Инструменты и материалы,
разновидности бисера.
|
|
2
|
|
Параллельное
низание. Отработка навыков низания
|
|
|
4
|
Круговое или французское низание. Отработка навыков
низания.
|
|
|
4
|
Фигурки из бисера.
|
|
|
8
|
Изготовление цветов из бисера.
|
|
|
14
|
Квиллинг
|
32
|
4
|
28
|
Инструменты и материалы для квиллинга.
|
|
2
|
|
Элементы квиллинга, хастинга. Объемный квиллинг.
|
|
2
|
|
Создание цветов в технике квиллинг.
|
|
|
14
|
Практикум по созданию готовых работ.
|
|
|
14
|
Вышивка
|
32
|
2
|
30
|
Набор материалов и инструментов. Технология вышивки крестом.
|
|
2
|
|
Вышивка картин.
|
|
|
30
|
Работа с оригами
|
28
|
4
|
24
|
История возникновения оригами. Кусудамы. Основные
приемы работы.
|
|
4
|
|
Приемы складывания модулей.
|
|
|
4
|
Создание объемных фигур из модулей.
|
|
|
20
|
Подготовка к выставке
|
2
|
|
2
|
Итого
|
128
|
|
|
Календарно — тематическое планирование
Неделя
месяц
|
Подразделы и темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1 неделя
октября
|
Вводное занятие. Знакомство с программой, вводный инструктаж по
технике безопасности.
|
2
|
2
|
|
|
Работа с бисером.
|
32
|
2
|
30
|
|
История
возникновения бисера. Инструменты и материалы, разновидности бисера.
|
|
2
|
|
2 неделя
октября
|
Параллельное низание. Отработка навыков низания
|
|
|
4
|
3 неделя
октября
|
Круговое или французское низание. Отработка навыков
низания.
|
|
|
4
|
4 неделя
октября
|
Фигурки из бисера. Паучок. Бабочка.
|
|
|
4
|
1 неделя
ноября
|
Фигурки из бисера. Пчелка. Пудель.
|
|
|
4
|
2 неделя
ноября
|
Изготовление цветов из бисера. Астра.
|
|
|
4
|
3 неделя
ноября
|
Изготовление цветов из бисера. Цикламен.
|
|
|
4
|
4 неделя
ноября
|
Изготовление цветов из бисера. Роза.
|
|
|
4
|
1 неделя
декабря
|
Изготовление цветов из бисера. Нарцисс.
|
|
|
2
|
|
Квиллинг
|
32
|
4
|
28
|
|
Инструменты и материалы для квиллинга.
|
|
2
|
|
2 неделя
декабря
|
Элементы квиллинга, хастинга. Объемный квиллинг.
|
|
2
|
|
3 неделя
декабря
|
Создание цветов в технике квиллинг. Георгины.
|
|
|
4
|
|
Создание цветов в технике квиллинг. Хризантемы.
|
|
|
2
|
4 неделя декабря
|
Создание цветов в технике квиллинг. Роза.
|
|
|
4
|
1 неделя января
|
Создание цветов в технике квиллинг. Василек.
|
|
|
4
|
2 неделя января
|
Практикум по созданию готовых работ.
Открытка.
|
|
|
4
|
3 неделя января
|
Практикум по созданию готовых работ.
Картина.
|
|
|
4
|
4 неделя января
|
Практикум по созданию готовых работ.
Снежинка.
|
|
|
2
|
1 неделя февраля
|
Практикум по созданию готовых работ. Птицы.
|
|
|
4
|
|
Вышивка
|
32
|
2
|
30
|
|
Набор материалов и инструментов. Технология вышивки крестом.
|
|
2
|
|
2неделя февраля
|
Вышивка картин. Девочка и фея.
|
|
|
4
|
3 неделя
февраля
|
Вышивка картин. Девочка и фея.
|
|
|
4
|
4 неделя
февраля
|
Вышивка картин. Симпатичные котята.
|
|
|
4
|
1неделя
марта
|
Вышивка картин. Симпатичные котята.
|
|
|
4
|
2 неделя
марта
|
Вышивка картин. Букет подсолнухов.
|
|
|
4
|
3 неделя марта
|
Вышивка картин. Букет подсолнухов.
|
|
|
4
|
4 неделя марта
|
Вышивка картин. Олени.
|
|
|
4
|
1 неделя апреля
|
Вышивка картин. Олени.
|
|
|
2
|
|
Работа с оригами
|
28
|
4
|
24
|
2 неделя апреля
|
История возникновения оригами. Кусудамы. Основные
приемы работы.
|
|
4
|
|
3 неделя апреля
|
Приемы складывания модулей.
|
|
|
4
|
4 неделя
апреля
|
Создание объемных фигур из модулей - кусудам.
|
|
|
4
|
1 неделя
мая
|
Создание объемных фигур из модулей - кусудам.
|
|
|
4
|
2 неделя
мая
|
Создание объемных фигур из модулей - кусудам.
|
|
|
4
|
3 неделя
мая
|
Создание объемных фигур из модулей - кусудам.
|
|
|
4
|
4 неделя мая
|
Создание объемных фигур из модулей - кусадам.
|
|
|
4
|
|
Подготовка к выставке
|
2
|
|
2
|
|
Итого
|
128
|
|
|
Содержание программы
Вводное
занятие.
Цель и задачи занятий. Инструменты, материалы,
оборудование. Краткое содержание каждой темы с показом образцов предстоящей
работы. Показ фильмов, видеофильмов, книг и журналов по рукоделью, рассказ о
том, чему дети научатся на занятиях, как и на каких условиях будет проходить
подведение итогов деятельности, о том, где можно совершенствовать свои умения,
о пользе и престижности умений в жизни.
Модульное оригами.
Что такое оригами. История возникновения
оригами. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Основные приемы
работы, способ складывания базового треугольника. Приемы складывания модулей.
Сбор игрушек - «оригамушек».
Работа с бисером.
История возникновения бисера. Инструменты и
материалы, необходимые для работы. Разновидности бисера, встречающегося в
продаже.
Разные виды низания (параллельное, круговое
или французское и др.). Низание на нитку, леску, проволоку. Изготовление цветов
из бисера.
Технология выполнения разных видов низания,
изготовление сувениров из бисера.
Вышивание.
Набор материалов и инструментов. Технология
вышивки крестом. Вышивание картин.
Квиллинг.
Инструменты и материалы для квиллинга. Практика
создания основных элементов. Элементы квиллинга, хастинга. Объемный квиллинг. Пошаговые
инструкции. Создание цветов в технике квиллинг. Практикум по созданию готовых
работ. Открытка, картина, снежинка.
Литература
для учителя.
Проснякова
Т. Забавные фигуры. Модульное оригами. Изд.Мир книги,2010
Белякова О. Новая
книга о бисере и бисероплетении.. ИД «Владис», 2009.
Зотова М. Бисер –
украшения. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
Ляукина М. Бисер.
М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
Т.Шнуровозова.
Фигуры из бисера делаем сами.ИД «Владис»,2011
Букина С.
Квиллинг. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2014.
Быстрицкая А.
Бумажная филигрань. М: Айрис Пресс.
Интернет ресурсы: http://stranamasterov.ru/ , http://oriart.ru/
Литература
для учащихся.
Белякова О. Новая
книга о бисере и бисероплетении.. ИД «Владис»,, 2009.
Зотова М. Бисер –
украшения. М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
Ляукина М. Бисер.
М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
Т.Шнуровозова.
Фигуры из бисера делаем сами.ИД «Владис»,2011
Букина С.
Квиллинг. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2014.
Быстрицкая А.
Бумажная филигрань. М: Айрис Пресс.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.