РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ГРАМОТЕИ»
1 КЛАСС
( 2
часа в неделю)
УЧИТЕЛЬ:
ШВЫДКАЯ М. В.
2013-2014
учебный год.
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а также основной
образовательной программой начального общего образования. Программа разработана
с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает
возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления
рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Язык - это средство общения
людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой
информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум
и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать
речевой культурой.
Дети овладевают родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно
создавать условия для речевой деятельности детей.
Целью занятий, проводимых
по данной программе, является повышение уровня языкового развития, формирование
коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой
деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных
представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о
языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:
•
обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического
запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
•
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи
учащихся;
•
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
•
воспитание познавательного интереса к родному языку;
•
решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
•
способствование более прочному и сознательному усвоению
изученного на уроке;
•
содействие развитию речи детей.
Роль курса
в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.
Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые
только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и
воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который
дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
К числу планируемых результатов освоения основной
образовательной программы отнесены:
•
Личностные
результаты -
общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения
между людьми;
•
Метапредметные
результаты -
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей
речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие
коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые
средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение
общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и
волевой сфер младших школьников
•
Предметные
результаты -
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических),
умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
•
Речевая компетенция - говорение (вести элементарный этикетный
диалог в типичных ситуациях общения;
•
Языковая компетенция - фонетическое произношение и различение на
слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах;
применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление
в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного
словаря младшего школьника.
•
Социокультурная осведомлённость - элементарные знания из истории
русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов,
песен.
В познавательной сфере:
•
умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне
отдельных букв, звуков, слов, предложений;
•
умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование
знаковосимволических средств;
•
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для
младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной
сфере.
•
представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств,
эмоций;
•
приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки,
литературные произведения;
•
развитие чувства прекрасного;
•
умение следовать плану в своём учебном труде.
Содержание
курса
Речь. Техника и выразительность речи. Речь и её значение в
жизни. Техника речи.
Речь Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска
голоса, громкости, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться
дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу,
данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение
с точкой, вопросительным восклицательным знаком.
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте.
Основная мысль в тексте.
Выделение частей текста, составление плана.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова - выражения
просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.
Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во
внеурочное время.
Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на
66 недель.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
№
урока
|
Тема урока
|
Практика
|
Дата урока
|
1.
|
1
|
Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь
устная и письменная. Особенности устной речи.
|
Разучивание скороговорок
|
|
2.
|
2
|
Тише, громче. Регулирование
громкость речи, темп речи..
|
Выразительное
чтение стихотворение с правильным интонированием
|
|
3 .
|
3
|
Слово. Лексическое значение слова.
|
Игра в слова
|
|
4.
|
4
|
Буквы в слове
|
Отгадывание анаграмм
|
|
5.
|
5
|
Слова играют в прятки
|
Разучивание скороговорок
|
|
6.
|
6
|
Определять лексическое значение слова.
|
Инсценировка сказки «Звуки и буквы»
|
|
7.
|
7
|
Прямое и переносное значение слова
|
Разгадывание шарад
|
|
8.
|
8
|
Многозначные слова
|
Отгадывание анаграмм
|
|
9.
|
9
|
Омонимы
|
Выразительное Чтение стихотворений с правильным интонированием
|
|
10.
|
10
|
Озорные буквы
|
Игра «Сложи слово»
|
|
11.
|
11
|
Синонимы -слова-друзья.
|
Игра «Найди слово»
|
|
12.
|
12
|
Антонимы.
|
Игра «Наоборот»
|
|
13.
|
13
|
Тематические группы слов.
|
Отгадывание загадок, составление групп слов
|
|
14.
|
14
|
Наш цветной мир
|
Отгадай и раскрась.
|
|
15.
|
15
|
Что на что похоже.
|
Что на что похоже? Нарисуй или напиши свои сравнения.
|
|
16.
|
16
|
Голоса природы.
|
Давай поиграем!
«Кто это?»
|
|
17.
|
17
|
Голоса природы.
|
Игра :»Кто так говорит?»
|
|
18.
|
18
|
Закрепление пройденного.
|
Игра : «Что на что похоже?»
|
|
19.
|
19
|
Загадки.
|
Нарисуй отгадки.
|
|
20.
|
20
|
Придумываем загадки.
|
Определи, где стих. ,а
где загадка.
|
|
21.
|
21
|
Культура речи.
|
«Давай поиграем!» разыгрывание сценок.
|
|
22.
|
22
|
Вежливые слова.
|
Составляем словарик.
|
|
23.
|
23
|
Пословицы.
|
Игра: «Составь пословицу»
|
|
24.
|
24
|
Учимся рассуждать.
|
Игра: «Что из чего получается.»
|
|
25.
|
25
|
Учимся рассуждать.
Формирование навыка подбора слов.
|
«Найди звук»
|
|
26.
|
26
|
Текст.
|
Игра: «Кто это?»
|
|
27.
|
27
|
Текст. Закрепление.
|
Игра: «Построй лесенку»
|
|
28.
|
28
|
Заглавие текста..
|
Конкурс на лучшее заглавие.
|
|
29.
|
29
|
Тема текста.
|
Игра:
«Волшебные превращения»
|
|
30.
|
30
|
Повторение пройденного.
|
Конкурс знатоков.
|
|
31.
|
31
|
Опорные слова.
|
«Угадай сказку!»
|
|
32.
|
32
|
Мы строим текст.
|
Расшифруй сообщение.
|
|
33.
|
33
|
План текста.
|
Игра: «Кто быстрее...?»
|
|
В процессе
изучения курса учащиеся должны знать:
1.
Понятие слово. Толковый словарь.
2.
Однозначные и многозначные слова.
3.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и
восклицательным знаком.
4.
Понятие о тексте. Тема текста.
5.
Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения.
Слова - выражения приветствия, прощания.
должны
уметь:
1.
Уметь выделить слова - «родственники» среди других слов.
2.
Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
3.
Редактировать простое предложение.
4.
Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным
, восклицательным знаками ).
5.
Пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения,
благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.