Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№20», г.Вяземский Хабаровского края
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ФИО
Протокол №______ от «_____»____________
2014 г.
|
« Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 20
г. Вяземский
Бунина С.А.________
«____»_____________
2014г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №20 г. Вяземский
Белошниченко Г.А._________
Приказ №___от
«____»______________
2014г.
|
Рабочая
программа
Внеурочной
деятельности
кружка
«Азбука
психологии»
(4 класс)
Автор- составитель:
Жигалина О.С., педагог - психолог
г.Вяземский
2014г.
Пояснительная
записка
Главная особенность четвероклассников – появление
глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о
прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения,
размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько
успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и
уникальности.
Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души.
Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но
нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это
последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к
своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.
Новизна данной рабочей
программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования
2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение
видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов
освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы
положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации
деятельности предполагают уровневую
оценку в
достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых
результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом,
администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды
деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы: создание условий для позитивного
общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и
самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
·
Создание
условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
·
Развитие опыта
творческой деятельности;
·
Создание
условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;
·
Развитие опыта
неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей;
·
Расширение
рамок общения школьников с социумом;
·
Формирование
чувств уважения к друзьям и одноклассникам, любви к близким.
Программа рассчитана на детей 10лет - 11 лет. Занятия проводятся 1 раз
в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 –
40 минут.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет
свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы.
Прогнозируемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
осознавать
свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
·
извлекать
необходимую информацию из текста
·
определять
и формулировать цель в совместной работе
·
учиться
делать осознанный выбор в сложных ситуациях
·
осознавать
свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
·
реалистично
строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
·
планировать
цели и пути самоизменения с помощью взрослого
·
соотносить
результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
·
планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей
·
наблюдать,
сравнивать по признакам, сопоставлять
·
обогатить
представление о собственных возможностях и способностях
·
учиться
наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
·
оценивать
правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
·
учиться
моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
·
находить
ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
·
адекватно
воспринимать оценку учителя
Коммуникативные
УУД:
·
ориентироваться
на позицию партнёра в общении и взаимодействии
·
учиться
контролировать свою речь и поступки
·
учиться
толерантному отношению к другому мнению
·
учиться
самостоятельно решать проблемы в общении
·
осознавать
необходимость признания и уважения прав других людей
·
формулировать
своё собственное мнение и позицию
·
учиться
грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы
проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод
экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и
др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного
обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые,
дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное,
художественное и др. виды творчества), методы психической
саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная
тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки),
когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов
дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности,
сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности.
Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии
в обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические
знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы
психической деятельности), психологические умения (чем
для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он
приобретает в процессе обучения), навыки (привычка
мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт
творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности,
формирование эмоционально-целостного отношения к психологической
реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими
дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются
практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются
базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
·
в проведении
совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных
на компьютерах);
·
в подготовке
исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных
исследований, анализ психологической литературы);
·
в включении в
тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и
др. предметов.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Учебно-тематический план
№п
|
Наименование разделов и тем
|
Общее кол-во учебных часов
|
В том числе:
|
теоретических
|
практических
|
1.
|
«Кто Я?
Мои силы, мои возможности».
|
18
|
9
|
9
|
1.1.
|
Мое лето.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.2.
|
Как я изменился
летом?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.3
|
Кто Я?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.4
|
Какой я - большой
или маленький?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.5
|
Расту = взрослею?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.6
|
Мои способности
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.7
|
Мои интересы
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.8
|
Мой выбор, мой
путь.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.9
|
Мой путь к успеху
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.10
|
Мой внутренний
мир.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.11
|
Уникальность моего
внутреннего мира.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.12
|
Уникальность моего
внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.13
|
Кого я могу
впустить в свой внутренний мир?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.14
|
Мой внутренний мир
и мой друзья
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.15
|
Мои друзья мальчики
и девочки
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.16
|
Мой класс
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.17
|
Мои одноклассники -
какие они?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.18
|
Конфликты в классе
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.
|
«Я расту, я изменяюсь».
|
3
|
1,5
|
1,5
|
2.1.
|
Мое детство.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.2.
|
Мое настоящее
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.3
|
Я изменяюсь
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.
|
«Хочу вырасти свободным
человеком: Что для этого нужно?».
|
6
|
3
|
3
|
3.1
|
Кто такой свободный
человек?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.2
|
Права и обязанности
школьника
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.3
|
Что такое «право
на уважение»?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.4
|
Права и
обязанности.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.5
|
Нарушение прав
других людей может привести к конфликтам
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.6
|
Как разрешать
конфликты мирным путем?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
«Мое будущее. Каким бы я хотел стать в
будущем?».
|
7
|
3,5
|
3,5
|
4.1
|
Мое будущее.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.2
|
Мой будущий дом
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.3
|
Хочу вырасти
здоровым человеком!
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.4
|
Моя будущая
профессия
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.5
|
Мое близкое будущее
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.6
|
Что нового меня
ждет в 5 классе
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4.7
|
Итоговое занятие.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Итого часов
|
|
16,5
|
16,5
|
Содержание
программы
Содержание программы отражает основные направления
работы и включает следующие разделы:
1 Раздел: «Кто
Я? Мои силы, мои возможности».
Цели:
- помочь детям
усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;
- помочь каждому
ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.
Темы раздела:
1.
Мое лето.
2.
Как я изменился летом?
3.
Кто Я?
4.
Какой я - большой или
маленький?
5.
Расту = взрослею?
6.
Мои способности.
7.
Мои интересы.
8.
Мой выбор, мой путь.
9.
Мой путь к успеху
10.
Мой внутренний мир.
11.
Уникальность моего
внутреннего мира.
12.
Уникальность моего
внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
13.
Кого я могу впустить в
свой внутренний мир?
14.
Мой внутренний мир и мой
друзья.
15.
Мои друзья мальчики и
девочки.
16.
Мой класс.
17.
Мои одноклассники - какие
они?
18.
Конфликты в классе.
2
Раздел: «Я расту, я
изменяюсь».
Цели:
- помочь детям
научиться осознавать происходящие в них изменения;
- помочь детям
научиться планировать цели и пути самоизменения.
Темы раздела:
1.
Мое детство.
2.
Мое настоящее
3.
Я изменяюсь
3 Раздел: «Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».
Цели:
- помочь детям
осознать личную свободу и свободу другого;
-помочь им понять,
что свобода часто связана с наличием обязанностей;
- помочь осознать,
что необходимо признавать и уважать права других людей.
Темы раздела:
1.
Кто такой свободный
человек?
2.
Права и обязанности
школьника
3.
Что такое «право на
уважение»?
4.
Права и обязанности
5.
Нарушение прав других
людей может привести к конфликтам
6.
Как разрешать конфликты
мирным путем?
4
Раздел: «Мое будущее.
Каким бы я хотел стать в будущем?».
Цели:
-дать детям
возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить
возможные варианты будущего;
- помочь детям
понять, что будущее начинается в настоящем;
Темы раздела:
1.
Мое будущее
2.
Мой будущий дом
3.
Хочу вырасти здоровым
человеком!
4.
Моя будущая профессия
5.
Мое близкое будущее
6.
Что нового меня ждет в 5
классе
7.
Итоговое занятие.
Методы и
приемы
1.
Игры - коммуникации.
2.
Игры – релаксации. Музыка.
3.
Сказки.
4.
Рисование.
5.
Рефлексия.
Формы реализации программы:
·
фронтальная;
·
парная;
·
групповая;
·
индивидуальная.
Методы
реализации программы:
·
практический;
·
объяснительно
– иллюстративный;
·
частично –
поисковый;
·
наблюдение.
Учебно
– методическое обеспечение:
·
учебные
пособия;
·
иллюстративный
материал;
·
дидактический
материал к урокам;
·
методические
рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;
·
ИКТ.
Средствами формирования УУД служат
психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры,
эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной
формой работы является психологический тренинг.
Ожидаемый
результат
·
Созданы
условия для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
·
Развит опыт
творческой деятельности;
·
Созданы
условия для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;
·
Развит опыта
неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей;
·
Расширены
рамки общения школьников с социумом;
·
Формирование чувств уважения
к друзьям и одноклассникам, любви к близким.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
|
Тема
|
Содержание занятия
|
Кол-во часов
|
Время проведения.
|
1 Раздел: «Кто Я? Мои силы, мои возможности».
|
|
1.
|
Мое лето.
|
Разминка
Упражнения: «Я -
четвероклассник»
Рисунок «Лето»
Рефлексия
|
1
|
|
2.
|
Как я изменился летом?
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
|
|
3.
|
Кто Я?
|
Разминка
Упражнения: «Я -
четвероклассник»
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
4.
|
Какой я - большой или маленький?
|
Разминка
Беседа
Игры: «Я сам», « Любимая
игра»
Рефлексия
|
1
|
|
5.
|
Расту = взрослею?
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
6.
|
Мои способности
|
Разминка
Упражнения: «Что такое
способности?»
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
7.
|
Мои интересы
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
8.
|
Мой выбор, мой путь.
|
Разминка
Упражнения: «Выбор пути»
Работа с рисунками
Рефлексия
|
1
|
|
9.
|
Мой путь к успеху
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
10.
|
Мой внутренний мир.
|
Разминка
Упражнения: «Чужие
рассказы»
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
11.
|
Уникальность моего внутреннего мира.
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
12.
|
Уникальность моего внутреннего мира,
уникальность твоего внутреннего мира.
|
Разминка «Кто сегодня
молодец»
Упражнения: «Маленькая
страна»
Рефлексия
|
1
|
|
13.
|
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
|
Разминка
Упражнения: «Кому я могу
все рассказать о себе?», «Мой самый интересный сон»
Рефлексия
|
1
|
|
14.
|
Мой внутренний мир и мой друзья
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
15.
|
Мои друзья мальчики и девочки
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
16.
|
Мой класс
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
17.
|
Мои одноклассники - какие они?
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
18.
|
Конфликты в классе
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
2 Раздел: «Я расту, я изменяюсь».
|
19.
|
Мое детство.
|
Разминка «Найти лишнее
слово»
Игры: «Кто в какую
игрушку превратиться»
Рисунок «Любимая
фотография»
Рефлексия
|
1
|
|
20.
|
Мое настоящее
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
21.
|
Я изменяюсь
|
Разминка
Игра: «Раньше и сейчас»
Упражнение: « Каким я
буду, когда вырасту?»
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
3 Раздел: «Хочу
вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».
|
22.
|
Кто такой свободный человек?
|
Разминка
Работа со сказкой
Игра: « Любимая игра»
Рефлексия
|
1
|
|
23.
|
Права и обязанности школьника
|
Разминка
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
24.
|
Что такое «право на уважение»?
|
Разминка
Упражнение «Закончи
рассказы».
Игра: « Любимая игра»
Рефлексия
|
1
|
|
25.
|
Права и обязанности.
|
Разминка
Беседа «Пять самых
главных правил»
Упражнение «Пять самых
главных правил», «Билль о правах»
Рефлексия
|
1
|
|
26.
|
Нарушение прав других людей может привести
к конфликтам
|
Разминка
Игра: «Закончи
предложение».
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
27.
|
Как разрешать конфликты мирным путем?
|
Разминка
Игра: «Разыграй конфликт».
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
4 Раздел: «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?».
|
28.
|
Мое будущее.
|
Разминка
Рисунок «Я в настоящем,
я в будущем»
Беседа
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
29.
|
Мой будущий дом
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
30.
|
Хочу вырасти здоровым человеком!
|
Разминка
Беседа
Игра: «Мусорное ведро».
Работа со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
31.
|
Моя будущая профессия
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
32.
|
Мое близкое будущее
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
33.
|
Что нового меня ждет в 5 классе
|
Разминка
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
34.
|
Итоговое занятие.
|
Разминка «Если я
отличник».
Работа со сказкой
Работа с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
Итого
|
34
|
|
Литература:
1. Андрианов М.
А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009
г. – 280 с.
2. Аржакаева Т.А.,
Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год
обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
3. Аржакаева Т.А.,
Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год
обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.
4. Жизненные навыки.
Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208
с.
5. Жизненные навыки.
Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.
6. Жизненные навыки.
Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.
7. Панфилова М.А.
Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для
психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
8. Сартан П.Н. Тренинг
самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
9. Хухлаева О.В.
Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. –
344с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.