Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыРабочая программа кружка "Азбука психологии" 4 класс

Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 4 класс

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20», г.Вяземский  Хабаровского края

 

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ФИО

Протокол №______ от «_____»____________

2014 г.

 

« Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 20 г. Вяземский

 Бунина С.А.________

«____»_____________

2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №20  г. Вяземский

Белошниченко Г.А._________

Приказ №___от

«____»______________

2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Рабочая программа

 

Внеурочной деятельности

кружка

«Азбука психологии»

(4 класс)

 

 

 

 

 

 

Автор- составитель: Жигалина О.С., педагог - психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Вяземский

2014г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются  анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

         Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво  впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

          Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

  Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

 

Цель программы: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

 Задачи:

·        Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·        Развитие опыта творческой деятельности;

·        Создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;

·        Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей;

·        Расширение рамок общения школьников с социумом;

·        Формирование  чувств  уважения к друзьям и одноклассникам, любви к близким.

 

Программа рассчитана на детей 10лет - 11 лет.  Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                   1.Введение в тему.

                   2.Развёртывание темы.

                   3.Индивидуализация темы.

                   4.Завершение темы.

 

Прогнозируемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·                                 осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и    расслаблением

·            извлекать необходимую информацию  из текста

·            определять и формулировать цель в совместной работе

·            учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

·            осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

·                                 реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

·            планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

·            соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

·            планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

·            наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

·            обогатить представление о собственных возможностях и способностях

·            учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

·                                 оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

·                                   учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

·              находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

·              адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

·              ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

·              учиться контролировать свою речь и поступки

·              учиться толерантному отношению к другому мнению

·              учиться самостоятельно решать проблемы в общении

·              осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

·              формулировать своё собственное мнение и позицию

·              учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. 

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

·                                 в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

·                                 в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

·                                 в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов. 

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.   

Учебно-тематический план

№п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных  часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

«Кто Я? Мои силы, мои возможности».

             18

9

9

1.1.

 Мое лето.

1

0,5

0,5

1.2.

Как я изменился летом?

1

0,5

0,5

1.3

Кто Я?

1

0,5

0,5

1.4

 Какой я - большой или маленький?

1

0,5

0,5

1.5

Расту = взрослею?

1

0,5

0,5

1.6

 Мои способности

1

0,5

0,5

1.7

Мои интересы

1

0,5

0,5

1.8

 Мой выбор, мой путь.

1

0,5

0,5

1.9

Мой путь к успеху

1

0,5

0,5

1.10

 Мой внутренний мир.

1

0,5

0,5

1.11

Уникальность моего внутреннего мира.

1

0,5

0,5

1.12

 Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1

0,5

0,5

1.13

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

0,5

0,5

1.14

Мой внутренний мир и мой друзья

1

0,5

0,5

1.15

Мои друзья мальчики и девочки

1

0,5

0,5

1.16

Мой класс

1

0,5

0,5

1.17

Мои одноклассники - какие они?

1

0,5

0,5

1.18

Конфликты в классе

1

0,5

0,5

2.

«Я расту, я изменяюсь».

3

1,5

1,5

2.1.

 Мое детство.

1

0,5

0,5

2.2.

Мое настоящее

1

0,5

0,5

2.3

Я изменяюсь

1

0,5

0,5

3.

«Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».

6

3

3

3.1

Кто такой свободный человек?

1

0,5

0,5

3.2

Права и обязанности школьника

1

0,5

0,5

3.3

Что такое  «право на уважение»?

1

0,5

0,5

3.4

Права и обязанности.

1

0,5

0,5

3.5

 Нарушение прав других людей может привести  к конфликтам

1

0,5

0,5

3.6

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

0,5

0,5

4

 «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?».

7

3,5

3,5

4.1

Мое будущее.

 

1

0,5

0,5

4.2

Мой будущий дом

1

0,5

0,5

4.3

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

0,5

0,5

4.4

Моя будущая профессия

1

0,5

0,5

4.5

Мое близкое будущее

1

0,5

0,5

4.6

Что нового меня ждет в 5 классе

1

0,5

0,5

4.7

Итоговое занятие.

1

0,5

0,5

Итого часов

 

16,5

16,5

 

Содержание программы

Содержание программы  отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

1 Раздел: «Кто Я? Мои силы, мои возможности».

Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

Темы раздела:

1.     Мое лето.

2.     Как я изменился летом?

3.     Кто Я?

4.     Какой я - большой или маленький?

5.     Расту = взрослею?

6.     Мои способности.

7.     Мои интересы.

8.     Мой выбор, мой путь.

9.     Мой путь к успеху

10. Мой внутренний мир.

11. Уникальность моего внутреннего мира.

12. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

13. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

14. Мой внутренний мир и мой друзья.

15. Мои друзья мальчики и девочки.

16. Мой класс.

17. Мои одноклассники - какие они?

18. Конфликты в классе.

2 Раздел: «Я расту, я изменяюсь».

Цели:

- помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;

- помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.

Темы раздела:

1.     Мое детство.

2.     Мое настоящее

3.     Я изменяюсь

3 Раздел: «Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

Темы раздела:

1.     Кто такой свободный человек?

2.     Права и обязанности школьника

3.     Что такое  «право на уважение»?

4.     Права и обязанности

5.     Нарушение прав других людей может привести  к конфликтам

6.     Как разрешать конфликты мирным путем?

4 Раздел: «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?».

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

- помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

Темы раздела:

1.     Мое будущее

2.     Мой будущий дом

3.     Хочу вырасти здоровым человеком!

4.     Моя будущая профессия

5.     Мое близкое будущее

6.     Что нового меня ждет в 5 классе

7.     Итоговое занятие.

  Методы и приемы

1.     Игры - коммуникации.

2.     Игры – релаксации. Музыка.

3.     Сказки.

4.     Рисование.

5.     Рефлексия.

Формы реализации программы:

·               фронтальная;

·               парная;

·               групповая;

·               индивидуальная.

Методы реализации программы:

·               практический;

·               объяснительно – иллюстративный;

·               частично – поисковый;

·               наблюдение.

Учебно – методическое обеспечение:

·               учебные пособия;

·               иллюстративный материал;

·               дидактический материал к урокам;

·               методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;

·               ИКТ.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.

 

Ожидаемый результат

·        Созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·        Развит опыт творческой деятельности;

·        Созданы условия для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;

·        Развит опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей;

·        Расширены рамки общения школьников с социумом;

·        Формирование  чувств  уважения к друзьям и одноклассникам, любви к близким.

Календарно – тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Время проведения.

1 Раздел: «Кто Я? Мои силы, мои возможности».

 

1.

 Мое лето.

Разминка

Упражнения: «Я - четвероклассник»

Рисунок «Лето»

Рефлексия

1

 

2.

Как я изменился летом?

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

 

3.

Кто Я?

Разминка

Упражнения: «Я - четвероклассник»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

 

 

 

 

4.

 Какой я - большой или маленький?

Разминка

Беседа

Игры: «Я сам», « Любимая игра»

Рефлексия

1

 

5.

Расту = взрослею?

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

6.

 Мои способности

Разминка

Упражнения: «Что такое способности?»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

7.

Мои интересы

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

8.

 Мой выбор, мой путь.

Разминка

Упражнения: «Выбор пути»

Работа с рисунками

Рефлексия

1

 

9.

Мой путь к успеху

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

10.

 Мой внутренний мир.

Разминка

Упражнения: «Чужие рассказы»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

11.

Уникальность моего внутреннего мира.

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

12.

 Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Разминка «Кто сегодня молодец»

Упражнения: «Маленькая страна»

Рефлексия

1

 

13.

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

Разминка

Упражнения: «Кому я могу все рассказать о себе?», «Мой самый интересный сон»

Рефлексия

1

 

14.

Мой внутренний мир и мой друзья

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

15.

Мои друзья мальчики и девочки

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

16.

Мой класс

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

17.

Мои одноклассники - какие они?

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

18.

Конфликты в классе

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

2 Раздел: «Я расту, я изменяюсь».

19.

 Мое детство.

 

Разминка «Найти лишнее слово»

Игры: «Кто в какую игрушку превратиться»

Рисунок «Любимая фотография»

Рефлексия

1

 

20.

Мое настоящее

 

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

21.

Я изменяюсь

Разминка

Игра: «Раньше и сейчас»

Упражнение: « Каким я буду, когда вырасту?»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

3 Раздел: «Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».

22.

Кто такой свободный человек?

Разминка

Работа со сказкой

Игра: « Любимая игра»

Рефлексия

1

 

23.

Права и обязанности школьника

Разминка

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

24.

Что такое  «право на уважение»?

Разминка

Упражнение «Закончи рассказы».

Игра: « Любимая игра»

Рефлексия

1

 

25.

Права и обязанности.

Разминка

Беседа «Пять самых главных правил»

Упражнение «Пять самых главных правил», «Билль о правах»

Рефлексия

1     

 

 

 

 

 

26.

 Нарушение прав других людей может привести  к конфликтам

Разминка

Игра: «Закончи предложение».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

27.

Как разрешать конфликты мирным путем?

Разминка

Игра: «Разыграй конфликт».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

4 Раздел: «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?».

28.

Мое будущее.

 

Разминка

Рисунок «Я в настоящем, я в будущем»

Беседа

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

29.

Мой будущий дом

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

30.

Хочу вырасти здоровым человеком!

Разминка

Беседа

Игра: «Мусорное ведро».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

31.

Моя будущая профессия

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

32.

Мое близкое будущее

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

33.

Что нового меня ждет в 5 классе

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

34.

Итоговое занятие.

Разминка «Если я отличник».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

 

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Литература:

1.    Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.

 

2.    Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.

 

 

3.    Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.

 

4.    Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.

 

 

5.    Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.

 

6.    Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.

 

 

7.    Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.

 

8.    Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

 

 

9.    Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются  анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

            Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво  впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

 

             Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 131 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 948
    • DOCX 218 кбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жигалина Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жигалина Ольга Сергеевна
    Жигалина Ольга Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3830
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы аддиктологии. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Курс повышения квалификации

Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Курс повышения квалификации

Использование гелотологии (смехотерапии) в практической деятельности психолога

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 841 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 383 человека

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе