МБОУ
Ветошкинская ООШ
Утверждаю
директор
школы _________ /О.Ф.Пугина./
Рабочая программа кружка
«Акварелька»
для учащихся начальной школы
Руководитель: Морозова Галина Петровна
"Акварелька"
- программа кружка по ИЗО для 1-4 классов
|
В связи
с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников
уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится
определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная
программа «Акварелька» рассматривается как программа реализующаяся во
внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический
блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.
Программа «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Набор свободный.
Состав группы постоянный. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 1 год. Формы
организаций занятий :
-
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
-
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
-
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
-
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки,
чтение литературных произведений
|
Пояснительная записка
Изобразительное
искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает
основы творчества и художественного мышления. Изобразительное
искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому
восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в
общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.
Рабочая
программа кружка «Акварелька» для учащихся 7-10 лет составлена на основе
авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих
федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2007 года.
В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие
приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству
как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности,
развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка,
информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым
стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно
ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном
характере обучения.
Рабочая
программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции
пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент
делается на рисование с натуры, по памяти и
представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся
представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и
иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным
рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте
вокруг нас.
Цель:
Развитие
личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта
художественно-творческой деятельности.
Основные задачи:
§ Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического
искусства
§
Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по
представлению
§
Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного
вкуса, творческого воображения, пространственного
мышления.
Оснащение
кабинета для занятий:
Учебно-наглядные
пособия: учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных,
декоративно-прикладного и народного искусства.
Схемы
рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Фотографии
с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.
Различные художественные материалы для преподавателя: краски
гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов.
Формы проведения:
Основной
формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник,
выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится
10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время
отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает
чередование индивидуального творчества, коллективной
или групповой художественно-творческой деятельности.
Обновленное
содержание художественного образования предусматривает два вида
художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений
искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую
деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и
взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога
между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный
опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на
передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Содержание образования рабочей
программы соответствует нормативно - правовой базе:
1.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2.
Базисный учебный план.
3.
Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4.
Стандарт основного общего образования.
5. Программы, допущенные и
рекомендованные Министерством образования и
науки: по изобразительному
искусству для учащихся 7-10 лет
6. Закон
Российской Федерации «Об образовании».
Программа
рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Ожидаемые результаты
реализации программы:
Личностные
|
Предметные
|
Метапредметные
|
§ развитие
умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
§ умение
организовать рабочее место;
§ бережное
отношение к инструментам, материалам;
§ развитие
мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
§ ознакомление
с художественными терминами и понятиями;
§ развитие
наблюдательности зрительной памяти;
§ развитие
художественного вкуса
|
§ овладение
основами художественной грамоты
§ знание цветов и
рисовальных материалов
§ умение
передавать форму, величину изображения.
§ соблюдение
последовательности выполнения работы.
§ Умение
сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение,
цвет.
|
§ приобретение
навыка работы в паре, группе;
§ диагностирование
причин успеха (неуспеха) и формирование способности действовать в различных
ситуациях;
§ Участие
в коллективном обсуждении.
|
Результативность
обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в
выставках, конкурсах. Портфолио обучающихся.
Календарно
– тематическое планирование работы кружка «Акварелька»
Дата
|
№ заня
тия
|
Тема
(раздел)
|
Планируемые
результаты
|
Возможные виды
деятельности
|
Возможные формы контроля
|
Возможные направления творческой,
исслед-ой, проектной деятельн-ти
|
Базовые понятия
|
УУД
|
Задания
|
Золотая осень ( 9 часов)
|
|
1-2
|
Красота природы русского леса
Многоцветие земли в
произве-дениях художников
|
Знать/понимать
- начальные сведения о рисунке,
живописи, иллюстрации, узоре, палитре;
- об
основных цветах
спектра; - основные
жанры и виды искусств;
художественные росписи по
дереву, фарфору, глине;
- об
особенностях работы акварелью и гуашью.
Уметь:
высказывать простейшие суждения о
картинах
|
Расширять
кругозор учащихся.
Формировать
умение составлять композиции по рисункам.
Познакомить с ролью
художественных произведений.
Формировать у уч-ся умение
подбирать тематические рисунки.
Правильно подбирать цвета.
|
Беседа. Рисование на заданную
тему «Осень»
Нарисуй
свой город, поселок, село
|
Рисование
по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.
Беседы.
Рисование на
заданные темы. Декоративная композиция
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
3-4
|
И снова
осень к нам пришла
|
Рисование
с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином.
|
Текущий
|
Рисунок,
рисунок пластилином, лепка
|
|
5-6
|
Выставка
рисунков «Дары осени»
|
Отобрать
рисунки к выставке
|
Выставка
|
Рисунок
|
|
7-8
|
Узоры на
вазе.
|
Роспись
вазы.
|
Текущий
|
Роспись
|
|
9-10
|
Форма в
живописи и графике
|
Рисование
с натуры натюрморта
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
11-12
|
Красота
родной земли (нетрадиционные формы рисования)
|
Рисование
цветов
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
13-14
|
Богатый
урожай
|
|
Рисование
на заданную тему
|
Беседы. Рисование на
заданные темы. Декоративная композиция
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
15-16
|
Филимоновская
игрушка
|
Декоративная
композиция по мотивам филимоновской игрушки
|
Текущий
|
Рисунок,
роспись
|
|
17-18
|
Готовимся
к выставке
|
Отбор
рисунков
к выставке
|
Выставка
работ
|
|
«Зимняя
сказка» (7 часов)
|
|
19-20
|
Мы
рисуем сказочную птицу
|
Знать:
- основные жанры и виды искусств;
художественные росписи по
дереву, фарфору, глине; -
- об особенностях работы
акварелью и гуашью
- об основных цветах спектра.
Уметь:
- высказывать
простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и
иллюстрациях основное содержание литературного произведения.
Составлять
простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.
- лепить
|
Дать учащимся первоначальное
представление об оформлении своего рисунка, своей работы. Познакомить
учащихся с различными художественными понятиями (напр. – палитра).
Формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам.
Развитие связной речи.
|
Декоративная
работа
|
Декоративная
работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и
представлению.
Рисунки
в цвете и карандаше.
Рисование
по памяти.
Декоративное рисование.
Выполнение эскизов, украшений для елки.
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
21-22
|
Мы
готовимся к рисованию любимой сказки
|
Выполнение
набросков по памяти.
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
23-24
|
Иллюстрирование любимой сказки
|
1) Рисунок в карандаше.
2) Рисунок в цвете
|
Текущий
|
Иллюстрация
|
|
25-26
|
Гжельская
роспись на предметах быта
|
Вариации
по мотивам гжельской росписи
|
Текущий
|
Роспись
|
|
27-28
|
Чародейка-зима
в произведе-ниях художников
Готовимся
к встрече сказки, праздника Нового года.
|
Нарисуй красавицу
зимнего леса
Самостоятельное
выполнение эскизов, украшений для елки
|
Текущий
|
Работа с
цветной бумагой (украшение для ёлки)
|
|
29-30
|
Выставка
рисунков «Здравствуй, гостья – зима!»
|
Оформление
выставки.
|
Выставка
работ
|
|
«Русские
картины» (9 часов)
|
|
31-32
|
Зимний
пейзаж в произве-дениях художников
|
Знать: основные
жанры и виды искусств;
художественные росписи по
дереву, фарфору, глине;
Уметь:
- верно и выразительно передавать
в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет;
- отражать в тематических
композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- лепить животных,
игрушки;
- составлять простейшие
аппликационные композиции.
|
Развитие мелкой мускулатуры
кистей рук.
Формировать умение составлять
композиции к известным учащимся сказкам, называть главных героев.
Пополнятьсловарный запас
учащихся.
Учиться выполнять различные роли
в группе.
Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке.
Расширять
кругозор учащихся.
Формировать
умение составлять композиции по рисункам.
|
Рисование
по памяти и по представленю
|
Рисование
по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование
на заданную тему.
Декоративная
композиция.
Изображение фигуры человека в
рисунке и лепке.
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
33-34
|
Зимние
развлечения с друзьями
|
Рисование
на заданную тему:
1)беседа
о творчестве И. Шишкина;
2)выполнение
рисунка в цвете
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
35-36
|
Лыжная прогулка.
|
Лепка
тематической композиции
|
Текущий
|
Рисунок,
рисунок пластилином, лепка
|
|
37-38
|
Русские воины
|
Рисование
по представлению
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
39-40
|
Волшебный мир русского костюма
|
Декоративная
композиция
|
Текущий
|
Аппликация
|
|
41-42
|
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
|
Рисование
по представлению
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
43-44
|
Украшение деревянных саночек(детской
деревянной лошадки)
|
Декоративная
композиция
|
Текущий
|
Аппликация,
рисунок
|
|
45-46
|
Нетрадицион ные формы рисования
|
Подготовка
своей лучшей работы к выставке.
|
Выставка
работ
|
|
«Весенние деньки» (9 часов)
|
|
47-48
|
Тематическая композиция о
весне. Весна разноцветная.
|
Знать:
- основные
жанры и виды искусств;
- об основных цветах
спектра.
Уметь:
-
высказывать простейшие суждения о картинах;
- верно
и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение
и цвет.
|
Знать о роли художников и их
произведений в жизни человека.
Учиться работать по предложенному
учителем плану.
Оценивать жизненные ситуации (поступки
людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Учиться работать в паре.
Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
|
Рисование
по памяти
|
Рисование
по памяти, представлению и с натуры.
Вариации
по мотивам народной росписи.
Составление
сюжетной аппликации.
Рисование элементов орнамента.
Декоративная композиция.
|
Текущий
|
Аппликация,
рисунок
|
|
49-50
|
Космическая красота.
|
Рисование
по представлению
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
51-52
|
Полхов-Майданские
игрушки
|
Вариации
по мотивам народной росписи
|
Текущий
|
Рисунок,
рисунок пластилином, лепка
|
|
53-54
|
Образ
доблестного воина.
|
Рисование
по представлению
|
Текущий
|
Рисунок
|
|
55-56
|
Праздничный
салют
|
Составление
сюжетной аппликации
|
Текущий
|
Аппликация,
рисунок
|
|
57-58
|
Цветы нашей
Родины
|
Рисование
с натуры или по памяти цветов
|
Текущий
|
Рисунок,
рисунок пластилином, лепка, аппликация
|
|
59-60
|
Элементы
растительного орнамента
|
Рисование
элементов орнамента
|
Текущий
|
Аппликация,
рисунок
|
|
61-62
|
Декоративная
композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.
|
Декоративная
композиция
|
Выставка
работ
|
Составление
композиции
|
|
63-68
|
Нетрадиционные
формы рисования
|
|
|
Творческие
работы
|
|
Выставка
работ
|
Рисунок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся в кружке «Акварелька»:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать/понимать:
основные
жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные
центры народных художественных ремесел России;
ведущие
художественные музеи России.
Уметь:
различать
основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать
отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;
сравнивать
различные виды и жанры искусства;
использовать
различные художественные материалы;
применять
основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,
декоре, в
иллюстрировании произведений литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности:
самостоятельной
творческой деятельности;
обогащения опыта
восприятия произведений искусства;
оценки
произведений искусства при посещении выставок.
Литература.
Для учителя.
1.Абрамова М.А.
Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл /
М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2.
Буткевич Л.М. История
орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич.
– М.: ВЛАДОС, 2003.
3.Вакуленко Е.Г.
Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г.
Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4.Варавва Л.В.
Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. –
Ростов н/Д., 2007.
5.Жемчугова П.П.
Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
6.Живой мир
искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М.,
1998.
7.Комарова Т.С. как
научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
8.Кузин В.С.
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах:
учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
9.Кузин В.С.
Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для
учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
10.
Кузин В.С. Изобразительное искусство.
1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
11.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное
искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
12.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М.
Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
13.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.
Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
14.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство:
1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова.
– М.: Вентана-Граф. 2008.
15.
Шорохов Е.В. Методика преподавания
композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 1977.
16.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к
учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение,
2002.
17.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к
учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.:
Просвещение, 2000.
18.
Энциклопедический словарь: «Избранный
Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
1.Варавва Л.В.
Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. –
Ростов н/Д., 2007.
2.Искусство (Малая
детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое
товарищество, 2001.
3.Маккэлэм Г.Л. 4000
мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель,
2006.
4.
Энциклопедический словарь юного художника.
– М.: Педагогика, 1983.
Приложение
Словарь
юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора,
выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а
также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и
сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для
черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная
краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два
цвета, дающие белый при оптическом смешении
(красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий,
фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и
пурпурный).
Зарисовка – рисунок с
натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы
или ради упражнения. В отличие от набросков
исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение –
воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено
(рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру,
живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их
видимом предметном облике.
Иллюстрация –
изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства,
связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из
важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи,
скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои
прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина –
произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное
значение.
Кисть – основной инструмент в
живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ
расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая
внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания
скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с
краской на бумаге.
Натюрморт – это
картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и
т.д.
Орнамент – это
постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных
элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает
краски во время работы. 2) Точный перечень
красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой
работе.
Пейзаж – жанр
изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил
преображенной человеком природы.
Портрет – жанр
изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного
человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного
изображения.
Размывка –
художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и
чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по
преимуществу воспринимаются глазом такие
предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет,
полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения
фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые,
желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется
художниками для определения светлоты цветов
или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой
тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях
живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с
термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое
пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная,
выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется
для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая
линия.
Эскиз – в изобразительном
искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел
художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера,
ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.
Лист
коррекции
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список используемой литературы.
1. Алехин
А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя.
М., "Просвещение", 1984.
2. Комарова
Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические
рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Пантиков
В.А. Учимся рисовать, учимся творить. Методические рекомендации в помощь
воспитателям детских садов, учителям начальных классов (нетрадиционные подходы
в рисовании растительного и животного мира). Красноярск: Красноярский краевой
институт усовершенствования учителей, 1993.
4. Полунина
В.Н. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., "Просвещение",
1982.
5. Порте
П. Учимся рисовать от А до Я /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД
"Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
6. Порте
П. Учимся рисовать окружающий мир. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД
"Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
7. Порте
П. Учимся рисовать диких животных. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД
"Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
8. Порте
П. Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД
"Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
9. Порте
П. Учимся рисовать человека. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД
"Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
10. Порте
П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО
"ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.