РАССМОТРЕНО НА
ЗАСЕДАНИИ МС
протокол
№________
от___.___.2014г.
|
|
УТВЕРДЖАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
____________
О.М. Сапожкова
Приказ №____
от___.___.2014г.
|
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
ПО МАТЕМАТИКЕ «Занимательные
математические задачи»
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
КЛАССЫ: 5В
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35
В НЕДЕЛЮ: 1
ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНИК (АВТОР):
ФИО
УЧИТЕЛЯ: Музалева Елена Олеговна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 часу (35 часов в год).
Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для
развития математических способностей учащихся, для формирования элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием современных
средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цели курса:
расширение кругозора, развитие логического мышления,
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в
современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и
точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического
мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей.
Задачи курса:
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из
различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов
решения;
формировать умения по проведению исследовательской
деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ,
систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую
деятельность.
активизировать исследовательскую и познавательную
деятельность учащихся;
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой
и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся
для дальнейших личных успехов;
воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске
знаний и их приложений.
Особенности программы.
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи
с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в
учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным
подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном
подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по
отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении
учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической
деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между
всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель
должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а
ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие
по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в
классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой
они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед
учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей
вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения
задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип
снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как
сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает
максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика,
приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в
котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь
одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Индивидуализация темпа работы.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными
способами,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение геометрических задач.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.
Основные формы
проверки знаний:
Ø тестирование;
Ø личная олимпиада;
Ø математические соревнования
Межпредметные связи:
экономика, естествознание.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
·
развитие любознательности,
сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
·
развитие внимательности,
настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств
весьма важных в практической деятельности любого человека;
·
воспитание чувства
справедливости, ответственности;
·
развитие самостоятельности
суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
·
освоить основные приёмы и
методы решения нестандартных задач;
·
уметь применять при решении
нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод
решения;
·
успешно выступать на
математических соревнованиях.
·
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции.
·
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять
детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
·
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
·
Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
·
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
·
умение работать с математическим
текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической
терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить
классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений;
·
развитие представлений о числе
и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками
устных, письменных, инструментальных вычислений;
·
овладение основными способами представления
и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о
вероятностных моделях;
·
овладение геометрическим
языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение
навыков геометрических построений;
·
научить узнавать вид чисел,
сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок
арифметических действий;
·
научить использовать и
составлять алгоритмы для решения задач;
·
научить исследовать задачи,
видеть различные способы их решения.
·
умение применять изученные
понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач
из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
·
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные
способы для выполнения конкретного задания.
·
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
·
Применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками.
·
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с
заданными правилами.
·
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
·
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
·
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения,
·
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
·
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Ценностными
ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности
учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и
проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и
пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе
свободного общения на занятиях.
Перечень
учебно-методического обеспечения
1.
Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для
учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина.
2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.
2.
Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах /
сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
3.
Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
4.
Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных
задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности
учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
5.
Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
6. Спивак
А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
7. http://mathworld.ru/
8. http://www.develop-kinder.com
9. http://lineyka.inf.ua
10. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
Календарно-тематического планирования
№
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
Лабораторные
и практические работы
|
Контрольные
и диагностические материалы
|
Экскурсии
|
Примечание
|
Числовые
множества. Действия с числами (5 часов)
|
1
|
Происхождение
чисел
|
1
|
|
|
|
Теория
|
2
|
Игра-ярмарка
решения задач с использованием старинных мер
|
1
|
|
|
|
|
3
|
Числовые
множества
|
1
|
|
|
|
|
4
|
Магический
квадрат
|
1
|
0,5
|
|
|
|
5
|
Числовые
головоломки
|
1
|
|
1
|
|
|
Текстовые задачи
( 12 часов)
|
6
|
Логические
задачи
|
1
|
|
|
|
|
7
|
Решение
логических задач
|
1
|
1
|
|
|
|
8
|
Задачи
на переливание
|
1
|
|
|
|
|
9
|
Решение
задач на переливание
|
1
|
1
|
|
|
|
10
|
Задачи
на взвешивание
|
1
|
|
|
|
|
11
|
Решение
задач на взвешивание
|
1
|
1
|
|
|
|
12
|
Задачи
на перевозки и переправы
|
1
|
|
|
|
|
13
|
Решение
задач на перевозки и переправы
|
1
|
1
|
|
|
|
14
|
Задачи
проценты (смеси и сплавы)
|
1
|
|
|
|
|
15
|
Решение
задач на проценты
|
1
|
1
|
|
|
|
16
|
Конкурс
«Лучший решатель»
|
|
|
1
|
|
|
17
|
Решение
задач от противного
|
|
0,5
|
0,5
|
|
|
Графы на
плоскости (4 часа)
|
18
|
Теория
графов
|
1
|
|
|
|
теория
|
19
|
Элементы
теории графов
|
1
|
|
|
|
|
20
|
Применение
элементов теории графов к решению задач
|
1
|
1
|
|
|
|
21
|
Решение
задач с помощью графов
|
1
|
|
1
|
|
|
Геометрические
задачи (7 часов)
|
22
|
Треугольник.
Задачи с треугольниками
|
1
|
0,5
|
|
|
|
23
|
Четырехугольники.
Геометрические головоломки
|
1
|
0,5
|
|
|
|
24
|
Знакомство
с пространственными телами
|
1
|
|
|
|
|
25
|
Задачи
на разрезание
|
1
|
0,5
|
|
|
|
26
|
Решение
задач на разрезание
|
1
|
1
|
|
|
|
27
|
Задачи
со спичками
|
1
|
0,5
|
|
|
|
28
|
Решение
задач со спичками
|
1
|
1
|
|
|
|
Математические
соревнования, ребусы (7 часов)
|
29
|
Математические
ребусы
|
1
|
|
|
|
|
30
|
«Ребусомания»
|
1
|
|
|
|
|
31
|
«Устная
олимпиада»
|
1
|
|
|
|
|
32
|
«Умники
и умницы»
|
1
|
|
|
|
|
33
|
«Интеллектуальный
марафон»
|
1
|
|
|
|
|
34
|
«Математическая
карусель»
|
1
|
|
1
|
|
|
35
|
Математические
кроссворды
|
1
|
|
1
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.