Программа
кружка по
математике
«Дружим с
математикой»
1 – 4 классы
Программа составлена
для детей 6-10 лет.
Срок реализации
дополнительной образовательной программы 4 года (1-4 класс)
Пояснительная записка
Обучение математике в начальной школе позволяет
прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и
умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену
современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения
образования.
Изучение математики на занятиях математического кружка
предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету,
выявление и развитие их математических способностей.
Актуальность программы определена тем, что младшие
школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать
свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со
многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением
закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной
программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно
работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным
возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на
уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой пять
линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения,
логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию
символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Кружок создается на добровольных началах с учетом
склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как
можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1
раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 35
минут.
Цель:
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся,
формирование мыслительных
процессов, логического мышления, творческой
деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными
логико-математическими понятиями.
Задачи:
1.
Развивать геометрические и
пространственные представления учащихся.
2.
Познакомить со способами
выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания,
умножения и деления.
3.
Развивать мышление
ребёнка, его творческую деятельность.
4.
Формировать у учащихся
представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом
арифметических действий.
5.
Ознакомление учащихся с
наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и
измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных
практических расчётах.
6.
Формировать у учащихся
первоначальные представления об алгебраических понятиях.
Предполагаемые результаты:
· усвоить основные базовые знания по математике;
её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами
исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения
задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на
олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде,
международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой,
связанной с математикой;
· проектная деятельность;
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы.
Литература:
1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
2. «Веселые задачи», Перельман
Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
3. «Дружим с математикой», Е.Э. Кочурова,
рабочая тетрадь для 1,2,3,4 класса, «Вентана-Граф», 2009г.
4. «Занимательные материалы к урокам
математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
6. «Математические загадки, ребусы, игры для
тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.
7.Интернетресурсы.
Содержание плана работы кружка «Занимательная
математика» 1-4 класс.
1 класс.
№ п/п
|
Название
темы
|
План
|
Факт
|
1-3.
|
Игра на
развитие восприятия. «Скопируй рисунок»
|
|
|
4-6.
|
Игра на
развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке».Математические
раскраски.
|
|
|
7-9.
|
Игра на
развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении». Математические
раскраски.
|
|
|
10-12.
|
Игра на
развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?» Тест «Проверь
себя».
|
|
|
13-15.
|
Занимательные
задачки.
|
|
|
16-18.
|
«Путешествие
в страну чисел».
|
|
|
19-20.
|
Игра –
путешествие «В супермаркете»
|
|
|
21-22.
|
Учимся решать логические задачи. Задачи
на сообразительность.
|
|
|
23-27.
|
Проект «Мудрая Сова».
|
|
|
28.
|
Математические сказки.
|
|
|
29.
|
Игра –
путешествие «В супермаркете»
|
|
|
30-31.
|
Весёлые задачки. Графические диктанты.
|
|
|
32-33.
|
Математическая
эстафета. Тест «Проверь себя».
|
|
|
2 класс.
№ п/п
|
Название
темы
|
Количество часов
|
1.
|
Углы. Многоугольники. Многогранники
|
2
|
2.
|
Развиваем мышление, память.
|
3
|
3.
|
Учимся быть внимательными.
|
3
|
4.
|
Плоские и объёмные геометрические фигуры.
|
3
|
5.
|
Единицы длины.
|
3
|
6.
|
Весёлые задачки.
|
3
|
7.
|
Выпуск математической газеты
|
2
|
8.
|
Из истории математики.
|
3
|
9.
|
Путешествие в мир чисел.
|
2
|
10.
|
Решение ребусов и логических задач.
|
3
|
11.
|
Задачи на разрезание.
|
3
|
12.
|
Задачи-смекалки
|
2
|
13.
|
Выпуск математической газеты
|
2
|
3 класс.
№ п/п
|
Название
темы
|
Количество часов
|
1.
|
Шар. Сфера. Круг. Окружность.
|
4
|
2.
|
Взаимное расположение фигур на плоскости.
|
3
|
3.
|
Выпуск математической газеты.
|
2
|
4.
|
Немного истории. Детям о времени.
|
3
|
5.
|
Развиваем память, внимание, мышление.
|
4
|
6.
|
Логические задачи. Высказывания. Истинные и
ложные высказывания.
|
4
|
7.
|
Из истории математики
|
4
|
8.
|
Выпуск математической газеты
|
2
|
9.
|
Задачи – смекалки, логические задачи.
|
4
|
10.
|
«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с
многовариантными решениями.
|
4
|
4 класс.
№ п/п
|
Название
темы
|
Количество часов
|
1.
|
Построение геометрических фигур.
|
2
|
2.
|
Координатный угол.
|
2
|
3.
|
Графики. Диаграммы. Таблицы.
|
4
|
4.
|
Цилиндр. Конус. Шар
|
4
|
5.
|
Многогранник.
|
3
|
6.
|
Выпуск журнала «Юный математик»
|
2
|
6.
|
Высказывания и их значения (истинные,
ложные, отрицание). Логические связки.
|
4
|
7.
|
Составные высказывания.
|
2
|
8.
|
Задачи на перебор вариантов.
|
2
|
9.
|
Точное и приближённое значение величины.
|
2
|
10.
|
Построение угла, отрезка, равного данному.
|
4
|
11.
|
Математический КВН.
|
1
|
12.
|
Старинные меры длины.
|
1
|
13.
|
Выпуск журнала «Юный математик»
|
1
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.