Пояснительная записка
Опыт
творческой деятельности - один из компонентов содержания образования.
Необходимость приобретения такого опыта в первую очередь связана с запросами
личности. Каждый ученик, как правило, стремится раскрыть свой потенциал, данный
ему природой. Но самореализоваться в современном обществе можно, умея
эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания,
грамотно работать с информацией, т.е. иметь определенный опыт творческой
деятельности.
Первым
шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любопытстве,
любознательности. Если смотреть на окружающие нас вещи с любопытством, с
желанием узнать о них больше, то возникают вопросы обо всем. Вселенная,
природа, народы и их культура, история, искусство, наука и техника – все
вызывает множество вопросов «почему?»
Кружок
«БиНОУ» является дополнительной частью образовательной системы учащихся. Программа
кружка «БиНОУ» составлена для работы с одаренными детьми 6-11 классов. Кружок
имеет естественно-научную направленность, уделяя в исследовательских работах
большее внимание краеведческому материалу.
Отвечая
естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность
и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящую радость
познания, счастье открытий. В целом кружок «БиНОУ» позволит более раскрыть
воспитательный и развивающий потенциал знаний учащихся, создаст благоприятные
условия для поступления учащихся в ВУЗы.
Актуальность
Новые жизненные условия, в которые
поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои
требования:
- быть мыслящими, инициативными,
самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие
конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими
способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что
особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие
которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в
обществе.Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен
видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен
принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой
взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь
требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять
и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности
и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое
начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по
природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было
сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему,
лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление
вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в
самом высоком и широком смысле этого понятия.
Цель организации
научно-исследовательской работы учащихся — воспитание образованной,
гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка
одаренных учащихся.
Задачи:
-создание
условий для развития интеллектуальной активности учащихся через формирование
навыков исследовательской деятельности;
-диагностика
одаренности детей и подростков;
-развитие
самостоятельности при работе со специальной
и научной литературой при
выполнении наблюдений и опытов;
-развитие
абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
-развитие
способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
-развитие
умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях,
в кружках;
-развитие
коммуникативной компетентности, умения презентовать работу;
-изучение
приемов и методов работы с ИКТ.
-формирование
чувства ответственности за порученное дело;
-воспитание
уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
-обучение
использованию различных методов организации деятельности;
-содействие
эффективности профориентации к профотбору выпускников школы;
-воспитание
активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.
Программа
охватывает различные области знаний, предоставляет большие возможности,
сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий,
связанная с развитием у детей основ любознательности. В рамках программы кружка
создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе
его возможностей как в учебной, так и во вне учебной деятельности, что
позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности воспитанников,
предоставив им право на творческое самоопределение.
Особенно
актуально в условиях школы является деятельность кружка, так как учебная нагрузка
некоторых предметов 1-2 часа в неделю недостаточна для того, чтобы
удовлетворить потребность ребенка в самореализации. Поэтому кружок организован
по принципу добровольности, не регламентированной необходимостью выставления
оценок. Всего в год 68 часов отводится на занятия кружка, 2 часа в неделю, во
внеурочное время.
Формы работы:
наблюдения в природе, постановка опытов, работа с разными компьютерными
программами, с литературой и СМИ, игры ,викторины, КВНы, олимпиады, конкурсы(рисунков,
мультимедиапрезентаций, творческих и исследовательских работ и тд.)
Результативность:
-владение
понятийным аппаратом дисциплин учебного цикла;
-отражение
в работе методологии научного поиска;
-навыки
работы в группах, презентационные навыки;
-навыки
планирования деятельности.
Механизм
деятельности учащихся в области исследовательской работы:
Модификационный
– модернизация того, что имеет аналог (прототип).
Комбинаторный
– новое конструктивное соединение элементов ранее известного знания.
Радикальный – принципиально
новые (новаторские) подходы, не имеющие аналогов.
Знания и умения, формируемые у учащихся
Учащиеся должны знать:
-методы
исследования;
-как
ставить цели и задачи;
-правила
оформления научной работы;
-обьект
и предмет исследования;
-характеристику
исследуемых явлений;
-методику
проведения исследований;
-методику
обработки данных;
-формы
творческих работ учащихся;
-правила
работы с компьютером;
-программы:
Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel ,Windows
Move Maker и другие
программы
для
создания мультимедийных продуктов.
Учащиеся должны уметь:
-проводить
социологические исследования и обрабатывать результаты;
-работать
с дополнительной литературой и делать ее анализ;
-на
основе статистических данных делать диаграммы, графики, таблицы;
-использовать
разные методы исследований;
-делать
выводы по научно- исследовательским работам, проектам;
-правильно
оформлять научно-исследовательскую работу, проект;
-кратко
излагать суть работы, проекта при их защите;
-уметь
работать на компьютере, выходить в Интернет
-использовать
мультимедийные презентации для докладов;
-делать
Интернет-проекты..
Работа кружка осуществляется в нескольких
направлениях:
Первое
направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность
в 2-х аспектах:
-отдельные
задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка литературы,
оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, изготовлении
наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
-работа
с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке
тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.).
Второе направление
– групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими
проектами, где необходимо использовать информацию из разных
предметных областей, знание компьютерных технологий).
Третье направление
– массовые формы (встречи с интересными людьми, деятелями науки
и культуры, подготовка и проведение школьных предметных недель,
олимпиад, интеллектуальных марафонов, участие в конференциях, экспедициях
и т.п.).
Содержание
и формы работы
Виды
деятельности
|
Умения и навыки
|
Изучение
литературы по исследовательской проблеме. Усвоение научной информации.
|
•
Библиографирование литературы по теме исследования.
• Реферирование литературы по изучаемому вопросу.
• Умение цитировать, ссылаться на авторов изучаемых литературных
источников.
• Использование технических средств для переработки информации.
|
2.
Планирование и проведение
исследования
|
•
Определение, формулирование целей, задач исследования.
• Формулирование гипотезы исследования.
• Выбор оптимального варианта структуры исследования.
• Действие по аналогии и предвидение отклонений от намеченного
варианта.
• Оценка практической эффективности исследования.
• Сравнение результатов исследования с результатами, подобных
исследований.
• Проверка результатов, исправление ошибок.
• Подготовка материального оснащения эксперимента.
|
3.
Оформление и защита результатов исследования.
|
•
Обоснование выводов.
• Составление отчета о проделанной работе.
• Использование символики, графических средств при оформлении отчета.
• Подготовка доклада, написание статьи.
• Защита перед аудиторией своих выводов.
|
Методики по исследовательской
работе
-
Н.М. Арцеев Учебно-исследовательская работа учащихся. (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) .Научно-практический журнал «ЗАВУЧ»2005
-Шеленкова
Н.Ю.Организация исследовательской деятельности в школьном научном обществе.
Научно-практический журнал «ЗАВУЧ»2005
-Табарданова
Т.Б. О некоторых проблемах развития детской одарённости в условиях
профилизации общеобразовательной школы. Инновационный вестник НИЛ
РИП.У.,2000
Мутик
М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся. Биология.40/2002
Фоминых
Н.М., Чистякова Т.В. Ученическая опытно-экспериментальная и
научно-исследовательская деятельность. Инновационный вестник НИЛ
РИП.У.,2002
Учебно- методическое обеспечение
программы.
Борзенко В. И.,
Обухов А. С. Насильно мил
не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе
и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской
деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Демин И. С. Применение
информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности //
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:
Народное образование, 2001. С. 144-150.
Загвязинский В.И., Поташник М.М.
Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество
России, 2004
Зимняя И.А. Компетентностный
подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам
образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высш.
образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. - 2006.
Иванов
И.М Практикум по физиологии растений. Сб..
Москва, 2001. – 121 с.
Лебедев
О.Е.
Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. -
2004.
Леонтович А. В. Исследовательская
деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,
№ 10, 1999.
Масленников
А.В. О распространении и экологии Paeonia
tenuifolia L на центральной части Приволжской возвышенности. Флора центральной
России. – М., 1995. С.93-94.
Неронов
В.В. Полевая практика по геоботанике в средней
полосе Европейской России. Москва, 2002. – 139 с.
Новикова Т. Б.Проектные
технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное
образование, № 7, 2000, с 151-157
Пахомова Н. Ю. Учебные
проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000
Пименова Р.А. Ульяновская
область: Экономико-географическая характеристика. - М.: Мысль, 2004. – 228 с.
Пчелкин,
Ю.А., Раков Н.С. Редкие, красивоцветущие растения
флоры Ульяновской области. – Ульяновск, 1974. – 30 с.
Серякова
С.Б. Компетентностный подход как направление
модернизации российского образования / С.Б. Серякова // Пед. образование и
наука : науч.-метод. журн. - 2004.
Хуторской А.В.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2002. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного
образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования.
Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/
Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,:
Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
Особо
охраняемые природные территории Ульяновской области. Сб. Под ред.
В.В.Благовещенского. – Ульяновск: «Дом печати», 1997. – 182 с.
Развитие
исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.:
Народное образование, 2001. — 272 с.
Школьный
экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я.
Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
Интернет-ресурсы по проблемам
проектной и исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro —
Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития
образования МИОО
www.researcher.ru —
Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома
научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея
на Донской», Представительства корпорации Intel в России,
«Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты
по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся
ученых и педагогов из Москвы и других городов России,
исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются
ссылки на другие интернет-ресурсы. До 250 посещений в день.
www.vernadsky.dnttm.ru —
сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ
им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии.
Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации
по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована
система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать
отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений
в день во время чтений им. В. И. Вернадского.
www.issl.dnttm.ru —
сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные
материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
40 посещений в день.
www.konkurs.dnttm.ru —
обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций,
семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных
документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений
в день.
www.subscribe.dnttm.ru —
рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам
и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности
учащихся (в разработке).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.