Главное управление образования и молодежной политики
Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
«Завьяловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Рекомендовано»
На заседании методического объединения
учителей начальных классов
Руководитель методического объединения:
_______________Н.М.
Шумкова
Протокол № ____ от __________ 2014 г
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
КГБС(К)ОУ«Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
___________ Е.А.Бородина
Протокол № ____ от __________ 2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор КГБС(К)ОУ
«Завьяловская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
_____________Г.В.
Саманчук
Приказ № ____ от __________ 2014 г.
|
Рабочая программа
по коррекционным занятиям
для учащихся 3 класса на 2014 – 2015 уч. год.
рабочая программа составлена на основе практического
пособия
« Организация и содержание коррекционных занятий по
развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением
интеллекта» под редакцией Д.В. Упорова
Составитель: Зеленчукова Л.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Завьялово,
Завьяловский район, Алтайский край 2014 год.
Пояснительная записка к
программе коррекционных
занятий
по развитию психомоторики и сенсорных
процессов.
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и
сенсорных процессов составлена на основании авторской «Программы курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией Упорова Д.В.
Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 70 часов в год, 2часа в
неделю. Для изучения курса по рабочей программе коррекционных занятий в 3классе
подобран весь необходимый учебно-методический материал:
«Коррекционно-развивающие занятия» С.И.Тукачёва, «Графические диктанты»
Т.В.Голубь, «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Н.М.Гончарова,
Л.С.Дыбань, В.Д.Иманова, Г.П.Попова, «35 занятий по подготовке детей к школе
(развитие речи, письмо, счёт, чтение)» Л.А.Костарёва, «Весёлые домашние
задания» М.Султанова.
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена
на максимальную коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков развития и
построена с учётом своеобразия их психических процессов.
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории
Л.С.Выготского: -об
общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; -о
структуре дефекта и возможностях его компенсации; -о
применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его
актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи;
-об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе
реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации
и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей,
требуют обязательного учёта психофизических особенностей каждого ребёнка,
создания необходимых условий для полноценного развития, становления его как
субъекта учебной деятельности.
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет
цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребёнку правильное
многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной
социализации в обществе. Достижение цели предполагает решение ряда задач:
-обогащение
чувственного познавательного опыта (умение наблюдать, сравнивать, выделять
существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на
развитие памяти, мышления, речи, воображения;
-формирование на
основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений
и объектов окружающей действительности;
-коррекция
недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и
целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование
пространственно- временных ориентировок;
-развитие
слухоголосовых координаций;
-формирование
способности эстетически воспринимать окружающий мир (цвет, вкус, запах, ритм,
звук)
-совершенствование
сенсорно-перцептивной деятельности;
-обогащение
словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
-исправление
недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
-формирование
точности и целенаправленности движений и действий.
Совершенствование всех видов анализаторов: зрительного, слухового,
тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного, является необходимой
для развития познавательной деятельности, чтобы познакомится с предметом
практически (потрогать руками, сжать, погладить, показать). Разные виды
деятельности это возможность для обогащения словарного запаса детей. Особое
внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую
деятельность, контролировать ход работы и давать отчёт по окончании.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает
следующие разделы:
-Развитие крупной и
мелкой моторики, графомоторных навыков;
-Восприятие формы,
величины, цвета; конструирование предметов;
-Восприятие
пространства; времени;
-Восприятие особых
свойств, предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических
ощущений)
-Тактильно-двигательное
восприятие
-Кинестетическое и
кинетическое развитие;
-Развитие слухового
восприятия и слуховой памяти;
-Развитие зрительного
восприятия и зрительной памяти;
Все запланированные формы работы включают обучение, игру,
изобразительную деятельность, элементы занятий музыки, физкультуры, развития
речи. Это позволяет создать основу для успешного усвоения учащимися программных
знаний; даёт возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию
в обществе.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
К концу года:
Знать:
-семь цветов радуги (называть
и определять на предметах),
-называть формы
предметов,
- место проживания и
учебы,
- сведения о себе и семье,
- имена и отчества педагогов и детей,
- времена года,
- дни недели,
- определять и называть время суток,
- правила поведения,
- 2- 3 игры, считалочки.
Уметь:
-ориентироваться в пространстве,
- конструировать несложные предметы,
- работать с трафаретом,
- завязывать шнурки и
узелки,
- самостоятельно обслужить себя,
- ухаживать за
растениями,
- выполнять несложные
поручения,
-определять запах,
цвет.
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Цели и задачи
|
Основные понятия
|
|
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3ч
|
|
1.
|
Экскурсия «Щедрая
осень».
|
1
|
Целенаправленно
выполнять действия по инструкции; ориентация в пространстве;
|
Времена года,
|
|
2.
|
Игры с осенью.
«Листья в саду».
|
1
|
Формировать умения
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.
|
Виды листьев.
|
|
3.
|
Оригами «Рыбки».
|
1
|
Развитие
воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации.
|
Цветная бумага,
геометрические фигуры
|
|
Восприятие формы,
величины, цвета, конструирование. 3ч
|
|
4.
|
Графический диктант
«Слон».
|
1
|
Зрительное определение
отличительных признаков.
|
Палитра, клетка.
|
|
5.
|
«Ветнянки-вырезанки»
|
1
|
Классификация
геометрических фигур.
|
Цветная бумага,
белая бумага.
|
|
6.
|
Работа с
конструктором «Замок».
1
|
Анализировать и
сравнивать предметы по форме, цвету, величине; исправление недостатков
моторики.
|
Конструктор.
|
|
Восприятие пространства. 3ч
|
|
7.
|
Игры с осенью.
|
1
|
Целенаправленно
выполнять действия по инструкции педагога.
|
Времена года.
|
|
8.
|
Практическое
занятие. «Осень».
|
1
|
Формировать умения
выполнять работу по инструкции.
|
Салфетки, мулине,
трафарет.
|
|
9.
|
Пространственная
ориентировка на листе бумаги (листок-цветок).
|
1
|
Сформировать навыки
ориентации на плоскости бумаги.
|
Лист бумаги,
цветные карандаши.
|
|
Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества)
2ч
|
|
10.
|
«Волшебный
мешочек».
|
1
|
Исправление
недостатков; различие и сравнение разных предметов на вкус, запах
|
Овощи, муляжи.
|
|
11.
|
Травушка-муравушка
(осязание лечебные травы).
1
|
Определение на
ощупь плоскостных предметов. Собственные ощущения.
|
Лекарственные травы
|
|
Тактильно-
двигательное восприятие .2ч
|
|
12.
|
Определи на ощупь
(трафарет).
|
1
|
Развитие и
координация движения кисти рук и пальцев.
|
Трафареты.
|
|
13.
|
«Розы» -
раскатываем пластилин.
|
1
|
Целенаправленность
действий по инструкции педагога.
|
Пластилин.
|
|
Кинестетическое и
кинетическое развитие. 2ч
|
14.
|
Мимика «Имитация
повадок».
|
1
|
Развитие
зрительного восприятия; умение изображать животных
|
Пиктограммы.
Животные.
|
15.
|
«Я рисую радость».
|
1
|
Актуализация
жизненного опыта.
|
Краски, палитра.
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2ч
|
16.
|
Фенологический
рассказ.
|
1
|
Формировать умения
давать полное описание явлений и объектов.
|
Рассказ.
|
17.
|
Игра на музыкальных
инструментах.
|
1
|
Определять
последовательность событий.
|
Музыкальные
инструменты.
|
Развитие
зрительного восприятия и зрительной памяти. 2ч
|
18.
|
Пересчитаем все на
свете.
|
1
|
Обогащение
чувственно- познавательного опыта на основе формирования наблюдать,
сравнивать, выделять.
|
Картина.
|
19
|
Нахождение
отличительных признаков «Зарядка для ума».
|
1
|
Развитие глазомера.
|
Картина.
|
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3ч
|
|
20.
|
Разучивание игры
«Вызов номеров».
|
1
|
Целенаправленно
выполнять действия по инструкции; ориентироваться в пространстве.
|
Игра, мяч, обруч,
бант, шнур.
|
|
21
|
«Забавные кляксы».
|
1
|
Развитие
воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации.
|
Клякса, акварель.
|
|
22
|
Нарисуй продолжение
истории.
|
1
|
Развитие мелкой
моторики рук; обогащение словарного запаса, формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их
в речи и на рисунке.
|
История, рассказ.
|
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 4ч
|
|
23
|
Корректурная проба
с геометрическими фигурами.
|
1
|
Выявление скорости
распределения и переключения внимания, его устойчивости.
|
Геометрические
фигуры
|
|
24.
|
Изготовление
геометрического конструктора.
|
1
|
Формировать умения
узнавать предметы по заданным признакам.
|
Геометрические
фигуры.
|
|
25
|
Конструирование из
геометрических фигур. «Машина».
|
1
|
Коррекция
недостатков познавательной деятельности в процессе целенаправленного
восприятия форм, конструкции предмета.
|
Конструктор,
геометрические фигуры.
|
|
26
|
Конструирование из
геометрических фигур «Башенка».
|
1
|
Коррекция
недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического
формирования восприятия форм, цвета, свойств.
|
Конструктор,
геометрические фигуры.
|
|
Восприятие пространства 1ч
|
|
27
|
«Ожившие точки».
|
1
|
Развитие
зрительного воображения, формирование точности выполнения задания.
|
Предметы.
|
|
Тактильно-двигательное восприятие. 4ч
|
|
28
|
Работа с
комбиблоком. Изготовление грузового корабля.
|
1
|
Формировать умения
составлять серии предметов и их изображений по разным признакам.
|
Комбиблоки.
Грузовой корабль.
|
|
29
|
Работа с
комбиблоком. Изготовление лодки индейцев (каноэ, пирога).
|
1
|
Давать полное
описание объектов, учить видеть временные рамки своей деятельности.
|
Комбиблоки.
|
|
30
|
Работа с
комбиблоком. Изготовление поезда.
|
1
|
Формировать навыки
самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.
|
Комбиблоки.
|
|
31
|
Работа с
комбиблоком. Изготовление замка.
|
1
|
Сформировать навыки
самостоятельной работы
|
Комбиблоки.
|
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2ч
|
|
32
|
Графический
диктант. «Медведь».
|
1
|
Формирование
точности целенаправленности движений и действий.
|
Диктант. Медведь.
|
|
33
|
Нарисуем музыку.
|
1
|
Формирование
способности эстетически воспринимать окружающий мир.
|
Ноты, музыка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных
навыков 3ч
|
34
|
Следящая нить
(краски, нитки, бумага)
|
1
|
Развитие
координации движений руки и глаз
|
Краски, нитки,
бумага
|
35
|
Экскурсия. Лепим из
снега
|
1
|
Развитие
воображения и координации движений
|
Формочки
|
36
|
Рука пожеланий
(обведи ладонь, напиши)
|
1
|
Формирование умения
работать карандашом
|
Картон, ножницы,
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование 3ч
|
37
|
«Частичка сердца»
|
1
|
Формирование
сенсорных эталонов, плоскостных геометрических фигур
|
Геометрические
фигуры
|
38
|
Графический диктант
«Пароход»
|
1
|
Пространственная
ориентировка на листе бумаги
|
Трафарет, образец
|
39
|
Конструирование
«башня»
|
1
|
Развитие глазомера,
координации движений
|
Конструктор
|
Восприятие пространства 2ч
|
40
|
Фенологический
рассказ «В зимнем лесу»
|
1
|
Развитие слухового
восприятия окружающей природы
|
Рассказ
|
41
|
«Волшебный веер»
(сгибание бумаги влево, вправо)
|
1
|
Целенаправленность
выполнения движений
|
Бумага
|
Восприятие особых свойств предметов (осязание,
обоняние, вкусовые качества) 2ч
|
42
|
Собственные
ощущения: холодный, горячий, кислый, горький, сладкий, солёный.
|
1
|
Развитие особых
свойств путём ощущения
|
Фрукты, овощи
|
43
|
«Душистая полянка»
|
1
|
Развитие особых
свойств путём обоняния
|
Лекарственные травы
|
Тактильно-двигательное восприятие
3ч
|
44
|
«Кукла- закрутка»
(ткань, бумага)
|
1
|
Формирование умения
скручивать лоскутки ткани
|
Ткань, вата, бумага
|
45
|
Снаряди свою куклу-
закрутку
|
1
|
Движение в заданном
направлении
|
образец
|
46
|
«Звёздочка за 1
минуту»
|
1
|
Пространственная
ориентировка на листе бумаги
|
Карандаши, бумага
|
Кинестетическое и кинетическое развитие 2ч
|
47
|
Выразительность
движений (имитация игры на музыкальных инструментах)
|
1
|
Целенаправленность
выполнения движений
|
Карточки
|
48
|
Выполнение
упражнений по заданию учителя (звери, птицы)
|
1
|
Развитие слухового
восприятия, обозначение словом, положения движений тела
|
Карточки
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
2ч
|
49
|
Нарисуем музыку
|
1
|
Развитие слухового
восприятия
|
Диск
|
50
|
Загадочные картинки
|
1
|
Формирование
навыков зрительного анализа и синтеза
|
Рисунки
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
3ч
|
51
|
«Отгадай, найди,
раскрась»
|
1
|
Дифференцированное
зрительное восприятие
|
Схемы
|
52
53
|
«Зоопарк на
столе» « Эти забавные зверюшки»
|
2
|
Целенаправленность
выполнения движений
|
Образец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных
навыков 3ч
|
54
|
Штриховка и
развитие речи: «Любимый герой»
|
1
|
Обогащение
познавательного интереса на основе наблюдений
|
Штриховка
|
55
|
Всё делаем сами
своими руками
|
1
|
Привитие санитарно
– гигиенических навыков
|
Инструкция
|
56
|
Точечные рисунки
|
1
|
Уметь целенаправленно
выполнять действия по инструкции педагога
|
Точка
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов 4ч
|
57
|
Весёлый поезд
|
1
|
Умение
ориентироваться на плоскости листа
|
Плоскость (доска)
|
58
|
Пароход
|
1
|
Умение
классифицировать геометрические фигуры
|
Фигура
|
59
|
Рисуем узоры
|
1
|
Умение
анализировать и сравнивать предметы по признакам
|
Предмет
|
60
|
Закончи ряд
|
1
|
Формирование
пространственной ориентировки
|
Объект
|
Восприятие пространства 2ч
|
61
|
Богатырские забавы
|
1
|
Совершенствование
зрительно-двигательной координации
|
Забавы
|
62
|
Нарисуй наоборот
|
|
Развитие слухоголосовых
координаций
|
Наоборот
|
Восприятие времени 2ч
|
63
|
Фонологический
рассказ «В весеннем лесу»
|
1
|
Умение определять
последовательность событий
|
Рассказ
|
64
|
Букварь здоровья
|
1
|
Умение выделять
части суток и порядок дней недели
|
Сутки, дни, недели
|
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2ч
|
65
|
Животное – игрушка
или друг
|
1
|
Развитие слухового
восприятия и слуховой памяти
|
Игрушка, друг
|
66
|
Точка, точка,
огуречик – вот и вышел человечек
|
1
|
Формирование
способности эстетически оформлять работы
|
Геометрические
фигуры
|
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти
2ч
|
67
|
Отгадай, найди,
раскрась
|
1
|
Коррекция тактильно
– двигательных мышц рук
|
Движение
|
68
|
«Во саду, ли, в
огороде»
|
1
|
Развитие
диалогически связной речи, эмоционально окрашенной
|
Огород, сад
|
69
|
Забавы «Румяные
щёчки»
|
1
|
Коррекция движений
крупной и мелкой моторики
|
Забава
|
70
|
Мы итоги подведём и
отдыхать пойдём
|
1
|
Закрепить
полученные знания и умения
|
Задание
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.