Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми
результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной
основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК:
1. Виленкин
Н. Я. Математика. 6 класс: учебник
/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина.
2011.
2. Жохов
В. И. Математика. 5-6 классы.
Программа. Планирование учебного материала / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина,
2011.
3. Жохов
В. И. Преподавание математики в 5
и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина И.Я. и
др. / В.И. Жохов. - М.: Мнемозина. 2008.
Рабочая программа рассчитана на 210 часов, 6 часов в
неделю, 35 учебных недель.
Изучение
математике на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средств моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной
культуры.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение
следующих целей:
·
овладение системой
математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
·
интеллектуальное развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли,
критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
·
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
·
воспитание культуры
личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
играющей особую роль в общественном развитии.
При организации учебного процесса будет обеспечена
последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на
недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей
их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
·
урок изучения нового учебного материала;
·
урок закрепления и применения знаний;
·
урок обобщающего повторения и систематизации
знаний;
·
урок контроля знаний и умений.
Основным
типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы контроля: текущий
и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут,
тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с
целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;
содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого
материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные
работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы. В течение года планируется провести 15
контрольных работ.
Содержание программы направлено на
освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что
соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы,
предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта основного общего образования по математике и авторской программой
учебного курса.
Учебно-тематическое планирование по математике
6 класс
№
п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
|
|
|
Повторение курса
математики 5 класса.
|
3
|
|
1
|
Делимость чисел.
|
23
|
|
2
|
Сложение и вычитание дробей с разными
знаменателями.
|
25
|
|
3
|
Умножение и деление обыкновенных дробей.
|
37
|
|
4
|
Отношения и пропорции.
|
23
|
|
5
|
Положительные и отрицательные числа.
|
17
|
|
6
|
Сложение и вычитание положительных и
отрицательных чисел.
|
13
|
|
7
|
Умножение и деление положительных и
отрицательных чисел.
|
14
|
|
8
|
Решение уравнений.
|
16
|
|
9
|
Координаты на плоскости.
|
11
|
|
10
|
Комбинаторика. Статистика.
|
8
|
|
11
|
Итоговое повторение. Решение задач.
|
20
|
|
|
Итого
|
210
|
|
Для проведения
самостоятельных работ используется Дидактический материал по математике 6
класс / А. С Чесноков и др.- М.: Просвещение,
2008 г.
Для проведения
контрольных работ используется материал из газеты «Математика» (приложение к
газете «Первое сентября») № 27/2002, 12-23/2003.
Содержание тем учебного курса
1. Делимость чисел 23 ч.
Делители
и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, и на 2. Признаки делимости на 9 и на
3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий
делитель, Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
·
определение кратного и делителя натурального числа;
·
признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10;
·
определение простых и составных чисел;
·
определение наибольшего общего делителя,
наименьшего общего кратного и взаимно простых чисел.
Уметь
·
находить делители и кратные натуральных чисел;
·
узнавать по записи натурального числа делиться ли
оно без остатка на 2, на 3, на 5, на 9, на 10;
·
раскладывать числа на простые множители;
·
находить наибольший общий делитель и наименьшее
общее кратное двух и более чисел.
После
изучения темы «Делимость чисел» проводится контрольная работа №1.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 25 ч.
Основное
свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю.
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и
вычитание смешанных чисел.
В ходе изучения темы обучающиеся должны
Знать
·
основное свойство дроби;
·
определение несократимой дроби и сокращением
дробей;
·
алгоритм приведения дробей к общему знаменателю;
·
правила сравнения, сложения, вычитания дробей с
разными знаменателями, сложения и вычитания смешанных чисел.
Уметь
·
сокращать дроби;
·
находить дополнительный множитель к дроби,
приводить дроби к общему знаменателю;
·
сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными
знаменателями;
·
складывать и вычитать смешанные числа.
В
ходе изучения темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
проводятся контрольные работы № 2 и № 3.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей 37 ч.
Умножение
дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства
умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби.
Дробные выражения.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
·
правила умножения на натуральное число, двух
дробей;
·
свойства умножения дробей;
·
правила нахождения дроби от числа и числа по его
дроби;
·
определение взаимно обратных чисел;
·
определение дробных выражений.
Уметь
·
умножать дробь на натуральное число и дробь на
дробь;
·
применять распределительное свойство умножения при
нахождении значений выражений;
·
записывать числа обратные дроби, натуральному
числу, смешанному числу;
·
выполнять деление смешанных чисел;
·
находить дроби от числа и числа по его дроби.
После
изучения темы «Умножение обыкновенных дробей» проводится контрольная работа №
4, после изучения темы «Деление обыкновенных дробей» - контрольная работа № 5,
после изучения темы «Дробные выражения» - контрольная работа № 6.
4. Отношения и пропорции 23 ч.
Отношения.
Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина
окружности и площадь круга. Шар.
В ходе изучения темы обучающиеся
должны:
Знать
·
определение отношений, пропорции;
·
названия членов пропорции;
·
формулировку основного свойства пропорции;
·
определения прямо пропорциональных и обратно
пропорциональных величин;
·
что такое масштаб;
·
формулы для нахождения длины окружности и площади
круга;
·
определения радиуса шара, диаметра шара, сферы.
Уметь
·
находить, какую часть одно число составляет от
другого, сколько процентов одно число составляет от другого;
·
применять основное свойство пропорции при решении
задач и уравнений;
·
приводить примеры прямо пропорциональных и обратно
пропорциональных величин;
·
находить по формулам площадь круга и длину
окружности.
В ходе изучения темы
«Отношения и пропорции» проводятся контрольные работы № 7 и № 8.
5. Положительные и отрицательные числа 17 ч.
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел.
Изменение величин.
В
ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
·
определения координатной прямой, координаты точки
на прямой;
·
какие числа называются противоположными, целыми;
·
определение модуля числа и его обозначение;
·
алгоритм сравнения положительных и отрицательных
чисел;
Уметь
·
отмечать точки с заданными координатами на
горизонтальных и вертикальных прямых;
·
находить числа противоположные данным;
·
находить модуль положительного, отрицательного
чисел;
·
сравнивать положительные и отрицательные числа.
После
изучения темы «Положительные и отрицательные числа» проводится контрольная
работа № 9.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 13 ч.
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
·
алгоритм сложения чисел с помощью координатной
прямой;
·
правила сложения отрицательных чисел и чисел с
разными знаками;
·
что означает вычитание отрицательных чисел и каким
действием можно заменить вычитание одного числа из другого.
Уметь
·
складывать числа с помощью координатной прямой;
·
выполнять сложение отрицательных чисел и чисел с
разными знаками;
·
вычитать из данного числа другое число.
После
изучения темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
проводится контрольная работа № 10.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 14 ч.
Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными
числами.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
·
правило умножения двух чисел с разными знаками и
двух отрицательных чисел;
·
правило деления отрицательного числа на
отрицательное и правило деления чисел, имеющих разные знаки;
·
определение рациональных чисел;
·
свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Уметь
·
умножать числа с разными знаками и отрицательные
числа;
·
делить отрицательное число на отрицательное;
·
делить числа с разными знаками;
·
представлять рациональное число в виде десятичной
дроби, либо в виде периодической дроби;
·
применять свойства действий с рациональными числами
при нахождении значений выражений.
После
изучения темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
проводится контрольная работа № 11.
8. Решение уравнений 16 ч.
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
·
правила раскрытия скобок;
·
определение числового коэффициентом выражения;
·
определение подобных слагаемых;
·
алгоритм решения линейных уравнений.
Уметь
·
упрощать выражения с применением правил раскрытия
скобок;
·
уметь приводить подобные слагаемые;
·
решать линейные уравнения.
После
изучения темы «Подобные слагаемые» проводится контрольная работа № 12, а после
изучения темы «Решение уравнений» проводится контрольная работа № 13.
9. Координаты на плоскости 11ч .
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость.
Столбчатые диаграммы. Графики.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
·
определения перпендикулярных и параллельных прямых;
·
определение координатной плоскости, осей абсцисс и
ординат.
Уметь
·
строить перпендикулярные и параллельные прямые с
помощью чертёжного треугольника и транспортира;
·
изображать точки с заданными координатами на
координатной плоскости;
·
определять координаты точки;
·
строить столбчатые диаграммы;
·
строить простейшие графики.
После
изучения темы «Координаты на плоскости» проводится контрольная работа № 14.
10. Множества
и комбинаторика 8ч.
Множество. Элементы множества, подмножество.
Объединение и пересечение множеств. Примеры решения комбинаторных задач:
перебор вариантов, правило умножения.
В ходе изучения темы обучающиеся должны
Знать:
·
понятия множества, элементы множества,
подмножества;
·
определения объединения, пересечения множеств,
правило умножения.
Уметь:
·
приводить примеры множеств;
·
находить объединение и пересечение множеств;
·
решать простейшие комбинаторные задачи.
11. Итоговое повторение. Решение задач 20ч.
Повторение и систематизация
знаний полученных в течение учебного года.
После
повторения изученного материала проводится итоговая контрольная работа № 15.
Требования
к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
·
существо понятия алгоритма; приводить примеры
алгоритмов;
·
как используются математические формулы, уравнения
и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических
задач;
·
как математический язык может описывать реальные
зависимости; приводить примеры такого описания;
·
как потребности практики привели математическую
науку к необходимости расширения понятия числа;
·
каким образом геометрия возникла из практических
задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных
для практики.
Арифметика
уметь
·
выполнять устно арифметические действия: сложение и
вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение
однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с
однозначным знаменателем и числителем;
·
переходить от одной формы записи чисел к другой,
представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях
обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде
процентов;
·
выполнять арифметические действия с рациональными
числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
·
округлять целые числа и десятичные дроби, находить
приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых
выражений;
·
пользоваться основными единицами длины, массы,
времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более
мелкие и наоборот;
·
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные
с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
·
решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
решения несложных практических расчетных задач, в
том числе c использованием при необходимости справочных материалов,
калькулятора, компьютера;
·
устной прикидки и оценки результата вычислений;
проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Алгебра
уметь
·
составлять буквенные выражения и формулы по
условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и
выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через
остальные;
·
решать линейные уравнения;
·
изображать числа точками на координатной прямой;
·
определять координаты точки плоскости, строить
точки с заданными координатами;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
выполнения расчетов по формулам, для составления
формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Геометрия
уметь
·
распознавать изученные геометрические фигуры,
различать их взаимное расположение;
·
изображать изученные геометрические фигуры;
·
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей
обстановке основные пространственные тела;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
построений геометрическими инструментами (линейка,
угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории
вероятностей
уметь
·
извлекать информацию, представленную в таблицах, на
диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
·
решать комбинаторные задачи путем систематического
перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
·
вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
распознавания логически некорректных рассуждений;
·
анализа реальных числовых данных, представленных в
виде диаграмм, графиков, таблиц;
·
решения практических задач в повседневной и
профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов,
длин, площадей, объемов, времени, скорости;
·
решения учебных и практических задач, требующих
систематического перебора вариантов.
Литература
1.
Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И.
Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М.: Мнемозина. 2010.
2.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника
математики: книга для учащихся 5-6 классов.
3.
Жохов В.И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование
учебного материала. - М.: Мнемозина, 2011.
4.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах:
методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина И.Я. и др. - М.:
Мнемозина, 2008.
5.
Математические диктанты. 6
класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов, И.М. Митяева. -
М.: Мнемозина, 2011.
6.
Математический тренажер. 6
класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов, В.Н. Погодин. - М.:
Мнемозина, 2011.
7.
Математика. 6 класс.
Контрольные работы для учащихся / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. - М.; Мнемозина,
2011.
8.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.
Элементы статистики и теории вероятностей. Пособие для учащихся 7-9 классов. –
М.: Просвещение, 2003.
9.
Настольная книга учителя математики:
Справочно-методическое пособие/Сост. Л.О.Рослова. – М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель», 2004. – 429 с.
10.
Рудницкая В.И. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное
пособие для образовательных учреждений / В.Н. Рудницкая - М.: Мнемозина, 2011
11.
Рудницкая В.И. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2: учебное
пособие для образовательных учреждений/В.Н. Рудницкая - М: Мнемозина, 2011.
12.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы
по математике для 6 класса. - Просвещение.
13.
Шершнев Е.Ф., Чулков П.В. математика. 6 класс.
Тесты. – М.: «Издат-школа ХХI век» - 96 с.
14.
Я иду на урок математики. 6 класс: Книга для
учителя. – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября». – 352 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.