ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1. Пояснительная
записка 2
2. Содержание
учебного предмета 4
3. Учебно-тематический
план 5
4. Планируемые
образовательные результаты обучающихся 9
5. Контроль и
оценка образовательных результатов 10
6. Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса 12
7. Материально-техническое
обеспечение образовательного
процесса
12
8. Лист
внесения изменений 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7-го
класса создана на основе основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ «Бобковская СОШ», примерной программы основного общего
образования по изобразительному искусству и авторской программы для обучающихся
7 класса общеобразовательных учреждений с краткими методическими рекомендациями
«Изобразительное искусство и художественный труд,1-9 классы» под редакцией
Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008, которая соответствует федеральному
компоненту государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования
России от 05.03.2004 N 1089).
Рабочая
программа составлена в соответствии с нормативными документами МБОУ «Бобковская
СОШ»:
-календарным
учебным графиком на 2014-2015 учебный год;
-учебным
планом 2014-2015 учебного года;
-
Положением о рабочей программе педагога МБОУ «Бобковская СОШ».
Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены
стандартом.
Темы,
изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса
и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же
принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и
практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания
сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и
умений.
Основное
внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и
соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются
основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание
основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его
бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения
языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в
сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Цель:
Развитие
интереса к внутреннему миру человека, осознание искусства как познание
человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
Задачи:
-формирование
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в
искусстве:
- формирование
эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни
общества;
- формирование
умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование
отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов
разных стран;
- формирование
умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также
гуманистические основы в искусстве разных народов.
-формирование
художественно-творческой активности:
- творчески
работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы,
используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески
относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору
репродукций и высказываний об искусстве.
Рабочая программа
рассчитана на 1 час в неделю, в связи с тем, что в 2014-2015 учебном году
учебным планом школы предусмотрено 35 рабочих недель, запланировано 35 часов.
Для достижения планируемых
результатов освоения цели и задач учебного предмета используется УМК под
редакцией Б.М.Неменского.
Основные
виды деятельности учащихся:
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: проектно-конструктивная деятельность, восприятие явлений
действительности и произведений искусства, подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам, индивидуальная работа, коллективная работа.
Формы и
методы работы:
Формой
проведения занятий по изобразительному искусству является урок, темы и задания
уроков предполагают проведение уроков-лекций, уроков –экскурсий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в жизни человека
1.Изображение
фигуры человека и образ человека-8 часов
Изображение
фигуры человека в истории искусства
Пропорции
и строение фигуры человека
Лепка
фигуры человек
Наброски
фигуры человека с натуры
Понимание
красоты человека в европейском и русском искусстве
2.Поэзия
повседневности-8 часов
Поэзия
повседневной жизни в искусстве разных народов
Тематическая
картина. Бытовой и исторический жанры
Сюжет
и содержание в картине
Жизнь
каждого дня – большая тема в искусстве
Жизнь
в моем селе в прошлых веках(историческая тема в бытовом жанре)
Праздник
и карнавал в изобразительном искусстве»
(тема
праздника в бытовом жанре)
3.Великие темы
жизни-12 часов
Исторические темы и мифологические
темы в искусстве разных эпох
Тематическая картина в русском
искусстве 19 века
Процесс работы над тематической
картиной
Процесс
работы над тематической картиной
Библейские
темы в изобразительном искусстве
Монументальная
скульптура и образ истории народа
Место
и роль картины в искусстве 20 века
4.Реальность
жизни и художественный образ-7 час
Искусство
иллюстрации.
Слово
и изображение.
Конструктивное
и декоративное начало в изобразительном искусстве
Зрительские
умения и их значение для современного человека
История
искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном
искусстве
Личность
художника и мир его времени в произведениях искусства
Крупнейшие
музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
|
Тема урока
|
Элементы содержания
|
Планируемые результаты изучения раздела обучающимися
|
Примечания
|
|
«Изображение фигуры человека и образ человека»
( 8 ч)
|
|
Знать
и понимать
-жанровую
систему в изобразительном искусстве
-первичные
навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по
представлению
Уметь
-владеть
материалами живописи , графики и лепки на доступном уровне
Использовать
для самостоятельной творческой деятельности
|
|
1
|
«Изображение
фигуры человека в истории искусства»
|
Изображение
фигуры человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение
человека в искусстве Древней Греции.
|
|
2
|
«Пропорции
и строение фигуры человека»
|
Конструкция
фигуры человека и основные пропорции.
|
презентация
|
3
|
«Пропорции
и строение фигуры человека»
|
Пропорции,
постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость
|
|
4
|
«Лепка
фигуры человека»
|
Изображение
фигуры человека в истории скульптуры.
|
|
5
|
«Лепка
фигуры человека»
|
Пластика
и выразительность в фигуре человека
|
|
6
|
«Набросок
фигуры человека с натуры»
|
Набросок
как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в
изображении.
|
|
7
|
«Набросок
фигуры человека с натуры»
|
Образная
выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека
|
|
8
|
«Понимание
красоты человека в европейском и русском искусстве»
|
Проявление
внутреннего мира человека в его внешнем облике.
|
|
|
«Поэзия повседневности»
( 8 ч)
|
|
Знать
и понимать
-роль
и историю тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых
видах
Уметь
-анализировать
ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и
библейские темы в европейском и отечественном искусстве использовать полученные знания :
-для самостоятельной творческой деятельности
-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
|
|
9
|
«Поэзия
повседневной жизни в искусстве разных народов»
|
Картина
мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных
народов.
|
|
10
|
«Тематическая
картина. Бытовой и исторический жанры»
|
Понятие
жанр в системе жанров изобразительного искусства.
|
презентация
|
11
|
«Сюжет
и содержание в картине»
|
Понятие
темы, сюжета и содержания в произведениях изобразительного искусства.
|
|
12
|
«Сюжет
и содержание в картине»
|
Разница
между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом
|
|
13
|
«Жизнь
каждого дня – большая тема в искусстве»
|
Произведения
искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия
|
|
14
|
Жизнь
в моем селе в прошлых веках(историческая тема в бытовом жанре)
|
Бытовые
сюжеты на темы жизни в прошлом Образ прошлого, созданный художниками, и его
значение в представлении народа о самом себе.
|
|
15
|
«Праздник
и карнавал в изобразительном искусстве»
(тема
праздника в бытовом жанре)
|
Сюжеты
праздника в изобразительном искусстве.
|
|
16
|
«Праздник
и карнавал в изобразительном искусстве»
(тема
праздника в бытовом жанре)
|
Праздник
как яркое проявление народного духа, национального характера.
|
|
|
«Великие темы жизни» ( 12 ч)
|
|
Знать
и понимать
-
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа работы, о
роли эскизов и этюдов
Уметь
-владеть
материалами живописи
-
оценивать и анализировать произведения искусства
использовать полученные знания :
-для самостоятельной творческой деятельности
-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
|
|
17
|
«Исторические
темы и мифологические темы в искусстве разных эпох»
|
Живопись
монументальная и станковая.
|
|
18
|
«Исторические
темы и мифологические темы в искусстве разных эпох»
|
Фрески
|
|
19
|
«Тематическая
картина в русском искусстве XIX века»
|
Большая
тематическая картина и ее особая роль в русском искусстве 19 века
|
презентация
|
20
|
«Тематическая
картина в русском искусстве XIX века»
|
Понимание
роли живописной картины как события общественной жизни.
|
|
21
|
«Процесс
работы над тематической картиной»
|
Понятие
темы, сюжета и содержания.
|
|
22
|
«Процесс
работы над тематической картиной»
|
Этапы
создания картины.
|
|
23
|
«Библейские
темы в изобразительном искусстве»
|
Вечные
темы в искусстве
|
|
24
|
«Библейские
темы в изобразительном искусстве»
|
Библейские
темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
|
презентация
|
25
|
«Монументальная
скульптура и образ истории народа»
|
Роль
монументальных памятников в формировании исторической памяти народа
|
|
26
|
«Монументальная
скульптура и образ истории народа»
|
Мемориалы
|
|
27
|
«Место
и роль картины в искусстве XX века»
|
Мужественность
направлений и языков изображения в искусстве ХХ века
|
|
28
|
«Место
и роль картины в искусстве XX века»
|
Множественность
изобразительных языков в российском искусстве второй половины ХХ века
|
|
|
|
«Реальность жизни и художественный образ»
( 7 ч)
|
|
Знать
и понимать
-
стиль и направление в изобразительном искусстве
Уметь
-владеть
материалами живописи
-
оценивать и анализировать произведения искусства
использовать полученные знания :
-для самостоятельной творческой деятельности
-обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
|
|
29
|
«Искусство
иллюстрации.
Слово
и изображение»
|
Слово
и изображение. Искусства временные и пространственные.
|
|
30
|
«Конструктивное
и декоративное начало в изобразительном искусстве»
|
Конструктивное
начало- организующее начало в изобразительном произведении.
|
|
31
|
«Зрительские
умения и их значение для современного человека»
|
Язык
искусства и средства выразительности. Понятие художественного образа
|
|
32
|
«История
искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном
искусстве»
|
Историко-художественный
процесс в искусстве.
|
презентация
|
33
|
«История
искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном
искусстве»
|
Стиль
как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной
культурной эпохи.
|
|
34
|
«Личность
художника и мир его времени в произведениях искусства»
|
Соотношение
всеобщего и личного в искусстве Стиль автора и возрастание творческой
свободы и оригинальной инициативы художника.
|
|
35
|
«Крупнейшие
музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»
|
Музеи
мира.
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать и
понимать:
- о жанровой системе в изобразительном
искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений
видения мира, а, следовательно, и способов его изображения.
- о роли и истории тематической
картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом
жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве.)
- о процессе работы художника над картиной,
о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов.
- о поэтической красоте
повседневности, раскрываемой в творчестве художников.
- о роли искусства в создании
памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного
художником на понимание событий истории.
- о роли художественных образов
изобразительного искусства в в понимании вечных тем жизни, в создании
культурного контекста между поколениями.
- о роли художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих
произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в
европейском и отечественном искусстве, понимать особую культуро-строительную
роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Учащиеся должны уметь:
- владеть материалами живописи,
графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- связывать графическое и цветовое
решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя
эскиз и зарисовки;
- передавать в объёмной форме и в
рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
Использовать
полученные знания :
-для
самостоятельной творческой деятельности
-обогащения
опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
КОНТРОЛЬ И
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Промежуточную аттестацию
запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний
проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний
проводятся в форме практических работ.
Для завершения
работы по материалу применяется метод творческих проектов. Этапы работы над
проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие
идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта.
Способы и формы оценивания
-Имеются
в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная
поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно
велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
-Проявляет
эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует
внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
-Наличие
волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих
замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового
произведения, его интерпретация
-Постоянная
потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях
домашних и иных творческих работ
-Переданы
чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых
колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение
замысла
-Соответствие
выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
-Присутствие
оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное
решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
Оценка "5" ставится, если:
-обучающийся полностью справляется с
поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет
применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично
согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом,
но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в
изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью
урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Изобразительное
искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими
рекомендациями. 1-9 классы Под редакцией Б.М.Неменского-М.:Просвещение, 2008
2.О.В.Свиридова, Изобразительное
искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель,
2009г.
3.Агеева И.Д.
Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1) Компьютер.
2) Интерактивная доска
3) Демонстрационные материалы
Информационно-коммуникативные средства:
1.Тематические
презентации
2.Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ – единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Название
раздела, темы
|
Причина
корректировки
|
Корректирующие
мероприятия
|
Реквизиты
документа (дата, приказа)
|
Подпись
внесшего изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.