Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
г. Новый Уренгой
«
Согласовано»
Руководитель
методического объединения
___________________/
О.А. Вельчинская/
Протокол
№ _____ от «____» ______ 2014 г.
|
«
Согласовано»
Заместитель
директора по УВР МБОУ
СОШ №9
___________________________/_С.Г.
Пухова/
«____»__________
2014г.
|
«
Утверждаю»
Директор
МБОУ СОШ №9
_________________/С.Н.
Демидова/
Приказ
№ ____ от «____»________ 2014г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Вельчинской Ольги Александровны, 1 квалификационная
категория
Ф.И.О., квалификационная категория
по математике индивидуально-групповые занятия
«Занимательные
математические задачи»
предмет
5а
класс
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
протокол
№__________
от
«_____»______2014г.
2014/2015
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по математике разработана
с использованием материалов: Меркуловой Л.В. «Занимательная математика» и Николаевой
Е.В. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
Общая характеристика учебного предмета
Без базовой математической подготовки невозможна постановка
образования современного человека. Важным является формирование математического
стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого,
изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека.
В настоящее время учащиеся
не всегда имеют возможность сделать
верный выбор в своих увлечениях или пристрастиях, разобраться в своих
способностях и наклонностях, если им вовремя не удалось окунуться в необходимую
или просто иную среду.
Независимо от способностей развитое мышление способствует развитию
личности молодого человека. Развивая логическое, в том числе и математическое
мышление ребенка, мы создаем базу для более свободного выбора им своих будущих
увлечений.
В ходе изучения математики систематично и последовательно
формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск
рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В ходе
решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и
упражнения, предлагаемые данной программой, несут логическую, содержательную
нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же
рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и
приобретением навыков решения задач.
Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для
развития математических способностей учащихся, для формирования элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с
применением коллективных форм организации занятий и использованием современных
средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной
склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса
к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и
выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут
способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений,
предусмотренных программой.
Цели
курса:
расширение кругозора, развитие
логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической
деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического
мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способности к преодолению трудностей.
Задачи
курса:
закрепить опыт решения
разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска путей и способов решения;
формировать умения по
проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты,
обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую
коммуникативную практическую деятельность.
активизировать
исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
поддерживать интерес к
дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем
самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;
воспитывать у учащихся
потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.
Особенности
программы
Принципы.
Принципы, которые решают современные образовательные задачи
с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную
деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном
подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению
к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к
полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между
всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель
должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а
ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие
по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в
классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой
они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед
учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей
вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения
задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип
снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как
сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает
максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика,
приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в
котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь
одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
10. Индивидуализация темпа работы.
Ценностными ориентирами содержания данного
курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности
учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и
проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и
пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе
свободного общения на занятиях.
Место и роль учебного предмета в
учебном плане
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 часу (35 часов в год).
Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы
контроля
Виды деятельности: творческие работы, задания на смекалку, лабиринты,
кроссворды, логические задачи, упражнения на распознавание геометрических
фигур, решение уравнений повышенной трудности, решение нестандартных задач, решение
текстовых задач повышенной трудности различными способами, решение
комбинаторных задач, задачи на проценты, решение геометрических задач.
В работе с детьми нами будут использованы следующие
методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Применяются технологии
обучения: личностно – ориентированные, информационные, игровые.
Основные формы проверки
знаний: тестирование;
личная олимпиада; математические соревнования.
Межпредметные связи: экономика, естествознание.
Программа составлена с учетом специфики данного класса. В
5а классе обучаются 22 человека, из них 15 мальчиков и 7 девочек. По итогам
прошлого учебного года уровень качества знаний составил 70,8 %, уровень
обученности 100%. 50% учащихся положительно мотивированы на получение знаний.
10% учащихся со слабыми знаниями по предмету. Учащиеся 5 класса –
дети со средней математической подготовкой.
Система оценивания
Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
|
Название темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Числовые
множества. Действия с числами.
|
5
|
2
|
3
|
2.
|
Текстовые
задачи.
|
12
|
4
|
8
|
3.
|
Графы на
плоскости
|
4
|
1
|
3
|
4.
|
Геометрические
задачи
|
7
|
2
|
5
|
5.
|
Математические
соревнования, ребусы
|
7
|
0
|
7
|
|
Итого:
|
35
|
8
|
27
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1:
Числовые множества. Действия с числами (5 часов)
Теория: Историческая информация о происхождении чисел.
Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с
использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.
Тема 2: Текстовые задачи (12 часов)
Теория: Текстовые задачи. Задачи,
решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на
переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи
Практика: Решение задач.
Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)
Теория: Теория графов. Элементы
теории графов
Практика: Решение задач
Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)
Теория: Основы геометрии на
плоскости и в пространстве.
Практика: Решение задач со
спичками. Решение геометрических задач.
Тема 5: Математические соревнования, ребусы (7 часов)
Теория: Ребусы. Математические
ребусы
Практика: «Математическая
карусель», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон»,
«Ребусомания»
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов на
конец учебного года
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при
выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
·
освоить основные приёмы и
методы решения нестандартных задач;
·
уметь применять при решении
нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод
решения;
·
успешно выступать на
математических соревнованиях.
·
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников,
уголков, спичек) в исходной конструкции.
·
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
·
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
·
Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
·
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
·
умение работать с
математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно
и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением
математической терминологии и символики, использовать различные языки математики,
проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений;
·
развитие представлений о числе
и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками
устных, письменных, инструментальных вычислений;
·
овладение основными способами
представления и анализа статистических данных; наличие представлений о
статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их
изучения, о вероятностных моделях;
·
овладение геометрическим
языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение
навыков геометрических построений;
·
научить узнавать вид чисел,
сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок
арифметических действий;
·
научить использовать и
составлять алгоритмы для решения задач;
·
научить исследовать задачи,
видеть различные способы их решения.
·
умение применять изученные
понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач
из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
·
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные
способы для выполнения конкретного задания.
·
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
·
Применять изученные способы учебной работы и приёмы
вычислений для работы с числовыми головоломками.
·
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с
заданными правилами.
·
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
·
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
·
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения,
·
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
·
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
·
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Программа
разработана с использованием материалов: Меркуловой Л.В. «Занимательная
математика» и Николаевой Е.В. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
2.
Занимательные математические
задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие /
Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т.
Новосибирск, 2010. 78 с.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах /
сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
2. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000
3. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных
задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности
учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.
4. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
5. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение,
2002.
6. http://mathworld.ru/
7. http://www.develop-kinder.com
8. http://lineyka.inf.ua
9. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ – урок
ознакомления с новым материалом.
УПЗУ – урок
применения знаний и умений.
КУ – комбинированный
урок.
УП – урок-практикум
УУИМЗ – урок усвоения
изученного материала в процессе решения задач.
УЧПР – урок с
частичной поисковой работой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.