ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование по окружающему миру разработано на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», раздел
3,п.19.5.), программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Сборник
рабочих программ для начальных классов. Москва, «Просвещение», 2011 г.).
Изучение курса
«Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной
картины мира и осознание места в нем человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком
личного опыта общения с людьми и природой;
—
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами
реализации содержания курса являются:
1) формирование
уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание
ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
3) формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Результаты изучения курса:
Освоение
курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов
начального образования, а именно:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение
курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных
результатов начального образования, таких как:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
10)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14)
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир».
При
изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1)
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2)
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3)
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4)
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5)
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№ блока
|
Название
тематического блока
|
Общее количество
часов
|
В том числе проверочных
и практических занятий
|
1
|
Как устроен мир
|
7
|
Практическая.р.-
1
Проверочная.р - 1
|
2
|
Эта удивительная
природа
|
19
|
Практическая.р.-
7
Проверочная.р - 1
|
3
|
Мы и наше
здоровье
|
10
|
Практическая.р.-
3
Проверочная.р -
1
|
4
|
Наша
безопасность
|
8
|
Практическая.р.-
Проверочная.р -
1
|
5
|
Чему учит
экономика
|
12
|
Практическая.р.-
Проверочная.р -
1
|
6
|
Путешествие по
городам и странам
|
12
|
Практическая.р.-
Проверочная.р -
1
|
ИТОГО ЗА ГОД
|
68
|
Практическая.р.-
11
Проверочная.р -
6
|
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Основная
цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать
простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам
устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и
обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые
не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с
недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому
тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит
проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично
излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает
связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно
выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном
соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик
допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в
использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко
исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное
содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет
использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать
предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в
выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с
помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает
незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением
практических работ даже с помощью учителя.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
Литература
для учащихся:
Ø
Основная:
1.
Плешаков А.А. Окружающий
мир 3 класс.Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013
2. Плешаков
А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 3 класс. – М.: Просвещение,
2013
Пособия
для учителя:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. —
М., «Просвещение», 2010.
2.Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011
3. Васильева М.Ю. Поурочные разработки по
курсу окружающий мир. – М., Вако, 2013
Компьютерные
и информационно-коммуникативные средства, интернет-ресурсы
1.
Материалы
сайтов: http://www.pedsovet.su
http://inform67.68edu.ru/
http://www.rusedu.ru/
http://fsu-expert.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.