Пояснительная записка
Рабочая программа для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) МАОУ Новолоктинская
СОШ по предмету «Родной язык и литература» во 2 классе разработана на основе:
-
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
-
примерной
коррекционной программы (Сост. Л. А. Вохмянина);
-
авторской
программы
коррекционно-развивающего обучения по русскому языку (Сост. Р. Д. Триггер, Н.
А. Цыпина)
При обучении русскому языку
детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед
общеобразовательной
школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах
программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного,
правильного, выразительного
чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы;
привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические
представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического
мышления.
Эффективность
обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих,
коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
В начальном обучении русскому языку
предусматриваются:
• максимальное
внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
•
уточнение
и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
•
развитие
связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно
выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и
выразительно; воспитание
интереса к родному языку;
•
формирование
навыков учебной работы;
• развитие
приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой
русского языка: умения наблюдать, сравнивать
и обобщать языковые явления.
Программа по
русскому языку включает разделы: «Обучение грамоте», «Фонетика и графика», «Морфология» (части речи, состав слова), «Синтаксис и
пунктуация».
Изучение наиболее
трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта,
наблюдениями за
явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.
Обучение
русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими
требованиями:
• преподносить новый материал предельно
развернуто;
• отводить значительное место
практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной
азбукой и т.д.;
• систематически повторять пройденный
материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
• уточнять и расширять словарный запас
на основе ознакомления с окружающим миром;
• предварять выполнение письменных
заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
• уделять должное внимание формированию
культуры общения;
• находить любой повод, чтобы вовремя и
обоснованно похвалить
ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение
учителя).
Все эти требования необходимо сочетать
с индивидуальным подходом к детям: учитывать
уровень их подготовленности, особенности
личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
Учебный курс «Литература»
является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с
трудностями в обучении является органической частью систематического курса
русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания
и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и
понимания
прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
На уроках чтения
решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи
обучения детей.
Важнейшими задачами уроков чтения являются:
•
формирование
фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
•
формирование,
закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного,
беглого и вы
разительного чтения вслух и про себя;
•
уточнение
и обогащение словарного запаса путем расширения
и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
•
формирование
умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и
логическом
единстве, преодоление
недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
• развитие нравственных и эстетических представлений
и
чувств, художественного вкуса,
творческого и воссоздающего воображения,
коррекция личностного развития ребенка;
•
преодоление
недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков,
знаний о родном языке;
•
развитие и
расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире,
обогащение чувственного опыта
ребенка, развитие
его мыслительной деятельности и познавательной активности;
•
привитие
интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные
задачи обучения детей чтению решаются в процессе
работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической
печати. Чтение художественных
произведений создает условия для воспитания
в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.
Общая характеристика учебного предмета
Фонетика, графика, морфология,
синтаксис,
пунктуация, развитие речи.
В начальный курс грамматики,
правописания, синтаксиса входит материал, необходимый для понимания состава и
строя русской
речи, формирования прочных умений и навыков по языку. Обучение охватывает широкий круг
языковых явлений: звуки и буквы и их соотношение, гласные и согласные звуки,
ударение, слог, ударные
и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка,
суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонения и
спряжения).
Усвоение этого обширного
материала детьми с ЗПР возможно при предварительном изучении наиболее трудных
грамматических тем
путем подготовительных упражнений, которые включают накопление устного речевого опыта,
наблюдения за явлениями языка, практические языковые обобщения; ознакомление с соответствующей терминологией. Так,
изучение морфологического состава слова и правил правописания проверяемых
безударных гласных и
парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период.
Программой предусмотрено также развитие практических умений по преобразованию формы единственного и множественного
числа существительных, подбору од-нокоренных слов с последующим анализом их лексического
значения и
звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе подготовки изучения грамматики и
правописания вводится тема «Родственные слова», в рамках которой проводится работа по
словообразованию как один из
эффективных способов пополнения словарного
запаса учеников. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных
впечатлений и представлений об
окружающем мире, знакомства с синонимами и антонимами, составления предложений с обозначением действующего лица
существительными и местоимениями.
При знакомстве с элементами
синтаксиса и пунктуации обучающиеся в начальных классах узнают о предложении, его
основных » видах
по интонации, о главных и второстепенных членах предложения, о связи между
словами, об однородных членах предложения. У детей формируются орфографические, речевые,
пунктуационные
навыки, умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического,
орфографического и синтаксического.
Обучение
правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие
орфографической зоркости. В процессе обучения правописанию рекомендуется
использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка
орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и
способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков.
Формирование связной речи
предполагает организацию активной речевой деятельности обучающихся: усвоение правильного
произношения,
уточнение и обогащение словарного запаса, овладение грамматическим строем речи, умением
строить связные высказывания и слушать чужую речь. Развитие речи связано также с широким
кругом общения,
в которое вступает ребенок не только в школе, но и за ее пределами. При обучении связной речи
обогащается содержательная сторона высказываний учащихся и формируются умения в построении связного текста.
Упражнения в связной речи проводятся на уроках русского языка в устной и
письменной форме, в виде изложений и сочинений. При выборе тем учитывается их характер:
близость опыту и интересам детей, доступность содержания и посильность композиционного и речевого
оформления. Изложения, сочинения в начальных классах носят обучающий характер.
В процессе
усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются умения
анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, т.е.
средствами учебной
дисциплины осуществляется умственное и речевое развитие школьников.
Чистописание — составная часть обучения русскому
языку, включающая
формирование и совершенствование графических навыков.
Задачами этого
раздела являются: развитие глазомера обучающихся; формирование двигательных
навыков руки, умения располагать написанное на листе тетради, отработка правильного способа
удержания ручки, развитие движений пальцев руки при письме; развитие умения писать по
строке, в нужном месте начинать и заканчивать ее; письмо букв в порядке усложнения их
начертаний, дифференциация сходных по начертанию букв, соединение букв; письмо
слов, предложений и связных текстов.
Содержание графических
упражнений составляют письмо наиболее трудных для обучающихся букв и соединений,
списывание с
рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет. В
состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих
работах. Письмо обучающихся должно
быть опрятным, четким и правильным.
В результате
обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду
фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово,
предложение, списать
с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
Программа по
литературному чтению содержит следующие разделы: «Тематика чтения»; «Умения и
навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к
знаниям, умениям
и навыкам учащихся».
Тематика чтения. Произведения устного
народного творчества — стихи, песни, загадки, считалки и потешки, сказки; небольшие по объему художественные
произведения писателей и поэтов прошлого и современности — в соответствии с текстами учебной
книги (для
классного чтения) и в отдельном красочном издании (для вне-классного чтения).
Традиционная тематика детского чтения: картины родной природы в разные времена
года, труд людей, жизнь животных, бережное отношение к природе, жизнь и дружба
детей.
Умения и навыки чтения. Правильное, плавное,
сознательное чтение
вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам) в темпе 30—40 слов в минуту. Соблюдение
ударений в слове, пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, при
перечислении. Отчетливое произнесение слов, умение слушать чтение и
рассказывание учителя.
Работа над
текстом. Формирование
знаний, необходимых для правильного восприятия произведений: знание названия произведения и фамилии его автора,
последовательности событий; умение ответить на вопросы по содержанию
прочитанного; найти в тексте подтверждение своему ответу или отрывок по предлагаемому
заданию;
различать действующие лица и оценивать их поступки; составлять рассказ по воображению
на основе прочитанного, устно рисовать «словесную картину» — описание по прочитанному;
разделить текст
на части по вопросам, определить с помощью учителя основную мысль прочитанного,
пересказать содержание.
Формирование речевых умений в связи с
чтением: умение находить в выделенном отрывке меткие слова или выражения, ярко
характеризующие
героя, природу, события, определять их значение и объяснять, почему это слово выбрано
автором, как оно характеризует героя; различать простейшие случаи многозначности
слова (крошка
сын — крошка
хлеба); близко к тексту и выразительно пересказывать сказку, басню в прозе,
рассказ; связно передавать свои наблюдения за природой.
Формирование умений,
необходимых для ориентировки в учебной книге: умение находить задания и
вопросы к читаемому произведению, выполнять их с помощью учителя; по названию
находить
произведение в оглавлении и на нужной странице книги.
Наблюдения за сезонными изменениями в
природе и труде людей
в разное время года по изучаемым произведениям (в соответствии с программой
курса «Окружающий мир»).
Экскурсии в природу, на близлежащие
предприятия и к памятным местам для приобретения непосредственных впечатлений, подготавливающих к восприятию
читаемых текстов.
Формирование умений
самостоятельно работать с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в неделю).
Воспроизведение по вопросам содержания самостоятельно прочитанных произведений. Ориентировка в
группе книг (из двух—четырех) для определения темы произведения и выбора книги по заданной
теме. Знание основных элементов книги: переплет (обложка), корешок, страницы;
названий нескольких детских книг, фамилий детских писателей.
Описание места учебного
предмета в учебном плане
В учебном плане для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) МАОУ Новолоктинская СОШ на
изучение предмета «Родной язык и литература» во 2 классе отведено 204 часа в
год из расчёта 6 часов в неделю.
Учебно
– тематический план
№
|
Наименование
раздела
|
Всего часов
|
1
|
Фонетика и
графика
|
40
|
2
|
Морфология
|
64
|
3
|
Синтаксис и пунктуация
|
27
|
4
|
Связная речь .Чистописание
|
5
|
5
|
Устное творчество русского
народа
|
7
|
6
|
Русские писатели
|
16
|
7
|
Писатели детям
|
41
|
8
|
Литература народов мира
|
4
|
|
Итого
|
204
|
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Одним из
результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация
(присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание
себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том
числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь
милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность
общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность
природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании
себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней
как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии,
совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность
красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности
научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть
явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;
приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи
– понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих
корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда
и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность
гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее
и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её
жизни и её народу.
Ценность
человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Основные требования к знаниям
и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
• различать гласные и согласные,
твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные, правильно произносить звуки и называть
буквы, соотносить количество звуков и букв в словах; использовать в активной
речи соответствующие
термины;
• обозначать на письме мягкость
согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);
• делить слова на слоги, переносить
слова по слогам;
• правильно писать слова с сочетаниями жи,
ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
• писать часто употребляемые слова с
удвоенными согласными и слова, не проверяемые написанием, предусмотренные программой;
• раздельно писать предлоги со словами;
• писать с заглавной буквы фамилии,
имена, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц;
• употреблять заглавную букву в начале
предложения и точку в его конце;
• списывать слова и предложения с
печатного и рукописного текста;
• писать под диктовку текст в 35—40
слов; проверять правильность написанного;
• составлять предложения из отдельных
слов и 3—4 предложения на заданную учителем тему;
• восстанавливать деформированный текст;
• различать имена существительные,
глаголы, имена прилагательные; преобразовывать словоформы имен существительных
в начальную форму
и ставить вопросы кто? что?;
• различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и
слова, отвечающие на вопрос что?, знать, что грамматический вопрос
глагола состоит из двух слов;
• ставить вопросы какой?какая?какое?какие?к
словам, обозначающим признаки предметов;
• пользоваться словарем, данным в учебнике;
• различать в учебнике задание, текст упражнения, образец, слова для справок;
• употреблять слова приветствия,
прощания, извинения, благодарности.
• фамилии трех-четырех писателей и названия их произведений для детей;
• наизусть 7—8
стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
•
читать вслух сознательно,
правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова — по слогам)
в темпе 30—40 слов в минуту; соблюдать паузы
и интонации, соответствующие знакам
препинания;
•
находить в тексте предложения,
подтверждающие устное высказывание;
•
давать подробный пересказ
небольшого доступного текста;
•
составлять
устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;
• самостоятельно знакомиться с детской
книгой (фамилия автора, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением
учителя.
Личностными результатами изучения
предмета «Родной язык и литература» являются следующие умения:
- осознавать роль языка
и речи в жизни людей;
- эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других
людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на
особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон
речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
Средством достижения
этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса
«Родной язык и литература» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать
последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать
своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по
предложенному учителем плану.
Средством формирования
регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные
УУД:
- ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на
вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в
результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования
познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат,
обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков
работы с информацией).
Коммуникативные
УУД:
- оформлять свои мысли в
устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать
речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),
ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать
текст;
- договариваться с
одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и
самооценки и следовать им;
- учиться работать в
паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования
коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация
работы в парах и малых группах.
Ученики должны сделать первый шаг в
осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и
осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше,
успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и
самому быть понятым.
Содержание учебного предмета
Фонетика и
графика (40 ч)
Повторение и дальнейшее
углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном
материале: создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества звуков
и букв в слове (конь,
спички). Обозначение мягкости согласных
гласными. Различение и и й- Мягкий
знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правописание жи — ши, ча — ща, чу — шу, чк — чн.
Слог. Деление слов на слоги. Перенос
слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь.
Ударение. Устные упражнения в выделении
ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением. Использование алфавитного
указателя учебника «Произноси правильно слова». Обозначение ударной гласной в
написанных словах. Выделение безударных
слогов в словах с одной и несколькими безударными гласными (типа молодой). Различие в звучании гласных в
ударном и безударном положении. Выделение в словах орфограмм, содержащих
безударные гласные. Наблюдение за единообразием написания ударных и безударных
гласных в корне однокоренных слов как
подготовка к изучению правила правописания безударных гласных в корне слова.
Парные звонкие
и глухие согласные звуки. Различение их изолированно и в словах (устно и при письме). Сопоставление
значений слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (лук —
луг). Наблюдение за единообразным написанием глухих и звонких согласных в конце слов,
перед другими согласными и перед гласными (грибы — гриб). Нахождение
в словах орфограмм, содержащих парные
звонкие и глухие согласные, как подготовка к изучению правила правописания
звонких и глухих согласных в конце слова.
Двойные
согласные в
наиболее употребительных словах.
Разделительный
мягкий знак.
Письмо под
диктовку предложений и слов, в которые входят изученные орфограммы.
Алфавит. Значение алфавита. Нахождение
слова в словаре учебника и в орфографическом словаре, распределение под руководством учителя слов в алфавитном порядке (по первой
букве).
Морфология (64 ч)
Подготовительные упражнения в использовании
наименований предметов и явлений окружающего
мира, их признаков и действий.
Уточнение и обогащение словарного запаса путем употребления слов, обозначающих растения, животных,
природные явле-ния, профессии людей,
родственные отношения, предметы труда и
быта и др.; свойства и признаки предметов по цвету, форме, величине, по материалу изготовления как подготовка к
изучению частей речи.
Предметы и их
названия^. Слова, обозначающие предметы. Имя существительное (введение термина в
пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен существительных кто? что? Преобразование
формы слов, обозначающих предмет, в начальную форму. Постановка грамматических
вопросов к именам существительным в начальной форме и в косвенных падежах (без
терминологии).
Действия и их
названия. Слова, обозначающие действия и отвечающие на вопросы что делает? что
делают? что делал! что делали ? что сделает ? что сделают ? Глагол (введение термина в
пассивный
словарь). Постановка грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Переносное значение глаголов.
Признаки и их
названия. Слова, обозначающие признаки, их связь со словами, обозначающими предметы.
Имя прилагательное (введение в пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен прилагательных какой?
какая? какое? какие? Имена прилагательные, близкие и противоположные по
смыслу.
Практические упражнения в
употреблении имен и фамилий одноклассников, родителей, имен и отчеств учителей,
названия родного
города (села, деревни), улицы, ближайшей реки (озера), кличек животных. Заглавная буква
в именах, фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек,
озер.
Изменение формы
имен существительных (один — много, много — один).
Употребление
(устно и письменно) слов с наиболее распространенными предлогами (в, из, к,
на, над, от, по, под, с, у, между, за). Раздельное написание предлогов со
словами.
Выделение
изменяемой части слова. Окончание — изменяемая часть слова. Родственные слова.
Подбор родственных слов. Выделение их общей части. Корень слова. Однокоренные слова.
Наблюдение за
единообразием написания гласных, парных звонких
и глухих
согласных в слабой и сильной позиции в однокоренных словах. Использование школьного
орфографического словаря. Употребление имен существительных, глаголов, имен прилагательных в предложениях о
широком круге явлений окружающего мира.
Синтаксис и пунктуация (27 ч)
Членение речи на предложения,
составление предложений. Условно-графические модели предложений. Главные члены предложения — подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространение и
сокращение
предложений, конструирование предложений из заданных слов.
Устные
упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской: повествование,
выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения повествовательные,
восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения. Заглавная
буква в начале предложения.
Подготовительные
упражнения в составлении словосочетаний. Выделение главного слова, постановка вопроса от
главного слова словосочетания к зависимому (устно и письменно). Выделение из небольших
предложений (3—4 слова) пар слов (словосочетаний).
Связная речь. Чистописание.
(5 ч)
Устные и письменные ответы на
вопросы, близкие интересам учеников (под руководством учителя). Составление предложений по
сюжетным картинам. Составление и запись (под руководством учителя) нескольких
предложений, объединенных одной темой. Озаглавливание (под руководством
учителя) частей небольшого текста и текста в целом.
Изложение (под
руководством учителя) рассказа об играх, забавах, работе как первоначальный опыт
обучения описанию, рассуждению, повествованию.
Речевой этикет:
обращение на ты, Вы, приветствие, прощание, слова извинения, благодарности.
Написание своего почтового адреса, поздравительной открытки.
Закрепление гигиенических
навыков письма.
Правильное
написание букв и их соединений в порядке усложнения начертаний. Различение сходных
по начертаниям букв. Письмо в тетради с разлиновкой в одну линейку, связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Списывание с печатного текста.
Различение способов чтения при списывании (орфографическое) и с целью ознакомления с его содержанием (орфоэпическое).
Совпадение темпа самодиктовки и написания букв в словах. Самопроверка написанного.
Слова с непроверяемыми написаниями: адрес, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей,
ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, здравствуй(-те), капуста, карандаш,
класс, коньки, корова,
лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, народ, одежда, пальто, пенал,
платок, посуда, работа, ребята, Родина, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, спасибо,
суббота, тетрадь, товарищ, урожай,
ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык.
Устное творчество
русского народа (7 ч)
Русские народные песни,
потешки, скороговорки, приговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки («Лиса и
журавль», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Гуси-лебеди», «Два Мороза»).
Русские писатели (16 ч)
А.С.Пушкин («...Вот север,
тучи нагоняя.. », «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зеленый...»); В.А.Жуковский
(«Жил маленький
мальчик...», «Жаворонок»); И А.Крылов («Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»);
В.И.Даль («Старик-годовик», «Девочка Снегурочка»); А.К.Толстой («Осень. Обсыпается наш
бедный сад...», «Колокольчики мои...»); Л.Н.Толстой («Старый дед и внучек», «Отец и сыновья»,
«Лгун», «Как мужик убрал камень», «Филипок», «Правда всего дороже»).
Писатели — детям (41 ч)
К-И.Чуковский («Про Деда»,
«Путаница», «Радость», «Федори-но горе»); А.П.Гайдар («Совесть», «Чук и Гек» (отрывок);
С.Я.Маршак
(«Как отец отстал от поезда», «Кот и лодыри», «Терем-теремок»); С.В.Михалков
(«Мой секрет», «Мой щенок», «Чистописание»,
«А что у вас?», «Зяблик»); АЛ.Барто («Веревочка», «Шла вчера я по Садовой...»,
«Мы не заметили жука», «В школу»); Н.Н.Носов
(«Живая шляпа», «Нагорке», «Заплатка»); М.М.Пришвин («Ребята и утята»);
В.В.Бианки («Музыкант»; «Аришка-тру-сишка»); Б.С.Житков («Храбрый утенок», «Как
слон спас хозяина от тигра»); Е.И.Чарушин («Страшный рассказ», «Кот
Епифан»); Н.И.Сладков («Всему свое время»,
«Лиса-плясунья», «Сорока и Заяц»),
Э.Н.Успенский («Чебурашка», «Если бы я был девочкой»), В.Д.Берестов («Знакомый», «Где право, где лево»,
«Приятная весть»); В.А.Осеева
(«Волшебное слово», «Сыновья», «Синие листья», «Три товарища», «Хорошее»);
Л.М.Квитко («Бабушкины руки»);
С.А.Есенин («Береза», «Поет зима — аукает...»); А.Т.Твардовский («Зима»); И.С.Соколов-Микитов («Лесные
картинки»); А.А.Прокофьев («Мороз —
Красный нос»); В.Ю.Драгунский («Заколдованная
буква», «Тайное становится явным»); Д.Хармс («Очень-очень вкусный
пирог»); А.И.Приставкин («Портрет отца»);
Я.М.Тайц («Приказ»).
Литература народов мира (4 ч)
Сказки («Колосок», «Легкий
хлеб», «Три дочери»); Ш.Перро («Красная Шапочка»); Г.Х.Андерсен («Дюймовочка»); стихи («Храбрецы», «Перчатки»,
«Бульдог по кличке Дог», «Шалтай-Болтай»).
Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
1. Дополнительная литература:
1. Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко,
Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова,
Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова Программы для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ и классов VII вида. – М.: Издательство ПАРАДИГМА,
2010.
2. Бунеев, Р. Н. Орфографическая тетрадь по русскому
языку. 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. – М. : Баласс,
2010.
2. Слова с непроверяемыми написаниями / сост. Р. Н. Бунеев,
Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2009.
3. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию к учебнику
«Русский язык». 2 класс / М. А. Яковлева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В.
Бунеевой. – М. : Баласс, 2010.
4. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка. –
М. : Рольф, 2000.
5. Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках
русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М. : АСТРЕЛЬ, 2006.
6. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и
дома / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.
7. Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина.
– М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.
8. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение,
веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.
9. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев.
– М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.
10. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В.
Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.
11. Лопатин, В. В. Русский орфографический словарь /
В. В. Лопатин. – М. : Азбуковедник, 1999.
12. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в
начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : Сфера, 2005.
13. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих
работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В.
Игнатьева. – М. : Дрофа, 2003.
2.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов :
http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» :
http://www.gramota.ru
3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» :
http://www.school2100.ru
3. Наглядные пособия
Комплект наглядных пособий : 2 класс : Русский язык : в 2 ч. /
сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2010.
Календарно – тематическое планирование для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья (VII вид) по предмету «Родной язык и
литература» во 2 классе
№ п/п
|
Тема
|
Содержание
|
Коррекционная
работа
|
Дата
|
план
|
факт
|
1
|
Выявление знаний по письму, звуковому
анализу и синтезу
|
Повторение и дальнейшее углубление знаний, полученных в I классе, на более сложном материале: создание моделей звукового анализа слов1,
соотнесение количества звуков и букв в слове (конь,
спички).
|
Коррекция в произношении звуков.
|
01.09.
|
01.09.
|
2
|
Выявление умений слушать учителя, отвечать
на вопросы, выполнять учебные действия, готовить своё рабочее место
|
02.09.
|
02.09.
|
3
|
Русские
народные песни, потешки, скороговорки, приговорки.
|
Коррекция в произношении звуков.
|
03.09.
|
03.09.
|
4
|
Русские
народные
считалки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки.
|
04.09.
|
04.09.
|
5
|
Выявление умений слушать учителя, отвечать
на вопросы, выполнять учебные действия, готовить своё рабочее место
|
Повторение и дальнейшее углубление
знаний, полученных в I классе, на более сложном материале:
создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества
звуков и букв в слове .
|
Коррекция в произношении звуков..
|
04.09.
|
04.09.
|
6
|
Звуки речи
|
05.09.
|
05.09.
|
7
|
Различение звуков в слове на слух
|
08.09.
|
08.09.
|
8
|
Звуки гласные и согласные
|
09.09.
|
09.09.
|
9
|
Русская
народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова.
|
10.09.
|
10.09.
|
10
|
Русская
народная сказка «У страха глаза велики»
|
11.09.
|
11.09.
|
11
|
Последовательное выделение звуков в
односложных словах
|
Повторение и дальнейшее углубление
знаний, полученных в I классе, на более сложном материале:
создание моделей звукового анализа слов1, соотнесение количества
звуков и букв в слове
|
Коррекция в произношении звуков.
|
11.09.
|
11.09.
|
12
|
Последовательное выделение звуков в
двусложных словах
|
12.09.
|
12.09.
|
13
|
Соотнесение звука с буквой
|
15.09.
|
15.09.
|
14
|
Постановка ударения
|
16.09.
|
16.09.
|
15
|
Русская
народная сказка «Лиса и журавль»
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова.
|
17.09.
|
17.09.
|
16
|
Русская
народная сказка «Гуси-лебеди»
|
18.09.
|
18.09.
|
17-18
|
Предложение, слово
|
Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические модели
предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные
члены предложения
(без деления на виды). Распространение и сокращение предложений, конструирование
предложений из заданных слов.
|
18-19.09.
|
18-19.09.
|
19-20
|
Составление нераспространённых и
распространённых предложений
|
22-23.09.
|
22-23.09.
|
21
|
Русская
народная сказка «Два
Мороза»
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения.
|
24.09.
|
24.09.
|
22
|
А.С.Пушкин
«...Вот север, тучи нагоняя.. »
|
25.09.
|
25.09.
|
23-24
|
Составление предложений с предлогами
|
Членение речи на предложения, составление предложений. Условно-графические модели
предложений. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные
члены предложения
(без деления на виды). Распространение и сокращение предложений, конструирование
предложений из заданных слов.
|
Коррекция в произношении звуков.. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения с
использованием предлогов.
|
25-26.09.
|
25-26.09.
|
25-26
|
Выделение предложений из рассказа
|
29-30.09.
|
29-30.09.
|
27
|
Г.Х.Андерсен
«Дюймовочка»
|
01.10.
|
01.10.
|
28
|
Г.Х.Андерсен
«Дюймовочка»
|
02.10.
|
02.10.
|
29
|
Составление и запись нескольких предложений
|
Устные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской:
повествование, выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения
повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения.
Заглавная буква в начале предложения.
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения.
|
02.10.
|
02.10.
|
30
|
Работа над ошибками. Предложение, слово
|
03.10.
|
03.10.
|
31-32
|
Выделение слов в предложении, определение их
числа
|
06-07.10.
|
06-07.10.
|
33
|
А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения.
|
08.09.
|
08.09.
|
34
|
А.С.Пушкин
«У лукоморья
дуб зеленый...»
|
09.09.
|
09.09.
|
35
|
Уточнение значений слов
|
Обозначение мягкости согласных
гласными. Различение и и й-
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
09.09.
|
09.09.
|
36-37
|
Соотношение количества звуков и букв в слове
|
10-13.10.
|
10-13.10.
|
38
|
Обозначение мягкости согласных гласными
буквами
|
14.10.
|
14.10.
|
39
|
В.А.Жуковский
«Жил маленький
мальчик...»
|
15.10.
|
15.10.
|
40
|
В.А.Жуковский
«Жаворонок»
|
16.10.
|
16.10.
|
41
|
Обозначение мягкости согласных гласными
буквами
|
Обозначение мягкости согласных
гласными. Различение и и й-
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
16.10.
|
16.10.
|
42
|
Различение букв и и й
|
17.10.
|
17.10.
|
43
|
Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных в конце слова
|
20.10.
|
20.10.
|
44
|
Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных в середине слова
|
21.10.
|
21.10.
|
45
|
И
А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
|
22.10.
|
22.10.
|
46
|
И
А.Крылов «Стрекоза
и Муравей»
|
23.10.
|
23.10.
|
47-48
|
Правописание сочетаний жи-ши
|
. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правописание жи — ши, ча — ща,
чу — шу, чк — чн.
|
23-24.10.
|
23-24.10.
|
49-50
|
Правописание сочетаний ча-ща
|
27-28.10.
|
27-28.10.
|
51
|
В.И.Даль
«Старик-годовик»
|
Коррекция в произношении шипящих звуков.
Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
29.10.
|
29.10.
|
52
|
В.И.Даль
«Девочка
Снегурочка»
|
30.10.
|
30.10.
|
53-54
|
Правописание сочетаний чу-щу
|
. Буква э, умение писать слова с буквой э. Правописание жи — ши, ча — ща,
чу — шу, чк — чн.
|
31.10.
10.11.
|
31.10.
|
55-56
|
Алфавит
|
|
|
57
|
А.К.Толстой
«Осень. Обсыпается наш бедный сад...»
|
Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь.
|
Коррекция в произношении шипящих звуков.
Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
58
|
А.К.Толстой
«Колокольчики мои...»
|
|
|
59-60
|
Деление слов на слоги
|
|
|
61-62
|
Перенос слов по слогам
|
|
|
63
|
Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»,
«Отец и сыновья»,
|
|
|
64
|
Л.Н.Толстой«Лгун»
|
|
|
65
|
Перенос слов с буквами й, ь
|
Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам, перенос слов с буквами и, ь. Устные упражнения в
выделении ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением
|
Коррекция в произношении шипящих звуков.
Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
66-67
|
Ударение
|
|
|
68
|
Обозначение ударной гласной в написанных
словах
|
|
|
69
|
Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»
|
|
|
70
|
Л.Н.Толстой
«Филиппок»
|
|
|
71-72
|
Выделение безударных гласных в словах с
несколькими безударными гласными
|
Устные упражнения в выделении
ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением
|
Коррекция в постановке ударения в словах.
|
|
|
73-74
|
Разница в звучании гласных в ударном и
безударном положении
|
|
|
75
|
Л.Н.Толстой
«Правда всего дороже»
|
Устные упражнения в выделении
ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением
|
|
|
76
|
К-И.Чуковский
«Про Деда»
|
|
|
77-78
|
Выделение в словах орфограмм, содержащих
безударные гласные
|
|
|
79-80
|
Парные звонкие и глухие согласные
|
|
|
81
|
К-И.Чуковский
«Путаница», «Радость»
|
. Различение их изолированно и в словах (устно и
при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв,
обозначающих парные звонкие и глухие согласные
|
Коррекция в постановке ударения в словах.
Коррекция в произношении звуков. Умение правильно произносить слова,
составлять небольшие предложения, правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
82
|
К-И.Чуковский
«Федорино
горе»
|
|
|
83-84
|
Различение парных согласных изолированно и в
словах
|
|
|
85-86
|
Сопоставление значения слов в связи с
изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (лук-луг)
|
|
|
87
|
А.П.Гайдар
«Совесть»
|
|
|
88
|
А.П.Гайдар
«Чук и Гек» (отрывок)
|
|
|
89-90
|
Звонкие и глухие согласные в конце слов
|
. Различение их изолированно и в словах (устно и
при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв,
обозначающих парные звонкие и глухие согласные
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
|
|
91-92
|
Звонкие и глухие согласные в середине слов
|
|
|
93
|
С.Я.Маршак «Как отец отстал от
поезда», «Кот и лодыри»
|
|
|
94
|
С.Я.Маршак «Терем-теремок»
|
|
|
95-96
|
Звонкие и глухие согласные перед гласными
|
. Различение их изолированно и в словах (устно и
при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв,
обозначающих парные звонкие и глухие согласные
|
|
|
97-98
|
Нахождение в словах орфограмм, содержащих
парные по звонкости-глухости согласные
|
|
|
99
|
С.В.Михалков
«Мой секрет», «Мой щенок», «Зяблик»
|
|
|
100
|
С.В.Михалков
«Чистописание», «А что у вас?»
|
|
|
101
|
Наблюдение за единообразным написанием
глухих и звонких согласных в конце слов
|
. Различение их изолированно и в словах (устно и
при письме). Сопоставление значений слов в связи с изменением букв,
обозначающих парные звонкие и глухие согласные
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
102
|
Наблюдение за единообразным написанием
глухих и звонких согласных перед глухими согласными
|
|
|
103
|
Наблюдение за единообразным написанием
глухих и звонких согласных перед гласными
|
|
|
104
|
Двойные согласные
|
|
|
105
|
А.Л.Барто «Веревочка»,
«Шла вчера я по Садовой...»
|
Коррекция в произношении мягких согласных
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
106
|
А.Л.Барто «Мы не
заметили жука», «В школу»
|
|
|
107
|
Двойные согласные
|
Письмо под диктовку предложений и слов, в которые входят изученные орфограммы.
|
|
|
108-109
|
Разделительный мягкий знак
|
|
|
110
|
Предметы и их названия
|
|
|
111
|
Н.Н.Носов
«Живая шляпа»
|
|
|
112
|
Н.Н.Носов
«На горке»
|
|
|
113
|
Предметы и их названия
|
Имя существительное
(введение термина в пассивный словарь). Вопросы начальной формы имен
существительных кто? что? Преобразование формы слов, обозначающих
предмет, в начальную форму. Постановка грамматических вопросов к именам существительным в
начальной форме и в косвенных падежах (без терминологии).
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
|
|
114-115
|
Слова, обозначающие предметы и отвечающие на
вопросы КТО? ЧТО?
|
|
|
116
|
Преобразование формы слов в начальную форму
|
|
|
117
|
Н.Н.Носов
«Заплатка»
|
|
|
118
|
М.М.Пришвин
«Ребята и утята»
|
|
|
119
|
Преобразование формы слов в начальную форму
|
Действия и их названия. Слова,
обозначающие действия и отвечающие
на вопросы что делает? что делают? что делал! что делали ? что сделает ? что
сделают ? Глагол (введение термина в пассивный словарь). Постановка грамматических
вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное значение глаголов.
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
|
|
120-121
|
Действия и их названия
|
|
|
122
|
Слова, обозначающие действия предмета и
отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ?
|
|
|
123
|
В.В.Бианки
«Музыкант»
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
|
|
124
|
В.В.Бианки
«Аришка-трусишка»
|
|
|
125
|
Слова, обозначающие действия предмета и
отвечающие на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ?
|
Действия и их названия. Слова,
обозначающие действия и отвечающие
на вопросы что делает? что делают? что делал! что делали ? что сделает ? что
сделают ? Глагол (введение термина в пассивный словарь). Постановка
грамматических вопросов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Переносное
значение глаголов.
|
|
|
126-127
|
Признаки и их названия
|
|
|
128
|
Слова, обозначающие признаки предмета и
отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?
|
|
|
129
|
Б.С.Житков
«Храбрый утенок»
|
|
|
130
|
Б.С.Житков
«Как слон спас хозяина от тигра»
|
|
|
131
|
Слова, обозначающие признаки предмета и
отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?
|
Признаки и их названия. Слова, обозначающие признаки, их связь со словами, обозначающими
предметы. Имя прилагательное (введение в пассивный словарь). Вопросы начальной формы
имен прилагательных
какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные, близкие и
противоположные по смыслу.
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
|
|
132
|
Связь названий признаков со словами,
обозначающими предметы
|
|
|
133
|
Описание предмета
|
|
|
134
|
Работа над ошибками. Слово.
|
|
|
135
|
Е.И.Чарушин «Страшный
рассказ»
|
|
|
136
|
Е.И.Чарушин «Кот Епифан»
|
|
|
137-138
|
Родственные слова
|
Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен
существительных, глаголов, имен прилагательных в предложениях о широком
круге явлений окружающего мира.
|
Упражнение в подборе однокоренных слов.
|
|
|
139-140
|
Подбор родственных слов
|
|
|
141
|
Н.И.Сладков
«Лиса-плясунья»
|
|
|
142
|
Н.И.Сладков
«Всему свое время»
|
|
|
143-144
|
Общее понятие о корне слова
|
Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен
существительных, глаголов, имен прилагательных в предложениях о широком
круге явлений окружающего мира.
|
Коррекция в произношении звуков. Умение
правильно произносить слова, составлять небольшие предложения, правильно
произносить мягкие согласные.
|
|
|
145-146
|
Однокоренные слова
|
|
|
147
|
Н.И.Сладков
«Сорока и Заяц»
|
|
|
148
|
Э.Н.Успенский
«Чебурашка»
|
|
|
149
|
Однокоренные слова
|
Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен
существительных, глаголов, имен прилагательных в предложениях о широком
круге явлений окружающего мира.
|
|
|
150-151
|
Наблюдения за единообразием написания
гласных в однокоренных словах
|
|
|
152
|
Наблюдения за единообразием написания парных
звонких и глухих согласных в однокоренных словах
|
|
|
153
|
Э.Н.Успенский
«Если бы я был девочкой»
|
|
|
154
|
В.Д.Берестов
«Приятная весть»
|
|
|
155
|
Наблюдения за единообразием написания парных
звонких и глухих согласных в однокоренных словах
|
Использование школьного орфографического словаря. Употребление имен
существительных, глаголов, имен прилагательных в предложениях о широком
круге явлений окружающего мира.
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
156-157
|
Большая буква в именах собственных
|
|
|
158
|
Предлог
|
|
|
159
|
В.Д.Берестов
«Знакомый», «Где право, где лево»
|
|
|
|
160
|
В.А.Осеева
«Волшебное слово»
|
|
|
161
|
Предлог
|
Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством
учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись
(под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой.
Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в
целом.
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
162-163
|
Разделительное написание предлогов со
словами
|
|
|
164
|
Написание поздравительной открытки.
|
|
|
165
|
В.А.Осеева
«Сыновья», «Синие листья»
|
|
|
166
|
В.А.Осеева
«Три товарища», «Хорошее»
|
|
|
167
|
Работа над ошибками. Однокоренные слова.
|
Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством
учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись
(под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой.
Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в
целом.
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
168
|
Членение речи на предложения
|
|
|
169
|
Составление предложений
|
|
|
170
|
Выделение в предложении слов, обозначающих,
о ком или о чём говорится, что говорится.
|
|
|
171
|
Л.М.Квитко
«Бабушкины руки»
|
Устные и письменные ответы на вопросы, близкие интересам учеников (под руководством
учителя). Составление предложений по сюжетным картинам. Составление и запись
(под руководством учителя) нескольких предложений, объединенных одной темой.
Озаглавливание (под руководством учителя) частей небольшого текста и текста в
целом.
|
|
|
|
172
|
С.А.Есенин
«Береза», «Поет зима — аукает...»
|
|
|
173
|
Выделение в предложении слов, обозначающих,
о ком или о чём говорится, что говорится.
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
174-175
|
Употребление слов, обозначающих предметы,
действия, признаки, в предложениях о широком круге явлений окружающего мира
|
|
|
176
|
Устные упражнения в составлении предложений
с разной эмоциональной окраской
|
|
|
177
|
А.Т.Твардовский «Зима»
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
178
|
И.С.Соколов-Микитов
«Лесные картинки»
|
|
|
179-180
|
Главные члены предложения: подлежащее и
сказуемое
|
Устные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской:
повествование, выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения
повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения.
Заглавная буква в начале предложения.
|
|
|
181-182
|
Второстепенные члены предложения
|
|
|
183
|
А.А.Прокофьев
«Мороз — Красный нос»
|
|
|
184
|
В.Ю.Драгунский
«Заколдованная
буква»
|
|
|
185
|
Подготовительные упражнения в составлении
словосочетаний
|
Устные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской:
повествование, выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения
повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения.
Заглавная буква в начале предложения.
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
186
|
Постановка вопроса от главного слова к
зависимому
|
|
|
187-188
|
Установление связи между словами при помощи
вопросов
|
|
|
189
|
В.Ю.Драгунский
«Тайное
становится явным»
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
190
|
Д.Хармс
«Очень-очень вкусный пирог»
|
|
|
191-192
|
Выделение из предложений пар слов без
предлогов и с предлогами
|
Устные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской:
повествование, выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения
повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения.
Заглавная буква в начале предложения.
|
|
|
193-194
|
Составление предложений со словами,
обозначающими предметы, признаки, действия
|
|
|
195
|
А.И.Приставкин «Портрет
отца»
|
|
|
196
|
Я.М.Тайц
«Приказ»
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
197-198
|
Распространение предложений
|
Устные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской:
повествование, выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения
повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения.
Заглавная буква в начале предложения.
|
|
|
199-200
|
Знаки препинания, обозначающие конец
предложения
|
|
|
201
|
Сказки
«Колосок», «Легкий хлеб»
|
|
|
202
|
Стихотворения
«Бульдог по кличке Дог», «Шалтай-Болтай»
|
|
|
203
|
Диктант № 1 по теме «Предложение».
|
упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской:
повествование, выражение радости, восторга, удивления, вопроса. Предложения
повествовательные, восклицательные, вопросительные. Знаки препинания, обозначающие конец предложения.
Заглавная буква в начале предложения.
|
Коррекция в произношении глухих и звонких
звуков. Умение правильно произносить слова, составлять небольшие предложения,
правильно произносить мягкие согласные.
|
|
|
204
|
Работа над ошибками. Предложение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.