Пояснительная записка
Рабочая программа для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) МАОУ Новолоктинская
СОШ по «Ритмике» во 2 классе разработана на основе:
-
Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования;
-
авторской программы Н. А. Цыпиной «Ритмика».
Характерные для детей с
задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие
деятельности, поведения
и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на
уроках ритмики. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные
ритмике, способствуют
общему разностороннему развитию школьников, преодолению отклонений в
психическом и физическом развитии.
Содержанием
работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность учащихся.
Основными задачами уроков являются: приобщение детей к музыке, обучение
их воспринимать на
слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как
звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Дети
усваивают несложные музыкальные формы, у них развиваются чувство ритма, музыкальный слух и
память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства. Эти задачи решаются
через овладение учащимися разнообразными формами движения: выполнение с
музыкальным сопровождением ходьбы, бега, прыжков, поскоков, гимнастических и танцевальных упражнений. Сюда
же входят ритмические упражнения с звучащими инструментами — погремушками,
дудками, барабанами
и т п.
Овладевая
разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них
развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается
осанка, повышается
жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию
четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия
по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом
формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными
музыкальными понятиями
и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики
происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и
навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.
Вместе
с тем при планировании работы учитель может исходить из требований, указанных в программе
по физкультуре для соответствующего класса, и использовать на уроках разучиваемые детьми песни и прослушанные
произведения, обозначенные в программе по музыке.
Описание места учебного
предмета в учебном плане
В учебном плане для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) МАОУ Новолоктинская СОШ на
изучение предмета «Ритмика» во 2 классе отведено 34 часа в год из расчёта 1 час
в неделю.
Учебно
– тематический план
№
|
Наименование
раздела
|
Всего часов
|
1
|
Ритмико-гимнастические
упражнения
|
7
|
2
|
Ритмические упражнения с детскими звучащими
инструментами
|
2
|
3
|
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под
музыку
|
8
|
4
|
Народные
пляски и современные танцевальные движения
|
17
|
|
Итого
|
34
|
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и
к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой
природы. Любовь к природе – это бережное
отношение к ней как к
среде обитания и выживания человека,
а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность
и необходимость соблюдения здорового образа
жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра –
направленность человека на развитие
и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного
познания как части культуры человечества, разума, понимания
сущности бытия, миро- здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой
для развития ребёнка социальной
и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций
народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества
как естественного условия
человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является
человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод
человека, обладание чувствами справедливости, милосердия,
чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности – осознание
человеком
себя
как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из
проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу,
малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы
мир, сотрудничество народов и уважение
к многообразию их культур.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Учащиеся должны знать:
•
термины,
определяющие характер музыки (5—6 определений);
•
термины,
связанные с различными перестроениями;
•
названия
различных танцевальных шагов (5—6 названий).
Учащиеся должны уметь:
•
начать и
закончить движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;
•
обращаться
с четырьмя-пятью звучащими инструментами в отдельности;
• передавать движением или на
инструменте сильную и слабые доли такта;
• свободно двигаться под музыку
различного характера;
•
участвовать
в пяти-шести новых плясках.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ритмике
являются следующие умения:
– активно
включаться в общение и
взаимодействие со сверстниками на принципах уважения
и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
–
проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать
бескорыстную помощь своим сверстникам, находить
с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися
содержания программы по
ритмике являются следующие умения:
– характеризовать явления
(действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных
знаний и имеющегося опыта;
–
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
–
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий ритмикой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать
результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
–
видеть красоту движений,
выделять и обосновывать эстетичские
признаки в движениях и передвижениях человека;
–
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой
и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ритмике
являются следующие умения:
–
планировать занятия в режиме дня;
–
представлять ритмику как средство
укрепления здоровья, физического развития
и физической подготовки человека;
– бережно
обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения;
– находить
отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки
и элементы;
–
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного
предмета
Программа по
ритмике содержит 4 раздела: «Ритмика-гимнастические упражнения»; «Ритмические
упражнения с детскими звучащими инструментами»; «Импровизация движений на музыкальные
темы, игры под
музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения».
На
каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. Однако в зависимости
от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел
различное количество
времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока
должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ритмико-гимнастические
упражнения
Совершенствование навыков
правильного выполнения основных движений под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 —
ходьбы, бега,
прыжков, поскоков. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа
или характера музыкального сопровождения. Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и
прекращение движения с окончанием музыки. Движения и упражнения, требующие внимания и
координации движения
рук и ног. Ходьба и бег в колонне по одному, парами, по четыре — с соблюдением дистанции,
врассыпную. Бег между предметами, не задевая их, не наталкиваясь на товарищей. Перестроение на ходу в колонне, изменение
направления движения с изменением движения мелодии, нахождение определенного места в
помещении.
Четкое и ритмичное выполнение
под музыку общеразвивающих упражнений, указанных в программе по физкультуре, с использованием предметов и без них.
Бросание, катание, передача и т. п. мячей разной величины, обручей, булав, использование
скакалки для
различных прыжков под музыку.
Ритмические упражнения с детскими звучащими
инструментами
Использование
инструментов, знакомых по прошлому году и новых, для передачи сильных и слабых
долей в произведениях.
Использование
поочередно нескольких инструментов в одном произведении. Создание и повторение
заданного ритмического рисунка.
Импровизация движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Подбор
под руководством учителя свободных движений под музыку разного характера после
объяснения темы. Передача различными формами движения (взмахом, прыжком, расслаблением,
переменой
направления) динамических акцентов музыки, отрывистости (стаккато), связности
и плавности (легато), восходящей или нисходящей линии мелодии.
Подражательные
движения, игры под музыку, игры с пением, инсценирование доступных песен.
Упражнения
в отсроченном движении под музыку типа двухголосного канона.
Народные
пляски и современные танцевальные движения
Танцевальные
движения,
знакомство с новыми элементами танца и движениями: бег мягкий, перекатный, острый, с высоким
подниманием бедра. Пружинные шаг и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное
выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону, на носок вперед, в
сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в
стороны. Шаги польки
вперед и назад. Основные шаги местных народных танцев.
Танцевальные
композиции русского танца, круговые пляски, движения под современные ритмы.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова,
С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина, Н.А.Цыпина, Г.И.Жаренкова, Т.В.Кузьмичева,
Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, И.Н.Волкова Программы для специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. – М.: Издательство
ПАРАДИГМА, 2010.
Календарно – тематическое планирование для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья (VII вид) по предмету «Ритмика» во 2
классе
№ п/п
|
Тема
|
|
Коррекционная работа
|
Дата
|
|
Содержание
|
|
план
|
факт
|
|
Ритмико-гимнастические
упражнения (7)
|
|
1
|
Основные движения под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 — ходьба, бег, прыжки.
|
Совершенствование
навыков правильного выполнения основных движений под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4 —
ходьбы, бега,
прыжков, поскоков. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с
изменением темпа или характера музыкального сопровождения. Включение в
движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием
музыки.
Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения рук и ног. Ходьба и бег в
колонне по одному, парами, по четыре — с соблюдением дистанции, врассыпную. Бег между
предметами,
не задевая их, не наталкиваясь на товарищей. Перестроение на ходу в колонне, изменение
направления движения с изменением движения мелодии, нахождение определенного места в
помещении.
Четкое и
ритмичное выполнение под музыку общеразвивающих упражнений, указанных в программе
по физкультуре, с использованием предметов и без них. Бросание, катание,
передача и т. п. мячей
разной величины, обручей, булав, использование скакалки для различных прыжков под музыку.
|
Движения и упражнения,
требующие внимания и координации движения рук и ног.
|
04.09.14
|
04.09.14
|
|
2
|
Начало и окончание движения одновременно с началом и
окончанием музыкальной фразы.
|
11.09.14
|
11.09.14
|
|
3
|
Передача в движении шагом различного характера музыки
|
18.09.14
|
18.09.14
|
|
4
|
Выполнение под музыку общеразвивающих
упражнений, перечисленных в программе по физкультуре, с предметами и без них.
|
25.09.14
|
25.09.14
|
|
5
|
Отражение в движении различного
характера,
темпа, динамики музыки.
|
02.10.14
|
02.10.14
|
|
6
|
Бросание, подбрасывание, ловля, катание, передача,
перекатывание
и другие упражнения с мячом различной величины — в сопровождении музыки; прыжки под
музыку через скакалку
|
09.10.14
|
09.10.14
|
|
7
|
Бросание, подбрасывание, ловля, катание, передача,
перекатывание
и другие упражнения с обручем — в сопровождении музыки; прыжки под музыку через
скакалку
|
16.10.14
|
16.10.14
|
|
Ритмические
упражнения с
детскими звучащими инструментами (2)
|
|
8
|
Использование барабана, погремушек для передачи сильной и
слабой долей в знакомых музыкальных произведениях.
|
Использование
инструментов, знакомых по прошлому году и новых, для передачи сильных и
слабых долей в произведениях.
Использование
поочередно нескольких инструментов в одном произведении. Создание и повторение
заданного ритмического рисунка.
|
Создание
и повторение заданного ритмического рисунка.
|
23.10.14
|
23.10.14
|
|
9
|
Повторение
предложенного ритмического рисунка и передача на инструменте простых песенных
ритмов.
|
30.10.14
|
30.10.14
|
|
Импровизация
движений на музыкальные темы, игры под музыку (8)
|
|
10
|
Свободное естественное движение под четко ритмически
организованную
доступную музыку.
|
Подбор под
руководством учителя свободных движений под музыку разного характера после
объяснения темы. Передача различными формами движения (взмахом, прыжком,
расслаблением, переменой направления) динамических акцентов музыки, отрывистости
(стаккато), связности и плавности (легато), восходящей или нисходящей линии
мелодии.
Подражательные
движения, игры под музыку, игры с пением, инсценирование доступных песен.
Упражнения
в отсроченном движении под музыку типа двухголосного канона.
|
Передача различными формами движения
(взмахом, прыжком, расслаблением, переменой направления) динамических акцентов музыки,
отрывистости (стаккато), связности и плавности (легато), восходящей или
нисходящей линии мелодии.
|
13.11.14
|
|
|
11
|
Изменение направления или формы движения в соответствии с изменением темпа или
громкости звучания
музыки.
|
20.11.14
|
|
|
12
|
Определение сильных и слабых долей такта и свободная передача их притопами, хлопками и
другими формами движения.
|
27.11.14
|
|
|
13
|
Простейшие
подражательные движения под музыку.
|
04.12.14.
|
|
|
14
|
Игры под музыку.
|
11.12.14.
|
|
|
15
|
Игры типа эстафет с мячами, обручами .
|
18.12.14
|
|
|
16-17
|
Игры с пением.
|
25.12.14.-
15.01.15
|
|
|
Народные
пляски и современные танцевальные движения (17)
|
|
18-19
|
Элементы танца и простые танцевальные движения: простой
шаг — мягкий,
перекатный, острый, с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий на всей
ступне.
|
Танцевальные
движения,
знакомство с новыми элементами танца и движениями: бег мягкий, перекатный, острый, с
высоким подниманием бедра. Пружинные шаг и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку,
скользящий шаг, поскок.
Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону, на носок
вперед, в сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук
вперед, вверх, в стороны. Шаги польки вперед и назад. Основные шаги местных народных
танцев.
Танцевальные композиции русского танца, круговые пляски, движения под современные
ритмы.
|
Танцевальные
движения,
знакомство с новыми элементами танца и движениями: бег мягкий, перекатный, острый, с
высоким подниманием бедра. Пружинные шаг и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку,
скользящий шаг, поскок.
Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и в сторону, на носок
вперед, в сторону, назад. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук
вперед, вверх, в стороны. Шаги польки вперед и назад. Основные шаги местных народных
танцев.
|
22-29.
01.15
|
|
|
20-21
|
Бег на полупальцах.
|
05-12.02.15
|
|
|
22-23
|
Притопы одной ногой с хлопками.
|
19-26.02.15
|
|
|
24-25
|
Кружение через правое плечо с поднятыми руками (для
девочек— с платочками),
|
05-12.03.15
|
|
|
26-27
|
Кружение парами — на месте и на ходу.
|
19.03.-02.04.15
|
|
|
28-29
|
Приставной и переменный шаги вперед, в сторону, назад.
|
09-16.04.15
|
|
|
30
|
Шаги галопа — прямой, боковой.
|
23.04.15
|
|
|
31
|
Русский переменный шаг
|
30.04.15
|
|
|
32
|
Основной шаг местного народного танца.
|
07.05.15
|
|
|
33-34
|
Разучивание и отработка плясок,
круговых танцев.
|
14-21.05.15
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.