Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии. 9 класс.

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии. 9 класс.

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА

 

«Согласовано»

Руководитель МО

учителей естествознания и обществознания

_________ Е.А.Ярошенко

 

Протокол № 1 от

«30» августа  2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №10  г. Сальска

__________ Шкурник Е.Б.

 

« 02 » сентября 2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №10

г. Сальска

__________ Грищенко Т.А.

 

Приказ № 321 от« 02 » сентября 2013г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по биологии

 

АГАНИНОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ,

учителя биологии

 

9 «А», 9 «Б»классы.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от  «30» августа 2013 г.

 

 

 

 

2013-2014 учебный год


9 класс

Пояснительная записка

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.

Настоящее тематическое и поурочное планирование ориентировано на использование учебника:

Каменский, А. А. Биология.Введение  в общую биологию и экологию. 9 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений  / А. А. Каменский,Е. А.Криксунов,В. В.Пасечник. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 303, [1] с. : ил.

Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень.

Принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся отражен в отдельной графе к каждому уроку.

В поурочное планирование с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в которой отражены умения и навыки учащихся по трем уровням:

воспроизведение и описание информации;

интеллектуальный уровень (реализация умений и навыков в стандартной ситуации);

творческий уровень (реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).

Рекомендуется также использование:

методических пособий для учителя:

Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс : тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию» : пособие для учителя / В. В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2006. – 126 с.;

дополнительной литературы для учителя:

Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни / Н. Н. Иорданский. – М. : Академия, 2001;

Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни / Б. М. Медников. – М. : Просвещение, 2006;

для учащихся:

Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию : рабочая тетрадь. 9 кл. / В. В. Па-сечник, Г. Г. Швецов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 95 с. : ил.;

научно-популярной литературы для учащихся:

Ауэрбах, Ш. Генетика / Ш. Ауэрбах. – М. : Атомиздат, 1966;

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология / гл. ред. М. Д. Аксенова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Аванта+, 1998. – 704 с. : ил.;

Я познаю мир : детская энциклопедия : миграции животных / авт. А. Х. Тамбиев. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» ; ООО «Астрель», 1999. – 464 с. : ил.;

Я познаю мир : детская энциклопедия : развитие жизни на Земле / авт. А. Х. Тамбиев. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» ; ООО «Астрель», 2001. – 400 с. : ил.;

MULTIMEDIA-поддержка курса «Биология. Животные».

 Лабораторный практикум. Биология. 6–11 классы : учебное электронное издание. – Республиканский мультимедиацентр, 2004 г.

Лаборатория КЛЕТКА.

Лаборатория ГЕНЕТИКА.

Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ.

Главной целью основного общего образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

освоение следующих общепредметных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенцияопределяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, в частности это вопрос о роли науки и религии в жизни человека. Общекультурное содержание курса «Введение в общую биологию и экологию» включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества; фундаментальные проблемы в области биологии, решаемые человечеством, основные ценностные установки, необходимые для их разрешения.

3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

3.2. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

3.3. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

3.4. Самостоятельное на основе опорной схемы формулирование определений основных понятий курса биологии.

3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

3.6. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).

3.7. Определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья.

4. Информационная компетенция.  При помощи  реальных  объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

4.1. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

4.2. Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

4.3. Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

4.4. Умение готовить и делать сообщения.

4.5. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТом для поиска учебной информации.

4.6. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

5.1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

5.2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

5.3. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

5.4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряди др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

5.5. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

7.1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

7.2. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

7.3. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

7.4. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

7.5. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

* В данном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения курса биологии  на базовом уровне ступени основного общего образования – минимальный уровень. В 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч. в неделю (34 недели), в том числе на контрольные работы – 4ч, практические работы – 8ч. В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2012 – 2013 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа рассчитана на 66 часов. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса биологии 9 класса, мною было сокращено количество часов за счет резервного времени.

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе  МБОУ СОШ №10 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. Преобладающими формами текущего контроля выступают: письменный опрос, самостоятельная работа, тестирование, устный опрос.

В классе есть обучающиеся , которые должны усвоить программу на уровне базового стандарта ( Жуков Павел – 9 «Б» )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание темы в программе

Компетенции

Требования к

подготовке обучающихся

Дата

Контроль

Обязательный уровень

Повышенный уровень

План.

Факт.

1.Введение (3 часа).

Биология – наука о жизни

Методы исследования в биологииСущность жизни и свойства живого

Рассмотреть уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный;

Дать материал о роли биотехнологии;

Развить  представление о том, что современная биология – комплексная наука,  приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук.

Дать  представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры

(свойства) живого организма

 

Давать определения терминам;

Перечислять:

- царства живой природы;

дифференцированные и интегрированные биологические науки; -уровни организации живой материи

Называть общие признаки (свойства) живого организма

Характеризовать:

- уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный;

- роль биотехнологии, приводить примеры;

-свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры

Доказывать, что современная биология – комплексная наука.

 

04.09-11.09

 

 

I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (50 часов)

1.1. Молекулярный уровень (9 часов)

Молекулярный уровень: общая характеристика

Углеводы

Липиды

Состав и строение белков. Функции белков

Нуклеиновые кислоты

АТФ и другие органические соединения клетки

Биологические катализаторыВирусы

Рассмотреть  элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение; вещества, входящие в состав углеводов. Познакомить с основными функциями углеводов в организме;  с составом и строение, уровнями организации белковой молекулы.

Сформировать  представление о составе и строении липидов, знать их функции

Давать определения терминам; перечислять:

-элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение.

-вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов.

-типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК;

-составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов;

-факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций.

- элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом.

-

Характеризовать:

-особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне

-особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам.

-особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом.

-свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме

-особенности строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов

-особенности строения нуклеиновых кислот

(ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам;

-особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам

особенности строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов

13.09-11.10

 

Контрольная работа № 1

1.2. Клеточный уровень (14 часов)

Основные положения клеточной теории

Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

Митохондрии. Пластиды

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки)

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке

Типы питания клетки

Синтез белков в клетке

Познакомить с основными положениями  клеточной теории, авторами клеточной теории. Объяснить  значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнить строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).

Рассмотреть строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку, строение и функции ядра, строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, перечислять их функции;признаки отличий включений от органоидов клетки, приводить примеры клеточных включений; выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами

Объяснить смысл световой и темновой фаз фотосинтеза

Называть:

- фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории;

-составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра;

-органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид;

-элементы, входящие в состав клеточного центра;

Перечислять органоиды движения.

Давать определения терминам.

 

Характеризовать:

-основные положения клеточной теории;

-строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз);

-строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами;

-строение и функции клеточного центра и органоидов движения; Давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами.

Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки.

Объяснять роль спор в жизни прокариот.

Характеризовать:

-обмен веществ и превращение энергии.

-особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов),  особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтезаОбъяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке

Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. Проводить сравнение прокариотическихи эукариотических организмов

Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).

Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии

16.10-06.12

 

Практическая работа № 1.

Практическая работа № 2.

Административная контрольная работа

Контрольная работа № 2.

 

1.3. Организменный уровень (15 часов)

Размножение организмов Развитие половых клеток. Мейоз. ОплодотворениеИндивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гаметНеполное доминирование. Анализирующее скрещивание

Дигибридное скрещивание

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. МорганаВзаимодействие генов

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Модификационная

ИзменчивостьМутационная изменчивость

Основы селекции.

Работы Н. И. Вавилова

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Познакомить:

-  с предметом изучения генетики;

-формами изменчивости;

-видамимутаций;

-факторами, способными вызвать увеличение частоты мутаций;

-с понятием «селекция» , ее задачами и значением

-  с сутью гибридологического метода;

- с  правилами  единообразия гибридов первого поколения;

- с формулировкойзакона чистоты гамет;

- с формулировкой  правила расщепления.

- с периодами онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды;

-видами  бесполого размножения;

 Дать материал о биологической  роли бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды.

Иметь представление:

- о независимом наследовании признаков.знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия неаллельных генов.знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа;

- о строении сперматозоида и яйцеклетки. Рассмотреть сравнительную характеристику бесполого и полового размножения.

иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза, сущность процесса оплодотворения; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет.

Сравнить прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Формулировать биогенетический закон.

Объяснить, что является материальным носителем наследственности.

Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных.

Знать:

- термины;

- перечислять виды бесполого и полового размножения организмов;

-называть мужские и женские половые гаметы.давать определения терминам.

Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза.

Давать определения терминам.

Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития.

Называть:

-виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций

-основные методы селекции; виды гибридизации.

Описывать сущность размножения  организмов  (бактерий, грибов,  растений,  животных и человека);

Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым

Характеризовать:

- виды бесполого и полового размножения организмов;

-стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения;

- отличия в процессах формирования мужских и женских гамет.

Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий: характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов.

Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма.

Формулировать биогенетический закон, поясняя его значениехарактеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления.характеризовать законы наследственности.

Объяснять:

- взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания;

- общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных;

Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещиваниехарактеризовать задачи и значение селекции.

Приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций

11.12-12.02

 

Практическая работа № 3.

Практическая работа № 4.

Контрольная работа № 3.

 

1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Популяция – форма существования вида и единица эволюции.

Экология популяций: структура и динамика численности

Биологическая классификация Вид. Критерии вида

Дать характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы.

Познакомить:

- с элементарной единицей эволюции (популяцией);

- с  характеристикой популяционно-видового уровня организации живой природы;

-  с основными систематические (таксономические) категории;

-признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных).

Научить определять таксономическую принадлежность растений и животных;

- обосновывать роль популяций в экологических системах

Давать определения терминам.

Называть критерии вида

Характеризовать:

-  основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический);

-элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах;

- основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных);

- природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы.

Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны

Давать определения терминам.

. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

 Определять таксономическую принадлежность растений и животных

14.02-21.02

 

Практическая работа № 5.

 

1.5. Экосистемный уровень(4 часа)

Состав и структура сообщества Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Рассмотреть:

-природные сообщества, их основные свойства и задачи,

-важнейшие компоненты экосистем и их классификацию;

-границы биогеоценоза;

- морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях.

Объяснить роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы.

Сформировать представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере), о связи биогеоценозов с географической зональностью.

Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза.

 

Давать определения терминам.

Называть природные сообщества;

-группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества

Перечислять:

- элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза;

-связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные

 

Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ

Характеризовать:

- морфологическую и пространственную структуру сообщества;

-значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества;

-трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях.

 Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания

26.02-07.03

 

Практическая работа № 6.

 

1.6. Биосферный уровень (5 часов)

Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в биосфере.

Средообразующая деятельность организмов

Рассмотреть:

- среды жизни живых организмов;

- особенности, характеризующие различные среды жизни;

- приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции;

-границы и свойства биосферы;

-общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере;

- биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорот биогенных элементов;

- общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере.

Демонстрировать на конкретных примерах особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде. Объяснить роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Давать определения терминам.

Называть:

- среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы;

-биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы;

-уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы.

 

Характеризовать:

- среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы;

-особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов

Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде

 

 

 

12.03-02.04

 

Практическая работа № 7.

Контрольная работа № 4.

 

II. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (12 часов)

 

2.1. Основы учения об эволюции (6 часов)

Развитие эволюционного учения Изменчивость организмов

Борьба за существование. Естественный отбор

Рассмотреть:

- основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч. Дарвина;

- характеристику борьбы за существование, формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы.

- историю развития эволюционных идей;

- основную характеристику различных видов изменчивости (ненаследственной, наследственной), их роли в эволюции. Иметь представление : -о генофонде популяции;

- о дрейфе генов

Провести сравнение стабилизирующего и движущего отбора.

 

 

Давать определения терминам.

Называть:

-основные формы видообразования

-формы борьбы за существование, формы естественного отбора

- фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина.

- виды изменчивости.

Характеризовать:

- виды изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда.

 

 

Характеризовать:

- основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина;

- формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование;

- процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции;

- роль в видообразовании различных механизмов изоляции

04.04-23.04

 

Практическая работа № 8.

 

2.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)

Гипотезы возникновения жизни

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Рассмотреть:

- современные представления о возникновении жизни на Земле; -основные этапы развития жизни на Земле; -методы и результаты палеонтологических исследований;

- характеристику состояния органического мира в мезозое;

-основные ароморфозы и идиоадаптации;

-характеристику развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных;

- характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр;

- условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим;

-основные этапы развития жизни на Земле;

- основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции);

- гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение

(гипотеза Опарина – Холдейна).

Сформировать представление:

-о современных гипотезах происхождения жизни.

- о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Объяснить  смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры);

 появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле.

 

 

 

 

 

 

 

Называть:

- фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле;

- эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации;

- эры и периоды;

- крупные ароморфозы и идиоадаптации;

- основные гипотезы возникновения жизни;

- этапы развития представлений о возникновении жизни;

- эры и периоды, крупные ароморфозы.

Характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим.

Объяснять смену господствующих групп растений и животных

.

 

Характеризовать:

- основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции);

- основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни;

- состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных;

- современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы.

Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)

 

25.04-16.05

 

Итоговая контрольная работа .

 

Повторение (1 час).

Клетка- структурная и функциональная единица живого.

Закономерности наследственной изменчивости.

Становление современной теории эволюции. Взаимодействие  организма и среды обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщить полученные знания за курс 9 класса.

 

 

21.05

 

 

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Материально-техническое обеспечение

Дата проведения

план.

факт.

1.       

Биология – наука о жизни

1

Вводный урок

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Таблица – схема «Комплекс биологических наук»

                           

 

2.       

Методы исследования.

1

Комбинирован­ный.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

ИКТ

06.09

 

3.       

Сущность жизни и свойства живого

1

Комбинированный урок.

 

Схема «Уровни организации живой природы»

11.09

 

4.       

Молекулярный уровень

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Таблица «Уровни организации живого»

13.09

 

5.       

Углеводы. Липиды.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблицы « Строение и функции липидов», «Строение и функции углеводов», ИКТ

18.09

 

6.       

Состав и строение белков

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица « Строение и уровни организации белка»

20.09

 

7.       

Функции белков

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

25.09

 

8.       

Нуклеиновые кислоты.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

27.09

 

9.       

АТФ и другие органические вещества

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

02.10

 

10.   

Биологические катализаторы.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

04.10

 

11.   

Вирусы

1

Комбинированный урок.

 

Таблица «Вирусы»

09.10

 

12.   

Контрольная работа № 1 по теме: «Молекулярный уровень».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Письменная ра­бота

Печатные пособия.

11.10

 

13.   

Основные положения клеточной теории

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Портреты ученых.

16.10

 

14.   

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Схема строения растительной и животной клеток», ИКТ.

18.10

 

15.   

Административная контрольная работа

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Письменная ра­бота

Печатные пособия.

23.10

 

16.   

Органоиды цитоплазмы.

1

Комбинированный урок

 

ИКТ

25.10

 

17.   

Ядро.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Схема строения растительной и животной клеток», ИКТ.

30.10

 

18.   

Изучение клеток растений и животных.

Практическая работа № 1 « Изучение клеток растений и животных»

1

Урок комплексного применений ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Схема строения растительной и животной клеток», ИКТ.

01.11

 

19.   

Строение прокариот. Практическая работа № 2 « Изучение клеток прокариот»

 

1

. Урок комплексного применений ЗУН

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

13.11

 

20.   

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «метаболизм»

15.11

 

21.   

Энергетический обмен.

1

Комбинированный урок.

 

Схема энергетического обмена.

20.11

 

22.   

Питание клетки. Хемосинтез.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

22.11

 

23.   

Фотосинтез

1

Комбинированный урок.

 

 

27.11

 

24.   

Биосинтез белков.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Биосинтез белка».

29.11

 

25.   

Деление клетки. Митоз.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Деление клетки»

04.12

 

26.   

Контрольная работа № 2 по теме: «Клеточный уровень».

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Письменная ра­бота

Печатные пособия.

06.12

 

27.   

Размножение организмов. Бесполое размножение.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ, набор схем

( размножение, половое, бесполое, образование половых клеток, почкование, деление клетки, вегетативное размножение).

11.12

 

28.   

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Мейоз».

13.12

 

29.   

Онтогенез. Эмбриональный период.

1

Комбинированный урок.

 

Таблица «Индивидуальное развитие»

18.12

 

30.   

Постэмбриональный период

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

20.12

 

31.   

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Моногибридноескрещевание», портрет Г.Менделя, ИКТ.

25.12

 

32.   

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Моногибридноескрещевание».

27.12

 

33.   

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Дигибридноескрещевание», технологические карты по теме урока.

15.01

 

34.   

Взаимодействие генов.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Информационные карточки.

17.01

 

35.   

Сцепленное наследование.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица и схема, иллюстрирующая перекрест гомологичных хромосом, портрет Т.Х.Моргана.

22.01

 

36.   

Генетика пола.  Сцепленное с полом наследование. Практическая работа № 3 «Решение генетических задач»

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Генетика пола».

24.01

 

37.   

Модификационная изменчивость.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Гербарии растений с выраженной модификационной изменчивостью.

29.01

 

38.   

Мутационная изменчивость. Практическая работа № 4 «Выявление изменчивости организмов»

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Мутационная изменчивость.Полиплоидия».

31.01

 

39.   

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

1

Комбинированный урок.

Письменная ра­бота

Таблица «Центры происхождения культурных растений», портрет Н.И.Вавилова.

05.02

 

40.   

Основные методы селекции.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

07.02

 

41.   

Контрольная работа № 2  по теме: «Организменный уровень.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Письменная ра-бота

Печатные пособия

12.02

 

42.   

Критерии вида.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Гербарные листы с растениями разных видов.

14.02

 

43.   

Популяции.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Карточки-задания, ИКТ.

19.02

 

44.   

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Надорганизменные системы и их характеристики».

21.02

 

45.   

Состав и структура сообществ.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Влияние ели  на условия жизни в растительном сообществе».

26.02

 

46.   

Потоки вещества и энергии в экосистеме.  Практическая работа № 5 «Составление схем передачи веществ и энергии».

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Схема «Поток энергии через пастбищную пищевую цепь», схемы  экологических пирамид.

28.02

 

47.   

Саморазвитие экосистемы.

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», раздаточный дидактический материал.

05.03

 

48.   

Изучение и описание экосистем своей местности.  Практическая работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

 

07.03

 

49.   

Биосфера. Эволюция биосферы.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Границы биосферы», ИКТ.

12.03

 

50.   

Круговорот веществ в биосфере.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблицы, иллюстрирующие круговороты углерода, фосфора и азота.

14.03

 

51.   

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

19.03

 

52.   

Экологические проблемы Практическая работа № 7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»..

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Статьи из периодической печати.

21.03

 

53.   

Контрольная работа № 4 по теме:

« Популяционно-видовой, экосистемный и биосферный уровни»

 

1

Проверка зна­ний и умений

Письменная ра­бота

Печатные пособия.

02.04

 

54.   

Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Портреты ученых, внесших большой вклад в развитие идей эволюции, ИКТ.

04.04

 

55.   

Борьба за существование и естественный отбор.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Схема «Борьба за существование».

09.04

 

56.   

Формы естественного отбора.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Таблица «Естественный отбор», раздаточный материал.

11.04

 

57.   

Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания.

Практическая работа № 8 « Выявление  приспособленности к среде обитания».

 

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

16.04

 

58.   

Видообразование.

1

Комбинированный урок.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ, коллекции гербариев.

18.04

 

59.   

Направления эволюции. Общие закономерности эволюции.

1

Комбинированный урок.

 

ИКТ

23.04

 

60.   

Административная контрольная работа

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Письменная ра­бота

Печатные пособия.

25.04

 

61.   

Современные гипотезы происхождения жизни.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

Портреты ученых, видеофильм «Возникновение жизни на Земле».

30.04

 

62.   

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

02.05

 

63.   

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

07.05

 

64.   

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ

14.05

 

65.   

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

1

Урок комплексного применения ЗУН.

 

ИКТ

16.05

 

66.   

Клетка- структурная и функциональная единица живого.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный контроль, дифференцированный контроль

ИКТ, таблица «Строение клетки».

21.05

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии. 9 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.

Настоящее тематическое и поурочное планирование ориентировано на использование учебника:

Каменский, А. А. Биология.Введение  в общую биологию и экологию. 9 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений  / А. А. Каменский,Е. А.Криксунов,В. В.Пасечник. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 303, [1] с. : ил.

Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

 

На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 048 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 376
    • DOCX 86.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аганина Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аганина Елена Николаевна
    Аганина Елена Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 136069
    • Всего материалов: 33

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 515 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе