- 06.10.2020
- 621
- 0
Смотреть ещё
2 347
методических разработок по географии
Перейти в каталог
Пояснительная записка
Программа курса «География России» разработана на основе:
× содержания ФОГС основного общего образования;
× примерной программы по географии 6-10 классы общеобразовательных учреждений / [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др.] – М.: Вентана-Граф, 2008г;
Количество часов всего – 68; в неделю – 2; из них 15- оценочных практических работ
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.
Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
Цель и задачи курса
Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Учебно-методические задачи:
¯ сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
¯ сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;
¯ научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
¯ развивать картографическую грамотность школьников;
¯ сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
¯ показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».
Распределение учебного времени
|
Название темы |
кол-во часов |
|
Раздел V. Хозяйство России (28часов) |
|
|
Общая характеристика хозяйства России |
3 |
|
Топливно-энергетический комплекс |
4 |
|
Металлургический комплекс |
3 |
|
Химико-лесной комплекс |
3 |
|
Машиностроительный комплекс |
3 |
|
Агропромышленный комплекс |
3 |
|
Инфраструктурный комплекс |
6 |
|
Экологический потенциал России |
2 |
|
Раздел VI Природно-хозяйственные регионы России (39 часов) |
|
|
Принципы выделения регионов на территории страны |
2 |
|
Общая характеристика европейской части России |
1 |
|
Центральная Россия |
3 |
|
Европейский Север |
3 |
|
Северо-Запад |
3 |
|
Поволжье |
3 |
|
Юг европейской части страны |
3 |
|
Урал |
3 |
|
Общая характеристика азиатской части России |
1 |
|
Сибирь |
2 |
|
Западная Сибирь |
3 |
|
Восточная Сибирь |
3 |
|
Южная Сибирь |
3 |
|
Дальний Восток |
3 |
|
Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Природно-хозяйственные регионы России» |
1 |
|
Раздел VII Россия в современном мире |
1 |
|
Итого |
68 |
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
v ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
× осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
× сознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
× представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
× осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
× осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
v гармонично развитые социальные чувства и качества:
× эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
× патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
× уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
v образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
× познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
× гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
× способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
× готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
× умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
× умения вести самостоятельней поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
× организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
× умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
× умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.
× умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
× понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
× представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
× умение работать с разными источниками географической информации;
× умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
× картографическая грамотность;
× владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
× умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
× Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации УК условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
× Умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
УМК:
1. Е.А. Таможня. С.Г. Толкунова. География России. Хозяйство. Регионы. 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010год.
2. Е.А. Таможня. Е.А. Беловолова. Примерное поурочное планирование. 9класс. – М.: Вентана-Граф, 2010год
3. Е.А. Беловолова. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9классы. – М.: Вентана-Граф, 2010год
Мультимедиа ресурсы:
1. География России. Хозяйство и регионы. 9 класс.ЗАО. «1С» 2005год
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий» 2004 год
3. Уроки географии 6-9 классы. Мультимедийное приложение к урокам. ООО «Глобус»
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.«Кирилл и Мефодий» . 2006 год.
№ |
Наименование раздела Темы уроков |
Кол-во часов |
элементы содержания географич.образования |
Практ.раб |
Понятия категории интегративное пространство |
ФОУД |
Методы обучения |
Формы контроля |
Планируемый результат с учетом требований ФГОС |
Дата |
Факт |
Раздел V Хозяйство России 27 часов |
|||||||||||
Общая характеристика хозяйства России 3 часа |
|||||||||||
1 |
Отраслевая структура хозяйства
|
1 час |
Б.У называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе; П.У объяснить термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы |
|
Хозяйство (экономика), предприятие, отрасль, отраслевая структура хозяйства, сферы хозяйства, сектора экономики, этапы развития хозяйства, циклы, межотраслевой комплекс. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
Входная диагностическая работа. |
Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. |
|
|
2 |
Особенности формирования хозяйства России
|
1 час |
Б.У называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства; П.У Выявлять цикличность развития хозяйства на примере развития экономики своей местности; У.У Анализ статистических показателей и выявления на их основе закономерностей в структуру компетенций учащихся |
Пр.работа Выявление цикличности развития хозяйства на примере развития экономики своей местности |
Промышленный переворот, старопромышленные районы, рыночная экономика, индустриализация, командная система |
практикум |
Частично-поисковый; проблемный |
самоконтроль |
Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. |
|
|
3 |
Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства |
1 час |
Б.У называть отраслевую функциональную и территориальную структуру хозяйства страны, секторы хозяйства, факторы их формирования и развития.
П.У Объяснять факторы размещения предприятий |
|
Концентрация, монополизация, комбинирование, специализация, кооперирование, условия размещения, факторы размещения, себестоимость. Территориальное разделение труда, территориальная структура хозяйства. |
Парно-групповая |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт |
|
|
География отраслей и межотраслевых комплексов 24 часа |
|||||||||||
Топливно-энергетический комплекс 4часа |
|||||||||||
4 |
Состав и значение топливно-энергетического комплекса |
1 час |
Б.У Называть состав, место и значение в хозяйстве. П.У Выявлять изменение роли отдельных видов топлива. Роль нефти и газа во внешней торговле. У.У Оценивать современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды |
|
ТЭК, топливно-энергетический баланс. Условное топливо. |
|
Частично-поисковый |
Вопросы и задания учебника |
Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. |
|
|
5 |
Топливная промышленность. (нефтяная и газовая)
|
1 час |
Б.У называть и показывать главные районы добычи нефти и газа; П.У объяснять значение нефти и газа для российской экономики ; У.У Спрогнозировать перспективные районы добычи, систем нефтепроводов, нефтепереработки |
Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа по картам и статистическим материалам. |
Топливно-энергетические ресурсы. Альтернативные источники, нефтяная база, нефтеперерабатывающий завод |
практикум |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
Наносить на контурную карту основные районы добычи нефти. Сопоставлять карту размещения предприятий нефтяной промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам |
|
|
6 |
Топливная промышленность (угольная промышленность)
|
1 час |
Б.У объяснять изменения структуры потребляемого топлива; называть и показывать главные районы добычи угля. П.У Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов. У.У Прогнозировать влияние ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране
|
Пр.раб. №16 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистических материалам. |
Угольный бассейн |
практикум |
Проблемного изложения |
Оценоч. практич. работа. |
Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране. |
|
|
7 |
Электроэнергетика России |
1 час |
Б.У называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций; П.У Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. У.У Аргументировать необходимость экономии электроэнергии |
|
Электроэнергетика, энергоемкость производства. Единая энергосистема. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально- экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии |
|
|
Металлургический комплекс 3 часа |
|||||||||||
8 |
Состав и значение комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий
|
1 час |
Б.У Определение факторов размещения предприятий металлургии П.У объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического фактора на размещение металлургических производств. |
Определение факторов размещения предприятий черной металлургии, металлургии меди и алюминия по картам. |
Конструкционные материалы; металлургический комплекс. |
практикум |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий черной металлургии. Приводить примеры (с ис- пользованием карты атласа) различных вариантов размещения предприятий черной металлургии. Наносить на контурную карту главные металлургические районы. Высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала |
|
|
9 |
Черная металлургия.
|
1 час |
Б.У приводить примеры и показывать на карте главные районы чёрной и цветной металлургии; Составлять характеристику одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. П.У объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического фактора на размещение металлургических производств. |
|
Черная металлургия, металлургическая база; предприятие полного цикла. Предприятие неполного цикла. |
практикум |
Частично-поисковый; проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
|
|
|
10 |
Цветная металлургия. |
1 час |
Б.У приводить примеры и показывать на карте главные районы цветной металлургии; П.У объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического фактора на размещение металлургических производств. У.У Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов. |
Пр.раб № 17 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. |
Цветная металлургия. Передельная металлургия. |
Парно-групповая |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Находить информацию об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых металлов. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства |
|
|
Химико-лесной комплекс 3 часа |
|||||||||||
11 |
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.
|
1 час |
Б.У называть главные районы химической промышленности; П.У объяснять значение термина «межотраслевые связи», возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами. Определять факторы размещении, оказавших влияние на размещение предприятия химико-лесного комплекса по картам. |
Определение факторов размещении, оказавших влияние на размещение предприятия химико-лесного комплекса по картам. |
Химический комплекс, химизация, химическая промышленность. |
практикум |
Частично-поисковый; проблемный |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Находить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств и объяснять их |
|
|
12 |
Лесная промышленность |
1 час |
Б.У показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы; П.У объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения; У.У спрогнозировать пути совершенствования структуры ЛПК. |
|
Виды лесов по характеру использования, зоны лесообеспеченности, лесопромышленный комплекс. |
индивид |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности |
|
|
13 |
География химико-лесного комплекса.
|
1 час |
Б.У называть состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. П.У объяснять географию важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. У. У Оценить влияние лесной промышленности на окружающую среду. |
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. |
Лесоперерабатывающий комплекс |
практикум |
Частично-поисковый проблемный |
взаимоконтроль |
Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. |
|
|
Машиностроительный комплекс 3 часа |
|||||||||||
14 |
Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий.
|
1 час |
Б.У называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры; П.У объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны. У.У Доказать, что машиностроение является связующим звеном промышленного комплекса. |
Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам |
Машиностроение, специализации, кооперирование, металлоемкое машиностроение, трудоемкое, наукоемкое. |
практикум |
Частично-поисковый |
самоконтроль |
Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности |
|
|
15 |
Оборонно-промышленный комплекс. |
1 час |
Б.У называть состав отраслей в составе ВПК; П.У объяснять возникновение социальных, экономических и экологических проблем, связанных с ВПК. У.У Объяснять влияние конверсии на современную структуру машиностроения. |
|
Оборонно-промышленный комплекс |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
Тестирование |
|
|
|
16 |
Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса |
1 час |
П.У Объяснять проблемы развития машиностроительного комплекса. У.У Спрогнозировать перспективы развития машиностроительного комплекса |
|
|
Семинар |
Проблемный исследовательский |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
|
|
|
Агропромышленный комплекс 3 часа |
|||||||||||
17 |
Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство. |
1 час |
Б.У называть состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. П.У выделять отличительные черты сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. У.У Оценить влияние сельского хозяйства на охрана окружающую среду |
|
Агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, сельскохозяйственные угодья. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи агропромышленного комплекса. Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики |
|
|
18 |
География земледелия и животноводства
|
1 час |
Б.У Описывать основные отрасли земледелия и животноводства П.У объяснять влияние климатических условий на районы выращивания зерновых и технических культур.
|
определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам. |
Растениеводство, урожайность, подотрасли растениеводства, животноводство, зональная специализация сельского хозяйства. |
практикум |
Частично-поисковый проблемный |
взаимоконтроль |
Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства |
|
|
19 |
Пищевая и легкая промышленность |
1 час |
Б.У называть состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. П.У Выявлять причины недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности У.У Оценить влияние предприятий пищевой промышленности на охрану окружающей среды |
|
Пищевая промышленность, подотрасли пищевой промышленности, легкая промышленность, подотрасли легкой промышленности. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
Вопросы и задания учебника |
Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения |
|
|
Инфраструктурный комплекс 6 часов |
|||||||||||
20 |
Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта. |
1 час |
Б.У называть состав, место и значение в хозяйстве. П.У Классифицировать услуги по характеру и видам. У.У объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды |
|
Инфраструктурный комплекс, отрасли производственной и социальной инфраструктуры, транспорт, универсальные и специализированные виды транспорта, транспортная система, магистраль, грузооборот, пассажирооборот. |
индивид |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять (анализировать) схему «Составные части инфраструктуры» Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта |
|
|
21 |
Сухопутный транспорт |
1 час |
Б.У приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения; П.У объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды У.У Выявлять преимущества и недостатки каждого сухопутного вида транспорта |
|
Железнодорожный транспорт, автомобильный Транспорт. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый проблемный |
Тестирование |
Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе |
|
|
22 |
Водный и другие виды транспорта |
1 час |
Б.У приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения; П.У объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды У.У Выявлять преимущества и недостатки каждого водного вида транспорта |
|
Морской, речной авиационный, трубопроводный, электронный транспорт. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе Определять по материалам учебника преимущества и недостатки воздушного транспорта. Определять по статистическим данным долю воздушного транспорта в транспортной работе. |
|
|
23 |
Связь |
1 час |
Б.У приводить примеры современных видов связи; П.У сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России. |
|
Связь, почтовая связь, цифровая система связи. |
Парно-групповая |
Частично-поисковый проблемный |
Вопросы и задания учебника |
Определять по схеме виды связи, преимущества и недостатки каждого из них. Сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах. Анализировать территориальные различия в уровне телефонизации районов России. |
|
|
24 |
Отрасли социальной инфраструктуры |
1 час |
Б.У объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы. П.У Анализировать статистические данные |
Пр.раб №19 Составление картосхемы, отражающей размещение предприятий рекреации и науки своей местности. |
Социальная инфраструктура (сфера обслуживания), жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационное хозяйство (рекреация, наука, технополис) |
практикум |
Частично-поисковый исследовательский |
Оценоч. практич. работа. |
Определять территориальные различия в обеспеченности жильем районов России. Анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильем и его благоустроенности в России и других странах мира. Анализировать карты для определения географических различий в уровне жизни населения. |
|
|
25 |
Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы. Составление схемы хозяйственных связей предприятия. |
1 час |
Б.У Составлять схему хозяйственных связей предприятия П.У
|
Пр.раб №20 Экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы. Составление схемы хозяйственных связей предприятия. |
|
групповая |
проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
|
|
|
Экологический потенциал России 2 часа |
|||||||||||
26 |
Экологическая ситуация в России. |
1 час |
Б.У называть причины природных и антропогенных загрязнений. П.У находить в различных источниках и анализировать информацию об экологических проблемах территории. У.У Оценивать современные экологические проблемы России. |
|
Окружающая среда, антропогенный ландшафт, рациональное использование ресурсов, мониторинг состояния окружающей среды. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, самооценка, вопросы учебника, |
Окружающая среда. Антропогенные ландшафты, их виды по степени изменения. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы на территории России. |
|
|
27 |
Экологическая ситуация своей местности. |
1 час |
Б.У называть причины природных и антропогенных загрязнений своей местности. П.У находить в различных источниках и анализировать информацию об экологических проблемах территории соей области. У.У Оценивать современные экологические проблемы своей области. |
Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической ситуации и публикаций в СМИ |
Окружающая среда, антропогенные ландшафты, мониторинг. |
Запуск проекта |
Исследовательский |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
Оценка экологической ситуации своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ. |
|
|
28 |
Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Хозяйство России» |
1 час |
Б.У называть состав, место и значение в хозяйстве отраслей промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. П.У Анализировать различия в уровнях развития промышленности, агропромышленного комплекса и инфраструктурного комплекса. У.У Оценивать производственные связи отраслей промышленности.
|
|
|
индивид |
Частично-поисковый |
Оценочная проверочная работа |
|
|
|
Раздел VI. Природно-хозяйственные регионы России 39 часов |
|||||||||||
Районирование территории России 2 часа |
|||||||||||
29 |
Принципы выделения регионов на территории страны |
1 час |
Б.У называть принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны П.У объяснять различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения.
|
|
Районирование, район, частное, общее, однородное, узловое районирование, природно-хозяйственные регионы. |
|
Частично-поисковый |
Вопросы и задания учебника |
Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования |
|
|
30 |
Районирование территории России |
1 час |
Б.У Приводить по картам примеры разных видов районирования П.У Предложить признаки по которому можно ранжировать регионы России. Б.У спроектировать разные виды районирования территории России. |
Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России |
Районирование, район, частное, общее, однородное, узловое районирование. |
Запуск проекта |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
|
|
|
31 |
Общая характеристика европейской части России |
1 час |
Б.У называть особенности географического положения. Специфика природы, население, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. П.У объяснять внутренние природно-хозяйственные различия
|
|
Географическое положение, макрорегион. |
семинар |
проблемный |
взаимоконтроль |
Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения. |
|
|
|
Центральная Россия 3 часа |
||||||||||
32 |
Географическое положение и основные черты природы Центральной России. |
1 час |
Б.У называть состав региона. Основные черты природы и природные факторы развития территории. Объекты Всемирного культурного наследия на территории страны. П.У Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. У.У Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. |
Пр.раб №21 Составление картосхемы объектов Всемирного культурного наследия на территории страны (карта заполняется по мере изучения регионов) |
Ядро российского государства, ресурсодефицитный район. |
Групповая, практикум |
Частично-поисковый проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
33 |
Население Центральной России |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. Обозначать на к\к ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России. П.У анализировать демографическую ситуацию района; У.У прогнозировать социальные проблемы района |
Обозначение на к\к ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России. |
Агломерация, уровень урбанизации, состав населения, уровень жизни населения, |
практикум |
Частично-поисковый |
самоконтроль |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
34 |
Хозяйство Центральной России |
1 час |
Б.У называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; П.У объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории страны. |
|
Отрасли специализации, регин-«локомотив», новейшие отрасли. Наукограды, московский столичный регион, социальная инфраструктура, проблемы района. |
Индивид. |
Частично-поисковый |
Тестирование |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Европейский Север 3 часа |
||||||||||
35 |
Географическое положение и природа Европейского севера |
1 час |
Б.У называть состав территории, показывать по карте субъекты РФ в составе района; П.У объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; У.У оценивать ЭГП района. |
Пр.раб №22 установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей. |
Географическое положение, природно-ресурсный потенциал региона. |
Индивид, практикум |
Частично-поисковый проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
36 |
Население Европейского севера |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У приводить примеры адаптации человека к условиям географической среды У.У прогнозировать социальные проблемы района |
|
Состав населения, памятники деревянного зодчества, плотность населения, уровень урбанизации региона, социальные проблемы. |
Индивид. |
Частично-поисковый |
Вопросы и задания учебника |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
37 |
Хозяйство Европейского севера |
1 час |
Б.У объяснять особенности хозяйственного развития; П.У называть отрасли специализации района по статистическим данным; У.У называть и показывать на карте субъекты федерации в составе района |
|
Отрасли специализации региона, «северное окно» в Атлантику, добывающие отрасли, лесопромышленный комплекс, рыболовство, туристско-экскурсионный потенциал. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый проблемный |
Тестирование |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Северо-Запад 3 часа |
||||||||||
38 |
Географическое положение и природа Северо-Запада |
1 час |
Б.У называть и показывать на карте состав и границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района; П.У называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП. У.У проектировать туристические маршруты в целях изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада.
|
Пр.раб № 23 Разработка проектов туристических маршрутов в целях изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада. |
Полуанклав, ресурснодефицитный регион |
Запуск проекта |
Частично-поисковый |
Оценоч. практич. работа. |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
39 |
Население Северо-Западного региона |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У сравнивать особенности географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы. У.У прогнозировать социальные проблемы района |
Составление сравнительной характеристики особенностей географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы. |
Состав населения, уровень урбанизации региона, качество жизни населения региона, естественная убыль населения. |
практикум |
Частично-поисковый |
самопроверка |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
40 |
Хозяйство Северо-Западного региона |
1 час |
Б.У объяснять влияние ЭГП района на формирование его хозяйственной специализации; -называть отрасли специализации. П.У Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. |
|
Отрасли специализации региона, портовое хозяйство, наукоемкое производство, свободная экономическая зона. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Поволжье 3 часа |
||||||||||
41 |
Географическое положение и природа Поволжья |
1 час |
Б.У называть субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района; П.у объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья; -определять ЭГП района. У.У анализировать условия для развития хозяйства. |
|
«водная артерия», главная природная и районообразующая ось региона. |
Индивид. |
Частично-поисковый |
Самоконтроль, темтирование |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
42 |
Население Поволжья |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У анализировать демографическую ситуацию района; У.У прогнозировать социальные проблемы района |
|
Этническое разнообразие, многоконфессиональный состав населения, города-миллионники. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый проблемный |
взаимоконтроль |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
43 |
Хозяйство Поволжья |
1 час |
Б.У объяснять особенности и причины возникновения, роста и хозяйственного развития; называть отрасли специализации района по статистическим данным; П.У Определять экологические проблемы Волго-Каспийского бассейна и предлагать пути решения. |
Пр.раб №24 Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути решения |
Отрасли специализации, «индустриальный портрет» Поволжья, экологические проблемы. |
Групповая, практикум.
|
Частично-поисковый проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Юг европейской части страны 3 часа |
||||||||||
44 |
Географическое положение и природа Юга европейской части России |
1 час |
Б.У показывать природные объекты, определяющие своеобразие района; определять ГП и ЭГП района; П.У объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей. У.У Анализировать условия для развития хозяйства
|
|
Геополитическое положение, высотная поясность, кормовые угодья, агроклиматические условия. |
Парно-групповая |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
45 |
Население Европейского Юга |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У анализировать демографическую ситуацию района; У.У прогнозировать социальные проблемы района |
Пр.раб №25 разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории России. |
Этнолингвистический и религиозный состав населения, межнациональные конфликты, миграция, беженцы, безработица. |
Запуск проекта |
Исследовательский |
Оценоч. практич. работа. |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
46 |
Хозяйство Европейского Юга |
1 час |
Б.У определять показатель специализации по статистическим данным; П.У объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга. |
Сравнение специализаций пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья. |
Отрасли специализации, АПК, зерновое хозяйство, рекреационное хозяйство. |
Индивид. С элементами групповой работы |
проблемный |
самопроверка |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Урал 3 часа |
||||||||||
47 |
Географическое положение и природа Уральского региона |
1 час |
Б.У показывать на карте субъекты РФ в составе района; П.У объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий в природном отношении; У.У давать оценку ЭГП района. |
|
Географическое положение, природные условия, природные ресурсы, высотная поясность |
Индивид. |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
48 |
Население Уральского региона |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У анализировать демографическую ситуацию района; У.У прогнозировать социальные проблемы района |
|
Национальный состав населения, урбанизация. |
Индивид. С элементами групповой работы |
Частично-поисковый |
самоконтроль |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
49 |
Хозяйство Урала |
1 час |
Б.У определять показатель специализации по статистическим данным; П.У объяснять сложившуюся структуру хозяйства. сравнивать Северный, Южный, Западный и Восточный Урал по природным условиям и хозяйственному развитию; называть и объяснять экологические проблемы Урала; У.У оценивать перспективы развития Урала. |
Пр,раб №26 Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации |
Отрасли специализации, отрасли тяжелой промышленности. |
практикум |
Частично-поисковый проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
50 |
Повторение и обобщение знаний и умений по теме «Природно-хозяйственные районы европейской части России» |
1 час |
Б.У называть общие черты и проблемы развития географических районов; П.У сопоставлять показатели специализации географических районов Европейской части России; называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов. |
|
|
Индивид. |
Частично-поисковый |
Оценочная проверочная работа |
|
|
|
51 |
Общая характеристика азиатской части России |
1 час |
Б.У называть особенности географического положения. П.У объяснять специфику природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия
|
|
Пространство, географическое положение, природные условия, природные ресурсы, региональные проблемы. |
семинар |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
|
|
|
|
Сибирь 2 часа |
||||||||||
52 |
Общие черты природы Сибири |
1 час |
Б.У показывать по карте состав территории; называть природные ресурсы и показывать районы их распространения; П.У объяснять сложные природные условия; У.У определять и оценивать ЭГП района;
|
|
Природные условия и ресурсы, траппы, многолетняя мерзлота, сибирская тайга. |
Индивид. С элементами парно-гркпповой |
Частично-поисковый |
саконтроль |
Выявлять специфику географического положения региона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения |
|
|
53 |
Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири |
1 час |
П.У решение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов СМИ |
Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов СМИ |
Коренное население, расселение, плотность населения, ТПК, проблемы Сибирского района. |
практикум |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
|
|
|
|
Западная Сибирь 3 часа |
||||||||||
54 |
Географическое положение и природа Западной Сибири |
1 час |
Б.У показывать по карте состав территории; называть природные ресурсы и показывать районы их распространения; П.У объяснять сложные природные условия; У.У определять и оценивать ЭГП района;
|
|
ЭГП, природные условия и ресурсы, рекреационные ресурсы. |
групповая |
Частично-поисковый проблемный |
взаимоконтроль |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
55 |
Население Западной Сибири |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У Приводить примеры адаптации человека к условиям географической среды. У.У прогнозировать социальные проблемы района |
|
Коренные народы, естественная убыль населения, расселение, поселки городского типа. |
Индивид. С элементами парно-гркпповой |
Частично-поисковый |
самоконтроль |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
56 |
Хозяйство Западной Сибири |
1 час |
П.У называть и объяснять , отрасли специализации Западной Сибири. У.У характеризовать нефтяной и газовый комплекс Западной Сибири |
Пр.раб №27 Составление характеристики нефтяного или газового комплекса Западной Сибири |
Отрасли специализации, ТЭК, химико-лесной комплекс, АПК. |
практикум |
Частично-поисковый проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Восточная Сибирь 3 часа |
||||||||||
57 |
Географическое положение и природа Восточной Сибири |
1 час |
Б.У показывать по карте состав территории; называть природные ресурсы и показывать районы их распространения; П.У объяснять сложные природные условия; У.У определять и оценивать ЭГП района;
|
|
Географическое положение, природные факторы развития территории. |
Индивид. С элементами парно-гркпповой |
Частично-поисковый |
самоконтроль |
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
58 |
Особенности населения и хозяйства Восточной Сибири |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У Приводить примеры адаптации человека к условиям географической среды. У.У прогнозировать социальные проблемы района |
|
Население и его проблемы, отрасли специализации. |
Индивид. С элементами парно-гркпповой |
Частично-поисковый |
самопроверка |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
59 |
Норильский промышленный район Восточной Сибири |
1 час |
Б.У Называть внутрирайонные различия. П.У составлять характеристику Норильского ТПК. У.У прогнозировать перспективы развития района и пути решения проблем района. |
Пр.раб 28 Составление характеристики Норильского ТПК |
ТПК, внутрирайонные различия. |
практикум |
Исследовательский |
Оценоч. практич. работа. |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Южная Сибирь 3 часа |
||||||||||
60 |
Географическое положение и природа Южной Сибири |
1 час |
Б.У называть особенности ЭГП. П.У Выявлять особенности природы региона с позиций условий жизни и деятельности людей в сельской местности и городе У.У Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. |
Выявление особенностей природы региона с позиций условий жизни и деятельности людей в сельской местности и городе. |
ГП, природные условия и ресурсы региона, экстремальные условия. |
практикум |
Частично-поисковый |
|
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
61 |
Население Южной Сибири |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У Приводить примеры адаптации человека к условиям географической среды. У.У прогнозировать социальные проблемы района |
Пр.раб № 29 Разработка туристического маршрута по территории Южносибирского региона. |
Состав населения региона, этносы, уровень урбанизации. |
презентация |
исследовательский |
Оценоч. практич. работа. |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
62 |
Хозяйство Южной Сибири |
1 час |
Б.У называть отрасли специализации, определять их показатели по статистическим данным; П.У объяснять природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях.
|
|
Отрасли специализации, проблемы региона, внутрирайонные различия. |
Индивид. С элементами парно-групповой |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Дальний Восток 3 часа |
||||||||||
63 |
Географическое положение и природа Дальнего Востока |
1 час |
Б.У объяснять своеобразие географического положения Дальнего Востока. П.У Оценить экономико-географическое и геополитическое положение района. |
|
ГП региона, природные условия и ресурсы, заселение территории, условия для жизни человека. |
Индивид. С элементами парно-групповой |
Частично-поисковый |
|
Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. |
|
|
64 |
Население Дальнего Востока |
1 час |
Б.У перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. П.У Приводить примеры адаптации человека к условиям географической среды. У.У прогнозировать социальные проблемы района |
|
Заселение территории, трудовые ресурсы, коренные народы, миграции. |
Парно-групповая |
Частично-поисковый проблемный |
взаимоконтроль |
Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. |
|
|
65 |
Хозяйство Дальнего Востока |
1 час |
Б.У определять показатель специализации района по статистическим данным; П.У объяснять сложившуюся специализацию Дальнего востока. У.У Прогнозировать проблемы и перспективы интеграции Дальнего Востока по странам АРТ |
Пр.раб. №30 Проблемы и перспективы интеграции Дальнего Востока по странам АРТ |
Отрасли специализации, свободная экономическая зона, транспортная сеть, портовое хозяйство. |
практикум |
проблемный |
Оценоч. практич. работа. |
Составлять простой и сложный план воспроизведения материала. Составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства отдельных территорий. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. |
|
|
|
Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока |
1 час |
Б.У называть ЭГП и ТПГ, природных условий регионов. П.У Выделение линии направления дороги. У.У Обоснования варианта прокладки и формулировка путей решения транспортной проблемы. |
Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока |
Проблемы региона, уровень жизни населения, транспортная сеть. |
Парно-групповая |
Частично-поисковый |
взаимоконтроль |
|
|
|
66 |
Повторение и обобщение знаний и умений по теме «Природно-хозяйственные районы азиатской части России» |
1 час |
Б.У находить необходимые источники географической информации для работы; П.У объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны; -объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; У.У оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития восточных районов. |
|
|
Индивидуал. |
Частично-поисковый |
Оценочная проверочная работа |
|
|
|
|
Раздел VII Россия в современном мире 1 час |
||||||||||
67 |
Место России в мире |
1 час |
Б.У Определять основные статьи экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров России по карте и статистическим материалам.
|
Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнеров России по карте и статистическим материалам.
|
Внешнеэкономические связи, экономическая интеграция, международное географическое разделение труда, памятники наследия. |
практикум |
Частично-поисковый |
самоконтроль |
Оценивать по статистическим данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России. Подготавливать и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия в России. |
|
|
68 |
Обобщение знаний по теме « Хозяйство России» |
1 час |
|
Пр.раб. №31 Оценка итогов собственной деятельности и уровня географической компетентности |
|
Индивид. |
Частично-поисковый |
Оценоч. практич. работа. |
|
|
|
В нашем каталоге доступно 76 124 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Программа курса «География России» разработана на основе:
× содержания ФОГС основного общего образования;
× примерной программы по географии 6-10 классы общеобразовательных учреждений / [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др.] – М.: Вентана-Граф, 2008г;
Количество часов всего – 68; в неделю – 2; из них 15- оценочных практических работ
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.
6 677 920 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Симоненко Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.