География.
Природа Земли и человек.
Н.Н.
Петрова, Н.А. Максимова
6
класс
Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена в
соответствии с:
- ФГОС основного
общего образования утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. п 18.2.2;
-программой
Петровой Н.Н. « Программа курсов «География» для 5 -9 классов» М.:
издательство «Мнемозина», 2012
- программой развития
воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013г;
- основной
образовательной программой школы, утверждённой приказом № 115 от 01.09.2014 г.;
На
основании:
статьи 12.
Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ
утверждённого 29.12.2012 г.
- Устава МБОУ:
Побединская СОШ;
- положения о рабочей
программе по учебному предмету педагога, осуществляющего функции введения
ФГОС ООО №120 от01.09.2014г.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения
в ходе реализации в учебном процессе.
Общая
характеристика учебного предмета
Курс географии 6-го класса «Природа
Земли т человека» построен на формировании географических представлений
учащихся о нашей планете, о явлениях и процессах в геосферах и их взаимосвязях.
Особое внимание уделено геоэкологическим аспектам сохранения окружающей
природной среды. Основное содержание курса строится на изучении не только
взаимосвязей природных компонентов, формирующих окружающую среду, но и
деятельности человека, её изменяющей. При изучении этого
курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся
овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают
умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется
изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей
местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем
при овладении курса географии.
Место учебного
предмета
Согласно
базисному (образовательному) плану всего на изучение географии в 6 классе выделяется
35 ч, по 1 часу в неделю.
Первый
раздел программы посвящён источникам географической информации. Большое
значение в этом разделе занимает работа с географической картой. Второй раздел
программы содержит материал о внутреннем строении Земли и формировании
рельефа. Третий раздел выделен на изучение основных частей гидросферы Земли и
их взаимодействия. Четвёртый раздел направлен на изучение процессов и явлений
атмосферы Земли. В пятом разделе основное внимание уделено взаимодействую
оболочек Земли и природным зонам. Шестой раздел посвящён населению Земли.
Седьмой раздел рассчитан на организацию обучения на краеведческом материаче.
Содержание
учебного предмета
РАЗДЕЛ 1 Источники географической
информации. Географическая карта- важный источник информации. Аэрокосмические
снимки, их значение для науки и практики. Статистические и другие источники
географической информации.
РАЗДЕЛ 2 Литосфера и рельеф Земли. Внутренне строение Земли. Рельеф
Земли. Движение земной коры и их значение в формировании рельефа. Внешние силы,
преобразующие рельеф Земли. Полезные ископаемые. Памятники природы литосферы.
Зачет: Литосфера и рельеф Земли.
РАЗДЕЛ 3 Гидросфера Земли.
Значение гидросферы. Мировой круговорот воды. Мировой океан. Изучение
океанов и морей. Рельеф дна Мирового океана. Острова и полуострова.
Температура, соленость и движение вод океана. Природные богатства Мирового
океана их использование и охрана.
Воды суши. Реки. Питание и режим рек. Образование дельт. Хозяйственное
использование рек. Озера. Водохранилища. Охрана речных и озерных вод. Ледники и
из значение. Подземные воды.
РАЗДЕЛ 4 Атмосфера Земли.
Значение атмосферы для жизни на Земле. Температура воздуха. Суточный и
годовой ход температуры. Атмосферное давление, его измерение. Ветер.
Определение направления и силы ветра. Влажность воздуха. Туман. Облака.
Атмосферные осадки.
Представления о климате.
РАЗДЕЛ 5 Биосфера Земли.
Биосфера: взаимодействие оболочек Земли. Природные зоны. Природа
полярных пустынь и тундры. Природа лесов и степей. Биосферные заповедники
России и мира.
РАЗДЕЛ 6. Земля- планета людей.
Население Земли: расы и народы. Языки народов мира. Мировые религии.
Размещение населения. Экологические проблемы больших городов.
Человек и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 7. География своей местности.
Описание маршрута. Работа на местности.
Календарно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Практ.
часть
|
Дата урока
|
Средства обучения
|
Формы контроля
|
|
Запл.
|
Факт.
|
Формы входящего, рубежного, итогового
контроля
|
|
Введение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 1 Источники
географической информации.
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Географическая карта- важный источник информации.
Практикум 1.Работа с географической картой.
|
1
|
Организация
работы по составлению календаря погоды
|
03.09
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Пр.раб.
|
|
2
|
Аэрокосмические снимки, их значение для науки и практики.
Статистические и другие источники географической информации.
|
1
|
|
10.09
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
3
|
Зачет: Проверь себя
|
1
|
Определение
расстояний, направлений, географических координат точек на карте
|
17.09
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
Комбинированная работа
|
|
РАЗДЕЛ 2 Литосфера и рельеф Земли.
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Внутренне строение Земли. Рельеф Земли.
|
1
|
|
24.09
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
5
|
Практикум 2. Описание форм рельефа Земли
|
1
|
Определение
абсолютной и относительной высоты
|
01.10
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Пр. раб.
|
|
6
|
Движение земной коры и их значение в формировании рельефа.
|
1
|
|
08.10
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
7
|
Внешние силы, преобразующие рельеф Земли.
|
1
|
Определение по карте
географического
положения и высоты гор,
географических
координат
крупнейших вершин.
|
15.10
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
8
|
Полезные ископаемые. Памятники природы литосферы.
Зачет: Литосфера и рельеф Земли.
Проверь себя.
|
1
|
«Работа с контурной
картой»
|
22.10
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
Комбинированная работа.
|
|
РАЗДЕЛ 3 Гидросфера Земли.
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Значение гидросферы. Мировой круговорот воды.
|
1
|
Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов
и проливов Земли.
|
05.11
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
10
|
Мировой океан. Изучение океанов и морей.
|
1
|
12.11
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
11
|
Рельеф дна Мирового океана. Острова и полуострова.
|
1
|
|
19.11
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
12
|
Температура, соленость и движение вод океана.
|
1
|
|
26.11
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос.
|
|
13
|
Природные богатства Мирового океана их использование и охрана
|
1
|
|
03.12
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
14
|
Воды суши. Реки.
|
1
|
«Работа с контурной
картой».
|
10.12
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
15
|
Питание и режим рек. Образование дельт. Хозяйственное использование
рек.
|
1
|
17.12
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
16
|
Озера. Водохранилища. Охрана речных и озерных вод.
|
1
|
24.12
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
17
|
Ледники и из значение. Подземные воды. Зачёт: Проверь себя.
|
1
|
|
14.01
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
Комбинированная работа.
|
|
РАЗДЕЛ 4 Атмосфера Земли.
|
|
|
|
|
|
|
|
18
|
Значение атмосферы для жизни на Земле.
|
1
|
|
21.01
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
19
|
Температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры.
|
1
|
|
28.01
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
20
|
Атмосферное давление, его измерение.
|
1
|
|
04.02
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
21
|
Ветер. Определение направления и силы ветра.
|
1
|
|
11.02
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
22
|
Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.
Практикум 4. Описание природы.
|
1
|
«Составление таблицы
«Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»».
|
18.02
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Пр.р.
Фронтальный опрос
|
|
23
|
Представления о климате.
Зачет: Атмосфера Земли. Проверь себя.
|
1
|
|
25.02
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
Комбинированная работа
|
|
РАЗДЕЛ 5 Биосфера Земли.
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
Биосфера: взаимодействие оболочек Земли. Природные зоны.
|
1
|
|
04.03
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
25
|
Природа полярных пустынь и тундры.
Природа лесов и степей.
|
1
|
|
11.03
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
26
|
Биосферные заповедники России и мира.
Практикум 5. Определение взаимосвязей компонентов в природном
комплексе.
Зачет: Биосфера Земли. Проверь себя.
|
1
|
|
18.03
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
Пр. раб.
|
|
РАЗДЕЛ 6 Земля- планета людей.
|
|
|
|
|
|
|
|
27
|
Население Земли: расы и народы.
|
1
|
Практическая работа
„Определение положения государства на материке; нанесение на к.к.границ
государств, названных в теме, столиц и определение их географических
координат“
|
01.04
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
Комбинированная работа.
|
28
|
Языки народов мира. Мировые религии.
|
1
|
08.04
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
29
|
Размещение населения. Экологические проблемы больших городов.
|
1
|
|
15.04
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
|
|
30
|
Человек и окружающая среда.
Практикум 6. Описание населенного пункта. Вопросы и задания для
повторения раздела
|
1
|
|
22.04
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
Пр. раб.
|
|
31
|
Годовая проверочная работа по темам курса.
|
1
|
|
29.04
|
|
|
|
Тестирование
|
|
РАЗДЕЛ 7География своей местности.
|
|
|
|
|
|
|
|
32
|
Описание маршрута.
|
1
|
|
06.05
|
|
Карты, плакаты, схемы.
|
Фронтальный опрос
Пр. раб.
|
|
33
|
Практикум 7.Работа на местности.
|
1
|
|
13.05
|
|
|
Фронтальный опрос
Пр. раб.
|
|
34
|
Резерв Повторение
|
1
|
|
20.05
|
|
|
|
|
35
|
Резерв Повторение
|
1
|
|
27.05
|
|
|
|
|
материально-техническое обеспечение
Программы,
используемые в работе: Петрова Н.Н. Программа курсов «География» для 5
-9 классов М.: издательство «Мнемозина», 2012
Учебник Н.Н.Петрова,
Н.А.Максимова, География. Природа Земли и человек. 6 класс, УМК:
Атлас. География 6 класс, электронный учебник, интерактивные пособия
Контрольно-измерительные материалы Жижина
Е.А. «География 6класс», издательство Москва «ВАКО» 2011г.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний
и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной
картины мира:
-
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные
результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании
универсальных учебных действий.
Личностные
УУД:
-
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
-
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
-
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные
УУД:
-
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
-
умения управлять своей познавательной деятельностью;
-
умение организовывать свою деятельность;
-
определять её цели и задачи;
-
выбирать средства и применять их на практике;
-
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные
УУД:
-
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные
УУД:
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные
УУД:
-географические
следствия движений Земли,
-
географические явления и процессы в геосферах,
-
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека,
-
приводить примеры географических следствий движения Земли.
Требования
к уровню подготовки обучающихся по темам
Название
раздела, темы
|
Требования
к уровню подготовки обучающихся
|
Введение.
География
как наука. Развитие географических знаний о Земле. Вращение Земли и его
следствия.
|
научиться
составлять
и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе».
|
План местности.
Условные
знаки, масштаб.
|
понимать
основные
географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических
карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
|
Определение
расстояний на местности и плане в масштабе. Масштаб карты
своей местности.
|
Определять
расстояния на местности и плане в масштабе. Масштаб карты своей
местности.
|
Изображение
на плане неровностей земной поверхности.
Изображение
на физических картах высот и глубин
|
Уметь определять абсолютную и
относительную высоты на плане и карте
|
Географическая карта.Глобус.
Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.
|
объяснять понятия: «параллель»,
«меридиан», «градусная сеть», «карта».
|
Географические
координаты (шрота и долгота).
|
научиться определять
географические координаты
|
Определение
направлений и географических координат на карте России.
|
определять
местоположение географических объектов
|
Внутреннее
строение Земли. Литосфера
Земля
и ее строение
|
понимать географические явления и
процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека
|
Горные
породы, слагающие земную кору
|
сравнивать
осадочные и магматические породы по внешним признакам
|
Основные
движения земной коры. Движения литосферных плит. Землетрясения
|
объяснять причину
образования землетрясений
|
Вулканы,
горячие источники, гейзеры
|
объяснять причину образования вулканов,
горячих источников, гейзеров
|
Рельеф Земли. Формы рельефа
земной коры.
|
понимать основные, географические
явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение.
|
Гидросфера.
Вода
на земле.
|
Называть и показывать части Мирового
океана
|
Свойства
вод Мирового океана
|
объяснять соленость вод океана, причины
изменения температура воды Мирового океана
|
Движение
вод
Мирового
океана
|
понимать географические явления в
гидросфере. Влияние Мирового океана на климат.
|
Воды
суши
Подземные
воды.
|
понимать различия свойств подземных вод
|
Реки
|
Называть и показывать речную
систему, речной бассейн. приводить примеры взаимосвязей: река-рельеф
|
Ледники
|
объяснять различия
горных и покровных ледников. Отличие обычного льда от ледника.
|
Атмосфера:
строение, значение, изучение.
|
Называть
основные
части атмосферы.
|
Атмосферное
давление. Ветер.
|
понимать географические явления в
атмосфере, взаимосвязи между ними. Уметь определять
направление
ветра
|
Водяной
пар, облака.
|
Называть главную причину образования
облаков
|
Атмосферные
осадки, их виды.
|
Называть главную причину образования
осадков
|
Погода
|
Давать оценку типам погод.
Приводить примеры причин
изменения погоды
|
Климат.
|
Приводить примеры влияния климата
на водоемы, растительный и животный мир.
Объяснять особенности
климата.
|
Распределение
солнечного света и тепла на Земле.
|
показывать пояса освещенности.
|
Биосфера
|
понимать географические явления и
процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, понимать
воздействие
организмов на компоненты неживой природы.
|
Население
Земли.
|
объяснять отличительные признаки
основных человеческих рас.
|
Перечень обязательной географической номенклатуры для
6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки:
Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты:
Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны:
Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины:
Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье,
Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан,
Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье,
Прикаспийская низменность.
Горы:
Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань,
Уральские.
Вершины
и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро,
Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба,
Эльбрус, Этна.
Острова:
Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан,
Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания,
Японские.
Полуострова:
Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский,
Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря:
Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское,
Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы:
Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы:
Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы:
Большой Барьерный риф.
Течения:
Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское,
Северо-Тихоокеанское.
Реки:
Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи,
Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра:
Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское,
Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады:
Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области
современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски,
Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города:
Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург,
Токио.
Страны:
Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай,
Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Нормы оценок по географии
За устный ответ
Отметка
«5»
ответ
полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто
содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и
конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников
знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и
дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка
«4»
ответ
удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть
неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко
исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка
«3»
ответ
правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и
закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно
излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка
«2» ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала,
не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении
понятий; неумение работать с картой.
Отметка
«1» - ответ отсутствует.
Оценка
практических умений учащихся
Оценка
за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка
«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании
или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное
выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы.
Отметка
«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка
«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка
«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка
«1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Оценка умений
проводить наблюдения
в природе и на
производстве
Отметка
«5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение
особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;
правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка
«4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта
или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении
наблюдений.
Отметка
«3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все
особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов;
имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка
«2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе
наблюдений.
Отметка
«1» - не владеет умением проводить наблюдения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.