Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
Курганский педагогический колледж
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
факультативной
дисциплины
«ГАРМОНИЧНОЕ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»
КУРГАН
2013
Одобрена
предметно-
цикловой комиссией
Составлена в соответствии с Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки
выпускника
Председатель ПЦК Дубровских Е.Н. Заместитель
директора
по учебной работе
Кузменкина Г.Н.
Автор: Никулина Л.Ю., педагог-психолог
Пояснительная записка
Российское общество переживает в настоящее время
глобальный кризис личности. Сложившееся положение является отражением перемен,
произошедших в общественном сознании и государственной политике. Россия стоит
на качественно новом этапе развития.
Общество веками определяет собственные традиции и всячески
старается их сохранить. Личность, которая исключает традиции своего общества,
становится неинтересной, деградирует, остается в прошлом. С позиции целостного,
научного мышления – развитая, гармоничная личность – это созидающая самооснова
человеческого общества. Проявляя свою индивидуальность и неповторимость, она
образует внутренний творческий потенциал общества и целостный гармоничный
организм.
Развивающийся социальный мир, сама жизнь с её
активностью и непредсказуемостью предъявляет требования к личности современного
человека. В настоящее время любой человек должен стремиться быть всесторонне
развитой личностью, особенно это касается молодых людей.
Государственная система образования в нашей стране
должна основываться на общественных исторических традициях и позиции
самоактуализации и саморазвитии личности.
Только та страна имеет будущее, история которой
продолжается в её народе. Систему образования в кризисный период можно
сформулировать лишь обретя точку опоры, осознав свой корни, только с этой
позиции возможен личностный рост.
Становление личности становится актуально в
подростковом возрасте. Происходит формирование морально- нравственного
компонента, волевых черт, становление характера. Именно в этот период педагогам
и психологам необходимо обратить внимание на всестороннее развитие подростка,
помочь ему «раскрыться», реализовать себя, самоактуализироваться; учитывая все
компоненты личности.
Целью данной факультативной дисциплины является
создание условий для активной работы студентов по развитию и осознанию
отдельных компонентов своей личности, своего «Я». На протяжении курса составные
элементы объединяются, образуя гармоничное начало: духовное, нравственное,
эстетическое, личностное.
В качестве основных задач дисциплины мы
предусматриваем:
- развитие активной и ответственной позиции подростка по
отношению к своей личности;
- формирование компонентов гармоничной личности;
- распространение ценностей толерантности, нравственности,
этики;
- создание условий для обеспечения возможности ребятам
использовать полученные знания и умения на практике;
- формирование представлений у студентов о способах
саморегуляции, возможностях самоактуализации.
Применение данной дисциплины может осуществляться:
- в рамках часов учебного курса по психологии в СПО и НПО;
- в рамках часов школьного компонента Базисного учебного
плана, в старших классах;
- во внеурочное время в течение учебного года,
факультативно.
Факультатив может проводиться на базе учреждений
и организаций системы образования, в центрах социальной защиты, психологических
службах.
Дисциплина включает в себя новые знания для студентов и
учащихся, а так же формирует умение практического применения психологических
методов саморегуляции. Важной частью разработки является умение подростка
разбираться в своих внутренних переживаниях и мыслях, искать пути саморазвития,
стремиться к духовно- нравственной реализации. Основная цель программы –
обратить внимание ребят на проблему дефицита духовно-нравственных ценностей современного
подростка, а так же активизировать развитие «Я-духовного».
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1)формировать у обучающихся потребность к самопознанию
(понимание себя через чувства, эмпатия, ресурсы эмоций, индивидуальность);
2) учить подростков анализировать и сознательно изменять
свое поведение (вербальные и невербальные навыки, эффективность межличностного
восприятия и познания);
3)знать и практически применять навыки психологической
саморегуляции;
4)воспитать у обучающихся нравственные качества личности
(реализовывать на практике ценностные стремления).
Факультатив «Гармоничное развитие личности» предполагает
проведение 2-часовых занятий с использованием широкого спектра методических
средств и приемов. На каждом предусматривается получение теоретических знаний
и вовлечение обучающихся в практическую деятельность (тренинги, тесты,
упражнения) и процесс обсуждения (рефлексия).
Итогом прохождения курса является создание и защита
социальных проектов, а в дальнейшем разработка программы молодежного движения.
Ожидаемые результаты
Знать:
1)
понятие «личность», её компоненты;
2)
закономерности и структуру общения, роль жестов и
мимики;
3)
духовное содержание личности, понятие
«нравственность»;
4)
этапы разработки социального проекта, его реализация.
Уметь:
1)
анализировать свою личность, применять методы
саморегуляции в кризисные моменты жизни;
2)
целенаправленно заниматься саморазвитием;
3)
использовать навыки совместной работы, эффективного
общения;
4)
распознавать элементы нравственности и безнравственности;
5)
организовывать работу по реализации социального
проекта.
Факультативная дисциплина эффективного и всестороннего
развития личности подростка, представленная в данной разработке имеет курс
теоретического материала и практических разработок, может применятся в готовом
виде педагогами-психологами системы образования.
Паспорт
программы
Наименование факультативной дисциплины
|
Гармоничное развитие личности
|
Тип образовательной программы
|
Проект всестороннего развития
|
Объем часов: всего
- теоретических
- практических
|
40
16 (40%)
24 (60%)
|
Продолжительность обучения (дней)
|
20
|
Форма освоения программы (очная,
дистанционная, смешанная)
|
Очная
|
Категория обучающихся
|
Учащиеся 9 – 11 классов, студенты НПО, СПО
|
Междисциплинарные связи с другими
дисциплинами
|
Обществознание, социология, культурология,
история, психология.
|
Содержание
программы психолого-педагогического сопровождения «Гармоничное развитие
личности»
№
п
п
|
тема
|
Кол-во
часов
|
Форма
проведения
|
Образовательный
продукт
|
всего
|
теор
|
практ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Личность
|
6
|
|
|
|
|
1.1
|
Понятие о
личности
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Тест «Личность»
Игра «Иван Сусанин»
|
Тестирование на выявление
индивидуальных особенностей личности
|
1.2
|
Ценностные ориентации личности
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Записи беседы
|
Упражнение «Кто я»
|
Осмысление целостности образа собственного
«Я».
Рефлексия
|
1.3
|
Социализация личности
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Игровая разминка
Элементы тренинга
|
Психологические игры
Обсуждение
|
2.
|
«Я-телесное»
|
6
|
|
|
|
|
2.1
|
Способы саморегуляции
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Практикум
|
Обучение упражнениям для расслабления мышц
лица
|
2.2
|
Правильное дыхание
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Практикум
|
Обучение дыхательным упражнениям
|
2.3
|
Сознательная концентрация
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Практикум
|
Концентрация сознания на объектах
|
3
|
«Я-эмоциональное»
|
5
|
|
|
|
|
3.1
|
Навыки распознания эмоций и чувств
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Тестирование
Ролевые игры
|
Анализ тестирования
Обсуждение
|
3.2
|
Занятие-тренинг «Умей прочувствовать эмоции другого человека»
|
1
|
_
|
1
|
Занятие с элементами тренинга
|
Рефлексия
|
3.3
|
Способы
профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Практикум
|
Практический навык позитивного оценивания событий и ситуаций
|
4
|
«Я-умственное»
|
4
|
|
|
|
|
4.1
|
Что такое
интеллект
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
4.2
|
Результаты
диагностики
|
1
|
_
|
1
|
Диагностика
интеллекта
|
Подсчет и
интерпретация результатов диагностики
|
4.3
|
Занятие-тренинг
«Креатив»
|
1
|
_
|
1
|
Занятие с эл-ми
тренинга
|
Практический
навык творческого подхода
|
5
|
«Я-социальное»
|
5
|
|
|
|
|
5.1
|
Общение
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Тестирование
|
Результаты
тестирования
|
Практикум
|
Практический
навык межличностного восприятия и познания
|
5.2
|
Вербальные и
невербальные средства общеня
|
2
|
1
|
1
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Психологические
игры
|
Практический
навык распознания невербальных знаков
|
5.3
|
Тренинг
эффективной коммуникации
|
1
|
_
|
1
|
Занятие с
элементами тренинга
|
Развитие навыков
совместной работы
|
6
|
«Я-духовное»
|
15
|
|
|
|
|
6.1
|
Понятие о
духовном содержании личности
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Просмотр фильма «Интервью
с Богом»
|
Рефлексия
|
Обсуждение за
круглым столом
|
Практические
навыки предлагать и отстаивать свою точку зрения
|
6.2
|
Понятие
нравственности
|
2
|
1,5
|
0,5
|
Беседа
|
Записи беседы
|
Письменная
творческая работа
|
Сочинение
«Нравственность для меня»
|
6.3
|
Что такое Библия
|
3
|
1,5
|
1,5
|
Беседа
|
Записи беседы
|
Просмотр
слайд-презентации «Библейские сюжеты»
|
Рефлексия
|
Дискуссия
|
Устное
рассуждение об актуальности Библейских Заповедей в наши дни
|
6.4
|
Толерантность
|
3
|
1
|
2
|
Беседа
|
Записи беседы
|
Диагностика
|
Рефлексия
|
6.5
|
Практическая
реализация социальной программы
|
4
|
1
|
3
|
Лекция
|
Конспект лекции
|
Работа в
творческих группах
|
Создание и защита
социальных проектов
|
Работа в
творческих группах
|
Разработка программы
молодежного движения «Мы за нравственность»
|
|
Итого:
|
40
|
16
|
24
|
|
|
План факультативной дисциплины «Гармоничное развитие личности»
1. Введение
Знакомство с обучающимися, формирование в коллективе
благоприятного психологического климата, сплочение группы. Ознакомление
обучающихся с целью и задачами курса.
1.1
Понятие о
личности
Дать
определение понятия «Личность», сознание - как отличие от других живых существ,
подверженность личности воздействиям со стороны
общества на макроуровне и микроуровне.
Практические упражнения: тест
«Личность», упражнение «Иван Сусанин».
1.2
Ценностные ориентации личности
Составляющих личности, классификация ценностей по
Р.Роккичу, полярные качества личности.
Практические упражнения: упражнение «Кто я», выявляющее актуализацию личности. Рефлексия.
1.3 Социализация личности
Усвоение и последующее активное
воспроизводство личностью социального опыта.
Практические упражнения: разминка «Как я себя чувствую», упражнения
«Я рад с вами общаться», «Слепая геометрия».
2. «Я – телесное»
2.1 Способы саморегуляции
Понятие о повышении
тонуса скелетной мускулатуры, знакомство с упражнениями на
саморегуляцию. Совершенствование навыков расслабления мимических
мышц.
Практические упражнения: Упражнения для расслабления мышц лица.
2.2 Правильное дыхание
Роль в стабилизации своего состояния
совершенствование дыхания. Виды дыхания. Типы дыхания.
Практические
упражнения: Варианты дыхательных
упражнений «Диафрагмальное дыхание», «Грудное дыхание», «Ключичное дыхание».
2.3 Сознательная
концентрация внимания
Сосредоточение
сознания на определенном объекте своей деятельности, на эмоциях и настроениях,
чувствах и переживаниях, потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в
сознании.
Практические
упражнения: Варианты
концентрационных упражнений «Сосредоточение на слове», «Концентрация на звуке»
и др.
3. «Я –
эмоциональное»
3.1 Навыки
распознания эмоций и чувств
Понятие эмоций.
Понимание людей, понимание себя через чувства. Жесты и мимика как невербальные
выражения эмоций человека.
Практические
упражнения: Тест «Понимаете ли вы
язык мимики?», упражнение «Монета», ролевые игры «Мафия», «Таможня».
3.2 Занятие-тренинг
«Умей прочувствовать эмоции другого человека»
Понятие эмпатии и
толерантности. Практическое применение навыков невербального общения,
распознание чувств и эмоций другого человека. Развитие эмпатических
способностей. Развитие фантазии, творческого мышления, кругозора.
Практические
упражнения: тест «Приятно ли с
вами общаться», упражнения «Зеркало», «Найди любящий взгляд», творческое
задание «Незнакомец».
3.3 Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний
Обучение экономно расходовать
эмоционально-энергетические ресурсы психики. Позитивное оценивание событий и
ситуаций. Признание за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
Практические
упражнения: «Это Я», ролик «Улучши
настроение».
4. «Я – умственное»
4. 1 Что такое
интеллект
Общий уровень
интеллекта. Быстроты мышления. способности оперировать математическими
символами и числами. Словесно-логическое мышление.
Практические упражнения: Тест умственных способностей Амтхауэра
(ТУС).
4.2 Подсчет и интерпретация результатов.
4.3 Занятие – тренинг «Креатив»
Развитие фантазии,
творческого мышления, кругозора. Развитие умения работать в случайных малых
группах.
Практические упражнения: «Пословицы», «Слоги», «Признание в любви» и
др.
5. «Я – социальное»
5.1 Общение
Общение как процесс межличностного взаимодействия.
Эффективность межличностного восприятия и познания.
Практические упражнения: тест «Общительность», практикум по развитию
навыков общения.
5.2 Вербальные и невербальные средства общения.
Речевой (вербальный, словесный) и неречевой
(невербальный) каналы общения. Структура речевого общения. Роль мимики и
жестов.
Практические упражнения: «Подарок», «Сообщение», «Передача чувств».
5. 3 Тренинг эффективной коммуникации
Практическое усвоение учащимися норм общения. Развитие
навыков совместной работы, чувства коллективизма. Укрепление доверительных
отношений в группе.
Практические упражнения: «Внутренний голос», «Мои сильные стороны»,
«Животный мир», ответы за другого» и др.
6. «Я – духовное»
6.1 Понятие о духовном содержании личности
Ценностное содержание сознания человека.
Практические упражнения: просмотр фильма «Интервью с Богом».
Обсуждение за круглым столом.
6.2 Понятие нравственности
Личностные
образования, раскрывающие отношение человека к обществу, труду, гуманное
отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе. Уровни нравственности по Кольбергу.
Практические упражнения: написание сочинения «Нравственность для
меня».
6.3 Что такое Библия
Библия – одна из самых древних книг на Земле. Краткое
повествование о сотворении мира и человека. Нагорная проповедь. Семь смертных.
Семь смертных грехов человечества.
Практические упражнения: Слайд-презентация «Библейские сюжеты».
Дискуссия об актуальности Библейских заповедей в наши дни.
6.4 Толерантность
Понятие толерантности.
Практические упражнения: Методика Магуна. Обсуждение результатов.
6.5 Практическая реализация социальной программы
Понятие
волонтерства. Труд волонтеров в различных видах деятельности.
Практические упражнения: Обсуждение.
1 этап – создание и защита социальных проектов;
2 этап – разработка программы молодежного движения «Мы за
нравственность».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.