Пояснительная записка
Рабочая
программа факультативного курса «Решение математических задач» разработана с
учётом основных направлений модернизации общего образования, требований Федерального компонента государственного стандарта начального
образования, и ориентирована на формирование базовых
универсальных компетентностей, обеспечивающих готовность обучающихся
использовать свои знания и умения для самообразования и решения практических
жизненных задач. В этом заключается её актуальность.
Новые
образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного,
личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую
компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается
осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД),
обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Плодотворным
материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются
текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора
арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос.
Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное,
познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников,
не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и
значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ
современных учебников по математике для начальных классов позволяет
констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них
включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи,
требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов
начального курса математики, но и из разных учебных предметов.
При
анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением
искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и
анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На
этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление
причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор
наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных
условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих
задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является
основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в
начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным
образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со
способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде
таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
Образовательная
программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и
развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения,
восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания,
предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер
содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к
самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель
данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения
ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа
дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение
отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к
дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
- разнообразить
процесс обучения;
- сформировать
устойчивые знания по предмету;
- воспитывать
общую математическую культуру;
- развивать
математическое (логическое) мышление;
- расширять
математический кругозор;
- формировать
умение решать логические задачи;
- повышать
интерес к предмету и его изучению;
- выработать
самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Место
факультативного курса «Решение математических задач» в
учебном плане и структура курса
Согласно
базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на
факультативный курс выделяется
34
часа (1 час в неделю).
Обеспечение
предмета
Авторы
|
Название
|
Издательство
|
Год
издания
|
УМК
«Гармония»
|
Истомина
Н.Б.
Тихонова
Н.Б.
|
«Учимся
решать логические задачи»
рабочая
тетрадь 3 класс
|
Смоленск
«Ассоциация XXI»
|
2013
|
Истомина
Н.Б.
Тихонова
Н.Б
|
«Учимся
решать логические задачи»
Методические
рекомендации
к
организации деятельности учащихся на занятиях
|
Смоленск
«Ассоциация XXI»
|
|
1.
Методические
пособия для учителя
.
1. Истомина Н.Б.
«Учимся решать логические задачи», рабочая тетрадь для учащихся 3 класса –
Смоленск: Ассоциация XXI – 2013.
2. Истомина Н.Б.
Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся решать логические задачи»
для 3 класса.
2.
Технические средства
обучения
Компьютер
с комплектующими
|
Проектор
|
Результаты изучения учебного предмета
В процессе изучения курса, учащиеся
получат возможность развить свои способности, овладеть основными
приемами и методами решения задач; научиться
наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате учебной
деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и
умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные,
познавательные.
Личностные результаты
изучения курса «Учимся решать задачи»
У ученика будут
сформированы:
-
внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к школе;
-
учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
-
готовность целенаправленно
использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и
в повседневной жизни;
-
способность осознавать и
оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат
действия с поставленной целью;
-
способность к организации
самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут
быть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим
способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или
неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять
учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;
- различать способ и
результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные
действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать
способы их преодоления
Ученик
получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
•
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том
числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из
частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из
частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с
позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую помощь.
Контрольно-измерительные
материалы.
Контроль
проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности
знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью
корректировки методики обучения. Он осуществляется в виде выполнения
практических упражнений, решения текстовых задач; помогает установить степень
усвоения материала. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного
процесса.
При
оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать
зачетную систему оценивания в объеме курса. На последнем уроке
каждой четверти осуществляется контроль знаний. По результатам сформированности
основных критериев решения задачи делается вывод о достижении необходимого
уровня планируемых результатов.
Необходимый
уровень достижения планируемых результатов по курсу «Решение математических задач»
У
обучающихся должны быть сформированы на базовом уровне навыки:
§ решать логические задачи табличным способом;
§ соотносить вербальные и графические модели;
§ строить цепочки умозаключений;
§ выбирать рациональные действия решения задач;
§ соотносить текстовые описания, математические
записи и графические модели, устанавливать соответствие между ними;
§ выдвигать и проверять гипотезы;
§ работать по плану;
§ делать выводы;
Календарно- тематическое
планирование факультативного курса
«Решение математических
задач» в 3 классе
Дата
|
№
занятия
|
Тема
и цель занятия
|
Формируемые
УУД
|
№
заданий
в
тетради
|
|
1
|
Тема:
Решение логических задач табличным способом.
Цель:
Учиться строить истинные высказывания, развивать умения делать выводы, учить
оценивать истинность и ложность высказываний. Вспомнить табличный способ
решения логических задач.
|
Личностные
результаты:
-
внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к школе;
-
учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
-
готовность
целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в
учебной деятельности и в повседневной жизни;
-
способность осознавать и
оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат
действия с поставленной целью;
-
способность к
организации самостоятельной учебной деятельности.
Метапредметные
результаты
Ре гулятивные УУД:
- принимать и сохранять
учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её
решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
- различать способ и
результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные
действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и
искать способы их преодоления
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том
числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из
частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе
распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
|
1
|
|
2
|
Тема:
«Истина». «Ложь». Графические модели.
Цель:
Учиться анализировать тексты. Усвоить понятия: «ложно», «истинно», «верно»,
«неверно». Учиться соотносить вербальные и графические модели.
|
2-3
|
|
3
|
Тема:
Построение умозаключений.
Цель:
Учиться строить умозаключения на основе анализа текстов, рисунков и их
сравнения по цвету и размеру.
|
4-5
|
|
4
|
Тема:
Построение цепочки умозаключений. Рассуждения.
Цель:
Учиться табличному способу решения логических задач. Учиться устанавливать
соответствие между элементами множеств по логическому условию. Овладевать
умением строить цепочки умозаключений.
|
6-7
|
|
5
|
Тема:
Знакомство с задачами на перевозки.
Цель:
Познакомиться с табличным способом описания процессов перевозок,
последовательностью записи действий.
|
8
|
|
6-7
|
Тема:
Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.
Цель:
Учиться соотносить текстовые описания, математические записи и графические
модели, устанавливать соответствие между ними. Учиться иллюстрировать
текстовые описания графическими моделями.
|
9-10
|
|
8
|
Тема:
Задачи на перевозки.
Цель:
Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать рациональные
действия.
|
11
|
|
9
|
Тема:
Знакомство с исследовательским методом решения логических задач.
Цель:
Познакомиться с понятием «гипотеза». Учиться выдвигать и проверять гипотезы.
Познакомиться со способом решения логических задач на основе выдвижения и
анализа всевозможных гипотез. Познакомиться с табличной формой представления
процесса анализа гипотез. Учиться работать по плану.
|
12
|
|
10
|
Самостоятельная
работа
|
13
|
|
11
|
Тема:
Решение логических задач исследовательским методом.
Цель:
Учиться выдвигать и проверять гипотезы. Учиться решению логических задач на
основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез путем рассуждения по
заданному образцу.
|
14
|
|
12
|
Самостоятельная
работа
|
15,
19
|
|
13-14
|
Тема:
Задачи на перевозки.
Цель:
Учиться анализировать возможные варианты действий с целью выбора
оптимального. Учиться описывать процесс перевозок табличным способом.
|
16-17
|
|
15-16
|
Тема:
Выдвижение гипотез.
Цель:
Учиться решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных
гипотез.
|
18,
20
|
|
17
|
Тема:
Наглядное представление текстовых данных.
Цель:
Учиться соотносить графические модели с математическими и вербальными, и на
этой основе решать логические задачи. Учиться построению умозаключений.
|
21
|
|
18-19
|
Тема:
Решение логических задач через выдвижение гипотез.
Цель:
Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных
гипотез.
|
22-23
|
|
20
|
Тема:
Построение умозаключений
Цель:
Учиться решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений.
Учиться анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать
правильные выводы.
|
24
|
|
21
|
Тема:
Анализ различных способов решения логических задач на перевозки.
Цель:
Учиться анализировать различные способы решения логических задач на перевозки
с целью определения оптимальных.
|
25
|
|
22
|
Тема:
Построение цепочки умозаключений.
Цель:
Учиться строить умозаключения по предложенной схеме, делать выводы из данных
условий.
|
26
|
|
23
|
Тема:
Задачи на перевозки.
Цель:
Учиться анализировать возможные последствия действий, выбирать оптимальное
решение.
|
27
|
|
24
|
Самостоятельная
работа.
|
28
|
|
25-27
|
Тема:
Решение логических задач через выдвижение гипотез.
Цель:
Учиться решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных
гипотез. Учиться представлять процесс анализа гипотез в табличной форме.
|
29-31
|
|
28
|
Тема:
Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез.
Цель:
Продолжить формирование умения решать логические задачи на основе выдвижения
и анализа всевозможных гипотез и построения цепочки умозаключений,
анализировать истинные и ложные высказывания, делать выводы.
|
32
|
|
29
|
Самостоятельная
работа.
|
33-34
|
|
31
|
Составление
логических задач
|
|
|
32
|
Составление
логических задач
|
|
|
33
|
Составление
логических задач
|
|
|
34
|
Подведение
итогов за год
|
|
Пособия для учащихся:
1. Истомина
Н.Б. Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика.
Тетрадь для 3 класса общеобразовательных учреждений. Издательство «Ассоциация
ХХ1 век» 2013.
Для учителя:
Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие
универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения
логических задач. // Начальная школа, 2011.- №6.- С.30-35.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.