Рабочая
программа факультативного курса по физике « Введение в курс физики для учащихся
6 классов».
Тип
программы программа
основного общего образования
Статус
программы: рабочая
программа факультативного курса « Введение в курс
физики для учащихся 6 классов».
Назначение
программы:
-
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию
их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор
образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 3» программа определяет
приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и
координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МБОУ «СОШ № 3» программа является основанием для
определения качества реализации общего среднего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 6-х классов
МБОУ « СОШ № 3»
Сроки
освоения программы: 1 год.
Объем
учебного времени: 35 часов.
Форма
обучения:
очная.
Режим
занятий:
1 час в неделю
Методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Введение в курс
физики для учащихся 6 классов» предназначена для учащихся 6 классов, рассчитана
на 35 часов. В курсе используется технология исследовательского обучения и
технология учебного проектирования, позволяющие продуктивно усваивать знания,
учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными.
Содержание курса направлено на формирование интереса к учебному исследованию.
Факультативный курс позволяет применить на практике те навыки которые у
учащихся уже сформированы в 5 классе: совместная работа в группе по обсуждению
проблем; самостоятельное планирование деятельности; разработка способов оценки
деятельности, рефлексия. Результаты обучения школьников и оценка определяются
по анкетам и отчетам. Актуальность данного курса заключается в следующем:
формирование исследовательских умений поддерживает фундаментальность
образования, а формирование проектных умений позволяет быть образованию
современным, адаптировать школьников к быстро меняющимся изменениям в
окружающем мире. Такой опыт обеспечит их дальнейшее профессиональное участие в
научной или технической деятельности, связанной с физикой.
Основные формы занятий: лекции, семинары,
практическая, проектная и исследовательская деятельность.
Цель курса:
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими
методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной
деятельности.
Задачи курса:
·
ввести
в курс предмета физика;
·
выявить
способных учащихся и вовлечь их в исследовательскую и проектную деятельность;
·
развивать познавательную активность и самостоятельность;
·
развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности
учащихся.
Ожидаемые
результаты
По окончании курса учащиеся должны
знать:
·
что
изучает физика;
·
методы изучения природы;
·
что
такое физическая величина и как ее измерить;
·
овладеть
навыками исследовательской деятельности;
Учащиеся
должны уметь
·
описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
·
проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
·
проводить измерения с помощью различных приборов;
·
выполнять инструкции по технике безопасности;
·
оформлять результаты исследования.
При изучении предмета у учащихся формируются такие
компетенции как:
коммуникативная – ученик
стремится быть понятым; социальная – ученику нравится работать в группе,
занимая определенное положение в ней; предметная – проявление интереса и
способностей в физике; исследовательская – уметь наблюдать, измерять,
проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные
рассуждения и модели; информационная – владеть информационными
технологиями, работать со всеми видами информации;
автономизационная – быть
способным к саморазвитию, способность к самоопределению,самообразованию.
Примерное тематическое
планирование учебного материала
|
Название разделов и тем курса
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
Всего
|
Введение (13 часов)
|
13
|
1.
|
Природа
и человечество. Физика.
|
1
|
|
|
2.
|
Астрономия-наука
о небесных телах.
|
1
|
|
|
3.
|
Научные
методы изучения природы.
|
|
|
|
4.
|
Эксперимент-метод
установления и проверки физических законов.
|
1
|
|
|
5.
|
Физическая
теория.
|
1
|
|
|
6.
|
Физические
величины и их измерения.
|
|
1
|
|
7.
|
Метрическая
система мер.
|
1
|
|
|
8.
|
Точность
измерений и вычислений.
|
|
1
|
|
9.
|
Определение
цены деления прибора.
|
|
1
|
|
10.
|
Запись
больших и малых чисел. Знакомство с приставками.
|
|
1
|
|
11.
|
Измерение
объема тел правильной формы с помощью линейки.
|
|
1
|
|
12.
|
Измерение
объема тел с помощью мензурки.
|
|
1
|
|
13.
|
Измерение
площади ладони и стопы.
|
|
1
|
|
Первоначальные сведения о строении вещества.
|
5
|
14.
|
Строение
веществ. Молекула.
|
1
|
|
|
15/16.
|
Явление
диффузии. Зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела.
|
1
|
1
|
|
17.
|
Три
состояния вещества.
|
1
|
|
|
18.
|
Игра
« Смотр знаний»
|
|
1
|
|
Взаимодействие тел.
|
12
|
19.
|
Механическое
движение.
|
1
|
|
|
20.
|
Скорость
движения.
|
1
|
|
|
21.
|
Измерение
времени движения. Расчет пути и скорости движения.
|
|
1
|
|
22.
|
Инерция.
|
1
|
|
|
23.
|
Масса
тела.
|
1
|
|
|
24.
|
Работа с
рычажными весами. Измерение массы тела.
|
|
1
|
|
25.
|
Плотность
вещества.
|
1
|
|
|
26.
|
Определение
плотности различных веществ лабораторным способом.
|
|
1
|
|
27.
|
Сила.
Виды сил.
|
1
|
|
|
28.
|
Работа с
динамометром.
|
|
1
|
|
29.
|
Рычаг.
Равновесие сил на рычаге.
|
1
|
|
|
30.
|
Момент
силы. Проверка правила моментов.
|
|
1
|
|
Погрешности измерений
|
3
|
31.
|
Понятие
о погрешности измерений
|
1
|
|
|
32/33.
|
Расчет
погрешностей в исследовательской работе. Формулирование основных выводов.
|
1
|
1
|
|
Практическое использование физических знаний
|
2
|
34.
|
Физика и
игрушка.
|
|
1
|
|
35.
|
Игра
« Физико-математический КВН»
|
|
1
|
|
|
Итого
часов
|
18
|
17
|
35
|
Содержание обучения.
1.Введение
(13 часов).
Природа и
человечество. Физика. Астрономия-наука о небесных телах. Научные методы
изучения природы. Эксперимент-метод установления и проверки физических законов.
Физическая теория. Физические величины и их измерения. Метрическая система мер.
Точность измерений и вычислений. Запись больших и малых чисел. Знакомство с
приставками.
Лабораторные
работы:
Определение цены
деления прибора.
Измерение объема
тел правильной формы с помощью линейки.
Измерение объема
тел с помощью мензурки.
Измерение площади
ладони и стопы.
2.
Первоначальные сведения о строении вещества. ( 5 часов)
Строение веществ.
Молекула. Явление диффузии. Три состояния вещества.
Лабораторные работы:
Зависимость
скорости протекания диффузии от температуры тела.
3.
Взаимодействие тел. ( 12 часов).
Механическое
движение. Скорость движения. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила.
Виды сил. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.
Лабораторные
работы:
Измерение времени
движения. Расчет пути и скорости движения.
Работа с рычажными
весами. Измерение массы тела.
Определение
плотности различных веществ лабораторным способом.
Работа с
динамометром.
Проверка правила
моментов.
Погрешности
измерений ( 3 часа).
Понятие о
погрешности измерений. Расчет погрешностей в исследовательской работе.
Формулирование основных выводов.
Практическое
использование физических знаний ( 2 часа).
Игра «
Физико-математический КВН». Физика и игрушка.
Литература:
1. Учебник по
физике для учащихся 7 класса автор А.В. Перышкин, Москва, Дрофа,2011 г.
2. Физика и
астрономия.
3. Книга для
чтения по физике.
4. Физика-юным.
5. Беседы по
физике.
6. Хрестоматия по
физике.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.