Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа элективного курса "В лабиринте орфографии" 9 класс

Рабочая программа элективного курса "В лабиринте орфографии" 9 класс

Скачать материал

 

Утверждаю

Директор МБОУ «Двинская средняя школа»

                __________В.Н. Михиенко

       «___»_______ 2014 г.

 

 

МБОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по элективному курсу

 

«В лабиринте орфографии».

 

(9 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Акулинина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Пояснительная записка.

 

 

Рабочая программа по элективному курсу составлена в соответствии с авторской программой (М.В. Акулинина Программа  элективного курса «В лабиринте орфографии». – Двинской, 2012; согласована с районным экспертным советом 10.09.2010)

Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах выстроена таким образом, что  изучение орфографии заканчивается в 7 классе, в 8-9 классах предметом изучения является систематический курс синтаксиса. Несмотря на то, что в 8-9 классах продолжается планомерная работа по повторению орфографических правил, наблюдается некоторое снижение орфографической грамотности учащихся, поэтому предлагается введение данного элективного курса.

     Программа элективного курса «В лабиринте орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов в год.

Содержание программы соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. При составлении программы использовались Примерные программы основного общего образования, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

      Основная цель курса – обобщить и систематизировать знания учащихся по орфографии, необходимые для выполнения заданий контрольно-измерительных материалов экзаменационной работы по русскому языку, способствовать формированию навыков грамотного письма, а также повысить интерес к изучению данного предмета.

     Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. повторить основные орфографические правила;
  2. сформировать умения делать орфографический анализ слова;
  3. научить применять правила на практике.

Обучающимся предлагается система работы, назначение которой – помочь ликвидировать пробелы в орфографической подготовке, а значит, повысить уровень орфографической грамотности. Для этого предполагается использование на занятиях таких видов заданий, как тесты, диктанты (словарный, выборочный, объяснительный, распределительный и др.), орфографический разбор, составление алгоритмов, таблиц, схем  и т.д. Занимательный материал, различные формы проведения занятий будут способствовать развитию интереса к изучению русского языка, что поможет обучающимся с определением дальнейшего профиля обучения в 10-11 классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование раздела темы

 

Кол-во часов

1.      Кто командует корнями?

 

4

2.      Приставки-труженицы.

 

2

3.      В гостях у суффиксов.

 

5

4.      Там, где кончается слово.

 

4

5.      Диагностическая работа.

2

 

Итого:

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование

 

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

(план)

Дата проведения

(факт)

 

Кто командует корнями?

4

 

 

 

1.

 Безударные гласные в корнях слов.

 

1

8.09

 

2-3.

Чередующиеся гласные в корнях слов.

 

2

15.09

22.09

 

4.

Гласные после шипящих в корнях слов.

 

1

29.09

 

 

Приставки-труженицы

3

 

 

 

5.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

6.10

 

6.

Буквы з и с на конце приставок.

 

1

13.10

 

7.

Правописание приставок пре- и при-.

 

1

20.10

 

 

В гостях у суффиксов.

5

 

 

 

8.

Правописание суффиксов существительных.

1

 

27.10

 

9.

Правописание суффиксов прилагательных.

1

 

17.11

 

10-11.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

2

24.11

1.12

 

 

12.

Правописание суффиксов глагола.

1

 

8.12

 

 

Там, где кончается слово.

4

 

 

 

13.

Слитное и дефисное написание сложных слов.

1

 

15.12

 

14.

Правописание предлогов.

 

1

22.12

 

15

Правописание союзов.

 

1

29.12

 

16.

Правописание частиц.

 

1

19.01

 

17.

Итоговое занятие – игра «Орфографический лабиринт»

1

26.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание элективного курса

 

1.      Кто командует корнями? (4 часа)

 

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и соглас­ных в корне слова. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-  -  -лаг-, -рос-  -  -раст-, - кас- - -кос-, op- — -гар-. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаго­лов -бер- - -бuр-, -дер- , -дuр-, мер- , -.м.uр-, -nер- , -nuр-, -тер- , -тuр-, -стел- , -стuл-. Гласные после шипящих в корнях слов.

 

2.      Приставки-труженицы. (2 часа)

 

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-.

 

3.      В гостях у суффиксов. (5 часов)

 

Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и –ск.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Правописание гласных в суффиксах глагола -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

 

4.      Там, где кончается слово. (4 часа)

Слитные и раздельные написания предлогом (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

 

5.      Диагностическая работа. (2 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

знать:

·         правописание корней слова,

·         правописание приставок,

·         правописание суффиксов разных частей речи,

·         слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

уметь:

·         находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,

·         правильно писать слова с изученными орфограммами,

·         проводить орфографический анализ текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

1.      Баранов М.Т. и др. Русский язык: справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.

2.      Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.

3.       Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996. – 444 с.

4.      Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

5.      Кленицкая И.Я. Весёлые горошины: Сборник диктантов для комментированного письма и диктантов. 2-7 классы. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

6.      Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

7.       Львова С.И. Там, где кончается слово…: (О слитных, дефисных и раздельных написаниях): Кн. для учащихся 8-11 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

8.      Охременко Н.В., Федина О.В. 400 диктантов и тестов по русскому языку. 8-9 классы. – М.: Аквариум, 1999. – 224 с.

9.      Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.

10.  Приступа Г.Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях. – М.: высшая школа, 1979. – 120 с.

11.   Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. - ООО «Гамма-С.А.», 1999. – 368 с.

12.  Сидоренков В.А. Углублённое изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996. – 271 с.

13.  Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 9 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, М.Н. Махонина, Г.А. Богданова, М.В. Шульга, М.А. Пильгун, А.О. Татур. – М.: «Интеллект-центр», 2005. – 96 с.

14.  Соловьева Н.Н. 1500 вопросов и ответов по русскому языку. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 240 с.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа элективного курса "В лабиринте орфографии" 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



     Программа элективного курса «В лабиринте орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов в год.

Содержание программы соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку, требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. При составлении программы использовались Примерные программы основного общего образования, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2015 году государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

      Основная цель курса – обобщить и систематизировать знания учащихся по орфографии, необходимые для выполнения заданий контрольно-измерительных материалов экзаменационной работы по русскому языку, способствовать формированию навыков грамотного письма, а также повысить интерес к изучению данного предмета.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 427
    • DOCX 30.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акулинина Марина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акулинина Марина Васильевна
    Акулинина Марина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 58402
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 161 человек из 53 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов