|
Утверждаю
Директор МБОУ «Двинская средняя школа»
__________В.Н. Михиенко
«___»_______ 2014 г.
|
МБОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по элективному курсу
«В лабиринте орфографии».
(9 класс)
Акулинина Марина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
2014
Пояснительная
записка.
Рабочая программа по элективному курсу составлена в
соответствии с авторской программой (М.В. Акулинина Программа элективного
курса «В лабиринте орфографии». – Двинской, 2012; согласована с районным
экспертным советом 10.09.2010)
Структура школьного курса русского языка в 5-9 классах
выстроена таким образом, что изучение орфографии заканчивается в 7 классе, в
8-9 классах предметом изучения является систематический курс синтаксиса.
Несмотря на то, что в 8-9 классах продолжается планомерная работа по повторению
орфографических правил, наблюдается некоторое снижение орфографической
грамотности учащихся, поэтому предлагается введение данного элективного курса.
Программа элективного курса «В лабиринте орфографии» предназначена для учащихся
9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов в год.
Содержание программы соответствует образовательному
стандарту основного общего образования по русскому языку, требованиям к уровню
подготовки выпускников основной школы. При составлении программы использовались
Примерные программы основного общего образования, рекомендованные Министерством
образования и науки РФ, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню
подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования, для проведения в 2015 году государственной
(итоговой) аттестации по русскому языку.
Основная цель курса – обобщить и систематизировать знания учащихся по
орфографии, необходимые для выполнения заданий контрольно-измерительных
материалов экзаменационной работы по русскому языку, способствовать
формированию навыков грамотного письма, а также повысить интерес к изучению
данного предмета.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- повторить
основные орфографические правила;
- сформировать
умения делать орфографический анализ слова;
- научить
применять правила на практике.
Обучающимся предлагается система работы, назначение которой
– помочь ликвидировать пробелы в орфографической подготовке, а значит, повысить
уровень орфографической грамотности. Для этого предполагается использование на
занятиях таких видов заданий, как тесты, диктанты (словарный, выборочный,
объяснительный, распределительный и др.), орфографический разбор, составление
алгоритмов, таблиц, схем и т.д. Занимательный материал, различные формы
проведения занятий будут способствовать развитию интереса к изучению русского
языка, что поможет обучающимся с определением дальнейшего профиля обучения в
10-11 классах.
Учебно-тематический
план
Наименование
раздела темы
|
Кол-во
часов
|
1.
Кто командует корнями?
|
4
|
2.
Приставки-труженицы.
|
2
|
3.
В гостях у суффиксов.
|
5
|
4.
Там, где кончается слово.
|
4
|
5.
Диагностическая работа.
|
2
|
Итого:
|
17
|
Поурочное
планирование
№
|
Тема
занятия
|
Кол-во
часов
|
Дата проведения
(план)
|
Дата проведения
(факт)
|
|
Кто
командует корнями?
|
4
|
|
|
1.
|
Безударные
гласные в корнях слов.
|
1
|
8.09
|
|
2-3.
|
Чередующиеся
гласные в корнях слов.
|
2
|
15.09
22.09
|
|
4.
|
Гласные после шипящих
в корнях слов.
|
1
|
29.09
|
|
|
Приставки-труженицы
|
3
|
|
|
5.
|
Правописание
гласных и согласных в приставках.
|
1
|
6.10
|
|
6.
|
Буквы з и с на
конце приставок.
|
1
|
13.10
|
|
7.
|
Правописание
приставок пре- и при-.
|
1
|
20.10
|
|
|
В
гостях у суффиксов.
|
5
|
|
|
8.
|
Правописание
суффиксов существительных.
|
1
|
27.10
|
|
9.
|
Правописание
суффиксов прилагательных.
|
1
|
17.11
|
|
10-11.
|
Правописание
суффиксов действительных и страдательных причастий.
|
2
|
24.11
1.12
|
|
12.
|
Правописание
суффиксов глагола.
|
1
|
8.12
|
|
|
Там, где кончается слово.
|
4
|
|
|
13.
|
Слитное и
дефисное написание сложных слов.
|
1
|
15.12
|
|
14.
|
Правописание
предлогов.
|
1
|
22.12
|
|
15
|
Правописание
союзов.
|
1
|
29.12
|
|
16.
|
Правописание
частиц.
|
1
|
19.01
|
|
17.
|
Итоговое занятие
– игра «Орфографический лабиринт»
|
1
|
26.01
|
|
Содержание
элективного курса
1.
Кто командует корнями? (4 часа)
Правописание
проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание
чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-, -рос- - -раст-, - кас- -
-кос-, -гop- — -гар-. Правописание
чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бuр-, -дер- , -дuр-, мер-
, -.м.uр-, -nер- , -nuр-, -тер- , -тuр-, -стел- , -стuл-. Гласные после шипящих
в корнях слов.
2.
Приставки-труженицы. (2 часа)
Правописание
гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Правописание
приставок пре- и при-.
3.
В гостях у суффиксов. (5 часов)
Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о
и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок.
Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание
гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в
именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и –ск.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего
и прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных
причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и
прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Правописание гласных в суффиксах глагола -ова(ть), -ева(ть)
и -ыва(ть), -ива(ть).
4.
Там, где кончается слово. (4 часа)
Слитные и раздельные написания предлогом
(в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже,
чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия
так с частицей же. Различение на письме частиц не и ни.
Правописание не и ни с различными частями речи.
5.
Диагностическая работа. (2 часа)
Требования
к уровню подготовки обучающихся
В
результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
·
правописание корней слова,
·
правописание приставок,
·
правописание суффиксов разных частей речи,
·
слитное, дефисное, раздельное написание слов
различных частей речи
уметь:
·
находить в словах изученные орфограммы,
обосновывать их выбор,
·
правильно писать слова с изученными орфограммами,
·
проводить орфографический анализ текста.
Учебно-методическое
обеспечение
1.
Баранов М.Т. и др. Русский язык: справ. материалы:
Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под
ред. Н.М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 288 с.
2.
Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по
орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с.
3.
Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках,
стихах. – М.: АСТ, 1996. – 444 с.
4.
Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся
5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
– 222 с.
5.
Кленицкая И.Я. Весёлые горошины: Сборник диктантов
для комментированного письма и диктантов. 2-7 классы. – М.: Новая школа, 1996.
– 80 с.
6.
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. –
144 с.
7.
Львова С.И. Там, где кончается слово…: (О слитных,
дефисных и раздельных написаниях): Кн. для учащихся 8-11 кл. сред.шк. – М.:
Просвещение, 1991. – 159 с.
8.
Охременко Н.В., Федина О.В. 400 диктантов и тестов
по русскому языку. 8-9 классы. – М.: Аквариум, 1999. – 224 с.
9.
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка:
Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.
10.
Приступа Г.Н. Орфография и пунктуация в таблицах и
заданиях. – М.: высшая школа, 1979. – 120 с.
11.
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и
пунктуации. - ООО «Гамма-С.А.», 1999. – 368 с.
12.
Сидоренков В.А. Углублённое изучение русского
языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996. – 271 с.
13.
Сборник тестовых заданий для тематического и
итогового контроля. Русский язык 9 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, М.Н.
Махонина, Г.А. Богданова, М.В. Шульга, М.А. Пильгун, А.О. Татур. – М.:
«Интеллект-центр», 2005. – 96 с.
14.
Соловьева Н.Н. 1500 вопросов и ответов по русскому
языку. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 240 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.