Инфоурок Технология Другие методич. материалыРабочая программа элективного курса "Ландшафтный дизайн" 10-11 кл

Рабочая программа элективного курса "Ландшафтный дизайн" 10-11 кл

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

 п. Расково Саратовского района Саратовской области»

 

Согласовано:                                                                                                Утверждаю:

ЗД по УВР  МОУ СОШ  п.Расково                                                  директор МОУ СОШ п.Расково

_______  О.Е.Дементьева                                                               __________  Е.В.Даньшина

«__»_____________ 20___ г.                                                         «__»______________20____ г.

 

 

 

 

Рабочая программа

«Ландшафтный дизайн»

(элективный курс по технологии для 10-11 классов)

 

 

 

 

Рассмотрено:

на заседании ШМО

 ________ руководитель Батырова В.В.

«___»_____________20____г.

 

2013г

 

 

 

Элективный курс ландшафтный дизайн

 Программа для профильных классов 10-11кл.

 

Пояснительная записка.

Программа составлена с учетом примерной программы профильного уровня и с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

основы черчения, графики, дизайна;

творческая, проектная деятельность;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения.

Ц е л и.

На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:

освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; знаний об основных отраслях современного производства и ведущих отраслях производства в регионе; о составляющих маркетинга и менеджмента в деятельности организаций; об использовании методов творческой деятельности для решения технологических задач; о профессиях и специальностях в  основных отраслях производства и сферы услуг; о востребованности специалистов различных профессий на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;

овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и возможности с требованиями к специалистам соответствующих профессий; находить и анализировать информацию о востребованности специалистов на региональном рынке труда; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства;

развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;

воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;

формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг, необходимых для быстрой профессиональной адаптации в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана для обучения школьников 10 и 11 классов. На изучение программы  подготовки по направлению «Ландшафтный дизайн» в каждом классе отводится по 34 часа учебного времени.

Ландшафтный дизайн, или ландшафтное проектирование считают той областью творческой деятельности, которая направлена на формирование окружающей человека среды с помощью преимущественно природных элементов: поверхности земли (рельефа и почвы), водных устройств и растительности.

Ландшафтный дизайн — один из видов искусства, и требует от его создателей профессиональных знаний в данной области.

Программа «Ландшафтный  дизайн» направлена как на обучение  основам рисунка (чтобы были навыки создания проекта), так и архитектурному ландшафту, ландшафтному растениеводству.

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся должен знать:

- понятие «ландшафтная архитектура»;

-  способность зеленных массивов снижать температуру в жаркое время;

-влияние зеленых насаждений улучшать состав воздуха с помощью горизонтального и вертикального проветривания;

-влияние зеленых насаждений на ионизацию воздуха, его состав;

-эстетическое воздействие зеленых насаждений на психологическое состояние человека;

- варианты использования зеленых насаждений в инженерном благоустройстве;

- применение зеленых насаждений в качестве архитектурно – планировочного  элемента застройки;

 - основные системы зеленых насаждений;

- принципы подбора ассортимента деревьев и кустарников для конкретной климатической зоны, объекта, композиции; виды газонов и цветочное оформление

      - особенности выращивания растений на гидропонике;

      - правила  эксплуатации  и обслуживания  механизмов  при выполнении

особо сложных работ по закладке зеленых насаждений и уходу за ними;

      - агротехнические особенности декоративных растений;

      - правила обработки зеленых насаждений ядохимикатами и аэрозолями;

      - правила техники безопасности и производственной санитарии в зеленом хозяйстве;

      - способы  упаковки,  погрузки, разгрузки, посадки крупномерных деревьев;

      - способы художественной формовки крон;

      - способы  устройства  партерных газонов, коврово-мозаичных цветников;

      - способы одерновки фигурных площадей;

      - способы наладки и регулировки прицепных и навесных орудий;

      - системы полива;

      - садово-парковое освещение;

      - устройство прудов и водоемов;

      - цветы и цветники;

      - стили декоративного огорода, приемы его оформления;

      - уход за садом;

      - посадочный материал;

      - уход за газоном;

      - озеленение;

      - виды брака, причины и способы его предупреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся должен уметь:

- анализировать особенности территорий, предназначенных для озеленения;

- приводить примеры типов посадки деревьев, кустарников, газонов и вариантов цветочного оформления;

- подбирать ассортимент деревьев и кустарников для конкретного населенного пункта;

- размещать площадки и проектировать озеленение территорий в проектах;

- оформлять пояснительную записку с соблюдением требований ее оформления;

- оценивать выполненный проект;

- защищать проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

по технологии 10 класс

учитель: Даньшина Е.В.

Всего 34 часа, 1 час в неделю

Проектных плановых работ ___2_____

Зачетов _1_____ ,тестов __________,

Административно - контрольных работ______ .

Планирование составлено на основе примерной программы профильного уровня для 10 -11 классов, программы элективных курсов О.Г.Мельниковой «Основы ландшафтного дизайна», Кузнецовой Н.С. « Ландшафтный дизайн» с учетом химико – биологического профиля.

 

№ п.п

Наименование тем

Кол. час

примечание

 

Основы  садово-паркового искусства

 

3

 

1.1

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ на участке. Введение в предмет. Понятие - ландшафтный дизайн.

1

 

1.2

Ландшафтное озеленение участка. Ресурсы и факторы производства.

1

Мини – проект участка

1.3

Современные тенденции в ландшафтном дизайне.

1

презентация

 

Ведущие стили ландшафтного дизайна

 

14

 

2.1

Декоративно-цветущие и лиственные растения и кустарники

1

 

2.2

Разновидности сада

1

 

2.3

Стилистика сада. Направления.

1

 

2.4

Английский сад

1

 

2.5

Мавританский сад

1

 

2.6

Японский сад

1

 

2.7

Альпинарии. Альпийская горка.

1

 

2.8

Рокарии.

1

 

2.9

Сад камней. Философия сада.

1

 

2.10

Альпийский луг

1

 

2.11

Газон. Газонные травы.

1

 

2.12

Сады мира.

1

 

2.13

Творческий проект.  «Сад моей мечты»

1

 

2.14

Защита проекта.

1

 

 

Основы ландшафтного растениеводства

 

8

 

3.1

 Растения в ландшафтном дизайне. Основы создания растительных композиций. Роль растений в ландшафте

1

 

3.2

 Жизненные формы

1

 

3.3

 Основные факторы среды - почвы

 

1

 

3.4

Правила построения посадочных схем

1

 

3.5

Классификация растений для применения в ландшафтном дизайне

 

1

 

3.6

Живые изгороди.

1

 

3.7

Применение растений в разных стилях ландшафтного дизайна

1

 

3.8

Агротехника посадки и выращивания декоративных растений

 

1

 

 

Разработка дизайн - проекта

 

8

 

4.1

Постановка задачи: определение функциональных и эстетических требований, предъявляемых к выбранным объектам. Выбор стиля. Подбор материалов

 

1

 

4.2

 Эскиз или макет (по выбору).

 

1

 

4.3

 Предпроектный анализ территории

1

 

4.4

  Генеральный план

 

1

 

4.5

Разбивочный чертеж

1

 

4.6

Эскиз и схема водоемов, освещения, полива

1

 

4.7

Эскиз и схема цветников

1

 

4.8

 Разбивочный и посадочный план озеленения. Дендроплан и посадочная ведомость

1

 

 

Защита проекта. Зачет.

1

 

 

итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематическое планирование

по технологии 10 класс

 

 

№п.п

Наименование разделов

Количество часов

1

Основы  садово-паркового искусства

 

3

2

Ведущие стили ландшафтного дизайна

 

14

3

Основы ландшафтного растениеводства

 

8

4

Разработка дизайн - проекта

 

8

5

Защита проекта. Зачет.

1

 

итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса.

 

Учебная программа включает в себя 5 разделов, каждый последующий раздел логически связан с предыдущим.

 

Основы садово – паркового искусства.

История возникновения садово- паркового искусства. Приемы планировки и озеленения территорий. Стадии выполнения проекта озеленения территории. Состав проекта озеленения. Основной ассортимент зеленых насаждений, рекомендованный к использованию в городской застройке. Типы и нормы городских насаждений. Озеленение городских объектов, территории жилой застройки.

 

Ведущие стили ландшафтного дизайна.

Разнообразие стилей  ландшафтного дизайна. Отличительные особенности ведущих стилей дизайна. Декоративно-цветущие и лиственные растения и кустарники.  Знакомство с различными стилями и разновидностями сада: английский, мавританский, японский, альпинарии, рокарии и т. д.

 

Основы ландшафтного растениеводства

Сведения о растениях в ландшафтном дизайне. Основы создания растительных композиций. Роль растений в ландшафте. Жизненные формы. Основные факторы среды – почвы. Правила построения посадочных схем. Знакомство с классификацией растений для применения в ландшафтном дизайне. Живые изгороди и их роль в садово – парковой зоне.  Знакомство с агротехникой посадки и выращивания декоративных растений.

 

Разработка дизайн - проекта

Постановка задачи: определение функциональных и эстетических требований, предъявляемых к выбранным объектам. Выбор стиля. Подбор материалов. Эскиз или макет. Предварительный анализ территории.

Знакомство с составлением генерального плана . Составление эскизов и схем предполагаемых водоемов, возможного дополнительного или основного освещения , полива. Составление эскизов и схем цветников.

 

Защита проекта.

 Критерии оценивания творческого проекта.( Приложение 1)

 

Календарно – тематическое планирование

по технологии 11 класс

учитель: Даньшина Е.В.

Всего 34 часа, 1 час в неделю

Проектных плановых работ ___2_____

Зачетов _1_____ ,тестов __________,

Административно - контрольных работ______ .

Планирование составлено на основе примерной программы профильного уровня для 10 -11 классов, программы элективных курсов О.Г.Мельниковой «Основы ландшафтного дизайна», Кузнецовой Н.С. « Ландшафтный дизайн» с учетом химико – биологического профиля.

 

№п.п

Наименование тем и разделов

Кол.

час.

примечание

 

Применение современных методик творчества в проектировании

11

 

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

 

2

Понятие творчество в проектировании ландшафта.

1

 

3

Метод мозговой атаки в проектировании.

1

Карточки-задания

4

 Ассоциации и творческое мышление в проектировании

1

Карточки-задания

5

Применение МФО в проектировании.

1

Карточки-задания

6

Применение ФСА в проектировании

1

Карточки-задания

7

АРИЗ в проектировании

1

Карточки-задания

8

Рационализаторство в проектировании

1

 

9

Создание творческого проекта. Обоснование.

1

 

10

Создание творческого проекта. Основная часть.

1

 

11

Защита проекта.

1

 

 

Экология и дизайнерские решения.

4

 

12

Научно – техническая революция и ее влияние на окружающую среду.

1

доклад

13

Глобальные проблемы человечества.

1

доклад

14

Энергетика и экология

1

 

15

Загрязнение атмосферы

1

доклад

 

 Декоративная дендрология.

4

презентации

16

Основы физиологии и экологии растений. Природные растительные сообщества

1

 

17

 Деревья

1

 

18

 Кустарники. Живые изгороди

1

 

19

Травянистые многолетники. Почвопокровные. Однолетники.

1

 

 

Материаловедение.

2

 

20

Тротуарная плитка. Натуральный камень.
 Песок. Галька. Щебень. Бетон.

1

Экскурсия на предприятие

21

Грунт.Мульча.
 Пленка. Пластик

1

 

 

Садовый дизайн

3

 

22

Универсальные законы дизайна: композиция, пространство и перспектива, форма, линия, пропорциональность и масштабность. Ритм. Симметрия и равновесие. Доминанта. Колористика

1

Посещение выставки работ современных художников

23

Приемы садового дизайна: отражение, фокусы садовых перспектив, виста, границы

1

 

24

Малые архитектурные формы: беседки, перголы, водоемы, подпорные стенки, рокарий

1

 

 

Дизайн с растениями

5

Работы на пришкольном участке

25

Архитектоника растений. Форма. Фактура поверхности. Графика крон.

1

 

26

Сезонные изменения

1

 

27

 Колористика

1

 

28

Законы растительных композиций. Контраст. Доминанта. Нюанс

1

 

29

Фавориты садового дизайна

1

 

 

Строительство сада

4

 

30

Последовательность работ.

1

 

31

Подготовка почвы

1

 

32

Газон. Подготовка, посадка, уход

1

 

33

Технология посадки растений. Уход.

1

 

34

Дизайн-проект.

Защита проекта.

1

 

 

итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематическое планирование

по технологии 11 класс

 

 

№п.п

Наименование разделов

Кол.час

1

Применение современных методик творчества в проектировании

11

2

Экология и дизайнерские решения

4

3

Декоративная дендрология

4

4

Материаловедение.

2

5

Садовый дизайн

3

6

Дизайн с растениями

5

7

Строительство сада

4

8

Дизайн-проект.

Защита проекта

1

 

итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса.

 

 

Применение современных методик творчества в проектировании

 Проведение вводных инструктажей. Понятие творчества в проектировании ландшафтного пространства. Применение различных творческих подходов и методик. Знакомство с методами проектирования:

-мозговая атака,

-ассоциации и творческое мышление в проектировании.

- метод фокальных объектов,

- ФСА,

-АРИЗ.

Знакомство с понятием рационализаторство и внесение рационализаторских предложений при проектировании  и составлении дизайн – проектов.

Применение изученного материала в проектной деятельности. Составление проекта участка с применением изученных методик

 на выбор. Защита проекта.

 

Экология и дизайнерские решения

Научно – техническая революция и ее влияние на окружающую среду Изучение глобальных проблем человечества с позиций проектирования, дизайна. Главный принцип «не навреди». Энергетика и экология. Загрязнение атмосферы.

 

Декоративная дендрология.
Основы физиологии и экологии растений. Природные растительные сообщества.  Деревья ( климат, почва, зона и т.д.).
Кустарники (климат, почва). Живые изгороди.
Знакомство и повторение сведений о  травянистых многолетниках. Почвопокровные. Однолетники, применяемые в дизайн – проектах.

 

6. Материаловедение.
Знакомство с материалами и технологиями применения  при создании ландшафта. Тротуарная плитка. Натуральный камень. Песок. Галька. Щебень. Бетон. Грунт. Мульча. Пленка. Пластик. Знакомство с разновидностями инструмента и механизмов, применяемых при осуществлении проекта..
 
9. Садовый дизайн.
Универсальные законы дизайна: композиция, пространство и перспектива, форма, линия, пропорциональность и масштабность. Ритм. Симметрия и равновесие. Доминанта. Колористика.
Приемы садового дизайна: отражение, фокусы садовых перспектив, виста, границы.  Малые архитектурные формы: беседки, перголы, водоемы, подпорные стенки, рокарий.

 
10. Дизайн с растениями.
 Архитектоника растений. Форма. Фактура поверхности. Графика крон.Сезонные изменения. Колористика. Законы растительных композиций. Контраст. Доминанта. Нюанс.
Фавориты садового дизайна.


11. Строительство сада.
Последовательность работ. Подготовка почвы.  Газон. Подготовка, посадка, уход.  Технология посадки растений. Уход.

 
12. Дизайн-проект.
Зачетное занятие. Защита проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

Для учителя.

1. Ганичкина О. Большая книга садовода и огородника. ОНИКС 21век. Новая волна. Москва.2001г

2.Ландшафтный дизайн журналы 2006,2007,2008,2010гг.

3.Мак – Кой П. Ландшафтная архитектура Вашего сада. М.РОСМЭН,2001

4. Энциклопедия садовода

5. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Книга для учителя. Брянск.1998

 

Для учащихся.

1.Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся 5-9 кл. Брянск.1996

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа элективного курса "Ландшафтный дизайн" 10-11 кл"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа составлена с учетом примерной программы профильного уровня и с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

основы черчения, графики, дизайна;

творческая, проектная деятельность;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

 

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 052 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по технологии к теме "Профессиональная деятельность"
  • Учебник: «Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.
  • Тема: § 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства
  • 30.09.2020
  • 711
  • 13
«Технология (базовый уровень)», Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1233
    • DOCX 43.1 кбайт
    • 44 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Даньшина Елена Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Даньшина Елена Валерьевна
    Даньшина Елена Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10981
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 072 человека

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 575 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 295 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 091 человек

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек