Рабочая
программа элективного курса по математике «Решение алгебраических уравнений» в
9 классе
Пояснительная записка
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой,
объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты
которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения
образования, а также могут учитываться при формировании профильных 10 классов;
развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих
универсальных приемов и подходов при решении алгебраических уравнений. Экзаменационные
материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они
обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом
дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню
подготовки учащихся.
Цели элективного курса - подготовить
учащихся к сдаче основного государственного экзамена в соответствии с
требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
-
Повторить и обобщить знания и умения решения алгебраических уравнений за курс
основной общеобразовательной школы;
-
Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
-
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На
основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих
результатов:
-
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению уравнений в
заданиях теста.
-
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
-
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный
выбор этих заданий;
прикидка границ результатов.
Основные методические особенности курса:
1.
Максимальное использование наличного запаса знаний,
применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения
ответа простым и быстрым способом при решении алгебраических уравнений.
2.
Активное применение развивающих технологий: «Мозговой
штурм».
Структура курса
Курс рассчитан на 17 занятий. Включенный в программу
материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
- Линейные уравнения.
- Квадратные уравнения.
- Уравнения высших степеней.
- Уравнения, содержащие модуль.
- Уравнения с параметром.
- Графический способ решения уравнений и систем уравнений.
- Решение текстовых задач.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции,
практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной
тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с
постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После
изучения теоретического материала выполняются практические задания для его
закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,
их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически
проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и
тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения
заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь,
позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое
повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала,
поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся
встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется
по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и
лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная
оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации
учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного
труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации
(сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ). Количественная оценка
предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими
учебным материалом и производится по пятибалльной системе. Итоговый контроль
реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
Формы
проведения
|
Образовательный
продукт
|
Дата
|
Всего
|
Лекции
|
Практикум
|
план
|
факт
|
1
|
История
возникновения решения уравнений
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Мини-лекция
|
|
|
|
2-3
|
Линейные
уравнения
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Комбинирован-
ный урок
|
Овладение умениями решать линейные уравнения
различными способами
|
|
|
4-5
|
Квадратные
уравнения
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Мини-лекция,
работа в парах
|
Овладение разными формулами нахождения
корней квадратного уравнения общего вида, приведенного квадр. уравнения,
квадр. уравнения с четным коэффициентом при неизвестном первой степени
|
|
|
6-7
|
Уравнения
высших степеней
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Мини-лекция,
групповая работа
|
Умения решать уравнения высших степеней
|
|
|
8-9
|
Уравнения,
содержащие модуль
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Мини-лекция,
работа в парах
|
Овладение умениями решать уравнения с
модулями
|
|
|
10-11
|
Уравнения
с параметром
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Мини-лекция,
урок-практикум
|
Овладение умениями решать уравнения с
параметром
|
|
|
12-13
|
Графический
способ решения уравнений и систем уравнений
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Мини-лекция,
лабораторная работа
|
Обобщение знаний о различных функциях и их
графиках, решение уравнений графически
|
|
|
14-15
|
Решение
текстовых задач
|
2
|
0,5
|
1,5
|
Семинар,
групповая работа
|
Умение составлять уравнение по условию
задачи и его решение
|
|
|
16-17
|
Обобщающее
повторение
|
2
|
-
|
2
|
Тестирование
|
Умение работать с полным объемом теста ОГЭ
|
|
|
Содержание программы
Тема 1. История возникновения решения
уравнений
Тема 2. Линейные уравнения
Свойства
числовых равенств. Некоторые приемы решения линейных уравнений с одним
неизвестным и приводящиеся к ним.
Тема 3. Квадратные уравнения
Формула
нахождения корней квадратного уравнения общего вида, приведенного квадр.
уравнения, квадр. уравнения с четным коэффициентом при неизвестном первой
степени Различные методы решения систем уравнений (графический, метод
подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем
уравнений
Тема 4. Уравнения высших степеней
Деление
многочлен на многочлен. Способы решения уравнения высших степеней.
Тема 5. Уравнения, содержащие модуль
Модуль
числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и
неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.
Тема 6. Уравнения с параметром
Линейные
и квадратные уравнения с параметром, способы их решения. Применение теоремы
Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
Системы линейных уравнений.
Тема 7. Графический способ решения
уравнений и систем уравнений
Установление
соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения
прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений
прямой и параболы. Применение графиков при решении некоторых уравнений.
Тема 8. Решение текстовых задач
Решение
текстовых задач на проценты, сплавы, на перемещение, и на части с помощью
уравнений.
Тема 9. Обобщающее повторение
Решение
задач из контрольно-измерительных материалов для ОГЭ (полный текст).
Список литературы:
1.
Математика. Подготовка к государственной
(итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме. Казань, 2013
г. Республиканский центр мониторинга качества образования.
2. В.Ф.Осипов «Конкурсные задачи по
математике» с решениями и указаниями.
3. А. Л. Семенова, И. В. Ященко. ГИА 3000
задач. Математика. Издательство «Экзамен», 2014
г.
4. Г. И. Глейзер. История
математики в школе. Издательство «Просвещение», 1982
г.
5. Сучкова. Развитие мыслительной
деятельности учащихся. Приложение «Математика»
6. А. П. Ершова, В. В. Голобородько.
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 классов.
7. Л.Ф. Тихомирова. Развитие
интеллектуальных способностей школьника. Ярославль «Академия развития».
8. А. Х. Шахмейстер. Уравнения. Пособие для
школьников, абитуриентов и учителей. Издательство Московского университета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.