Введение в молекулярную биологию.
9 класс
Пояснительная записка.
Современная система школьного биологического образования ставит задачу приобретения учащимися интегративных умений и навыков, которые позволят лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Элективные курсы по биологии позволяют повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания.
Содержательный материал курсов расширяет, конкретизирует блоки «Основы цитологии», «Основы биохимии», которые изучаются в базовом курсе биологии 9 -11 классов.
В последнее время в материалах КИМов ЕГЭ и ОГЭ по биологии данные темы являются одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности, но более часто в части С в виде задач. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
наблюдение
измерение
экспериментирование
математический анализ полученных данных
работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
Особое место в курсе занимает материал, который посвящен биохимии и генетике человека. В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в элективном курсе.
Данный курс соответствует положению концепции профильного обучения, то есть позволяет ребенку оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор биологического профиля, позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии. Логичность и последовательность материала осуществляется в связи последующих тем с предыдущими.
Программа позволяет установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, создание индивидуальных коррекционных планов для каждого ученика.
Цели курса:
Формирование современных знаний в области биохимии и молекулярной биологии,
Развитие способности использовать знания, полученные на занятиях
по биологии при изучении других школьных дисциплин естественно - научного цикла.
Задачи: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
Интеллектуальных и практических умений в области биохимии и цитологии живых организмов и человека в том числе.
Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Содержание курса составляют знания по молекулярной биологии .
Курс рассчитан на 17 часов.
Методы:
лекционный метод передачи знаний;
практический метод: решение задач, лабораторные и практические работы;
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Находить нуклеотидный состав ДНК, РНК на основе принципа комплементарности и в соответствии с правилом Чаргаффа.
Составлять биохимические уравнения синтеза белка из аминокислот.
Объяснять механизм наследования генетических признаков у живых организмов, в том числе и у человека.
Решать задачи на нахождение количества наборов и хромосом у живых организмов, нуклеотидный состав участка гена, м-ИНК, транслирующегося при этом белка, используя таблицу генетического кода.
5. Владеть биологической терминологией, применять термины и понятия в
зависимости от темы.
Объяснять причины возникновения атипичных признаков у организмов, действием фенотипической экспрессии мутантных генов, в том числе и в популяции человека, при этом связывая мейоз, митоз и мутагенные факторы.
Оценивать генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
Строение и функции ДНК и РНК в клетке.
Аминокислотный состав белковой молекулы и принципы ее построения.
Строение и функционирование клетки, как функциональной единицы живых систем.
Особенности митоза и мейоза клеток.
Закономерности эмбрионального развития организмов на стадиях бластулы, гаструлы и нейрулы.
Определение и свойства генетического кода.
Геном организмов и генетические карты.
Методы изучения наследственности человека.
Способы решения задач по молекулярной биологии и биохимии.
Содержание программы. 1.Белки как биополимеры 3 часа.
Строение и свойства белковой молекулы как биополимера. Аминокислотный состав белковой молекулы. Составление биохимических уравнений синтеза белковой молекулы, пептидная связь. Свойства и функции белка. Ферментативная функция белков в клетке. Современные представления о ферментах.
2. ДНК и РНК как биополимеры 4 часа.
Нуклеиновые кислоты как биополимеры. Решение задач на репликацию ДНК по принципу комплементарности, правило Э. Чаргаффа, нахождение состава и формульных размеров нуклеиновых кислот.
3. Генетический код и его свойства 3 часа.
Генетический код и его свойства. Связь транскрипции ДНК и трансляции белка. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на проявление мутаций в ДНК и синтезируемом белке. Связующая роль ферментов в транскрипции и трансляции. Решение задач на транскрипцию ДНК и трансляцию белка.
4.Строение клетки 2 часа.
Клеточная теория и ее значение. Двумембранные и одномембранные органоиды клетки. Отличительные особенности животной, растительной, грибной клетки. Прокариоты и эукариоты.
5.Деленне клетки - митоз и мейоз 4 часа.
Мейоз и митоз как способы деления клеток. Сравнительная характеристика митоза и мейоза. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на ход и результаты митоза и мейоза. Биологическое значение митоза и мейоза. Решение задач на нахождение числа гаплоидного набора хромосом у организма.
6.Защита проектов. 1 час
Календарно — тематическое планирование.
Тема
Количество часов
Дата проведения
1.
Белки как биополимеры.
1
02.09
2
Свойства и функции белка.
1
09.09
3
Ферментативная функция белков в клетке. Современные представления о ферментах.
1
16.09
4.
ДНК и РНК как биополимеры.
1
23.09
5
Решение задач на репликацию ДНК по принципу комплементарности.
1
30.09
6
Правило Э. Чаргаффа.
1
07.10
7
Нахождение состава и формульных размеров нуклеиновых кислот.
1
14.10
8
Генетический код и его свойства.
1
21.10
9
Связь транскрипции ДНК и трансляции белка. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на проявление мутаций в ДНК и синтезируемом белке.
1
28.10
10
Связующая роль ферментов в транскрипции и
трансляции. Решение задач на транскрипцию ДНК и трансляцию белка.
1
11.11
11
Строение клетки. Клеточная теория и ее значение. Двумембранные и одномембранные органоиды клетки.
1
18..11
12
Отличительные особенности животной, растительной, грибной клетки. Прокариоты и эукариоты.
1
25.11
13
Деление клетки как способ передачи наследственной информации. Способы деления клетки.
1
02.12
14
Мейоз и митоз как способы деления клеток. Биологическое значение митоза и мейоза.
1
09.12
15
Сравнительная характеристика митоза и мейоза. Влияние факторов внешней среды и вредных привычек человека на ход и результаты митоза и мейоза.
1
16.12
16
Решение задач на нахождение числа гаплоидного набора хромосом у организма.
1
23.12
17
Итоговый зачет. Защита проектов.
1
23.12
Всего
17 часов
Литература
1.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. М. Дрофа,2013.
2.Шустанова Т.А. Молекулярная биология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.
3. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.
4.Анастасова Л.А. Способы решения задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.
5.Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии. М.:Мирос.1992
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Современная система школьного биологического образования ставит задачу приобретения учащимися интегративных умений и навыков, которые позволят лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Элективные курсы по биологии позволяют повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дают возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 07.01.2015 |
Раздел | Биология |
Подраздел | |
Просмотров | 3828 |
Номер материала | 42022 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: