Инфоурок Химия Другие методич. материалыРабочая программа элективного курса химии для учащихся 9 класса "Решение расчётных задач по химии"

Рабочая программа элективного курса химии для учащихся 9 класса "Решение расчётных задач по химии"

Скачать материал

                                                                                          Утверждаю

                                                                                   Директор __________О.Б.Худяков

                                                                                        Приказ  №_______ от________2014г.

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса  

 химии

для обучающихся 9 а класса

МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа №41»

на 2014-2015 учебный год

 

Автор программы: С.В. Глухова, учитель химии

 

 

 

 

п. Новогорный   г. Озерск Челябинская область

2014год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня:

• Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2,  ст.12, ст.28, ст.30, п.6, ст.47,  ст. 48);

• Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089);

• Федеральным базисным учебным планом (приказ МОиН РФ от 09 марта 2004 г. №1312);

• Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012г.  №05-2680;

• Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. Ms 28-02-484/16;

Методическими рекомендациями по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году»;

с нормативными правовыми документами

• Уставом МБОУ «СОШ №41»;

• Основной образовательной программой МБОУ «СОШ №41» основного и среднего уровней общего образования;

• Локальными нормативными актами МБОУ «СОШ №41».

              В связи с сокращением программы по химии в 8 и 9 классах на 1 час, сократилось количество часов, отведённых на решение задач. Вследствие этого выпускники 9-х классов слабо решают расчётные задачи. Данный курс позволяет обучить выпускников решению расчётных задач разных типов.

              Цель курса: показать помощь  обучающимся сориентироваться в выборе профиля; восполнить пробелы их  предыдущей подготовки; дать возможность получить опыт решения расчётных задач по химии.

           

              Элективный курс составлен на основе программы Н.В. Ширшиной из сборника элективных курсов издательства «Учитель – 2005 », города  Волгоград. В программе увеличен раздел «Задачи на растворы», за счёт этого объём программы увеличился с 12 до 15 часов.

Элективный курс «Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 9-х классов и носит предметно-ориентированный характер.

              На занятиях элективного курса применяются: познавательная деятельность обучающихся; методы научного познания; умения характеризовать, объяснять и классифицировать задачи разных типов. Из 15 занятий – 1 комбинированный урок, 14 уроков-практикумов, 3 урока (заключительные уроки тем содержат кратковременные – 20 минутные проверочные работы по решению задач определённого типа), последний урок – 20 минутная проверочная работа, включающая комбинированные задачи из всех изученных тем. Элективный курс развивает умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе и индивидуально, решать расчётные задачи по алгоритму .

              Содержательная часть программы состоит из 4 разделов: вычисление по химическим формулам, вычисления по химическим уравнениям,  решение задач на растворы, решение комбинированных задач повышенного уровня сложности.

        

Содержание учебного курса

№ темы

Название темы

Число часов

№ урока

Тема занятий

1

Вычисление по химическим формулам

 

 

2

 

1

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе в долях

2

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе в процентах

2

Вычисления по химическим уравнениям

 

 

5

 

 

 

 

 

3

Вычисление массы вещества по известной массе вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

4

Вычисление объёма вещества по известному объёму вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

5

Вычисление количества вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

6

Вычисление массы, объёма, количества вещества по известному количеству вещества, массе, объёму одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

7

Вычисление массы, объёма, количества вещества продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.

3

 Решение задач на растворы

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 

 

8

Вычисление массовой доли в процентах растворённого вещества в растворе.

9

Вычисление массы растворённого вещества в растворе по известной массовой доле.

10

Вычисление массовой доли в процентах растворённого вещества в растворе с использованием данных об объёме и плотности раствора.

11

Вычисление массы растворённого вещества в растворе по известной массовой доле с использованием данных об объёме и плотности раствора.

12

Вычисление массы продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

13

Вычисление количества вещества продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

14

Вычисление объёма продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

4

Решение комбинированных задач повышенного уровня сложности.

1

15

Решение комбинированных задач повышенного уровня сложности.

 

 Реализация национально-регионального компонента не предусмотрена.

 

Календарно–тематическое  планирование

 

№ урока

Тема урока

Элементы  содержания (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

 

Тип урока

Требования  к уровню подготовки учащихся (следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»);

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Вычисление по химическим формулам (2 часа)

05.09-

12.09

 

1

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе в долях

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы

комбинированный

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения

индивидуальный опрос у доски

Задача 3.34

05.09

 

2

Вычисление массовой доли химического элемента в веществе в процентах

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы

урок-практикум

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения

индивидуальный опрос у доски,

проверочная работа

Задача 3.50

12.09

 

2

Вычисления по химическим уравнениям (5 часов)

19.09-

17.10

 

3

Вычисление массы вещества по известной массе вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массу вещества по известной массе вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

индивидуальный опрос у доски

Выполнить работу над ошибками, задача 1.8

19.09

 

4

Вычисление объёма вещества по известному объёму вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять объём  вещества по известному объёму вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

индивидуальный опрос у доски

Задача 1.4

26.09

 

5

Вычисление количества вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять количество вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

индивидуальный опрос у доски

Задача в тетради

03.10

 

6

Вычисление массы, объёма, количества вещества по известному количеству вещества, массе, объёму одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массу, объём, количество вещества по известному количеству вещества, массе, объёму одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ

индивидуальный опрос у доски

Задача 1.49

10.10

 

7

Вычисление массы, объёма, количества вещества продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массу, объём, количество вещества продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.

индивидуальный опрос у доски,

проверочная работа

Задача 2.9

17.10

 

3

Решение задач на растворы (7 часов)

24.10-

19.12

 

8

Вычисление массовой доли в процентах растворённого вещества в растворе.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массовую долю в процентах растворённого вещества в растворе.

индивидуальный опрос у доски

Задача 1.3

24.10

 

9

Вычисление массы растворённого вещества в растворе по известной массовой доле.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массу растворённого вещества в растворе по известной массовой доле.

индивидуальный опрос у доски

Задача 1.27

14.11

 

10

Вычисление массовой доли в процентах растворённого вещества в растворе с использованием данных об объёме и плотности раствора.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массовую долю в процентах растворённого вещества в растворе с использованием данных об объёме и плотности раствора.

индивидуальный опрос у доски

Задача 1.50

21.11

 

11

Вычисление массы растворённого вещества в растворе по известной массовой доле с использованием данных об объёме и плотности раствора.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массовую долю в процентах растворённого вещества в растворе с использованием данных об объёме и плотности раствора.

индивидуальный опрос у доски

Задача 1.48

28.11

 

12

Вычисление массы продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять массу продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

индивидуальный опрос у доски

Задача 2.11

05.12

 

13

Вычисление количества вещества продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять количество вещества продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

индивидуальный опрос у доски

Задача 2.19

12.12

 

14

Вычисление объёма продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

алгоритм  решения задач

урок-практикум

Вычислять объём продукта реакции, если для его получения дан раствор с массовой долей (в процентах) исходного вещества.

индивидуальный опрос у доски, проверочная работа

Задача 2.17

19.12

 

4

Решение комбинированных задач повышенного уровня сложности (1 час)

26.12

 

15

Решение комбинированных задач повышенного уровня сложности

 

урок-практикум

Решать комбинированные задач повышенного уровня сложности

индивидуальный опрос у доски

 

26.12

 

 

Перечень  компонентов учебно-методического комплекса

1.      Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Г.Г. Лысова. - 18-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2011.

2.      Химия. Сборник задач для проведения экзамена по химии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 1999.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

           Выпускник  должен:

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массымоль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава

уметь:

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Характеристика контрольно-измерительных материалов

             Оценивание уровня подготовки обучающихся планируется проводить на каждом занятии, форма контрольно-измерительных материалов – решение задач, кратковременные проверочные работы на последнем уроке темы.

Литература:

Химия. Сборник задач для проведения экзамена по химии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 1999.

Итоговая проверочная работа

Вариант 1

1.      Вычислите массу и количество вещества оксида азота (II), выделившегося при взаимодействии меди с 200 г 16% раствора азотной кислоты.

2.      Сколько граммов хлорида калия нужно взять для приготовления 0,8 л раствора (плотность которого 1,1 г/мл) с массовой долей хлорида калия 16%.

3.      К 650 мл раствора с массовой долей гидроксида натрия 40% (плотность раствора 1,44 г/мл) прилили 250 мл воды. Определите массовую долю (в %) гидроксида натрия в полученном растворе.

4.      Железную болванку массой 7,6 г, содержащую 25% примесей, обработали соляной кислотой. Какой объём водорода (н. у.) при этом выделится.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа элективного курса химии для учащихся 9 класса "Решение расчётных задач по химии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный курс позволяет обучить выпускников решению расчётных задач разных типов.

              Цель курса: оказать помощь  обучающимся сориентироваться в выборе профиля; восполнить пробелы их  предыдущей подготовки; дать возможность получить опыт решения расчётных задач.

 

Элективный курс «Решение расчётных задач по химии» носит предметно-ориентированный характер.

 

              На занятиях элективного курса  формируются умения характеризовать, объяснять и классифицировать задачи разных типов. Из 15 занятий – 1 комбинированный урок, 14 уроков-практикумов, 3 урока (заключительные уроки тем содержат кратковременные – 20 минутные проверочные работы по решению задач определённого типа), последний урок – 20 минутная проверочная работа, включающая комбинированные задачи из всех изученных тем. 

              В заключении приведён текст итоговой проверочной работы

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 166 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 440
    • DOCX 23.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Глухова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Глухова Светлана Викторовна
    Глухова Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22024
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 378 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 656 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 253 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек