Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 57»
Рассмотрено на
заседании Составлена на основе реко-
методического
объединения мендованной государствен-
«28» августа 2013
г. ной программы и требований
протокол №
1 к минимуму содержания
Принято на заседании
педагогического совета № 11
«30» августа 2013 г.
Утверждено:
приказ № 199- од
от «02» сентября 2013 г.
Директор МОУ «СОШ № 57»
_________________ /А. И. Дудин/
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
БИОЛОГИЯ
( 7 КЛАСС)
Составитель:
Иванова М.А.
учитель биологии.
1 категория
Рецензент: Борисова
В.С., учитель биологии, высшая квалификационная категория
2013/2014 учебный
год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ»
7
КЛАСС
Программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
и обеспечена УМК для 7-го классов авторов А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, С.Н. Ловягина, А.С.
Раутиана, Е.И. Родионовой, Г.Э. Белицкой*.
Пояснительная
записка
Биология является одним из ведущих предметов
естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет
огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности
ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение
окружающей среды – места жизни всего человечества. Однако авторитет биологии в
школе, к сожалению, оказывается невелик (недаром слово «ботаник» используется в
уничижительном плане). Анализ состояния преподавания биологии свидетельствует,
что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.
Часто ответы в учебниках на вопрос «Как?» преобладают над ответами «Почему?»,
изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, строение
живых организмов описывается отдельно от их функционирования и т.п.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем,
авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции,
связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в
основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы
вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной
программы «Школа 2100»**.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;
принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности
содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к
миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как
мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип
управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в
жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной
деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего
развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования
потребности в творчестве и умений творчества.
В соответствии с Образовательной программой «Школа
2100»* каждый школьный предмет, в том числе и биология,
своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать
формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который
сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать
новые знания всю жизнь.
Изложенные основные направления (линии) развития
учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения
предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной
школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
1) Осознание учениками исключительной роли
жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных
процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее
биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной
геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными
природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере.
Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию
мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и
функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного
ведения планетарного хозяйства.
2) Формирование представления о природе как
развивающейся системе. Космология
и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали
окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным
объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее, последние
достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль
биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях
многократно возрастает. Наконец, школьная биология как никакая другая учебная
дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства
системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
3) Освоение элементарных биологических основ
медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в
его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о
естественнонаучных основах всех перечисленных отраслей человеческой
деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных
биологических знаний.
4) Овладение наиболее употребительными
понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом
биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком
возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей
практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь,
сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз,
ударивший до выпадения снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать поля
весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с не
известной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какого рода книге или у
какого специалиста ему надо проконсультироваться. Наконец, без изучения основ
биологии применение на практике знаний других естественных и общественных
предметов может оказаться опасным как для него самого, так и для окружающих.
5) Оценка биологического риска взаимоотношений
человека и природы на основе
овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные
условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека.
Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько
высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся
источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся
деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием
(императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может
устранить угрозу самоистребления человечества.
6) Оценка поведения человека с точки зрения
здорового образа жизни. Первым
условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его
сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство
призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения.
Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего
общества и каждого человека в отдельности.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами
предмета «Биология» имеют свое начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов*. Он был
направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе
деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и
найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и
закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
Особенности изучения биологии в 7 классе
7-й класс. «Биология. Разнообразие организмов:
животные». Программа 7-го
класса продолжает и развивает функциональный и сравнительный подход,
заложенный программой предыдущего года обучения. Однако, учитывая гораздо
большее фундаментальное разнообразие животных, потребовалось его дополнить.
Впервые в школьный курс вводится рассмотрение основных
планов строения всех крупных групп животного царства, которое производится в
сравнении. Этот подход был развит выдающимся русским зоологом и сравнительным
анатомом В.Н. Беклемишевым и представляет собой самое крупное достижение
зоологии за последние 50 лет. Главная особенность этого подхода заключается в
том, что основные системы органов в теле животного рассматриваются в их
функциональных взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, в
противоположность традиционно изолированному рассмотрению отдельных систем и
функций животного. Это позволяет обеспечить целостный подход к рассмотрению
строения и функций организма.
Такого рода структура курса позволяет избавиться от
неизбежных повторений в тех случаях, когда та или иная система органов у двух
групп животных сходна. При этом вместо ее повторного изложения учителем (в
режиме изучения нового материала) отдается предпочтение повторению знаний
самими учениками. Это позволяет уделить на уроках больше времени изучению
преобразований тех систем органов, которые играли ведущую роль в происхождении
и эволюции данного таксона.
Использованный метод изложения материала позволяет
представить эволюционную последовательность усложняющихся конструкций
животных как постепенное совершенствование присущих им всем фундаментальных
функций. Такой подход одновременно оказывается необходимым предварением
материала общей биологии (закономерности эволюции, закон зародышевого
сходства, биологический прогресс) на конкретном материале зоологии.
Основная же цель всех этих новшеств – достигнуть более
глубокого понимания учениками природы изучаемых животных, их строения в связи
с жизнедеятельностью.
В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в
неделю – 1 час (34 в год)
Настоящая программа по биологии для основной школы
является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы А.А.
Вахрушев, А.С. Раутиан) и составляет вместе с другими предметами (физической
географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания.
Перечисленные ниже основные идеи курса находят свой фундамент в курсе
«Окружающего мира».
Функционально-целостный подход к явлениям
жизни. Жизнь – свойство
целого, а не его частей. Поэтому в программах 5–7 классов строение и функции
организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде
целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой
части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го
класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании
гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы
9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого
существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.
Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в
том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения
предмета в основной средней школе. В программе 5–7-го классов показана историческая связь
планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В
программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и
функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно
проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
Экосистемный подход. По нашему мнению, среднее биологическое
образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение
более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 9-го класс
показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, в программе
5-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и
средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах, в программе 8-го
класса – роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и
здоровья.
Сравнительный метод (теория
классификаций).
Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого
нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно
значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы
считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и
введения его основ в школьную программу. Наиболее последовательное и полное
развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 5 и 7
классов введены разделы, посвященные сравнительному методу.
На этапе введения знаний используется технология
проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать
исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.
Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных
областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев,
М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский,
А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве
постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия
новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной
ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель
сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики
осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать
и проверять гипотезы*.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
|
Название раздела
или темы
|
Количество часов на раздел или тему
|
Из них
|
практические (лабораторные) работы
|
контрольные работы
|
1.
|
ЗООЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОТНЫХ
|
|
|
|
2.
|
Важнейший метод
науки
|
1
|
|
|
3.
|
Гомологичные органы
|
1
|
|
|
4.
|
Что изучает
систематика
|
1
|
|
|
5.
|
План строения
животной клетки
|
1
|
|
|
6.
|
План строения
животного
|
1
|
|
|
7.
|
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
|
|
|
|
8.
|
Простейшие (клетка
в роли организма)
|
2
|
1
|
|
9.
|
Размножение –
основа жизни
|
1
|
|
|
10.
|
Большая роль
маленьких простейших
|
1
|
|
|
11.
|
Возникновение
многоклеточных
|
1
|
|
|
12.
|
Настоящие
многоклеточные
|
2
|
|
|
13.
|
Плоские черви
(рожденные ползать)
|
2
|
|
|
14.
|
Круглые черви и
прогресс
|
2
|
|
|
15.
|
Простейшие и низшие
многоклеточные. Повторение. Контрольная работа
|
2
|
|
1
|
16.
|
Кольчатые черви
(сегментированные животные)
|
1
|
|
|
17.
|
Кольчатые черви в
экосистемах
|
1
|
|
|
18.
|
Животные с наружным
скелетом
|
1
|
|
|
19.
|
Моллюски – тихоходы
|
2
|
1
|
|
20.
|
Ракообразные –
водные членистоногие
|
2
|
|
|
21.
|
Паукообразные –
жители суши
|
2
|
|
|
22.
|
Насекомые –
рекордсмены многообразия
|
1
|
1
|
|
23.
|
Превратности
превращений
|
1
|
|
|
24.
|
Слагаемые успеха
насекомых
|
2
|
|
|
25.
|
Насекомые в
экосистемах суши
|
1
|
|
|
26.
|
Высшие
многоклеточные беспозвоночные. Повторение. Контрольная работа
|
2
|
|
1
|
27.
|
ПОЗВОНОЧНЫЕ И ИХ «РОДНЯ» (Тип хордовые)
|
|
|
|
28.
|
Низшие хордовые
(наши морские предки)
|
1
|
|
|
29.
|
Рыбы – водные
позвоночные
|
2
|
1
|
|
30.
|
Жизненный цикл рыб
|
1
|
|
|
31.
|
Разнообразие рыб
|
2
|
|
|
32.
|
Рыбные ресурсы
|
1
|
|
|
33.
|
Земноводные –
первые наземные позвоночные
|
2
|
|
|
34.
|
Дети водной среды
|
1
|
|
|
35.
|
Хордовые (часть 1).
Повторение. Контрольная работа
|
1
|
|
1
|
36.
|
Пресмыкающиеся –
первые хозяева суши
|
2
|
|
|
37.
|
Многообразие
пресмыкающихся (разделение среды обитания)
|
2
|
|
|
38.
|
Плата за
независимость
|
1
|
1
|
|
39.
|
Птицы (рожденные
для полета)
|
2
|
|
|
40.
|
Под материнским
крылом
|
1
|
1
|
|
41.
|
Сезонный цикл и
перелеты птиц
(в поисках сезонной
выгоды)
|
1
|
|
|
42.
|
Жизненные формы
птиц
|
2
|
|
|
43.
|
Птицы и люди
|
1
|
|
|
44.
|
Млекопитающие
(Звери: «из грязи – в князи»)
|
2
|
1
|
|
45.
|
Забота о потомстве
у млекопитающих (Как вырастить смышленое дитя)
|
1
|
|
|
46.
|
Охотники за
насекомыми
|
1
|
|
|
47.
|
Обитатели пастбищ
|
1
|
|
|
48.
|
На вершине
экологической пирамиды
|
1
|
|
|
49.
|
Грызуны и
зайцеобразные (малые, да удалые)
|
1
|
|
|
50.
|
Приматы (наше
родословное древо)
|
1
|
|
|
51.
|
Развитие животного
мира
|
1
|
|
|
52.
|
Тип хордовые.
Повторение.
|
1
|
|
|
53.
|
Контрольная работа
|
1
|
|
1
|
54.
|
Итого
|
68
|
7
|
4
|
Требования
к знаниям и умениям учащихся
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное
целостное мировоззрение:
– осознавать
современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,
атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения
происходящего в мире;
–
с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
–
учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность
их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для
объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения
жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и
изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий
отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора
индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и
соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения,
привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего,
а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять
ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к
природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и
осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в
необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора
стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии
развития – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия
развития).
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и
формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе)
план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче)
адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и
самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному
плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя
самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными
критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая
результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать
оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины
своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей
индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам
и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким
я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать понятия:
–
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
–
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
–
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением
существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления
общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде
конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного
вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления
информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от
адресата.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации
разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и
коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь
выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и
сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и
прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен).
Учиться критично относиться к своему
мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в
малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли
жизни:
– определять роль в природе
изученных групп животных.
2-я линия развития – рассмотрение биологических
процессов в развитии:
– приводить примеры
приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты,
свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им
объяснение;
– объяснять приспособления на
разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование
биологических знаний в быту:
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и
хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков
болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых,
промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.)
на примере своей местности, объяснять их значение.
4-я линия развития – объяснять мир с
точки зрения биологии:
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие,
типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков,
членистоногих (в т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч.
классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
– объяснять строение и
жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные,
плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т.ч.
ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);
– характеризовать основные
экологические группы изученных групп животных;
– понимать смысл биологических
терминов;
– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
– проводить наблюдения за
жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их
результаты.
5-я линия развития – оценивать риск
взаимоотношений человека и природы:
– соблюдать и объяснять правила
поведения в природе;
– характеризовать способы
рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.
6-я линия развития – оценивать поведение
человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии
при соблюдении правил повседневной гигиены;
– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых
паразитическими животными.
Учебно –
методическая литература
Для реализации целей и задач обучения биологии
по данной программе используется УМК по биологии Образовательной системы «Школа
2100» (издательство «Баласс»).
1. Вахрушев А.А., Ловягин С.Н.,
Раутиан А.С. Биология. Обо всём живом. Учебник для 5-го класса.
2. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С.
Биология. Они растут, цветут и пахнут. Учебник для 6-го класса.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса.
4. Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э.,
Раутиан А.С. Биология. Познай себя. Учебник для 8-го класса.
5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Родионова Е.И. Биология. Порядок в живых организмах. Учебник для 9-го
класса.
6. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан
А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 5 класс.
7. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.
8. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан
А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 6 класс.
9. Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Биология». 6 класс.
10. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Ловягин С.Н.,
Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 7-й класс.
9. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические
рекомендации для учителя к учебнику «О тех, кто растёт, но не бегает». 6-й
класс.
11. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
Биология. От амёбы до человека. 7 класс. Методические рекомендации для учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.