«Утверждаю»
Директор
МАОУ «Лицей №5»
______________ Сергеев Н.И.
.
Приказ № ________2014 года
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности «Красная строка»
Срок реализации: 1 год
Возраст
учащихся: 11-12 лет
Руководитель:
Яковлева И.И.
Рабочая
программа внеурочной деятельности «Красная строка», авторская,
общеинтеллектуальной направленности.
Автор:
Яковлева И.И.
Программа
рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета. Протокол №1 от 28
августа 2014 года.
Председатель педагогического
совета ________________Н.И. Сергеев
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности
«Красная строка» для 6 класса разработана на основе авторской
общеобразовательной программы внеурочной деятельности
«Красная строка» по гуманитарному направлению в
соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования.
Цели настоящей программы:
- содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию
учащихся через совершенствование их языкового мышления, детского речевого творчества;
- пробудить у
детей потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного
слова и над своей речью; -
формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству. Данная
программа носит практический характер и призвана
способствовать развитию самопознанию учащихся и самораскрытию их творческих
способностей, и направлена на удовлетворение
специфических познавательных интересов школьников в области журналистики, выходящей
за рамки учебного предмета (литературы и русского языка), но способствующей созданию положительной мотивации
обучающихся к предметам гуманитарного цикла. В программе расширена понятийная
основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она
вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на
речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности,
овладеть навыками самоконтроля. Для каждого года обучения выделяются
коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной деятельности.
Каждый блок включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить
через понятия свой практический опыт; коммуникативно - деятельностный
компонент, формирующий коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент,
направленный на развитие навыков самопроверки. Отличительной
особенностью занятий является система, где ребенок
узнает что-то новое, обогащает свой словарный запас, постигает лексическое
многообразие и образность родного языка, приобретая навыки самостоятельной
работы. Практическая
направленность раскрывает умения видеть прекрасное, понять его и оценить. В ходе
занятий обучающиеся расширяют кругозор, создают свои произведения и получают
оценку слушателей, что содействует мотивации участия детей в работе кружка. Технологии,
используемые в системе занятий по программе «Красная строка», ориентированы на
то, чтобы учащийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть
общеучебными и специальными навыками.
Формы
занятия, предусмотренные программой:
1. свободная
творческая дискуссия; 2.
выполнение творческих заданий; 3.
экскурсии; 4.
активные методы формирования системы общения; 5.практическая
работа (подготовка материалов для публикаций в прессе); 6.
участие в проектной деятельности.
В
основу реализации программы положены личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения программы.
Личностные
результаты обучения
1) Овладение
речеведческими навыками устной и письменной речи.
2) Осознание
роли публичного выступления в речи людей.
3) Развитие
интереса к созданию собственных текстов (письма, открытки, репортажа).
4) Умение
работать в группе.
Метапредметные
результаты обучения
1) Владение
всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение).
2) Способность
участвовать в речевом общении (выступление перед аудиторией, участие в спорах,
обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации).
3) Владение
приемами отбора и систематизации материала на определенную тему (умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передачи информации).
4) Навык
создания устных и письменных текстов разных типов, стилей речи с учетом
замысла, адресата и ситуации общения.
Предметные результаты обучения
1) Усвоение
основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц.
2) Овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой деятельности при создании устных и письменных
текстов.
3) Осознание
эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов.
Формы промежуточного контроля
Контроль
достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый.
Контроль репродуктивных навыков проводится в форме контрольной работы,
связанной с усвоением материала по теме. Контроль продуктивных навыков
проводится по итогам обучения навыкам создания документа. Итоговой формой
контроля является публичное (групповое) выступление на заданную тему.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В
результате изучения данного курса ученик
должен
знать:
§ - основные цели
и задачи средств массовой информации;
§ - основные
жанры журналистики;
§ основные типы письменных документов;
§ основы риторики и
публичного выступления
уметь:
§
правильно составлять
письменное сообщение необходимого формата и вида.
§
владеть речеведческими
навыками устной и письменной речи.
§ собирать информацию из разных источников и работать с ней;
§ общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести
интервью.
§ работать
с книгой
§ выявлять
авторскую позицию;
§ выражать
свое отношение к прочитанному;
§ строить
устные и письменные высказывания;
§ участвовать
в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
§ Уметь
использовать полученные знания в практике речевого общения.
Содержание
рабочей программы
Раздел
1. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Этапы
развития письма. Типы письма. Основные типы письменных
документов. Типы деловых писем (письмо – просьба, письмо – претензия, письмо –
извинение). Почтовая открытка. Типы открыток, формат открытки,
обращение, завершающая фраза, подпись и порядок написания адреса. Личное
письмо. Формат письма, форма обращения в личном письме, завершающая фраза,
подпись, стиль. Виды писем. Телеграмма. Правила оформления и отправки телеграммы, требования к ее
тексту.
Раздел 2. Основы
риторики и публичного выступления. Что
такое быть оратором. Ораторское искусство. Рождение текста. Обязательные части
публичного выступления. Нормы этикета. Что и как мы говорим? Вербальные и
невербальные формы передачи информации. Групповое выступление. Особенности
группового выступления.
Средства контроля
Практическая
работа №1 «Письмо претензия о качестве товара»
Письмо 1:
Уважаемый Иван Иванович!
Я заказал [товары] из вашего каталога [дата]. Я получил заказ [дата] и был
очень разочарован. Я получил абсолютно отличающиеся товары от тех, которые были
изображены в каталоге. Я возвращаю заказ и прошу полностью вернуть оплаченную
сумму.
С уважением,
Петр Петров
Письмо 2:
Уважаемый Иван Иванович!
[дата] я приобрел в вашем магазине мобильный телефон [марка, модель],
стоимостью [сумма]. На него установлен гарантийный срок [число] месяцев.
В течение первых [число] дней эксплуатации в мобильном телефоне выявлены
следующие недостатки:
- недостаток
- недостаток
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» прошу расторгнуть
договор купли-продажи.
Приложение:
- копия кассового (товарного) чека
- копия гарантийного талона
С уважением,
Петр Петров
Практическая
работа №2 «Письмо - извинение»
Уважаемый Иван Иванович!
Компания ООО "Делопись.ру" приносит свои извинения за задержку в
отгрузке оборудования для окраски. В качестве компенсации, всем покупателям,
заказавшим и оплатившим оборудование от [дата] мы предлагаем доставку
оплаченного оборудования до дверей Вашего склада по всей России! Задержка
сроком на [число] дней в поставке оборудования связана с [причина]. Еще
раз примите наши искренние извинения за задержку в отгрузке товара, по вине
[…].
С уважением,
Петр Петров
Уважаемый (-ая) [имя получателя]!
Магазин
[название организации] приносит извинения своим клиента за задержку ожидаемого
груза, которая вызвана затруднениями в перевозке.
Транспортная компания, услугами которой мы пользуемся уже на протяжении многих
лет, сообщила нам о том, что груз не прибудет на наш склад раньше чем в начале
следующей недели, не ранее [дата]. В
связи с длительными сроками не поставки товара на склад, мы сообщаем, что всем
покупателям, внесшим предоплату и не готовым более ожидать поставки, мы готовы
вернуть денежные средства. Тем же клиентам, кто, не смотря на задержку,
все-таки не изменит своего решения, мы, в качестве компенсации, будем прилагать
к заказанному оборудованию подарок. Подарок - в компенсацию времени ожидания
будет непосредственно обсуждаться с каждым клиентом и учитывать пожелания
клиента. Еще
раз приносим свои извинения.
С
уважением, [Ваше имя]
Практическая
работа №3«Составление анкеты для сбора информации при проведении опроса»
Структурные
элементы анкеты для проведения опроса и их содержание
ВВОДНАЯ
ЧАСТЬ
Содержит
приветствие, обращение к респонденту, объяснение целей исследования, краткую
характеристику объекта исследования и организации, его проводящей и т.д.
|
КОНТАКТНЫЕ
ВОПРОСЫ
Используются
вопросы, позволяющие установить контакт с респондентом, привлечь его к
дальнейшему заполнению анкеты, расположить к откровенным ответам. Здесь же
могут использоваться вопросы-фильтры, позволяющие отсеять неосведомленных,
некомпетентных респондентов, мнение которых не надо учитывать при обработке
результатов.
|
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
Содержит
вопросы, направленные на раскрытие основной темы исследования и значимых для
проводимого опроса моментов. Как правило, состоит из трех блоков:
1. Базовая
информация, позволяющая раскрыть основную тему исследования.
2.
Классификационная информация, отражающая социально-демографические, психологические
и другие характеристики.
3.
Идентификационная информация, содержащая фамилию, имя, адрес, телефон
респондента и т.д.
|
КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ
Размещаются
вопросы, позволяющие определить достоверность ответов, их искренность и
точность. Это вопросы, повторяющие смысл уже заданных ранее в анкете, но
сформулированных иным образом.
|
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
Содержит
благодарственные слова в адрес респондента, контактную информацию
исследователя и т.д.
|
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Меня
зовут _____________, Я представляю социологический центр изучения общественного
мнения г.Губкина, который в интересах компании-производителя мобильных
телефонов проводит опрос покупателей. Цель
опроса – изучение предпочтений покупателей в отношении различных технических
характеристик телефонов. Просим
Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Мы
гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут
использованы только в совокупности с ответами других респондентов.
Вопрос №1 (вопрос-фильтр, закрытый вопрос).
Пользуетесь ли Вы сотовым телефоном?
1) Да
2) НЕТ (закончить интервью)
Вопрос №2 (содержательный
вопрос анкеты). Какой
марки Ваш сотовый телефон? (если у Вас больше одного сотового телефона,
подчеркните несколько торговых марок или напишите)
Nokia,
модель_________________
Philips,
модель________________
Samsung,
модель______________
LG,
модель___________________
HTC,
модель _________________
Другая
марка (напишите марку и модель)_______
Вопрос №3 (вопрос-фильтр).
Когда Вами была совершена последняя покупка сотового телефона?
1)
2012 г.; 2) 2010 г.;
3) 2011
г.; 4) 2009 г.;
5) (если в 2008 году или ранее, то в
совокупности с выбором варианта ответа №2 «нет» на следующий вопрос - интервью
прекращается !!!)
Вопрос №4 (пример дихотомического вопроса анкеты). Планируете
ли Вы в ближайшей перспективе (в нынешнем или следующем году) покупку нового
сотового телефона?
1)
Да 2) Нет
Вопрос №5 (пример полузакрытого
вопроса анкеты). Укажите,
какими из перечисленных марок телефонов Вы владели?
Nokia
Philips
Samsung
LG
HTC
Другие:____________________________________
Практическая
работа №4 «Составления поздравительной телеграммы»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слов
|
П л а т а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П Е Р Е Д А Ч А
|
|
руб.
|
коп.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принял
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Катерегории
и отметки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
особого
вида
|
|
|
|
УВЕДОМЛЕНИЕ ТЕЛЕГРАФОМ
|
|
|
|
|
|
|
Куда,
кому
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия
и адрес отправителя
|
|
|
|
|
(не
оплачивается и по связям
|
|
|
|
|
не
передается)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слов
|
П л а т а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П Е Р Е Д А Ч А
|
|
руб.
|
коп.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принял
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Катерегории
и отметки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
особого
вида
|
|
|
|
УВЕДОМЛЕНИЕ
ТЕЛЕГРАФОМ
|
|
|
|
|
|
|
Куда,
кому
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия
и адрес отправителя
|
|
|
|
|
(не
оплачивается и по связям
|
|
|
|
|
не
передается)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-методические средства обучения
Интернет-источники
1. http://www.feb-web.ru -
Литературная энциклопедия.
2. http://www.lib/lseptember.ru - Школьная стенгазета и издательские
технологии в школе.
3. http://www.designclub.com.ua - Зарисовка.
4. http://www.rusyaz.ru - Справочная
служба русского языка.
5. http://1001.vdv.ru - «Учимся
говорить публично».
6. http://bberezka.ur.ru - «Вёрстка».
7. http://image002.ru -
«Международный пресс-клуб».
8. http://italingua.ru - «История
журналистики русской».
9. http://jf.pu.ru - «Заголовок
на газетной полосе».
10. http://linguistiss.referat.ws - «Ляпалиссиады».
11. http://mec.tgl.ru -
«Организация школьной газеты».
12. http://rost.websib.ru - «Лига
начинающих журналистов».
13. http://sigieja.narod.ru - «Учебный словарь стилистических терминов».
14. http://venec.ulstu.ru - О
журналистике.
15. http://www.atlant.ru -
«Виртуальная пресса».
16. http://www.imir2005.nm.ru - «Полиграфические термины»
17. http://www.karavan.tver.ru - «Основы газетного стиля, дизайн».
18. http://www.kvartal.websib.ru - О шрифтах.
19. http://www.spic-centre.ru - «Средства массовой информации».
20. http://www.yunikor.narod.ru - «Интернет-портал юных журналистов».
21. http://www.booksite.ruhttp://www.culture-referat.ru - Эстетика печатной полосы и современное состояние газетного
дизайна.
22. http://www.lingvistu.ru) -
Заметка.
Для учителя:
1.
Ампилов. В.
А. Современный газетный очерк [Текст] / В. А.
Ам-пилов. - Минск, 1972.
2.
Антонов, В.
И. Информационные жанры газетной публицистики
[Текст] / В. И. Антонов. - Саратов, 1996.
3.
Белобородое,
Н. В. Социальные творческие проекты в школе
[Текст]: практическое пособие / Н. В. Белобородое. - М. : АРКТИ, 2006. -168 с.
- (Школьное образование). - С. 77-86, глава «Школьная газета и её роль».
4.
Ворошилов,
В. И. История журналистики в России [Текст] :
конспект лекций / В. И. Ворошилов. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
5.
Гвоздев, Л.
3. Журналистика: инструментарий, навыки,
техника безопасности [Текст]: учебное пособие / Л. 3. Гвоздев. - М., 1999.
6.
Гринина-Земскова,
А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы
[Текст] / А. М. Гринина-Земскова. - Волгоград : Учитель, 2003. - 120 с.
7.
Журбина, Е.
И. Теория и практика художественно-публицистических
жанров [Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.
8.
Коханова, Л.
А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама
[Текст] : учебное пособие / Л. А. Коханова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -
383 с. - (Серия «Медиаобразование»).
9.
Львова, С.
И. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой
этике] [Текст] : пособие для учащихся / С. И. Львова. - 3-е изд., стереотип. -
М. : Дрофа, 2006. - 202, [6] с.: ил. - (Серия «Познавательно! Занимательно!»).
10.
Спирина, Н.
А. Журналистика в школе [Текст]:
экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений / сост. Н. А. Спирина. - Ленинск -Кузнецкий
: Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. - 53 с.
11.
Шостак, М.
И. Журналист и его произведение [Текст] /
М. И. Шостак.-М., 1998.
Для обучающихся:
1.
Аверичев,
Ю. П. Школьникам о выборе профессии [Текст] :
спра-
вочная кн. для уч-ся 8 классов / Ю. П. Аверичев, А. Б. Дмитриев, А. В. Ко-
валёв, А. В. Щеглов. - М. : Государственное учебно-педагогическое изда-
тельство Министерства просвещения РСФСР, 1963. - 98 с.
2.
Балакай, А.
Г. Толковый словарь русского речевого этикета
[Текст] / А. Г. Балакай. - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство
АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 681 с.
3.
Владимирцев,
В. П. Газетная зарисовка [Текст] / В. П.
Владимирцев. - Иркутск: Изд-во Иркутского ин-та, 2002.
4.
Горбачевич,
К. С. Словарь эпитетов русского литературного
языка [Текст] / К. С. Горбачевич. - СПб.: Норинт, 2002. - 224 с.
5.
Горбунова,
Е. Первая подсказка для юных коллег юнкоров
[Электронный ресурс] / Е. Горбунова, С. Грушевский (с портала Юнпресс).
6.
Грабельников,
А. А. Работа журналиста в прессе [Текст] / А. А.
Грабельников. - М., 2001.
7.
Каленчук,
М. Л. Словарь трудностей русского произношения
[Текст] / М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина. - М.: Русский язык, 1997. - 468 с.
8.
Семенюк, А.
А. Лексические трудности русского языка
[Текст ]
словарь-справочник / А. А. Семенюк [и др.]. - М.: Русский язык, 1994
586 с. - (Малая библиотека словарей русского языка).
9.
Лепилкина,
О. И. Азбука журналистики [Текст]: учебное
пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О. И. Лепилкина,
Е. Ю. Умнова, А. Е. Зимин, И. А. Горюнова. – М.: Вентана - Гри; 2006.-272 с.
:ил.
10.
Максимова,
В. Русский язык и культура речи [Текст] / В.
Максимова. - М.: Гардарики, 2000.
11.
Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты
(незабываемые правила для интервьюера) [Текст] / А. Муратов // Профессия
журналист. - 2000.-№9.
12.
Ожегов, С.
И. Словарь русского языка [Текст] / С. И.
Ожегов. -М., 1986. Розенталь,
Д. Э. Справочник
лингвистических терминов [Текст]: пособие для учителя / Д. Э. Розенталь, М. А.
Теленкова. - М.: Просвещение, 1972. - 495 с. - (Методическая библиотека
школы).
13.
Шанский, Н.
М. Краткий этимологический словарь русского
языка [Текст] : пособие для учителей / Н. М. Шанский ; под ред. чл.-кор. АН
СССР С. Г. Бархударова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 543
с.
14.
Школьный словарь образования слов русского языка
[Текст] / М. Г. Баранов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 384 с.
15.
Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст] /
сост. В. Новиков. - М.: Просвещение, 1987. - 435 с.
16.
Этимологический словарь русского языка для школьников
[Текст] / сост. М. Э. Рут. - Екатеринбург: У - Фактория, 2004. - 432 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.