Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по русскому языку 1 класс.

Рабочая программа по русскому языку 1 класс.

Скачать материал

                                                                           Пояснительная записка

 

       Рабочая программа по русскому языку для 1 класса   составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по обучению письму В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько и авторской программы по русскому языку   В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой.

 

Общая характеристика курса

          Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

          Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

      Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Индивидуализация учебного процесса

Основные этапы работы:

1.   Разработка учителем   планирования учебного материала.

2.   Составление плана  для ученика.

3.   Консультация для родителей.

4.   Запуск темы (фронтально, в группе, в паре).

5.   Индивидуальная работа учителя с детьми, консультативная помощь.

6.   Самостоятельная работа учащихся, взаимопомощь, взаимопроверка.

7.   Предварительный контроль, коррекция, индивидуальная работа при необходимости.

8.   Итоговый зачет.(проверочная работа,тест)

9.   Переход к изучению нового  материала.

При такой организации обучения  у детей вырабатывается высокая работоспособность и самостоятельность, они постоянно заняты, могут регулировать объем классной   работы. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам,  разработкой систем заданий различного уровня трудности и объёма, систем мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.

Связь уроков русского языка  с внеурочной  деятельностью,  проектированием.

Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение ребусов, шарад, кроссвордов, тематические праздники, викторины, конкурсы, проектирование, экскурсии, игровые занятия, беседы, конкурсы, выставки.

Их целью является развитие метапредметных способностей обучающихся: развитие  воображения, фантазии, художественного вкуса; расширение методов познания окружающей действительности; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему  миру.

      Введение интегрированных уроков (путешествия, тренинги, проекты)  при взаимодействии работы учителя со школьным психологом, библиотекарем,  работа над проектом.

      Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.  Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

 

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется   В 1 классе165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте  и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

 

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты

 

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты

 

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 

Предметные результаты

 

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

Содержание курса

Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение ос­новной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овла­дение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правиль­ной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержа­щейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове удар­ных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих со­гласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твёрдый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Уда­рение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русско­го литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфа­вита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение ко­торых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с по­мощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Синтаксис. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси­тельные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невос­клицательные (без ввода терминов).

 

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование раз­ных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

  сочетания чк, чн, чт, нч, щи и др.;

  перенос слов;

  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  проверяемые безударные гласные в корне слова;

  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непро­веряемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

  раздельное написание предлогов с именами существительными;

•       знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит обще­
ние?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, под­держать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологиче­ское высказывание на определённую тему.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка пред­ложений и частей текста (абзацев).

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 1. Горецкий, В. Г. Прописи : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2013.

2.Канакина, В. П. Русский язык / В. П. Канакина [и др.] // Сборник рабочих программ «Шко­ла России». \-А классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.

3.Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1-1 классы. Предметная линия учебни­ков «Школа России» : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Федеральный государственный образовательный стандарт) / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина. - М. : Просвещение, 2011.

4.Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Ка­накина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2013.

5.Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2013

        1.Информационно-коммуникативные средства.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 1 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М: Образование-Медиа, 2011). (CD)

2.Наглядные пособия.

1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2.     Наборы предметных (сюжетных) картинок.

3.      Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов.

3.Материально-технические средства.

 

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

2.      Компьютерная техника.

3.      Интерактивная доска.

4.      Видео проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе

№ п/п

  Тема

 

      Дата

Содержание                  

 

  

Планируемые результаты

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке 

 

Предметные

 результаты

 Метапредметные

Личностные результаты

Основные виды деятельности учащихся

план

факт

                                                                                                                      Наша речь 2 часа

 

1

Наша речь

 

 

Знакомство с азбукой. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. Предложение. Предмет и слово

Узнают: о значении речи и языка в жизни людей

Научатся: высказываться о значении языка и речи в жизни людей, оценивать свои результаты

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»

Объяснение.       Списывание с заданием. Грамматический разбор      

Беседа.                  Наблюдения.

 

 

2

Речь устная и письменная

 

 

Правила поведения на уроке. Правила работы в группе.

Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

 

 

 

Узнают: понятия речь  устная и письменная

Научатся: распознавать устную и письменную речь

Регулятивные: уметь действовать по плану

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

 

Текст, предложение, диалог   3 часа

 

3

Текст и предложение

 

 

Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

 

Узнают: о тексте и предложении, познакомятся с функцией предложения

Научатся: распознавать текст, отдельные предложения, выделять предложения из текста

               Регулятивные: уметь действовать по плану

               Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию в учебнике, анализировать её содержание. Писать слова в предложении раздельно.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

 

Орфограф. подготовка Списывание с заданием. Грамматический разбор

 

4

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. 

 

 

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении.

 

 

Узнают, что предложение выражает законченную мысль

Научатся: каллиграфически правильно писать изученные буквы

 

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

Списывание с заданием. Грамматический разбор.

Работа по учебнику. Беседа.                  Наблюдения

 

5

Диалог.  Знаки препинания в конце предложения

 

 

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки

 

Узнают, что слова в предложении связаны по смыслу и форме

Научатся: вычленять слова из предложения, правильно списывать слова и предложения

Регулятивные: уметь действовать по плану

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Работа с учебником Списывание с заданием. Грамматический разбор.

 

Слова, слова, слова … 4 часа

 

6

Роль слов в речи

 

 

Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи.

Составление текста по рисунку и опорным словам.

 

Узнают: о роли слов в речи

Научатся: составлять текст по опорным словам

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи,

Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов,

Работа с учебником

 

7

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов

 

 

Опыт в различии слов, обозначающих предметы и явления, признак предметов и действия предметов по лексическому значению и вопросам.

Научатся: различать слова, называющие предмет и его действие, называть слова, обозначающие признаки предметов

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи

Познавательные: использовать общие приемы задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдение Объяснение. Списывание с заданием, комментирование

 

8

«Вежливые» слова

 

 

Тематические группы слов.

Слова –названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?.

Научатся: употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи

Познавательные: использовать общие приемы задач

Коммуникативные: ставить вопросы, соблюдать правила этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам. работа Комментированное письмо

 

9

Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова

 

 

Первое представление о однозначных и многозначных словах.

Научатся: распознавать однозначные и многозначные слова, близкие и противоположные

Регулятивные: уметь действовать по плану

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире

Сам.  работа Беседа.                  Наблюдения Объяснение Списывание с заданием, комментирование

 

Слово и слог. Ударение 6 часов

 

 

10

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

 

 

     Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги

Научатся: распознавать слова и слоги, определять количество слогов в слове

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк)

Переносить слова по слогам.

Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.

Работа с учебником Объяснение Списывание с заданием, комментирование

 

 

11

Деление слов на слоги.

 

 

Слово и слог.

Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.

 

 

Узнают, что слог образует гласный звук

Научатся: делить слова на слоги, распознавать односложные, двусложные и трехсложные слова, писать изученные слова с непроверяемым написаниями

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Списывание с заданием. Грамматический разбор

 

 

12-13

Перенос слов.  Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

 

 

Правила переноса слов с одной строки на другую.

Упражнения в переносе слов.

 

 

 

Узнают правила переноса слов с одной строки на другую

Научатся: делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую, выполнять фонетический разбор слов

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам. работа

Работа с учебником

 

 

14-15

Ударение (общее представление).  Ударные и безударные слоги.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

 

 

Способы выделения ударения.

Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги.

Работа с «Орфоэпическим словарем

Научатся: различать ударные и безударные гласные, определять ударный гласный в слове, выделять ударные и безударные гласные, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи

Работа с учебником Объяснение Списывание с заданием, комментирование

 

Звуки и буквы   34 часа

 

 

16

Звуки и буквы

 

 

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

 

Узнают отличительные признаки звуков и букв

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее в слово написанное

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

 

Наблюдение  Объяснение. Списывание с заданием. Грамматический разбор

 

 

17

Звуки и буквы.

 

 

Условные обозначения звуков.

 

Узнают отличительные признаки звуков и букв

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее в слово написанное

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

 

 

18

Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

 

 

Знакомство  детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей

Научатся: применять знание алфавита, пользоваться словарями

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи

Познавательные: использовать общие приемы задач

Коммуникативные: ставить вопросы, соблюдать правила этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Применять знание алфавита при пользовании словарями.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

 Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны слóн, трáва трáвы).

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.

Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.

Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений,

определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова

Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега).

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Сам.  работа Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти

 

 

 

19

Использование алфавита при работе со словарями.

 

 

Алфавит. Алфавитный порядок слов.

Научатся: применять знание алфавита, пользоваться словарями, применять знания алфавита при выполнении практических заданий

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

 

20

Гласные звуки и буквы

 

 

Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.

 

  с. 58-59

Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков

Научатся: правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

 

 

21

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. 

 

 

Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков.

 

  с. 61

Научатся: распознавать йотированные гласные в начале слова и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результат наблюдений

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

Наблюдение  Объяснение. Списывание с заданием. Грамматический разбор

Работа с учебником

 

 

 

22

Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.

 

 

Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков.

Словарь иностранных слов.

 

Учебник с. 61-62

Научатся: объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, обозначать гласные звуки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

 

Мотивация учебной деятельности

 

 

23

Произношение ударного и безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. 

 

 

             Знакомство с памяткой №2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

 

Учебник с. 63-65

Научатся: различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Мотивация учебной деятельности

 

 

24

Особенности проверяемых и проверочных слов.

 

 

             Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

 

Узнают правила подбора проверочного слова

Научатся: определять ударные и безударные гласные звуки в слове, распознавать проверочные и проверяемые слова

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Наблюдения   Объяснение. Списывание с заданием, комментирование

 

 

25-26

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

 

 

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

Планирование учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова

Научатся: распознавать проверочные и проверяемые слова, оценивать свою работу

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения   Объяснение   Списывание с заданием, комментирование

 

 

27

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука

 

 

 

             Наблюдение над словами, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук, проверить нельзя.

 

Узнают слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука

Научатся: подбирать проверочные слова, оценивать свою работу

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

 

28

Согласные звуки и буквы

 

 

наблюдение над образованием согласных звуков, правильное произношениесогласных звуков.

Узнают основные признаки согласных звуков и букв, записывать слова, диктуя их себе по слогам

Научатся: распознавать гласные и согласные звуки,  различать в слове согласные звуки по их признакам

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа с учебником НаблюденияОбъяснения. Списывание с заданием, комментирование

 

 

29

Слова с удвоенными согласными.

 

 

Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Перенос слов с удвоенными согласными.

 

Узнают слова с удвоенными согласными и способами их переноса

Научатся: переносить слова с удвоенными согласными

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова. Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

 

 

 

 

 

30

Буквы Й и И Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

 

 

воспроизвести знания о звуках [й]и[ и]; учить умению различать согласный звук [й] («и краткое»)и гласный звук и, обозначать эти звуки буквами

Узнают особенности звука [й] и буквы й

Научатся: делить слова со звуком [й] на слоги, распознавать гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам.  работа Объяснения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти

 

 

 

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки

 

 

Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков.

Смыслоразличительная роль согласных звуков.

 

Научатся: распознавать в слове мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки, соотносить звуковые обозначения со словами

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдения  Объяснение

Работа с учебником

 

 

32-33

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

 

 

Дифференцирование  твердых и мягких согласных звуков, объяснение, как обозначена на письме их мягкость.

 

Узнают парные непарные согласные, звонкие и глухие согласные

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, применять на практике правило о проверке слов с парными  звонкими –глухими согласными на конце слов

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Объяснение. Списывание с заданием, комментирование

 Работа с учебником

 

 

 

 

34

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком

 

 

 роль буквы «мягкий звук» (ь) в словах (уголь, угольки). Сопоставлять значение и написание слов типа шесть-шест.

Узнают о способах обозначения мягкости согласных

Научатся: различать согласные по твердости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Наблюдения   Объяснение

 

 

35

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком

 

 

 роль мягкого знака (ь) в слове;

находить слова с мягким знаком, проводить элементарный звуко-буквенный разбор, соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день; объяснять расхождения звуков и букв в этих словах.

Научатся: обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком, переносить слова с мягким знаком

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдения  Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

 

 

 

36

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

 

 

Совершенство

вать умение обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком (ь).

 

Научатся: обозначать мягкость согласного звука на письме, составлять текст из предложений

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Наблюдения   Объяснения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

 

 

37

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

 

 

наблюдать над особенностями глухих и звонких согласных.

Дифференцировать глухие и звонкие согласные по звучанию.

 

Научатся: определять звонкие и глухие согласные звуки в словах и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результат наблюдений

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения Объяснение Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

 

 

 

38

Парные глухие и звонкие согласные звуки

 

 

работать с рубрикой

«Страничка для любознательных». Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

 

Узнают парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа с учебником Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

 

 

 

39

Обозначение парных  звонких и глухих согласных звуков на конце слов

 

 

Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных (общее представление).

 

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, распознавать проверочные и проверяемые слова

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения    Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти

 

 

40

Правописание парных согласных звуков на конце слов

 

 

             Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Планирование учебных действий при выборе проверочного слова путем изменения формы слова.

 

 

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, подбирать проверочные слова

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Наблюдения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти

 

 

 

41

Правописание парных согласных звуков на конце слов

 

 

Наблюдение над единообразием написанием буквы парного по глухости-звонкости согласного звука в одинаковой части (корне)

Однокоренных слов и форм одного и того же слова. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, выбор из текста части, соответствующей данным рисункам.

 

 

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, подбирать проверочные слова, соотносить произношение и написание парного звонкого согласного на конце слова

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

 

 

42

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»

 

 

Шипящие согласные звуки. Непарные твердые ([ш]-[ж]) и непарные мягкие шипящие ([ч]-[щ]).звуки.

Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. создавать со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект; развитие познавательной и творческой активности; формирование коммуникативных способностей и умений вести диалог; воспитание интереса к изучению скороговорок; любознательность и пытливость в процессе обучения.

 

 

Узнают шипящие согласные звуки в словах

Научатся: правильно произносить шипящие согласные звуки, различать шипящие согласные звуки в словах

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа по учебнику Проект

 

 

43,44

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

 

 

 

 Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт.

Произношение слов с буквосочетанием с чн и чт в соответствии с нормами литературного произношения.

Работа с «Орфоэпическим словарем».

 

Узнают правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч

Научатся: правильно произносить и писать слова с сочетаниями чк, чн, чт, нч выделять в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Сам.  работа Объяснения Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти

 

 

 

45

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

 

 

 

             находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.Распределять слова по группам.

 

Узнают правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Научатся: правильно произносить и писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выделять в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

Работа с учебником Списывание с заданием, комментирование

 

 

 

46

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу

 

 

находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Писать слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.

 

Узнают правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Научатся: правильно произносить и писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выделять в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

Регулятивные: формировать  умение работать в группе

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Работа с учебником Сам.  работа Списывание с заданием, комментирование

Наблюдения.   

Работа по учебнику

 

 

 

47

Заглавная буква в словах

 

 

уточнение и обобщение знаний детей о написании слов с заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, именах персонажей сказки.

Узнают, что имена собственные пишутся с заглавной буквы

Научатся: распознавать имена собственные, писать имена собственные с заглавной буквы

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа с учебником Сам.  работа  Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти

 

 

48

Итоговая контрольная работа

 

 

Контроль  знаний

Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, соблюдать простейшие нормы этикета

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

 

 

49

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

 

 

Создание собственной иллюстративной и текстовой информации о любимой сказке. Участие  в ее презентации.

 

Научатся: подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

Работа по учебнику Проект: «Сказочная страничка»

 

 

Повторение 1 час

 

 

50

Повторение изученного материала

 

 

развитие познавательной и творческой активности

Научатся: применять полученные знания на практике

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные: ставить  вопросы, обращаться за помощью

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и

 

Работа с учебником Сам.  работа  Списывание с заданием, комментирование

Работа по учебнику

Письмо по памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку 1 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развёрнутое тематическое планирование по русскому  языку для 1 класса.Учебно методический комплект " Школа России" 

       Рабочая программа по русскому языку для 1 класса   составлена на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по обучению письму В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько и авторской программы по русскому языку   В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 462
    • DOCX 75.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Борисенко Наталия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7153
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе