Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
№3 с.Толбазы
муниципального района Аургазинский
район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
геометрии для 9 класса
(базовый
уровень)
на
2013-2014 учебный год
учителя
математики
Яковлевой
Зинаиды Семеновны
с.Толбазы, 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по геометрии разработана с учетом требований федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ПРИКАЗ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от
19.10.2009) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ») в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ№3
с.Толбазы , на основе примерной программы по геометрии 7–9 кл. (авторы Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А.
Бурмистрова – М: «Просвещение»,2011.
Рабочая
программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных
учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2011.
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №3
с.Толбазы на изучение предмета «Геометрия» в 9 классе отведено 2 часа в
неделю, 66 часов в год.
Цели:
• формирование
представлений о математике как об универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
• развитие логического
мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности
мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а
также последующего обучения в высшей школе;
• овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для
изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения
образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
• воспитание средствами
математики культуры личности, понимания значимости математики для
научно-технического прогресса; воспитание отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики,
эволюцией математических идей.
Задачи:
ñ
приобретение математических знаний и умений;
ñ
овладение обобщенными способами мыслительной,
творческой деятельности;
ñ
освоение компетенций: учебно-познавательной,
коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития.
Содержание предмета
1. Повторение. Многоугольники. Площади многоугольников. Подобные треугольники.
Окружность
2. Векторы.Понятие
вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение
векторов.
3. Метод координат.Координаты вектора. Простейшие задачи в
координатах. Уравнения окружности и прямой
4.Соотношение между
сторонами и углами треугольника. Синус, косинус и
тангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное
произведение векторов
5. Длина окружности и
площадь круга. Правильные многоугольники. Длина
окружности и площадь круга
6 Движение. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот. Многогранники. Тела и
поверхности вращения
7. Об аксиомах
планиметрии. Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии
геометрии
8. Итоговое
повторение. - 7 часов
Учебно-тематический план
Разделы
|
Количество часов
|
Повторение
|
2
|
Векторы
|
10
|
Метод координат
|
10
|
Соотношение между сторонами и углами треугольника
|
14
|
Длина окружности и площадь круга
|
12
|
Движения
|
9
|
Об аксиомах планиметрии
|
2
|
Итоговое повторение
|
7
|
Всего
|
66
|
Требования к уровню подготовки
учащихся.
В результате
изучения геометрии ученик должен:
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры
доказательств; существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов; как
используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач; как математически
определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры
такого описания; как потребности практики привели математическую науку к
необходимости расширения понятия числа; вероятностный характер многих
закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и
выводов;
каким образом геометрия
возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и
утверждений о них, важных для практики; смысл идеализации, позволяющей решать
задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок,
возникающих при идеализации.
сформировать умение: пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего
мира;
распознавать
геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические
фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные
пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и
развертки пространственных тел; вычислять значения геометрических величин
(длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных,
дуг окружности; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур
и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический
аппарат;
проводить доказательные
рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая
возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в
пространстве;
использовать
приобретенные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни
для:
описания реальных ситуаций
на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения практических задач,
связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости
справочники и технические средства);
построений геометрическими
инструментами (линейка, уголь ник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематический план
№
|
Содержание
|
Количество
часов по
|
Дата
|
разд
|
теме
|
план.
|
факт.
|
I
четверть (18 часов)
|
|
Вводное повторение
|
2
|
|
|
|
1
|
Многоугольники. Площади многоугольников
|
|
1
|
|
|
2
|
Подобные треугольники. Окружность
|
|
1
|
|
|
|
Векторы
|
10
|
|
|
|
3
|
Понятие вектора. Равенство векторов
|
|
1
|
|
|
4
|
Откладывание вектора от данной точки
|
|
1
|
|
|
5
|
Сумма двух векторов. Правило параллелограмма
|
|
1
|
|
|
6
|
Сумма нескольких векторов
|
|
1
|
|
|
7
|
Вычитание векторов
|
|
1
|
|
|
8
|
Умножение вектора на число
|
|
1
|
|
|
9
|
Решение задач на применение свойств умножения вектора на число
|
|
1
|
|
|
10
|
Применение векторов к решению задач
|
|
1
|
|
|
11
|
Средняя линия трапеции
|
|
1
|
|
|
12
|
К.Р.№1 № «Векторы»
|
|
1
|
|
|
|
Метод координат
|
10
|
|
|
|
13
|
Разложение по двум неколлинеарным векторам
|
|
1
|
|
|
14
|
Координаты вектора
|
|
1
|
|
|
15
|
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца
|
|
1
|
|
|
16
|
Простейшие задачи в координатах
|
|
1
|
|
|
17
|
Решение задач методом координат
|
|
1
|
|
|
18
|
Уравнение окружности
|
|
1
|
|
|
II
четверть (15часов)
|
19
|
Уравнение прямой
|
|
1
|
|
|
20
|
Уравнение окружности и прямой
|
|
1
|
|
|
21
|
Метод координат при решении задач
|
|
1
|
|
|
22
|
К.Р.№ 2 «Метод координат
|
|
1
|
|
|
|
Соотношение между сторонами и углами треугольника
|
14
|
|
|
|
23
|
Синус, косинус и тангенс угла
|
|
1
|
|
|
24
|
Формулы для вычисления координат
|
|
1
|
|
|
25
|
Решение задач на вычисление координат
|
|
1
|
|
|
26
|
Теорема о площади треугольника
|
|
1
|
|
|
27
|
Теорема синусов и косинусов
|
|
1
|
|
|
28
|
Решение треугольников
|
|
1
|
|
|
29
|
Решение задач на решение треугольников
|
|
1
|
|
|
30
|
Измерительные работы
|
|
1
|
|
|
31
|
Решение задач на применение
теорем
|
|
1
|
|
|
32
|
Скалярное произведение векторов
|
|
1
|
|
|
33
|
Скалярное произведение в
координатах
|
|
1
|
|
|
III четверть (20 часов)
|
34
|
Применение скалярного
произведения векторов
|
|
1
|
|
|
35
|
Решение задач.
|
|
1
|
|
|
36
|
К.Р.№3 «Соотношение в
треугольнике»
|
|
1
|
|
|
|
Длина окружности и площадь круга
|
12
|
|
|
|
37
|
Правильный многоугольник
|
|
1
|
|
|
38
|
Вписанная и описанная окружности
|
|
1
|
|
|
39
|
Формулы для вычисления площади
правильного многоугольника
|
|
1
|
|
|
40
|
Правильный многоугольник .Решение
задач
|
|
1
|
|
|
41
|
Построение правильных
многоугольников
|
|
1
|
|
|
42
|
Длина окружности
|
|
1
|
|
|
43
|
Решение задач на применение
формул
|
|
1
|
|
|
44
|
Площадь круга и кругового сектора
|
|
1
|
|
|
45
|
Применение формул для вычисления площади
круга
|
|
1
|
|
|
46
|
Длина окружности площадь круга
|
|
1
|
|
|
47
|
Решение задач на применение
формул
|
|
1
|
|
|
48
|
К.Р.№4 «Длина окружности площадь
круга»
|
|
1
|
|
|
|
Движения
|
9
|
|
|
|
49
|
Отображение плоскости на себя
|
|
1
|
|
|
50
|
Осевая и центральная симметрии
|
|
1
|
|
|
51
|
Параллельный перенос
|
|
1
|
|
|
52
|
Поворот
|
|
1
|
|
|
53
|
Решение задач на движения
|
|
1
|
|
|
IV четверть (13 часов)
|
54
|
Многогранники
|
|
1
|
|
|
55
|
Объем тел
|
|
1
|
|
|
56
|
Тела и поверхности вращения
|
|
1
|
|
|
57
|
К.Р.№5 «Движения»
|
|
1
|
|
|
|
Об аксиомах геометрии.
|
2
|
|
|
|
58
|
Аксиомы планиметрии
|
|
1
|
|
|
59
|
Применение аксиом при решении
задач
|
|
1
|
|
|
|
Повторение
|
7
|
|
|
|
60
|
Начальные сведения
|
|
1
|
|
|
61
|
Параллельные прямые
|
|
1
|
|
|
62
|
Окружность
|
|
1
|
|
|
63
|
Треугольники
|
|
1
|
|
|
64
|
Многоугольники
|
|
1
|
|
|
65
|
Векторы. Метод координат
|
|
1
|
|
|
66
|
Итоговая контрольная работа
|
|
1
|
|
|
Перечень
учебно-методического обеспечения:
• Атанасян, Л. С.
Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян,
В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2011.
• Атанасян, Л. С.
Геометрия: рабочая тетрадь для 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.:
Просвещение, 2008.(электр.версия)
Нормы оценок знаний учащихся
1. Оценка письменных
контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена
полностью;
в логических
рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна
одна неточность, описка, которая не
является следствием незнания или непонимания учебного
материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования
шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки); допущены
одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах , графиках
(если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится,
если:
допущено более одной ошибки или более двух -
трех недочетов в выкладках, чертежах
графиках, но обучающийся обладаeт
обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что
обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной
мере. Отметка «1» ставится,
если:
работа показала полное отсутствие у
обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная
часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель
может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение
задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии
обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на
более сложный вопрос, предложенные обучающемуся
дополнительно после
выполнения им каких-либо других заданий.
2.0ценка устных ответов
обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если
ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником , изложил материал грамотным
языком,
точно используя математическую терминологию символику, в определенной
логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики,
сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными
примерами, применять ее в новой
ситуации при выполнении
практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных
сопутствующих тем, сформированность, устойчивость используемых при ответе
умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя,
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания
учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном
требованиям на оценку «5», при этом
имеет один из недостатков:
в изложении допущены
небольшие пробелы не исказившее математическое содержание ответа; допущены
один - два недочета
при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания
учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание
материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; ученик не справился с
применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но
выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при
достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и
навыков.
Отметка «2» ставится
в следующих
случаях:
не раскрыто основное содержание учебного
материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при
использовании математической терминологии, рисунках, чертежах или графиках, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного
материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по
изученному материалу .
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует
учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов,
правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их
измерения;
незнание наименований единиц
измерения;
неумение выделить в ответе главное; неумение
применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение
делать выводы и
обобщения;
неумение
читать и строить
графики;
неумение пользоваться
первоисточниками, учебником и
справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего
корня;
отбрасывание без объяснений одного из
них; равнозначные
им
ошибки;
вычислительные
ошибки, если они не являются
опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий,
теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия
или заменой одного - двух из этих признаков
второстепенными;
неточность графика; нерациональный
метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение
логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные
методы работы со справочной и другой
литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами
являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список литературы:
1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9
классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М:
«Просвещение»,2011.
2. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В.
Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
- Гаврилова
Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Математика.
Задачи и упражнения на готовых чертежах.Е.М.Рабинович- М: Илекса 2012г.
Интернет-ресурсы:
1. Тестирование online: 5-11 классы. – Режим доступа: http://www.informika,ru; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru.
2. http://www. school. ed. - "Российский
общеобразовательный портал".
3. http://www.school-collection.edu.ru. Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. http:// www.it-n.ru. "Сеть творческих учителей"
5. http://www.festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.